Открытое занятие по развитию речи. Старшая гр.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Королева Светлана Анатольевна

Открытое занятие по развитию речи. Старшая гр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovoe_zanyatie_po_razvitiyu_rechi_starsh.gr_.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 48 «Ручеёк»

_________________________________________________________

658222, Алтайский край, г. Рубцовск, ул. Северная,18,

тел. 6-17-44,detsadik48@yandex.ru

Итоговое занятие по развитию речи

в старшей группе.

Выполнил:

воспитатель Королева С.А.

г. Рубцовск

май, 2023 г

Тема: Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе.

Цель показать знания и умения детей ,полученные на занятиях по развитию речи в течении года.

Задачи:

Образовательные: Закреплять правильное произношение звуков русского языка, формировать чёткую дикцию, регулировать силу голоса.

Закреплять правильное умение согласовывать существительные с прилагательными.

Закреплять навык употребления слов-антонимов.

 Закреплять умение определять место звука в слове: начало, середина, конец.

 Продолжать учить согласовывать существительные с числительными.

Упражнять навык образования  однокоренных слов.

Упражнять в составлении рассказов по сюжетным картинкам с последовательно развивающимися действиями.

Развивающие:

Развивать грамматически правильную речь, мышление, память, наблюдательность.

Развивать умение выслушивать ответы товарищей, дополнять их.

Воспитательные:

Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Оборудование:  сюжетные картинки по теме “Девочка и цыплёнок”, солнце с лучиками, мячик, предметные картинки,  иллюстрации для игры «Сосчитай»,  игры «Назови, какой», «Доскажи словечко», горшочек с цветком, игрушка пчела, бабочка.

Ход занятия.

Воспитатель: Сегодня у нас заключительное занятие по развитию речи. Мы вспомним  с вами все, чему научились за год.

Для начала мы  поздороваемся. Первыми будут здороваться наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

(Пальчики правой руки по очереди «здороваются» с пальчиками левой, похлопывая друг друга кончиками.)

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй вольный ветерок!

Здравствуй маленький дубок!

Мы живем в родном краю,

Всех я вас приветствую!

Воспитатель: Ребята, сегодня ко мне за помощью кое-кто обратился. Очень-очень умолял помочь. Давайте угадаем, кто же просит нашей помощи:

Среди поля голубого яркий блеск огня большого

Не спеша, огонь тот ходит, землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце. Догадались это… Солнце.

(На доске висит желтый круг с печальным личиком)

Воспитатель: Посмотрите, какое солнышко грустное! Оказывается, все его лучики, как маленькие детки, разбежались и попрятались. А чтобы они снова показались, лучики хотят поиграть каждый в свою игру. Поможем солнышку найти все его лучики?

Дети: Да.

(Воспитатель зачитывает задания, после выполнения которых,

прикрепляет лучики к солнышку.)

Воспитатель: Вот и замечательно. Я знала, что вы согласитесь помочь солнышку!  И первое задание от лучика. Я назову вам слова, в которых встречается один и тот же согласный звук. А вы подумаете, и назовете, какой это звук: Ложка ,вилка, стул

Дети: В каждом слове встречается звук «Л».

Воспитатель: Какой это звук? Что вы про него можете сказать?

Дети: Это согласный звук, твердый, на схеме обозначается синим цветом.

Воспитатель: Назовите мне слово, в котором звук «Л» находится в начале слова.

Дети: Это слово – ложка

Воспитатель: Назовите мне слово, в котором звук «Л» находится в середине слова.

Дети: Это слово – вилка

Воспитатель: Назовите мне слово, в котором звук «Л» находится в конце  слова.

Дети: Это слово – стул

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились с игрой от лучика, и первый лучик вернулся к солнышку!

Дети: Да.

Воспитатель: Следующий лучик прислал  интересное стихотворение, в котором много слов-родственников.  Но, перед тем как, как мы начнём играть, предлагаю вспомнить все времена года. Это нам поможет в игре «Доскажи словечко « Проводиться игра:

 «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО».

Цель. Учить детей подбирать однокоренные слова.

Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны добавить слова, связанные со словом «снег».

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю…(снег).

С неба все скользят пушинки –

Серебристые…(снежинки).

Вот веселье для ребят –

Всё сильнее…(снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в ...(снежки).

Словно в белый пуховик

Нарядился…(снеговик).

Рядом снежная фигурка

Эта девочка…(снегурка).

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил…(снег).

                     (И.Лопухина)

-  Какие слова родственники вы подобрали? На какое слово они все похожи? (снег).

Дети: Это слово снег.

Воспитатель:  Конечно, это слово снег. А теперь давайте мы подберем родственные слова к слову “медведь, заяц».

Дети: (медведь, медведица ,медвежонок ,медвежья;       заяц, зайчиха, зайчонок, заинька).

Воспитатель: Молодцы! Вот и еще один лучик возвращается к солнышку с вашей помощью (на доску крепится лучик). Ну а мы продолжаем играть с лучиками дальше. А следующий лучик предлагает поиграть в игру придумывание глаголов с приставками. У лучика есть подружка пчелка , которая очень любит собирать нектар. Пчёлка сначала летает над цветком, подлетает к цветку, садиться на цветок, отлетает от цветка, облетает цветок, перелетает на другой цветок, улетает.

Воспитатель: И с этой игрой вы справились, и новый лучик отправляется к солнышку (на доску закрепляется очередной лучик). А следующий лучик очень любит играть в игру «Скажи наоборот» .

ФИЗМИНУТКА-ИГРА А сейчас ребята мы с вами отдохнём и поиграем в игру «Скажи наоборот».

Радостный – грустный,

Светлеть – темнеть

Сухой – мокрый

Тишина – шум

Часто – редко

Мёрзнуть – согреваться

Черное - белое

Холодно - жарко

Высоко - низко

 Далеко - близко

Широкий - узкий

Длинный - короткий

Умный - глупый

    Сидеть – стоять

 Круг- квадрат

Дети: Дети становятся в круг, Воспитатель бросает мяч и говорит слово, а дети должны назвать слово с противоположным значением. Дети отвечают по очереди.

Воспитатель: Молодцы! Еще один лучик спешит вернуться к солнышку.  А мы отдохнули и продолжаем отыскивать остальные лучики. Следующий лучик очень-очень хитрый! Любит он умываться и плескаться в воде и любит лето! И очень просит вас подобрать к слову лето прилагательные.

Воспитатель  Лето оно какое?

Дети: лето тёплое ,лето жаркое, лето дождливое, лето классное, лето весёлое, лето незабываемое ,лето радостное, лето знойное.

Воспитатель: Молодцы! Лучик довольный отправляется к солнышку! А следующий лучик самый настоящий математик! Он все время любит все считать!  Вот и мы с ним сейчас тоже посчитаем. Я буду показывать вам иллюстрации, а вы будете называть, сколько и чего изображено.

Воспитатель показывает картинки

Воспитатель :Сколько всего….?  

Дети: Дети называют 5 шапок, 3 шарфа и т.д.

Воспитатель: Ребята оставшийся лучик очень любит сочинять рассказы, предлагает и нам  тоже пофантазировать.

 Воспитатель достает серию сюжетных картинок. Предлагает одному из детей разместить их на доске в правильной последовательности. Воспитатель Мы с вами учились в течение года составлять рассказы по последовательным  картинкам. Внимательно рассмотрите их. Подумайте. Кто готов рассказать нам составленный рассказ?

Дети: Дети по желанию рассказывают по картинке рассказ. (1-2 человека)

Воспитатель:  Молодцы! Получились очень хорошие рассказы. И довольный лучик отправляется на свое место к солнышку

Воспитатель:  Молодцы! Вот и все лучики отправились к солнышку. И теперь посмотрите, солнышко уже не грустит! (воспитатель меняет круг с грустным личиком на круг с веселым личиком) Оно улыбается и очень вам благодарно за хорошую работу! И наше занятие подошло к концу.

Итог занятия:

-Что вам больше всего понравилось?

- Что было особенно трудно?

Дети: Дети по очереди отвечают.

 Итоговое занятие 
по формированию целостной картины мира
в старшей группе .

Тема: «Что узнали мы за год»

Цель: показать знания, умения детей, полученные на занятиях по целостной картине мира в течение года:

Образовательные задачи. 
- Совершенствовать навыки образования относительных прилагательных, 
- Закреплять знания детей о  профессиях, о предметах облегчающих труд человека в быту, о знаниях учебных заведений, о сферах человеческой деятельности, о  деньгах, узнавать лес, луг, сад, называть пресмыкающихся и насекомых,   для чего использует человек в своей жизни воду, глину, песок, камни, поговорить о весне.
Развивающие задачи. 
Развивать внимание, память, мышление, речь, мелкую моторику и целостное восприятие. 

Воспитательные задачи. 
Воспитывать навыки сотрудничества в игре - викторине, самостоятельность, инициативность, активность, ответственность. 

Методы и приемы. Словесный: вопросы, ответы детей, наглядный: демонстрационный материал: картинки, игровой: дидактические игры,практический: самостоятельная деятельность детей. 

Ход викторины.

Ребята, сегодня мы с вами поиграем в викторину, которая называется «Что узнали мы за год».

 В игре принимают участия 2 команды : команда «Солнышко»  капитан команды Егор и команда «Облачко» капитан команды Максим.

А начнем мы нашу викторину с приветствия команд.

Приветствие команд:

Команда «солнышко»

 Мы команде «Облачко» говорим

С вами мы сразимся,

И так просто не сдадимся.

Команда «Облачко»

А мы команде «Солнышко»

Шлем пламенный привет,

И от души желаем

Знать правильный ответ.

В: Дорогие участники викторины! Вас ждут сегодня сложные конкурсы, интересные  вопросы.

Но вы у нас -  молодцы и мы верим, что у вас все получится. Оценивать игру мы будем с помощью звездочек, которые вы будите получать за правильные ответы. Для этого я буду размещать их на доске, что бы всем было видно количество заработанных звёздочек.

1 конкурс «Разминка»

В: У меня в руках 2 конверта – желтый и синий в конвертах находятся вопросы. Команде «Солнышко» - желтый конверт. Команде «Облачко»  - синий конверт.

 Командам будет предложено по 3 вопроса, на которые нужно отвечать быстро, четко, громко, внятно. Команды готовы? 
Воспитатель. Дети послушайте загадку (загадка для всех детей). 

Она приходит ласково и со своею сказкою 

Волшебной палочкой взмахнет 

В лесу подснежник  рассветет 

Тает снежок, ожил лужок, 
 ДЕНЬ ПРИБЫВАЕТ,
КОГДА ЭТО БЫВАЕТ 
Дети: весной.(картинка о весне). 

Итак: вопросы для команды «Солнышко».

1.Назовите месяцы весны? (март, апрель, май)

2.Назовите признаки весны?

3.Раскажите, что происходит с растениями ?

В: Молодцы! Прекрасно справились с заданием. Теперь вопросы для команды «Облачко»

1.Расскажите, что происходит с птицами?

2.Расскажите, что происходит с насекомыми?

3.Расскажите , что происходит с животными?

В.  МОЛОДЦЫ ОТЛИЧНО СПРАВИЛИСЬ С ЗАДАНИЕМ!

         Первые звезды  получены, идем за другими.

2 конкурс  Команде «Солнышко»рассказать:

Какое значение имеет солнце в жизни человека? Солнце даёт свет и тепло. Солнечные лучи полезны для нашего здоровья. Они радуют нас, поднимают настроение, им хочется подставлять лицо. И детям для роста нужен солнечный свет(витамин Д).Полезны солнечные ванны ,загорать.(картинка солнце)

                     Команде «Облачко» рассказать:

Какое значение имеет воздух в жизни человека? Полезны и воздушные ванны ,прогулки на свежем воздухе мы дышим им польза нашим лёгким. Полезен лесной чистый воздух прогулки в лесу на свежем воздухе .Полезен для здоровья чистый воздух мы им дышим ,а вреден загрязненный(аллергия).

Обе команды отвечали  правильно .Каждой команде вручаем по звезде.

 Молодцы продолжаем дальше нашу викторину.

3 КОНКУРС «ЖИВАЯ ПРИРОДА»Поиграть с детьми в дидактические игры.

 За правильные ответы каждой команде  вручаю звёздочку.

 ДЛЯ КОМАНДЫ «СОЛНЫШКО» Дидактическая игра «ОТГАДАЙ ПРЕСМЫКАЮЩЕЕ».

Цель. Закреплять знания детей о ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ.

Ход игры. Воспитатель загадывает слово, но говорит только первый слог. Например:  начало слова кро… Дети подбирают слова (крокодил), (черепаха, змея, ящерица)

   Дидактическая игра для команды «Облачко» «Летающие НАСЕКОМЫЕ».

Цель. Закреплять умение называть летающее насекомое.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать летающих насекомых. дети говорят «Летающее насекомое – бабочка».Ответы должны быть полными «Летающее насекомое-комар» и т.д.(жук, стрекоза, пчела,

За правильные ответы каждая команда получает звёздочку.

4 КОНКУРС. Предложить детям рассмотреть картинки, на которых изображены люди разных профессий. Загадать загадки. Каждой команде по 5 загадок. Дети отгадывают и показывают картинки данной профессии, За правильные ответы вручаю звёздочку. Предложить поиграть в игру «Кому что?»

ЗАГАДКИ.

Мастер он весьма хороший,

Сделал шкаф нам для прихожей.

Он не плотник, не маляр.

Мебель делает... (столяр)

 

Правила движения

Знает без сомнения.

Вмиг заводит он мотор,

На машине мчит... (шофер)

 

Темной ночью, ясным днем

Он сражается с огнем.

В каске, будто воин славный,

На пожар спешит... (пожарный)

 

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит... (строитель)

     

На посту он в снег и в зной,

Охраняет наш покой.

Человек, присяге верный,

Называется... (военный)

 

Мастерица на все руки

Нам сошьет пиджак и брюки.

Не закройщик, не ткачиха.

Кто она, скажи? (Портниха)

 

Кто пропишет витамины?

Кто излечит от ангины?

На прививках ты не плачь —

Как лечиться, знает... (врач)

 

Громко прозвенел звонок,

В классе начался урок.

Знает школьник и родитель —

Проведет урок... (учитель)

 

На витрине все продукты:

Овощи, орехи, фрукты.

Помидор и огурец

Предлагает... (продавец)

 

Учит вежливости нас,

Почитает вслух рассказ.

Не учитель, не писатель.

Это няня,(воспитатель).

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ИГРА  «КОМУ, ЧТО?».Вызываю по одному ребёнку из команды.

На столе лежат разные предметы (молоток, ножницы, иголка с ниткой, поварешка…)

Воспитатель: 

Посмотрите, какой беспорядок! Кто-то оставил предметы.  Кому нужны эти предметы? (Людям разных профессий).

Назовите их, для чего они нужны и положите к нужной картинке. (Парикмахер, повар, швея, художник, доктор, продавец, музыкант).

Воспитатель:

Я думаю, что ножницы оставил кто? 

И для чего предмет нужен? и т.д.

Дети поочередно берут  предметы, называют, кому они нужны, раскладывают возле картинок с профессиями.

Воспитатель: Молодцы, вы справились и с этим заданием. За правильные ответы каждой команде вручаю звёздочку. 

 5 КОНКУРС « КАПИТАНОВ». «Найди, что нужно».Капитаны получают, картинки и рассказывают о пользе этих предметов в быту человека.

Команда «солнышко» принимает участие в дидактической игре «Предметы облегчающие труд человека в быту» кофемолка, миксер, мясорубка.

Теперь команда «Облачко». Дидактическая игра « Предметы создающие комфорт» бра, картины, ковёр.

 В.Молодцы и с этим заданием вы справились. Вручаем звёздочки.

 6 Конкурс.  Знание учебных заведений – задание для команды «Солнышко».

ПОКАЗАТЬ ДЕТЯМ КАРТИНКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ САДИКА, ШКОЛА, КОЛЛЕДЖ И ВУЗ.

ЗАДАТЬ ВОПРОСЫ:

КАК НАЗЫВАЕТСЯ ЭТО ЗАВЕДЕНИЕ?

КТО ПОСЕЩЕТ ЕГО?

КТО РАБОТАЕТ? (профессия).

Задание для команды «Облачко» НАУКА, ИСКУССТВО ,ПРОИЗВОДСТВО ,СЕЛ.ХОЗ-ВО.

Показать детям картинки с изображением: телескопа, картина, трактор,

Задать вопросы:

Кому для работы нужен телескоп?

Кто пишет картины?

Где используется труд тракториста?

В:   Потрудились вы славно и показали неплохие знания. А сейчас  у нас с вами игровая пауза дидактическая игра «Что где растёт?» Дети встают в круг. Показать картинки детям. Дети назвать, что на них изображено? (лес луг, сад)

Если я назову слово, которое относится к лесу, то вы  тяните руки вверх, если назову слово, которое относится к лугу, то вы хлопаете в ладоши. А если, слово, которое относится к саду, то вы приседаете на корточки. За правильные ответы вручаю звёздочку.

 

Поиграли, а теперь присядьте на свои места. Мы продолжаем.

6 КОНКУРС. А сейчас  ребята я предлагаю поиграть в дидактическую игру «Живая и не живая природа».Вызываю по одному ребёнку с каждой команды.Детям за правильные ответы вручаю звёздочку.

Тема: «Живая и неживая природа» (глина, песок, камень, вода).

Материал: песок, глина, камни, вода, комнатные растения, ракушки, сухие осенние листья, веточки в вазе ,одуванчики и т. п. Цель: закрепить знания о живой и неживой природе; учить доказывать свою правоту; воспитывать внимание; память.

.Ход игры:

Воспитатель вместе с детьми рассматривают материал, расположенный на столе и дает задание: разделить все предметы на две группы. Что относится к живой, а что относится к неживой природе? Обосновать свой выбор. Рассказать для чего человек использует в своей жизни воду, глину ,песок, камень. 

За правильные ответы вручаю ребятам звёздочку.

 7 Конкурс .ПОСЛЕДНЕЕ ЗАДАНИЕ «Наши финансы».Дидактическая игра «Угадай  что лишнее?».

На столе лежат деньги разные купюры, кошелёк ,сумка. Нужно выйти по  одному из участников команды и определить ,какой предмет лишний (сумка кошелёк).  А теперь ответьте на вопрос. А для чего нужны деньги?

В.  Викторина подошла к концу, и мы можем подвести итог. Я предлагаю командам построиться.  И сейчас вместе мы посчитаем звездочки.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы все хорошо занимались, отлично справились со всеми заданиями, давали полные ответы.Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи старшей группы «Пришла весна».

Открытое занятие по развитию речи старшей группы «Пришла весна»....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ по РАЗВИТИЮ РЕЧИ (старшая группа)

КОНСПЕКТ  ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ  по РАЗВИТИЮ РЕЧИ (старшая группа)Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о весне,  учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, ак...

конспект открытого занятия по развитию речи старшая группа

МБДОУ "Детский сад №7"    Конспектоткрытого занятияпо развитию речив старшей группе "Радуга""Что мы знаем о сказках?"    Подготови...

открытое занятие по развитию речи. Старшая группа

Занятие построено с учетом постоянной смены деятельности, насыщено игровыми приемами, что исключает переутомление детей....

конспект открытого занятия по развитию речи старшая группа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениецентр развития ребенка - «Детский сад №239»(МБДОУ ЦРР – «Детский сад №239»)...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...