Презентация на тему "Речевые игры как средство развития речи дошкольников"
презентация по развитию речи

Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности познания окружающего мира, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребенка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходима формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка.Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речевые игры и упражнения как средство развития речи дошкольников Автор Воспитатель : Линник Виктория Владимировна

Слайд 2

Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь , тем легче высказывать ему свои мысли , тем шире его возможности познания окружающего мира , тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребенка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно , вместе с его ростом и развитием. Речь необходима формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка. Гораздо успешнее это осуществлять , используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.

Слайд 3

Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной , непринуждённой обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом. Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития , используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь , формировать грамматические категории , развивать связную речь , расширять знания об окружающем мире , развивать словесное творчество , развивать коммуникативные навыки.

Слайд 4

Основные виды дидактических игр Настольно-печатные игры Игры с предметами (игрушки , природный материал и т.д.) Словесные игры

Слайд 5

Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников Ведущая линия развития речи детей 3-4 лет – это воспитание звуковой культуры речи , обучение правильному звукопроизношению , формированию грамматического строя речи.

Слайд 6

Игры и упражнения , направленные на: Название игры Звукоподражание - «Чей это голос?» , «Кто как говорит» Нахождение предмета , ориентируясь на его признаки и действия - «Угадай игрушку» , «Про кого я говорю» Выделение и обозначение признаков предмета - «Скажи какой» , «Исправь ошибку» , «Кто больше увидит и назовёт» , «Что напутал Буратино» , «Какая кукла» Соотношение предметов с разными характеристиками - «Сравни кукол» , «Сравни медвежат» , «Сравни разных зверят» , «Кто лучше похвалит» Подбор глаголов - «Кто , что умеет делать?» , «Где что можно делать? » , «Закончи предложение» , «Оркестр» , «Добавь слово» , «Кто назовёт больше действий» Придумывание окончания рассказа , нового окончания знакомой сказки - «Расскажи про Олю и зайчика» , «Козлята и зайчик» Игры – инсценировки с игрушками - По сказкам: «Заюшкина избушка» , «Теремок» , «Колобок»

Слайд 7

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-5 ГОДА ЖИЗНИ Ведущая линия развития детей данного возраста – обогащение словарного запаса . Продолжается работа по воспитанию звуковой культуры речи (формирование правильного звукопроизношения , развитие фонематического восприятия , голосового аппарата , речевого дыхания , умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности). Дети знакомятся с новыми терминами «звук» , «слово».

Слайд 8

Игры и упражнения , направленные на: Название игры Развитие слухового восприятия , интонационной выразительности речи - «Найди первый звук» , «Как слово звучит» , «Громко-шепотом» , «Как говорит Таня?» Обогащение словарного запаса (подбор синонимов , однокоренных слов , многозначных слов) - «Кто больше слов скажет» , «Кто заблудился?» , «Кого можно гладить» , «Шишка» , «Ручка-ножка» , «Как сказать по-другому» Формирование грамматического строя речи - «Кто это ползёт» , «Какие бывают иголки» Развитие связной речи (составление сказки , совместного рассказа , творческого рассказа) - «Приключения Маши в лесу» , «Расскажем про белочку» , «В гостях у лесника»

Слайд 9

Игры и упражнения по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста является развитие связной речи , усвоение фонетической стороны речи. Проводится работа по дальнейшему совершенствованию речевого слуха, закрепление навыков чёткой, правильной, выразительной речи. Дети дифференцируют, что такое звук , слово , предложение.

Слайд 10

Игры и упражнения , направленные на: Название игры Уточнение представления о звуковой , слоговой и смысловой стороне слова - «Что такое звук , слово , предложение?» , «Едем , летим , плывём» , «Найди слова» , «Картина- корзина» Обогащение словарного запаса (подбор синонимов , антонимов , сходных по звучанию слов) - «Что вы видите вокруг?» , «Скажи какое» , «Найди точное слово» , «Это правда или нет?» , «Назови одним словом» , «Высокий - низкий» Формирование грамматического строя речи - «Кто у кого» , «Один-много» Развитие связной речи - «Составь описание» , «Придумай рассказ» , «Скажи точнее»

Слайд 11

Речевые игры дома Игры на активизацию словаря: Игра «Угощаю». Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не съедите. Можно поиграть в сладкие, кислые, соленые, горькие слова. Игра «Что для чего» Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы. хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты – в конфетнице, мыло – в мыльнице и т.п.

Слайд 12

Игра «Похожие слова» Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова — это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу. Например: приятель —друг —враг; грусть —радость —печаль; еда —очистки —пища и т.п. Игра «Маме мяч бросай и …» (в зависимости от темы игры возможны варианты «Маме мяч бросай и животных называй (транспорт, фрукты и т.д.)) Родитель называет обобщающее понятие и бросает поочередно мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч, должен назвать относящееся к этому обобщающему понятию предмет. Возможет второй вариант игры, когда мама называет видовые понятия, а ребенок – обобщающие слова.

Слайд 13

Игра «Кто что умеет» Ребенку мама называет или показывают животное, а он называет действия, характерные для этого животного. Например: белочка — скачет, прыгает, грызет; кошка — мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, ловит мышей, играет клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает и т.п. Игра «Отгадай, что это» Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например: Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи). Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие. Движется по дорогам, по воде, по воздуху и т.п. Игра «Один — много» Взрослый бросает мяч ребенку, называя имена существительные в единственном числе. Ребенок бросает мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Примеры: Стол- столы, двор — дворы, нос — носы и т.п.

Слайд 14

Игра «Найди общий звук» Эта игра хорошо развивает внимание, развивает фонематический слух, формирует навык быстрого звукового анализа. Взрослый произносит 3-4 слова, в которых есть изучаемый звук. - Какой звук встречается во всех словах? Чашка, очки, ключ. Жаба, лужи, жук. Лиса, лес, соль. Игра «Последняя буква» Игра простая, заодно расширяет словарный запас. Начинается игра с называния слова. Ребенок должен назвать следующее слово, которое начинается с последней буквы первого. И так по цепочке. Например : трубА – ананаС – соК – кашА…и т.п. Игра «Подружи слова» Листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос и т.п.

Слайд 15

Игра «Признак» Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он? железо – железный дерево – деревянный и т.п. Игра « Слова в предложении перепутались». Попробуй расставить их на свои места. Что получится ? 1. Дымок, идет, трубы, из. 2. Любит, медвежонок, мед. 3. Стоят, вазе, цветы, в. 4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

Слайд 16

Уважаемые родители! Каждый ребёнок индивидуален, не стоит от него требовать сосредоточенности на игре в течение длительного времени : это не принесет пользы ни ребенку, ни его родителям. Поэтому главное вовремя переключить внимание ребенка на что – то новое и интересное. И в заключение хотелось бы процитировать известного французского писателя и педагога Жозефа Жубера, который говорил: «Детям нужны не поучения, а примеры!» Поэтому родитель всегда должен помнить, что лучшее учение - это пример, а правильная грамотная речь - результат общения взрослого с ребенком!

Слайд 17

Список используемой литературы 1. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В.П. Арсентьева. - М.: Форум, 2009. - 144 с. 2. Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи / Н.М. Быкова. - СПб: Детство-Пресс, 2013. - 160 с. 6. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации / В.В. Гербова. - М. Мозаика-Синтез, 2006 - 56 с. 7. Кондратьева С.Ю. Вся жизнь - игра / С.Ю. Кондратьева // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 3. - С. 36-38. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре (пособие для воспитателя детского сада) ./ А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: Просвещение, 2005. - 218 с. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. / А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 1991. - 160с.

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игра, как средство развития речи дошкольников в условиях ДОУ" (презентация)

Презентация доклада:"Игра, как средство развития речи дошкольников в условиях ДОУ"....

«Театрализованная игра как средство развития речи дошкольников»

Театрализованная  игра позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительной речи ребёнка....

Презентация "Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников"

quot;Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников"...

Коррекционно-развивающие игры как средство развития речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.В игре явно проявляются особенности мышления и воображения ребенка, ег...

Презентация " «Театр в чемодане как средство развития речи дошкольников в театрально-игровой деятельности»

ull;Проблема образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства актуальна не только как самостоятельный раздел художественно-эстетического воспитания детей, но и как мощное...

Презентация на тему: "Пластилинография как средство развития речи дошкольников младшего возраста".

Что такое пластилинография? Какую роль она играет в развитии речи детей младшего возраста? ...