Как подготовить старшего дошкольника к конкурсу чтецов
статья по развитию речи (старшая группа)
Сегодня мы остановимся на конкурсе чтецов. Конкурс чтецов во все времена позволял демонстрировать навыки выразительного чтения художественного произведения. Наша задача - научить детей выразительному чтению произведений и предоставить возможность им научиться демонстрировать свои способности. У педагога, работающего каждый день с детьми есть возможность для того, чтобы прослушать каждого ребенка и понять, кто способен на большее, чем просто чтение произведения на празднике в саду. Таких детей (а опыт показывает, что их немного) можно выводить на другой уровень.
Каким же требованиям должен отвечать такой ребёнок?
В первую очередь – обладать способностью чувствовать текст, энергетику художественного слова. Содержание любого текста, даже, казалось бы, очень сложного, можно объяснить: ребёнок может понять всё, потому что «нет взрослых и детей, а есть люди с разным жизненным опытом». Во-вторых, очень важно, чтобы самому ребёнку это было интересно. Подготовка к конкурсному чтению – длительный, трудоёмкий и часто психологически очень сложный процесс. За это время всё бывает: и отчаяние, и злость, и слёзы, и выдержать это может не каждый, только тот, кому это действительно интересно и важно. В-третьих, на конкурс нужно выставлять чтецов, потенциально способных ярко, живо и конкретно представить содержание читаемого произведения.
Итак, чтецов выбрали, начинается подготовка. Педагогу, готовящему чтеца для определённого конкурса, нужно внимательно ознакомиться с положением, в которое могут входить требования, касающиеся возраста исполнителя, тематики произведений, времени исполнения, чтения прозаического или поэтического произведения и т.д. Если не соблюдать условия конкурса, то можно травмировать ребёнка и свести на нет всю подготовку.
Следующий этап подготовки – выбор текста. Правильный выбор текста – как минимум, 50 % успеха. Поэтому работа по содержанию конкурса начинается с выбора художественного произведения. Это очень ответственный момент, при котором необходимо учитывать условия данного мероприятия. Произведение подбирает педагог, который готовит ребенка к выступлению на конкурсе. Необходимо выбирать произведение в зависимости от темперамента ребенка и его типажа. Текст должен соответствовать возрасту, полу ребёнка, темпераменту, уровню развития и характерным особенностям внешности. От этого зависит способность создать необходимый сценический образ. Очень трудно воспринимается зрителем текст, который не соответствует возрасту и полу исполнителя, поэтому такие прочтения заранее обречены на провал. Как уже было сказано, обычно произведение подбирает учитель, причём желательно предложить ребёнку несколько текстов, чтобы он смог выбрать то, что ему ближе. Но следует пробовать и другой вариант, при котором ребенку совместно с родителями предлагается самим подобрать материал для работы.
Следующий этап работы – восприятие, истолкование, оценка текста прежде всего самим чтецом, потом – совместно с педагогом. Не нужно пренебрегать тем, как воспринимает текст сам учащийся, порой его истолкование бывает очень необычным, нестандартным и интересным. На этом этапе выясняем тему, идею, эмоциональный пафос, композицию произведения.
Для качественного и успешного выступления необходимо «сделать текст своим», перевоплотиться на сцене в образ рассказчика, проявить настоящий актерский талант. Для этого нужно следовать одному из самых главных правил сцены – знание текста наизусть. Хотя никто из членов жюри не будет сидеть с книгой в руках и проверять дословное знание читаемого произведения, но дети - не актеры, они еще не умеют импровизировать – следовательно, должны знать текст наизусть. Без этого, во-первых, невозможна работа над передачей его содержания, во-вторых, на сцене может сказаться сильное волнение, и если ребёнок не будет очень хорошо знать текст, то может начать сбиваться и испортить всё впечатление от чтения.
При подготовке к конкурсу нельзя забывать и о внешнем виде конкурсанта. На языке театралов это называется "сценическая культура". Костюм участника должен соответствовать образу и теме произведения. К сожалению, иногда можно наблюдать небрежное или непродуманное отношение участников к одежде и прическе. В подобных случаях конкурсанты сами «ставят себе подножку». Не будет восприниматься, например, текст о Великой Отечественной войне, исполняемый участницей в праздничном нарядном костюме. Ответственность за внешний вид конкурсанта несет руководитель, который готовит ребенка к конкурсу, поэтому задача педагога - позаботиться о "сценической культуре" участника. Важно и полезно подключать в этот процесс родителей, потому что их участие в подготовке и проведении конкурса способствует установлению доверительного делового контакта между семьёй и учреждением.
Во время подготовки к конкурсу можно продумать декорации и музыкальное сопровождение, при условии, что они уместны. И очень осторожно надо относиться к презентациям, а лучше вообще к ним не обращаться, потому что они отвлекают внимание зрителя от участника и мешают увидеть сценический образ.
Желательно, чтобы преподаватель сам сопровождал своих воспитанников на конкурсы. Участие в них предполагает большую психологическую и эмоциональную нагрузку, и детям очень важно чувствовать поддержку педагога.
В процессе художественного чтения формируются нравственные, эстетические чувства и отношения, развивается внимание, память, воображение, фантазия. Выразительные средства способствуют гармоничному развитию личности, благодаря им человек раскрепощается, начинает познавать себя, учится владеть своим дыханием, голосом, выражать четко и точно свои мысли, управлять движениями своего тела.
В заключении – показ видео с победителем, занявшим 3 место на районном конкурсе чтецов «Я не волшебник, я только учусь».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_starshih_doshkolnikov_k_konkursu_chtetsov.docx | 16.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка старших дошкольников к конкурсу чтецов
Одним из требований ФГОС ДО является развитие личности, инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Поэтому современная система образования все больше внимания уделяет развитию таланта через участие в конкурсах, олимпиадах и соревнованиях. Каждая форма предполагает создание конкурентной атмосферы, которая способствует выявлению одаренных детей.
Сегодня мы остановимся на конкурсе чтецов. Конкурс чтецов во все времена позволял демонстрировать навыки выразительного чтения художественного произведения. Наша задача - научить детей выразительному чтению произведений и предоставить возможность им научиться демонстрировать свои способности. У педагога, работающего каждый день с детьми есть возможность для того, чтобы прослушать каждого ребенка и понять, кто способен на большее, чем просто чтение произведения на празднике в саду. Таких детей (а опыт показывает, что их немного) можно выводить на другой уровень.
Каким же требованиям должен отвечать такой ребёнок?
В первую очередь – обладать способностью чувствовать текст, энергетику художественного слова. Содержание любого текста, даже, казалось бы, очень сложного, можно объяснить: ребёнок может понять всё, потому что «нет взрослых и детей, а есть люди с разным жизненным опытом». Во-вторых, очень важно, чтобы самому ребёнку это было интересно. Подготовка к конкурсному чтению – длительный, трудоёмкий и часто психологически очень сложный процесс. За это время всё бывает: и отчаяние, и злость, и слёзы, и выдержать это может не каждый, только тот, кому это действительно интересно и важно. В-третьих, на конкурс нужно выставлять чтецов, потенциально способных ярко, живо и конкретно представить содержание читаемого произведения.
Итак, чтецов выбрали, начинается подготовка. Педагогу, готовящему чтеца для определённого конкурса, нужно внимательно ознакомиться с положением, в которое могут входить требования, касающиеся возраста исполнителя, тематики произведений, времени исполнения, чтения прозаического или поэтического произведения и т.д. Если не соблюдать условия конкурса, то можно травмировать ребёнка и свести на нет всю подготовку.
Следующий этап подготовки – выбор текста. Правильный выбор текста – как минимум, 50 % успеха. Поэтому работа по содержанию конкурса начинается с выбора художественного произведения. Это очень ответственный момент, при котором необходимо учитывать условия данного мероприятия. Произведение подбирает педагог, который готовит ребенка к выступлению на конкурсе. Необходимо выбирать произведение в зависимости от темперамента ребенка и его типажа. Текст должен соответствовать возрасту, полу ребёнка, темпераменту, уровню развития и характерным особенностям внешности. От этого зависит способность создать необходимый сценический образ. Очень трудно воспринимается зрителем текст, который не соответствует возрасту и полу исполнителя, поэтому такие прочтения заранее обречены на провал. Как уже было сказано, обычно произведение подбирает учитель, причём желательно предложить ребёнку несколько текстов, чтобы он смог выбрать то, что ему ближе. Но следует пробовать и другой вариант, при котором ребенку совместно с родителями предлагается самим подобрать материал для работы.
Следующий этап работы – восприятие, истолкование, оценка текста прежде всего самим чтецом, потом – совместно с педагогом. Не нужно пренебрегать тем, как воспринимает текст сам учащийся, порой его истолкование бывает очень необычным, нестандартным и интересным. На этом этапе выясняем тему, идею, эмоциональный пафос, композицию произведения.
Для качественного и успешного выступления необходимо «сделать текст своим», перевоплотиться на сцене в образ рассказчика, проявить настоящий актерский талант. Для этого нужно следовать одному из самых главных правил сцены – знание текста наизусть. Хотя никто из членов жюри не будет сидеть с книгой в руках и проверять дословное знание читаемого произведения, но дети - не актеры, они еще не умеют импровизировать – следовательно, должны знать текст наизусть. Без этого, во-первых, невозможна работа над передачей его содержания, во-вторых, на сцене может сказаться сильное волнение, и если ребёнок не будет очень хорошо знать текст, то может начать сбиваться и испортить всё впечатление от чтения.
При подготовке к конкурсу нельзя забывать и о внешнем виде конкурсанта. На языке театралов это называется "сценическая культура". Костюм участника должен соответствовать образу и теме произведения. К сожалению, иногда можно наблюдать небрежное или непродуманное отношение участников к одежде и прическе. В подобных случаях конкурсанты сами «ставят себе подножку». Не будет восприниматься, например, текст о Великой Отечественной войне, исполняемый участницей в праздничном нарядном костюме. Ответственность за внешний вид конкурсанта несет руководитель, который готовит ребенка к конкурсу, поэтому задача педагога - позаботиться о "сценической культуре" участника. Важно и полезно подключать в этот процесс родителей, потому что их участие в подготовке и проведении конкурса способствует установлению доверительного делового контакта между семьёй и учреждением.
Во время подготовки к конкурсу можно продумать декорации и музыкальное сопровождение, при условии, что они уместны. И очень осторожно надо относиться к презентациям, а лучше вообще к ним не обращаться, потому что они отвлекают внимание зрителя от участника и мешают увидеть сценический образ.
Желательно, чтобы преподаватель сам сопровождал своих воспитанников на конкурсы. Участие в них предполагает большую психологическую и эмоциональную нагрузку, и детям очень важно чувствовать поддержку педагога.
В процессе художественного чтения формируются нравственные, эстетические чувства и отношения, развивается внимание, память, воображение, фантазия. Выразительные средства способствуют гармоничному развитию личности, благодаря им человек раскрепощается, начинает познавать себя, учится владеть своим дыханием, голосом, выражать четко и точно свои мысли, управлять движениями своего тела.
В заключении – показ видео с победителем, занявшим 3 место на районном конкурсе чтецов «Я не волшебник, я только учусь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание конкурсной инициативы «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» (Городской конкурс педагогических достижений «Педагог новой школы»)
Соединение информационных компьютерных технологий и инновационных педагогических методик позволяет организовать НОД по речевому развитию привлекательной и по-настоящему современной, что способно повыс...
Сценарий конкурса чтецов «Весенняя капель» для детей старшего дошкольного возраста ( старшие и подготовительные группы).Подготовили и провели: Воспитатель подг.группы Резникова-Милованова Л.Е., Психолог Колоколенкова Ж.Г.
ГБОУ ДОУ №2365 Сценарий конкурса чтецов «Весенняя капель»для детей старшего дошкольного возра...
Советы для родителей и воспитателей "Как подготовить ребенка к конкурсу чтецов"
В художественном слове ребенок учится при помощи взрослого вскрывать и доносить смысл произведения. Умение понять и почувствовать идею, выявить ее и связанную с ней духовную направленность – это...
Сценарий смотра-конкурса чтецов, в старшей группе. Посвящённый «Дню матери». Подготовила: воспитатель МБДОУ №27, г.Невинномысск, Корецкая Н.П.
Цель: развитие речи и формирования интереса к художественному слову, с целью развития умения чувствовать красоту и выразительность поэтичного слова, выразительно передавать содержание текста...
Семинар – практикум для родителей Как правильно подготовить старшего дошкольника к обучению грамоте
Обучение грамоте- умение писать и читать тексты, излогать свои мысли в письменной форме,поминать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладения письме...
«Как подготовить ребенка к конкурсу чтецов»
Уважаемые коллеги! Вам в течение каждого учебного года приходится готовить детей к конкурсу чтецов. Кроме этого, дети читают много стихов к различным праздникам- празднику «Осени», дням ма...
"Как подготовить ребенка к конкурсу чтецов"
Современная система образования все больше внимания уделяет развитию таланта через участие в различных конкурсах, олимпиадах и соревнованиях.Каждая форма предполагает создание конкурентной атмосферы, ...