«Как подготовить ребенка к конкурсу чтецов»
консультация (старшая группа)

Ольга Ивановна Уварова

Уважаемые коллеги! Вам в течение каждого учебного года приходится готовить детей к конкурсу чтецов. Кроме этого, дети читают много стихов к различным праздникам- празднику «Осени», дням матери, Новому году, дню Защитника Отечества и др. К сожалению, приходится констатировать, что в большинстве случаев «подготовка» сводится к выбору взрослым произведения, не всегда удачному выбору.

Позвольте предложить несколько рекомендаций, которые помогут и вам, и ребятам чувствовать себя более уверенно в стрессовых условиях конкурсов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Буратино»

г. Тарко-Сале Пуровского района

        

Консультация для педагогов:

«Как подготовить ребенка к конкурсу чтецов» 

http://school582.ru/public/users/897/IMG/071220202034.jpg

                                                                               

        

                                                                               

                                                                                                                         

                                                                                                                          Автор-составитель  

                                                                                                                          учитель-логопед

                                                                                                                          Уварова О.И.

г. Тарко-Сале

2023г. 

Уважаемые коллеги! Вам в течение каждого учебного года приходится готовить детей к конкурсу чтецов. Кроме этого, дети читают много стихов к различным праздникам- празднику «Осени», дням матери, Новому году, дню Защитника Отечества и др. К сожалению, приходится констатировать, что в большинстве случаев «подготовка» сводится к выбору взрослым произведения, не всегда удачному выбору.

Позвольте предложить несколько рекомендаций, которые помогут и вам, и ребятам чувствовать себя более уверенно в стрессовых условиях конкурсов.

  1. Наверняка, есть в группе дети, на которых вы опираетесь в таких случаях, из которых в первую очередь выбираете чтецов. Заранее готовьте их артикуляционный аппарат, дыхательную систему, всю психику к публичному чтению. Упражнений для носоглотки, губ, языка, гортани великое множество на соответствующих сайтах в интернете. Нужно только сделать эти 10-минутные занятия регулярными, привычными для ребят. И непосредственно перед конкурсным чтением разогреть, размять, подготовить артикуляционные мышцы к активной работе. Без этого чтец на сцене будет подобен ненастроенному музыкальному инструменту.
  1. Выбор произведения- сложнейшая и важнейшая задача. Основополагающий момент! СОВМЕСТНАЯ работа педагога и ребенка!

Материал соответствует следующим требованиям:

  • Интересен и нравится ребенку.
  • Соответствует его возрасту и полу.
  • Учитывает силы и возможности ребенка.
  • Актуальность материала именно для чтеца. Ребенок точно понимает, о чем он говорит со сцены. Понимает значение всех слов. Знает сюжет произведения, если готовится читать отрывок.
  • Не стоит брать тот текст, где есть только диалоги. Считается, что в таком тексте «есть, что поиграть», т.е. создается возможность продемонстрировать артистизм ребенка. Да. Но! В диалоговом тексте очень мало возможности выразить личностное, собственное отношение чтеца к происходящим событиям. Именно описательные части текста позволяют чтецу выражать тонкие, глубокие, пережитые чувства, использовать различные оттенки различнейших интонаций.
  • Пусть текст будет сюжетным. Пусть в нем произойдет изменение героя, или изменение его отношения к ситуации, или изменение его взаимоотношений с кем-то. Пусть в тексте что-то ПРОИЗОЙДЕТ! И чтец будет вести слушателей к итогу, а итог с первых абзацев будет ожидаем зрителями, будет им интересен, будет их волновать.
  1. Работа над текстом.

Итак, текст перед нами. Побеседуем с юным чтецом.

  • Детально ответим на вопросы: Какова главная мысль, идея нашего текста? Зачем ты выходишь с ним на сцену? С кем ты будешь общаться? Чего хочешь добиться? С какой целью ты оказался здесь? Например: «Хочу, чтобы дети задумались о защите природы». «Хочу, чтобы не было равнодушных». «Хочу, чтобы люди учились относиться к встрече, как к чуду»… Таким образом, сформулируем сверхзадачу чтеца и будем думать, как раскрыть эту сверхзадачу через образы данного произведения.
  • Обсудим обстоятельства, в которых происходит действие. Поговорим о характере персонажа, его судьбе, его интересах. Познакомимся с персонажем поглубже, как с новым другом. Разберемся, что он чувствует, думает, чего хочет, как будет добиваться осуществления своих планов, как будет действовать, что будет чувствовать в момент действия. Обсудим, в какое время года, время суток, в какую погоду совершается действие, описанное в тексте. Как себя чувствует наш друг- герой, как ему дышится, каково его самочувствие… Словом, четко смоделируем предлагаемые автором обстоятельства. И юный исполнитель будет помнить об этих обстоятельствах во все время подготовки и чтения!
  • Педагоги театральных вузов рекомендуют не только вообразить и обсудить предлагаемые литературным текстом обстоятельства, но и превратить текст в киноленту видений, нарисовать основные позиции персонажей рассказа.  Схематично, точками-палочками-крючочками- не важна здесь художественность, важно детально увидеть ход происходящих событий!

Цель всех этих бесед и обсуждений- приближение текста к ребенку. Только тогда у чтеца появится определенное отношение к событию, людям или фактам, о которых идет речь. Постепенно сближаясь с текстом, дополняя его своим творческим воображением, ребенок постепенно создает живую, яркую картину, свидетелем которой он как бы сам становится. И тогда текст запоминается легко и прочно.

  1. Работа над текстом. (Продолжение)

Сосредоточимся на грамматическом и логическом разборе читаемого отрывка.

  • Объясним все непонятные слова.
  • Уточним сомнительные ударения.
  • В интересном тексте последовательность событий излагается в нарастающей напряженности. Внимательно проследив содержание и взаимосвязь этих событий, выделим ряд эпизодов, на которые может быть разделено все произведение. А затем в каждом из эпизодов постараемся уяснить содержание каждой фразы, ее необходимость, значение для выполнения нашей сверхзадачи.
  • Определим в тексте главные слова, на которых будут сделаны логические ударения, которые будут при чтении специально выделены. Вот что пишет об этом К.С. Станиславский: «В первую очередь нужно выбрать среди всей фразы одно самое важное слово и выделить его ударением. После это следует сделать то же с менее важными, но все-таки выделяемыми словами. Что же касается не главных, не выделяемых, второстепенных слов, которые нужны для общего смысла, то их надо отодвинуть на задний план и стушевать. Для этого нужен целый комплекс ударений: сильных, средних, слабых».
  • Поработаем над текстом. Отметим паузы (длинные, средние, короткие), интонации (вопросительные, восклицательные, недоумения, продолжения, возмущения, иронии… - их огромное множество), динамику (нарастание голоса, затихание, возгласы и т.п.). О вариантах обозначений договоритесь с ребенком: они должны быть понятны ему и вам и одинаковы у вас обоих.
  • Очень советую не зубрить текст по кусочку, а несколько раз в день – утром и вечером- прочитывать его целиком, всякий раз стараясь видеть происходящие события в созданных автором и своим воображением обстоятельствах.
  1. Перед выступлением:
  • Дыхательная и артикуляционная разминка.
  • Постараться почувствовать, какие мышцы от волнения стали каменными, напряжены и «мешают» - зажаты. Мешают руки – куда их девать? Шея и нижняя челюсть? Зажатую мышцу надо перенапрячь (сильно сжать кулаки, челюсти, напрячь все мышцы шеи) подержать несколько секунд в очень напряженном состоянии, а потом расслабить. Сосредоточенность на физическом состоянии тела поможет снять напряжение мышц и отвлечет от необходимости волноваться.
  1. Во время выступления.
  • Чтец обращается в зрительный зал, к слушателям. В нынешней ситуации, когда придется снимать видео с выступлением ребенка, пусть в помещении будут люди, к которым обращен рассказ. Чтобы исполнитель видел глаза, мимику слушателей, их эмоциональную реакцию на звучащее произведение.
  • Не стоит во время чтения перевоплощаться в тех, о ком повествуешь. Перевоплощаются актеры в спектакле или фильме. А чтец только рассказывает слушателям о действующем лице, как бы подглядывая за ним и проявляя свое к нему отношение и оценивая его действия. Если в тексте есть прямая речь, то и тогда чтец не должен играть действующих лиц, изображая их голоса и возраст, а должен лишь повествовать о них.
  • Исполнитель рассказывает о том, что уже когда-то произошло. Знает все событие от начала до конца. Вот и пусть ведет слушателей последовательно, осмысленно, уверенно от начала к концу произведения, все время памятуя о своей цели – о сверхзадаче, о том, к чему хочет привести зрителей.

Успехов всем, уважаемые коллеги!

Подготовка артикуляционного аппарата к работе.

Дыхание:

Быстрый бесшумный вдох через нос-рот одновременно.  Плечи не поднимаются. Спина ровная. Голова поднята, но назад не запрокинута.

Чтобы вдыхать бесшумно, на вдохе прижимаем кончик языка к верхним альвеолам –(бугорки позади верхних зубов.

Упражнения:

  • Короткий вдох – длинный выдох за n секунд. Число n т постепенно увеличивается  от 8 до____ (по возможностям  детей).
  • «Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка… и т.д.». Текст произносим громко, внятно на одном выдохе. Постепенно количество слов увеличиваем.
  • «Насос». Короткий быстрый вдох-  длинный сильный выдох на звуке «с» : с силой проталкиваем воздух через сомкнутые зубы и прижатый к ним язык.
  • «Мяч». Короткий быстрый бесшумный глубокий вдох- длинный сильный выдох на звуке «ш» - мяч сдувается.

Артикуляция.

Упражнения для губ.

  • «Слон и лягушка».   Губы вытянуть трубочкой, удерживать три секунды. Растянуть уголки рта в стороны как можно сильнее – удерживать три секунды. Повторить15 раз.

Сброс (расслабление губ): бр-р-р (расслабленными губами)

  • «Трубочка». Вытянуть губы трубочкой как можно сильнее. Медленно переместить вправо, держать 3 секунды, медленно переместить влево, держать три секунды. (6 раз)

Сброс.

  • Оскал. Помассировать губы о зубы.10-20 раз. Сброс.

Упражнения для языка.

  • «Парус». Рот приоткрыт. Язык цепляется за нижние зубы и дугой выдается вперед. Прячется, расслабляясь. (6-10 раз).

Сброс (расслабление языка): поболтать языком.

  • «Футбол». Рот закрыт. Язык нажимает поочередно на щеки так, чтобы было заметно острое округление щеки. (6 пар раз).
  • «Желоб». Язык сворачиваем в трубку и показываем наружу, стараясь высунуть его как можно больше.

Чистоговорки:

  • На мели мы налима лениво ловили.  

Для меня вы в лимане ловили линя

Не меня ль о любви вы так мило молили

И в туманы лимана манили меня?

  • В недрах тундры выдры в гетрах тырят в ведра ядра кедров.

Выдрав с выдры в тундре гетры, вытру выдрой ядра кедров.

Вытру гетрой выдре морду. Ядра – в ведра, выдру – в тундру.

  • Однажды был случай в далеком Макао: макака коалу в какао макала.

Коала какао лениво лакала, макака макала, коала икала.

  • На дворе трава, на траве – дрова. Не руби дрова на траве двора. Раз – дрова, два – дрова, три – дрова, четыре – дрова.
  • Был бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.
  • Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  • Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон:

 в капюшоне кукушонок смешон.

Интонация. Упражнение.

Простую чистоговорку или любую несложную недлинную фразу предлагаем ребятам произносить с различными интонациями.

Варианты интонаций: горе, грусть, печаль, отчаяние, вина, обида, досада, сожаление, радость, восторг и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы для родителей и воспитателей "Как подготовить ребенка к конкурсу чтецов"

В художественном слове ребенок учится при помощи взрослого вскрывать и доносить смысл произведения. Умение понять и почувствовать идею, выявить ее и связанную с ней духовную направленность – это...

Сценарий смотра-конкурса чтецов, в старшей группе. Посвящённый «Дню матери». Подготовила: воспитатель МБДОУ №27, г.Невинномысск, Корецкая Н.П.

Цель: развитие речи и формирования интереса к художественному слову, с целью развития умения чувствовать красоту и выразительность поэтичного слова, выразительно передавать содержание текста...

Положение о конкурсе чтецов среди воспитанников МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад

Конкурс чтецов проводился с целью  создания условий для формирования экологической культуры, вовлечения детей  в природоохранную и исследовательскую деятельность, повышения качества работы с...

Как подготовить старшего дошкольника к конкурсу чтецов

Сегодня мы остановимся на конкурсе чтецов. Конкурс чтецов во все времена позволял демонстрировать навыки выразительного чтения художественного произведения. Наша задача - научить детей выразительному ...

"Как подготовить ребенка к конкурсу чтецов"

Современная система образования все больше внимания уделяет развитию таланта через участие в различных конкурсах, олимпиадах и соревнованиях.Каждая форма предполагает создание конкурентной атмосферы, ...

Памятка для родителей "Как подготовить ребенка к конкурсу чтецов"

Ежегодно в нашем детском саду в конце апреля проходит конкурс стихов о войне. Я составила памятку для родителей, чтобы желающие смогли лучше подготовить ребят к празднику поэзии военных лет...