Консультация для воспитателей
консультация по развитию речи (средняя группа)
Развивающий диалог как средство развития речи дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchiy_dialog.docx | 16.6 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развивающий диалог как средство развития речи дошкольников»
Развивающий диалог, как средство развития речи дошкольников.
Первоначальная функция речи- коммуникативная. Речь, есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания.
Лев Семенович Выготский
И тут на помощь воспитателям приходят нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. И одной из таких технологий является технология «Развивающий диалог».
В диалоге воспитатель не является тем, кто обучает. Развивающий диалог основан на свободном общении, дети предстают, как равноправные участники, как собеседники, сотрудники. Ребёнок и взрослый находятся в динамичной позиции («ищу, пробую, не удовлетворяюсь, продолжаю поиск»)
Таким образом, основная цель развивающего диалога — помочь развитию творческого, продуктивного, диалектического мышления.
Существуют несколько задач развивающего диалога:
- Развивать умения понимать разнообразные инициативные обращения (сообщение, вопросы, побуждения);
- Учить детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях; задавать вопросы; побуждать партнѐра по общению к совместной деятельности;
- Формировать у детей умение пользоваться интонацией, мимикой, жестами;
- Развивать умение следовать правилам ведения диалога.
Обучение детей началам развивающего диалога включает в себя несколько этапов:
- создание проблемных ситуаций;
- постановка проблемных вопросов;
- работа с правилами;
- круги доверия (работа в парах, мини группах).
В ходе создания проблемных ситуаций главным является введение детей в проблемно-противоречивую ситуацию, которая стимулирует дошкольников выдвигать свои версии и обосновывать их, искать новые доказательства.
Существует алгоритм ведения проблемных ситуаций:
- Задаётся проблемный вопрос? ( Как вы думаете? Как вы считаете?)
- Выдвигаются версии детей с обоснованием;
- Педагог приводит контраргументы (противоположное мнение) для каждой версии
- Возвращаются к проблемному вопросу( ситуации) и обосновывают сосуществование двух версий.
В ходе этого этапа педагог фиксирует мнения детей (ЗА и ПРОТИВ) для наблюдения за мыслительными действиями дошкольников. Ведь каждый ребёнок со своим диалектическим мышлением.
Существуют вопросы следующего характера:
- Субъективный (Что вы думаете об этом?)
- Уточняющий (Верно ли?)
- Почемучкин (Объясните, почему?)
- Оценочный (Что хорошего? Что плохого? В чём различие?)
- Воображаемый (Что было бы если? Предположите, что будет, если)
Ещё одним из этапов развивающего диалога является работа с правилами. Ведение диалога не возможно без культурных норм, правил.
Правила возникают на основе разных ситуаций и обсуждаются с детьми. Дошкольники задают проблемные вопросы, высказывают свои мнения, и в ходе детских обсуждений рождается правило. Ребёнку предоставляется выбор в фиксации правил (пиктограмма, предметная картинка в цвете и т.д).
Таким образом, на основе правил, дети учатся рассуждать, доказывать, развивается самостоятельность и саморегуляция.
Ну и как ни сказать про круги доверия (утренний круг, вечерний круг и круг доверия), которые направлены на взаимодействие детей друг с другом в процессе обмена информацией.
Технологию «Развивающий диалог» мы начинаем использовать с 4 лет.
Как начнешь день, так его и проведешь! Утро радостных встреч помогает обеспечить возможности конструктивного, позновательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми.
После теоретической части было проведено практическое занятие на примере утреннего круга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...