«Как подготовить ребенка к конкурсу чтецов»
консультация (старшая группа)
Уважаемые коллеги! Вам в течение каждого учебного года приходится готовить детей к конкурсу чтецов. Кроме этого, дети читают много стихов к различным праздникам- празднику «Осени», дням матери, Новому году, дню Защитника Отечества и др. К сожалению, приходится констатировать, что в большинстве случаев «подготовка» сводится к выбору взрослым произведения, не всегда удачному выбору.
Позвольте предложить несколько рекомендаций, которые помогут и вам, и ребятам чувствовать себя более уверенно в стрессовых условиях конкурсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_kak_podgotovit_rebenka_k_konkursu_chtetsov.docx | 392.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Буратино»
г. Тарко-Сале Пуровского района
Консультация для педагогов:
«Как подготовить ребенка к конкурсу чтецов»
Автор-составитель
учитель-логопед
Уварова О.И.
г. Тарко-Сале
2023г.
Уважаемые коллеги! Вам в течение каждого учебного года приходится готовить детей к конкурсу чтецов. Кроме этого, дети читают много стихов к различным праздникам- празднику «Осени», дням матери, Новому году, дню Защитника Отечества и др. К сожалению, приходится констатировать, что в большинстве случаев «подготовка» сводится к выбору взрослым произведения, не всегда удачному выбору.
Позвольте предложить несколько рекомендаций, которые помогут и вам, и ребятам чувствовать себя более уверенно в стрессовых условиях конкурсов.
- Наверняка, есть в группе дети, на которых вы опираетесь в таких случаях, из которых в первую очередь выбираете чтецов. Заранее готовьте их артикуляционный аппарат, дыхательную систему, всю психику к публичному чтению. Упражнений для носоглотки, губ, языка, гортани великое множество на соответствующих сайтах в интернете. Нужно только сделать эти 10-минутные занятия регулярными, привычными для ребят. И непосредственно перед конкурсным чтением разогреть, размять, подготовить артикуляционные мышцы к активной работе. Без этого чтец на сцене будет подобен ненастроенному музыкальному инструменту.
- Выбор произведения- сложнейшая и важнейшая задача. Основополагающий момент! СОВМЕСТНАЯ работа педагога и ребенка!
Материал соответствует следующим требованиям:
- Интересен и нравится ребенку.
- Соответствует его возрасту и полу.
- Учитывает силы и возможности ребенка.
- Актуальность материала именно для чтеца. Ребенок точно понимает, о чем он говорит со сцены. Понимает значение всех слов. Знает сюжет произведения, если готовится читать отрывок.
- Не стоит брать тот текст, где есть только диалоги. Считается, что в таком тексте «есть, что поиграть», т.е. создается возможность продемонстрировать артистизм ребенка. Да. Но! В диалоговом тексте очень мало возможности выразить личностное, собственное отношение чтеца к происходящим событиям. Именно описательные части текста позволяют чтецу выражать тонкие, глубокие, пережитые чувства, использовать различные оттенки различнейших интонаций.
- Пусть текст будет сюжетным. Пусть в нем произойдет изменение героя, или изменение его отношения к ситуации, или изменение его взаимоотношений с кем-то. Пусть в тексте что-то ПРОИЗОЙДЕТ! И чтец будет вести слушателей к итогу, а итог с первых абзацев будет ожидаем зрителями, будет им интересен, будет их волновать.
- Работа над текстом.
Итак, текст перед нами. Побеседуем с юным чтецом.
- Детально ответим на вопросы: Какова главная мысль, идея нашего текста? Зачем ты выходишь с ним на сцену? С кем ты будешь общаться? Чего хочешь добиться? С какой целью ты оказался здесь? Например: «Хочу, чтобы дети задумались о защите природы». «Хочу, чтобы не было равнодушных». «Хочу, чтобы люди учились относиться к встрече, как к чуду»… Таким образом, сформулируем сверхзадачу чтеца и будем думать, как раскрыть эту сверхзадачу через образы данного произведения.
- Обсудим обстоятельства, в которых происходит действие. Поговорим о характере персонажа, его судьбе, его интересах. Познакомимся с персонажем поглубже, как с новым другом. Разберемся, что он чувствует, думает, чего хочет, как будет добиваться осуществления своих планов, как будет действовать, что будет чувствовать в момент действия. Обсудим, в какое время года, время суток, в какую погоду совершается действие, описанное в тексте. Как себя чувствует наш друг- герой, как ему дышится, каково его самочувствие… Словом, четко смоделируем предлагаемые автором обстоятельства. И юный исполнитель будет помнить об этих обстоятельствах во все время подготовки и чтения!
- Педагоги театральных вузов рекомендуют не только вообразить и обсудить предлагаемые литературным текстом обстоятельства, но и превратить текст в киноленту видений, нарисовать основные позиции персонажей рассказа. Схематично, точками-палочками-крючочками- не важна здесь художественность, важно детально увидеть ход происходящих событий!
Цель всех этих бесед и обсуждений- приближение текста к ребенку. Только тогда у чтеца появится определенное отношение к событию, людям или фактам, о которых идет речь. Постепенно сближаясь с текстом, дополняя его своим творческим воображением, ребенок постепенно создает живую, яркую картину, свидетелем которой он как бы сам становится. И тогда текст запоминается легко и прочно.
- Работа над текстом. (Продолжение)
Сосредоточимся на грамматическом и логическом разборе читаемого отрывка.
- Объясним все непонятные слова.
- Уточним сомнительные ударения.
- В интересном тексте последовательность событий излагается в нарастающей напряженности. Внимательно проследив содержание и взаимосвязь этих событий, выделим ряд эпизодов, на которые может быть разделено все произведение. А затем в каждом из эпизодов постараемся уяснить содержание каждой фразы, ее необходимость, значение для выполнения нашей сверхзадачи.
- Определим в тексте главные слова, на которых будут сделаны логические ударения, которые будут при чтении специально выделены. Вот что пишет об этом К.С. Станиславский: «В первую очередь нужно выбрать среди всей фразы одно самое важное слово и выделить его ударением. После это следует сделать то же с менее важными, но все-таки выделяемыми словами. Что же касается не главных, не выделяемых, второстепенных слов, которые нужны для общего смысла, то их надо отодвинуть на задний план и стушевать. Для этого нужен целый комплекс ударений: сильных, средних, слабых».
- Поработаем над текстом. Отметим паузы (длинные, средние, короткие), интонации (вопросительные, восклицательные, недоумения, продолжения, возмущения, иронии… - их огромное множество), динамику (нарастание голоса, затихание, возгласы и т.п.). О вариантах обозначений договоритесь с ребенком: они должны быть понятны ему и вам и одинаковы у вас обоих.
- Очень советую не зубрить текст по кусочку, а несколько раз в день – утром и вечером- прочитывать его целиком, всякий раз стараясь видеть происходящие события в созданных автором и своим воображением обстоятельствах.
- Перед выступлением:
- Дыхательная и артикуляционная разминка.
- Постараться почувствовать, какие мышцы от волнения стали каменными, напряжены и «мешают» - зажаты. Мешают руки – куда их девать? Шея и нижняя челюсть? Зажатую мышцу надо перенапрячь (сильно сжать кулаки, челюсти, напрячь все мышцы шеи) подержать несколько секунд в очень напряженном состоянии, а потом расслабить. Сосредоточенность на физическом состоянии тела поможет снять напряжение мышц и отвлечет от необходимости волноваться.
- Во время выступления.
- Чтец обращается в зрительный зал, к слушателям. В нынешней ситуации, когда придется снимать видео с выступлением ребенка, пусть в помещении будут люди, к которым обращен рассказ. Чтобы исполнитель видел глаза, мимику слушателей, их эмоциональную реакцию на звучащее произведение.
- Не стоит во время чтения перевоплощаться в тех, о ком повествуешь. Перевоплощаются актеры в спектакле или фильме. А чтец только рассказывает слушателям о действующем лице, как бы подглядывая за ним и проявляя свое к нему отношение и оценивая его действия. Если в тексте есть прямая речь, то и тогда чтец не должен играть действующих лиц, изображая их голоса и возраст, а должен лишь повествовать о них.
- Исполнитель рассказывает о том, что уже когда-то произошло. Знает все событие от начала до конца. Вот и пусть ведет слушателей последовательно, осмысленно, уверенно от начала к концу произведения, все время памятуя о своей цели – о сверхзадаче, о том, к чему хочет привести зрителей.
Успехов всем, уважаемые коллеги!
Подготовка артикуляционного аппарата к работе.
Дыхание:
Быстрый бесшумный вдох через нос-рот одновременно. Плечи не поднимаются. Спина ровная. Голова поднята, но назад не запрокинута.
Чтобы вдыхать бесшумно, на вдохе прижимаем кончик языка к верхним альвеолам –(бугорки позади верхних зубов.
Упражнения:
- Короткий вдох – длинный выдох за n секунд. Число n т постепенно увеличивается от 8 до____ (по возможностям детей).
- «Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка… и т.д.». Текст произносим громко, внятно на одном выдохе. Постепенно количество слов увеличиваем.
- «Насос». Короткий быстрый вдох- длинный сильный выдох на звуке «с» : с силой проталкиваем воздух через сомкнутые зубы и прижатый к ним язык.
- «Мяч». Короткий быстрый бесшумный глубокий вдох- длинный сильный выдох на звуке «ш» - мяч сдувается.
Артикуляция.
Упражнения для губ.
- «Слон и лягушка». Губы вытянуть трубочкой, удерживать три секунды. Растянуть уголки рта в стороны как можно сильнее – удерживать три секунды. Повторить15 раз.
Сброс (расслабление губ): бр-р-р (расслабленными губами)
- «Трубочка». Вытянуть губы трубочкой как можно сильнее. Медленно переместить вправо, держать 3 секунды, медленно переместить влево, держать три секунды. (6 раз)
Сброс.
- Оскал. Помассировать губы о зубы.10-20 раз. Сброс.
Упражнения для языка.
- «Парус». Рот приоткрыт. Язык цепляется за нижние зубы и дугой выдается вперед. Прячется, расслабляясь. (6-10 раз).
Сброс (расслабление языка): поболтать языком.
- «Футбол». Рот закрыт. Язык нажимает поочередно на щеки так, чтобы было заметно острое округление щеки. (6 пар раз).
- «Желоб». Язык сворачиваем в трубку и показываем наружу, стараясь высунуть его как можно больше.
Чистоговорки:
- На мели мы налима лениво ловили.
Для меня вы в лимане ловили линя
Не меня ль о любви вы так мило молили
И в туманы лимана манили меня?
- В недрах тундры выдры в гетрах тырят в ведра ядра кедров.
Выдрав с выдры в тундре гетры, вытру выдрой ядра кедров.
Вытру гетрой выдре морду. Ядра – в ведра, выдру – в тундру.
- Однажды был случай в далеком Макао: макака коалу в какао макала.
Коала какао лениво лакала, макака макала, коала икала.
- На дворе трава, на траве – дрова. Не руби дрова на траве двора. Раз – дрова, два – дрова, три – дрова, четыре – дрова.
- Был бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.
- Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
- Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
- Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон:
в капюшоне кукушонок смешон.
Интонация. Упражнение.
Простую чистоговорку или любую несложную недлинную фразу предлагаем ребятам произносить с различными интонациями.
Варианты интонаций: горе, грусть, печаль, отчаяние, вина, обида, досада, сожаление, радость, восторг и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса чтецов «Весенняя капель» для детей старшего дошкольного возраста ( старшие и подготовительные группы).Подготовили и провели: Воспитатель подг.группы Резникова-Милованова Л.Е., Психолог Колоколенкова Ж.Г.
ГБОУ ДОУ №2365 Сценарий конкурса чтецов «Весенняя капель»для детей старшего дошкольного возра...
Советы для родителей и воспитателей "Как подготовить ребенка к конкурсу чтецов"
В художественном слове ребенок учится при помощи взрослого вскрывать и доносить смысл произведения. Умение понять и почувствовать идею, выявить ее и связанную с ней духовную направленность – это...
Сценарий смотра-конкурса чтецов, в старшей группе. Посвящённый «Дню матери». Подготовила: воспитатель МБДОУ №27, г.Невинномысск, Корецкая Н.П.
Цель: развитие речи и формирования интереса к художественному слову, с целью развития умения чувствовать красоту и выразительность поэтичного слова, выразительно передавать содержание текста...
Положение о конкурсе чтецов среди воспитанников МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад
Конкурс чтецов проводился с целью создания условий для формирования экологической культуры, вовлечения детей в природоохранную и исследовательскую деятельность, повышения качества работы с...
Как подготовить старшего дошкольника к конкурсу чтецов
Сегодня мы остановимся на конкурсе чтецов. Конкурс чтецов во все времена позволял демонстрировать навыки выразительного чтения художественного произведения. Наша задача - научить детей выразительному ...
"Как подготовить ребенка к конкурсу чтецов"
Современная система образования все больше внимания уделяет развитию таланта через участие в различных конкурсах, олимпиадах и соревнованиях.Каждая форма предполагает создание конкурентной атмосферы, ...
Памятка для родителей "Как подготовить ребенка к конкурсу чтецов"
Ежегодно в нашем детском саду в конце апреля проходит конкурс стихов о войне. Я составила памятку для родителей, чтобы желающие смогли лучше подготовить ребят к празднику поэзии военных лет...