Дидактические пособия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Дидактическое пособие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_posobiya_po_rechevomu_razvitiyu_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 27.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические пособия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста
«Волшебные бусы»
Цель: формирование звуковой культуры речи, активизация словаря.
Задачи: развивать речевой слух и фонематическое восприятие – выделять первый и последний звук в слове; развивать зрительное внимание.
Предметно-развивающая среда: карточки округлой формы в виде бусинок с предметными картинками, картинки с изображениями Принцессы и Волшебницы.
Предварительная работа:(к играм по формированию звуковой культуры речи) игры «Где звенит колокольчик?», «Какой музыкальный инструмент звучит?», «Какие звуки ты слышишь?», «Громко-тихо», «Кто говорит»; артикуляционные упражнения; постановка звуков, автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях; графические упражнения «Нарисуй картинку», «Нарисуй узор по клеточкам»; знакомство со звуками и буквами с помощью сказок.
Ход игры:
Воспитатель (логопед):
На самой опушке волшебного леса
Гуляла сказочная Принцесса
(Показывает Принцессу.)
Чудесные бусы она потеряла,
Теперь со Слугой своим собирала.
Слуга, хоть и был не высокого роста,
Но бусы найти ему было не просто.
Тут Фея лесная как раз прилетела,
(Показывает Фею.)
Принцессе помочь эта Фея хотела:
Она улыбнулась, взмахнула рукой,
И каждая бусинка стала большой.
(Показывает бусинку.)
Слуга смог те бусины быстро собрать,
Теперь же их нужно на нить нанизать.
(Раскладывает бусинки на столе.)
Но Фея сказала: «Пора мне в дорогу,
А бусы нанизывать дети помогут».
Сказав это, Фея, умчалась куда-то.
Давайте Принцессе поможем, ребята!
На бусинке каждой, как раз в серединке,
Наклеены разные чудо-картинки.
Чтоб правильно бусы смогли мы собрать,
Нам нужно подумать, картинку назвать
Красиво и чётко, желательно вслух,
Чтоб самый последний все слышали звук.
Нам выделить нужно его и узнать,
И новое слово с него начинать.
Назвали картинку старательно все вы,
Отчётливо, правильно слово звучало:
Тот звук, что последний у бусины слева,
У бусины справа он будет – начало.
Пусть Фея исчезла вдали, ну и что же:
Мы бусы нанижем, Принцессе поможем.
Воспитатель (логопед)прикрепляет сначала определённую бусинку. Дети нанизывают картинку, выделяют и определяют последний звук, после чего находят картинку, где этот звук стоит в начале слова, и прикрепляют следующую бусинку, и так до сих пор, пока все бусинки не будут «нанизаны».
Воспитатель (логопед):
Ну что ж, молодцы, вы все бусы собрали,
На тонкую ниточку их нанизали.
Но до того как Принцессе вручить,
Нам нужно слова ещё раз повторить.
(Дети проговаривают слова ещё раз, чётко выделяя первый и последний звуки.)
В шкатулочку сложим мы их аккуратно
И в сказку Принцессе отправим обратно.
А Фея, конечно, назад прилетит
И бусы в обычные вновь превратит.
«Вазы и цветы»
Цель: формирование звуковой культуры речи, активизация словаря.
Задачи: развивать фонематическое восприятие; учить подбирать звуковые схемы к картинкам и картинки к схемам.
Предметно-развивающая среда: четыре вазы из цветного картона с «узорами» в виде звуковых схем, семь цветов из цветного картона, в «сердцевине» - картинка.
Ход игры:
Воспитатель (логопед):
Дети по лесу гуляли
И букет цветов набрали.
Посмотрите-ка: цветы –
Небывалой красоты.
У цветочков в серединке –
Нарисованы картинки.
(Показывает цветы.)
Вазы – тоже непростые
Всюду – схемы звуковые.
(Расставляет вазы.)
С вами мы цветы возьмём
И по вазам разнесём.
Это, может, и несложно,
Только нужно осторожно
И, конечно же, не сразу
Брать цветы и ставить в вазу:
Картинку нужно называть
И к слову схему подбирать.
(Ребёнок берёт цветок, называет картинку и говорит, в какую вазу нужно поставить этот цветок. После этого следует работа по схеме: ребёнок называет первый звук, второй и далее, сопровождая показом изображения звуков на схеме.)
Ну что ж, вы выполнили это –
Какие яркие букеты!
Давайте мы к ним подойдём
И вновь картинки назовём.
«Внимательные глазки»
Цель: формирование звуковой культуры речи, активизация словаря.
Задачи: развивать зрительное внимание и память, мышление, наблюдательность, концентрацию внимания; развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез слов; совершенствовать навык чтения слов.
Предметно-развивающая: карточки, на которых слова записаны буквами, напоминающими изображение того предмета, о котором идёт речь (дом, аист, гусь, маяк, часы, утюг, лист, лампа, сумка, пенал, курица, сорока, яблоко, страус, фонарь, колокол, луноход, паровоз, трактор, слониха, вертолёт, пистолет, парашют, велосипед, телевизор, экскаватор, автомобиль).
Ход игры:
Воспитатель (логопед):
- Ребята предлагаю вам три карточки. На каждой карточке зашифрованное слово. Слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь. Я называю букву, с которой вы должны прочитать слово.
(Дети читают слова, показывая указкой буквы.)
Воспитатель (логопед):
Помогите мне, ребятки,
Разгадать ещё загадку.
Помогайте и смелее отвечайте:
Все слова скажите вслух,
Выделяя третий звук.
Звуки те соедините
И скорей произнесите.
(Дети выделяют новое слово по третьей букве: часы, слониха, лампа – сом.)
Логопед (воспитатель):
Что же мне ещё сказать?
Вы сумели разгадать.
Но игру продолжим мы с новыми словами,
Сами буквы вы найдите,
И слова вы все прочтите.
(Дети читают слова: утюг, колокол, трактор – юла и т.д.)
«Цепочка слов»
Цель: формирование звуковой культуры речи, активизация словаря.
Задачи: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах, расширять их словарный запас, развивать слуховое внимание, сообразительность.
Предметно-развивающая среда: звёздочки с предметными картинками (карандаш – шкаф – флажок – куст – топор – ракета – автобус – сук – ключ – чайник – кошка – абрикос – сом – мак – крокодил – лук).
Ход игры:
Воспитатель (логопед):
- Сегодня мы будем выкладывать цепочку из предметов. Наша цепочка начнётся со слова карандаш. Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того звука, каким заканчивается слово карандаш. Кто из вас найдёт предмет с таким названием у себя на картинке, присоединит свою картинку к моей и назовёт свой предмет так, чтобы чётко слышался последний звук в слове. Если вы дети найдёте два предмета, то приложит картинку тот, кто нашёл первым. А оставшуюся картинку присоедините позже, когда снова потребуется для цепочки слово с таким звуком.
(Когда будет выложена вся цепочка воспитатель (логопед) предлагает детям хором называть предметы, начиная с любого указанного, выделяя голосом первый и последний звуки в каждом слове.)
Дидактические пособия по формированию звуковой культуры речи
для детей 5 – 7 лет.
«Звуковые часы»
Цель: формирование звуковой культуры речи, активизация словаря.
Задачи: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком; развивать фонематический слух.
Предметно-развивающая среда: циферблат часов, разделённый на две половины (жёлтого и зелёного цвета), по краю циферблата в верхней и нижней части по 5 прозрачных кармашков, слева и справа макета по 4 прозрачных кармашка; в центре макета двойная стрелка; предметные картинки.
Вариант 1 (игра «Найди пару»)
Ход игры:
Воспитатель (логопед) помещает в верхнюю часть часов картинки. Остальные картинки раскладывает на столе.
Воспитатель (логопед): Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Найди пару». Наши часы поделены на две части. В верхней части размещены картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а другая – на пустой кружок внизу. На этот кружок нужно поместить картинку, которая звучит сходно с названием предмета, на который указывает верхняя стрелка.
Воспитатель (логопед): Назовите, что изображено на этой картинке?
Дети проговаривают слово (н-р: коза).
Воспитатель (логопед): Подберите сходное по звучанию слово из предложенных картинок.
Дети: коза – коса.
(Мишка – миска,
каска - маска,
дрова – трава,
удочка – уточка.)
Вариант 2 (игра «Подружи картинки»)
Цель: формирование звуковой культуры речи, активизация словаря.
Задачи: автоматизировать звук Ш; развивать логическое мышление.
Предметно-развивающая среда: циферблат часов, разделённый на две половины (жёлтого и зелёного цвета), по краю циферблата в верхней и нижней части по 5 прозрачных кармашков, слева и справа макета по 4 прозрачных кармашка; в центре макета двойная стрелка; предметные картинки.
Ход игры:
Воспитатель (логопед): Ребята, назовите картинки на верхней части часов, чётко проговаривая звуки.
Дети: Мышка, шмель, бабушка, шайба, лягушка.
Воспитатель (логопед): Назовите картинки на нижней части часов.
Дети: Кошка, шиповник, дедушка, камыш, клюшка.
Воспитатель (логопед): Подберите пару к картинке, на которую указывает верхняя стрелка. Например, что изображено на этой картинке?
Дети: Шайба.
Воспитатель (логопед): Какая картинка подходит, как вы думаете?
Дети: Клюшка.
Воспитатель (логопед): А на этой картинке что изображено?
Дети: Мышка.
Воспитатель (логопед): Подберите пару. Чётко проговаривайте слова.
Дети: Мышка – кошка.
(Дети подбирают пары и к другим картинкам.)
Воспитатель (логопед): Ребята, какой звук в словах встречается чаще?
Дети: Звук Ш.
Далее дети ещё раз проговаривают словосочетания,
выделяя звук Ш.
Шиповник и шмель.
Бабушка и дедушка.
Лягушка и камыши.
Клюшка и шайба.
Мышка и кошка.
Вариант 3 (игра «Назови первый звук»)
Цель: формирование звуковой культуры речи, активизация словаря.
Задачи: упражнять детей в выделении первого звука в слове; закрепить знания о диких животных.
Предметно-развивающая среда: циферблат часов, разделённый на две половины (жёлтого и зелёного цвета), по краю циферблата в верхней и нижней части по 5 прозрачных кармашков, слева и справа макета по 4 прозрачных кармашка; в центре макета двойная стрелка; предметные картинки по теме «Дикие животные», буквы.
Ход игры:
Воспитатель (логопед) раскладывает в верхней части часов картинки с изображением диких животных.
Воспитатель (логопед): Как можно назвать всех, кто находиться на жёлтой половинке?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель (логопед): Назовите все картинки, выделяя первый звук в слове (дети называют). Подберите букву, обозначающую этот звук, и поместите в пустой кружок, на который указывает стрелочка.
Дети: Белка – первый звук Бь, заяц – первый звук З, волк – первый звук В, лиса – первый звук Ль, медведь – первый звук Мь.
Вариант 4 (игра «Назови последний звук»)
Цель: формирование звуковой культуры речи, активизация словаря.
Задача: упражнять детей в выделении последнего звука в слове.
Предметно-развивающая среда: циферблат часов, разделённый на две половины (жёлтого и зелёного цвета), по краю циферблата в верхней и нижней части по 5 прозрачных кармашков, слева и справа макета по 4 прозрачных кармашка; в центре макета двойная стрелка; предметные картинки.
Ход игры:
Воспитатель (логопед) помещает в верхнюю часть часов картинки. Остальные картинки раскладывает в боковые кармашки.
Воспитатель (логопед): Сейчас я буду называть картинки, а вы слушайте внимательно и называйте только последний звук в слове.
Воспитатель (логопед): «Ракета» - какой последний звук?
Дети: Звук А.
Воспитатель (логопед): Найдите картинку на этот звук. Поместите картинку в кармашек, куда указывает стрелочка.
(Далее дети самостоятельно называют предмет, определяют последний звук и подбирают картинку).
«Аквариум»
Цель: формирование звуковой культуры речи, активизация словаря.
Задачи: совершенствовать умение самостоятельно производить звуковой анализ слов, согласовывать числительные с существительными; закреплять навыки количественного счёта в пределах десяти; развивать мыслительную и речевую деятельность, речевой слух.
Предметно-развивающая среда:
три плоскостных аквариума,
предметные картинки
с изображением рыбок.
Ход игры (на примере звука Ш):
Воспитатель (логопед): Ребята, я произнесу 10 слов, если звук Ш в начале слова, опускайте рыбку в первый аквариум. Во второй аквариум – если звук Ш в середине слова. В конце слова – в последний аквариум. Так вы узнаете, в каком аквариуме плавает больше рыбок.
Слова: шест, сушка, солнышко, камыш, шахматист, душ, шелест, спешить, стишок, малыш, шмель, пушка, мишка…
(Дети выполняют задание.)
Воспитатель (логопед): Сколько рыбок в первом аквариуме? Посчитайте.
Дети: В первом аквариуме четыре рыбки.
Воспитатель (логопед): Почему, вы так думаете?
Дети: Потому что четыре слова: шест, шахматист, шелест, шмель, где звук Ш стоит в начале.
Воспитатель (логопед): Сколько рыбок во втором аквариуме? Почему?
Дети: Во втором аквариуме шесть слов: сушка, солнышко, спешить, стишок, пушка, мишка, в которых звук Ш в середине.
Воспитатель (логопед): Сколько рыбок в третьем аквариуме? Почему?
Дети: В третьем аквариуме три слова: камыш, душ, малыш, в которых звук Ш в конце.
(Аналогично проводится звуковой анализ с другими звуками.)
«Прокати животных»
Цель: формирование звуковой культуры речи.
Задачи: Совершенствовать умение самостоятельно производить звуковой анализ слов; расширять и обогащать словарь по лексической теме «Домашние животные».
Предметно-развивающая среда: плоскостной паровоз с четырьмя вагонами, со звуковыми схемами под каждым окошком; картинки с изображением домашних животных.
Ход игры:
Воспитатель (логопед): Домашние животные решили покататься, но они столкнулись с определёнными трудностями. Давайте поможем им преодолеть возникшие трудности.
Перед вами вагоны со звуковыми схемами под каждым окошком и картинки с изображением домашних животных. Возьмите любую картинку, произнесите название животного, подумайте к какой схеме подходит это слово, и посадите животное в вагон соответственно схеме.
(Дети выполняют задание.)
Воспитатель (логопед): Кого вы поселили в первый вагон?
Дети: В первый вагон – кролика, потому что в этом слове шесть звуков. Первый звук К – согласный, твёрдый, глухой. Второй звук Р – согласный, твёрдый, звонкий. Третий звук О – гласный. Четвёртый звук Ль – согласный, мягкий, звонкий. Пятый звук И – гласный. Шестой звук К – согласный, твёрдый, глухой.
(Аналогично проводится звуковой анализ с другими словами.)
Список литературы:
- Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР». – СПб:
ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-РПЕСС», 2012.
- Шевченко И.Н. «Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников». – СПб.; ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-РПЕСС», 2010.
- Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения по развитию речи»: пособие для практ.работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическое пособие для речевого развития детей младшего дошкольного возраста «Книжка-малышка»
Данное дидактическое пособие, способно в игровой форме развивать у детей речь, мелкую моторику рук, внимательность, пространственное воображение, логику, мышление, самостоятельность, инициативность и ...
Интерактивная дидактическая игра по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Играем со словами"
Интерактивная дидактическая игра по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Играем со словами"Разработала воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС "Го...
Интерактивная дидактическая игра по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Помоги ёжику""
Интерактивная дидактическая игра по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Помоги ёжику"Разработала воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС "Голубые дорож...
Дидактические пособия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста
Дидактическое пособие...
Дидактические пособия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста
Предлагаю вашему вниманию Дидактические пособия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста...
Консультация для педагогов "Роль дидактических пособий в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста"
Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможнос...
Дидактическое многофункциональное пособие по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Логопаровозик"
Представленное пособие может быть использовано в коррекционно-развивающей работе педагогов и специалистов ДОО с целью развития и коррекции различных компонентов речевого и познавательного развития дет...