Аналитическая справка по тематическаому контролю на тему "Эффективность воспитательно - образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей»
учебно-методический материал по развитию речи

Анохина Людмила Александровна

определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_spravka_po_tematicheskomu_kontrolyu.docx29.83 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

по итогам тематического контроля МБДОУ «Детский сад общеразвива -  ющего вида № 93»

по теме: «Эффективность воспитательно - образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей»

На основании годового плана МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №93» и приказа заведующего № 386-О от 07.10.2022г. был проведен тематический контроль   с 07.11.2022 по 25.11.2022г.

Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи детей.

     Данный тематический контроль включал следующие направления:

  1. Изучение профессионального мастерства воспитателя.
  2. Изучение планирования воспитательно-образовательной работы с детьми по разделу «Речевое развитие».
  3. Анализ взаимодействия с родителями по теме.
  4. Анализ предметно-развивающей среды, организация и содержания уголка по развитию речи.
  5. Выявление уровня речевого развития детей
  6. Анализ развития связной речи и обогащение словаря детей через просмотр открытых занятий

Материалы тематического контроля:

- Карта изучения профессионального мастерства педагога;

- Карта изучения планирования воспитательно-образовательной работы с детьми по развитию речи и речевому общению;

- Карта анализа взаимодействия с родителями по речевому развитию;

- Карта анализа организации и содержания уголка по развитию речи;

- Карта анализа диагностики речевого развития детей;

- Карта анализа образовательной деятельности по развитию речи.

        В МБДОУ с 7 ноября по 25 ноября 2022г. прошел тематический контроль.  

Тематическая проверка была проведена в форме посещения и анализа непосредственно образовательной деятельности, анализа календарных планов, взаимодействия с родителями по вопросам речевого развития, обследования РППС в группе.

Актуальность. Во всем мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания, к сожалению, отходят на второй план, уступая место так называемым устройствам для чтения электронных книг. Чтобы прочитать то или иное произведение, сегодня не обязательно бежать в библиотеку – интересующую книгу несложно найти в Интернете. Учитывая это, задачи педагогов и родителей – оказывать помощь детям в правильном выборе источников информации, а также повышать среди подрастающего поколения престиж чтения и статус "читающего человека". В настоящее время перед образовательными учреждениями стоит задача развитие речи и речевое общение путем приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирования будущего читателя. Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста, в первом для ребенка "социальном институте" – детском саду. Поэтому наш педагогический коллектив не стал исключением и решил включить в ежегодный план работы задачу: «Совершенствование работы педагогов по формированию речевой компетентности дошкольников».

1. Изучение профессионального мастерства воспитателя.

Все воспитатели знают программные задачи развития связной речи у детей своей возрастной группы, умеют применять знание программных целей и задач в практической работе с детьми, владеют приемами интеграции задач речевого

развития в различные образовательные области.

Воспитатели владеют методикой диагностики развития связной речи (диалогическая и монологическая речь), умеют выбирать эффективные методы и приемы, исходя из индивидуальных особенностей речи детей своей группы.

Педагоги умеют организовывать речевое общение детей в игровой деятельности,

режимных моментах, организуют игры социальной направленности, имеющие целью развитие коммуникативных умений детей.

Речь воспитателей грамотная, содержательная, учитывается возрастная педагогическая направленность. Словарь воспитателей богатый, точный во время проведения занятий. В ООД, в совместной деятельности с детьми педагоги умеют точно и доступно формулировать вопросы к детям, использовать их как один из активизирующих приёмов.

При подготовке к открытым мероприятиям педагоги проявляют умение организовать детей на занятие, вызвать эмоциональное отношение к нему. Отмечая высокий уровень проведения занятий, хочется отметить, что необходимо увеличить речевую плотность занятий. Практика показывает, что высказывания на занятиях детей иногда остаются односложными, хотя педагоги побуждают детей к ответам словосочетаниями (младшие) или предложениями (старшие).

Анализ НОД свидетельствует об активном использовании воспитателями современных технологий по развитию речи. Воспитатели стараются использовать разнообразные современные технологии, эффективные методы и приёмы обучения развития речи детей, но не всегда правильно используют их, даются нечёткие инструкции.

Демонстрационный материал отвечает дидактическим целям, размещен на уровне глаз, учитывается размер демонстративного материала, продуманно размещение на доске.

2. Изучение планирования воспитательно-образовательной работы с детьми по разделу «Речевое развитие».

В ходе контроля были проверены рабочие программы, с целью установления уровня планирования ООД и совместной деятельности с детьми по речевому развитию.

Анализ планирования воспитательно-образовательной работы по развитию речи свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Педагоги планируют артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики, лексические упражнения, словесные игры, направленные на расширение и активизацию словаря детей. Планируется индивидуальная работа по развитию речи – заучивание стихов, песен, потешек. Для проявления детьми творчества планируются сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность. ООД запланирована в полном объеме, соответствует возрастным особенностям детей, охватывает все компоненты речевого развития в соответствии с программным содержанием образовательной области «речевое развитие».

В нерегламентированной деятельности планируется работа по загадыванию загадок, организации общения с детьми по интересным для них темам. Запланированы досуги, викторины, исследования, проекты, проблемные ситуации, интеллектуальные игры.

В целях прослеживается научный подход и учёт возрастных особенностей детей

дошкольного возраста – ставится акцент на установление детьми причинно- следственных связей, на формирование умений делать элементарные выводы, устанавливать взаимосвязь в живой и неживой природе.

Для реализации задач по развитию речи в режимных моментах воспитателями активно используются игровые, здоровьесберегающие технологии (театрализация, дидактические речевые игры и др.), организуется элементарная исследовательская деятельность детей (сбор информации о природных объектах), активно применяются словесные методы: составление рассказа, проблемные вопросы; наглядные - схемы, модули.

Педагоги всех возрастных групп привлекают к участию в различных мероприятиях родителей.

3. Анализ взаимодействия с родителями по речевому развитию.

Можно отметить, что большинство родителей, посещающих различные мероприятия: родительские собрания, консультации, педагогические гостиные, мастер – классы, семинары и т.д. интересуются развитием своих детей, знают программные задачи своей группы по данной теме. Интересуются информацией в родительских уголках, достижениями и успехами своих детей, высоко оценивают успехи ДО в подготовке детей к школе.

Наглядная информация для родителей. В группах размещены памятки и рекомендации для родителей с конкретной, педагогически целесообразной, доступной и эстетически оформленной информацией. Например, «Для вас родители! Простые игры для развития связной речи»; «Творческие задания для родителей», «Особенности речевого развития детей 3-7 лет», «Читайте вместе с нами». Педагоги дают рекомендации родителям по закреплению речевых умений и навыков используя современные средства телекоммуникации.

Проведенный тематический контроль показал, что проблема развития речи дошкольников актуальна и она в ДОУ решается: через НОД, свободную деятельность детей, во время проведения прогулок, режимные моменты. Однако надо отметить, что детское речевое творчество продолжает являться проблемой речевого развития дошкольника

4. Анализ предметно-развивающей среды, организация и содержания уголка по развитию речи. В группах ДОУ созданы условия для развития речи детей: сформированы книжные уголки, в которых целесообразно размещена литература в соответствии с возрастом детей. Дети любят в уголках рассматривать иллюстрации и «читать» книги. В группах имеются дидактические и настольно-печатные игры. Картотеки предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков; картотека артикуляционных и пальчиковых гимнастик; есть пособия для развития мелкой моторики рук, прописи, шнуровки, пальчиковые игры. Воспитателями проведена большая работа по созданию в группах игровой и театрализованной зоны, подобраны атрибуты и маски для постановок сказок. В группах имеются фланелеграфы и ширмы для обыгрывания и показа театральных постановок. Во всех группах имеется методическая литература и пособия по речевому развитию воспитанников. Для установления освоения детьми содержания образовательной программы имеется дидактический материал, обеспечивающий проверку владения детьми всеми компонентами речи. Однако очень редко бывают тематические выставки в книжных уголках. Недостаточно иллюстрированного материала, подборка книг в уголках случайна. Мало портретов детских писателей.

Анализ предметно — развивающей среды в группах показал: во всех группах создана предметно-развивающая среда для развития связной речи у детей дошкольного возраста.

Имеются Центры книги, содержание которых определяется программой и комплексно-тематическим планированием. Выставленные в центрах книги и альбомы имеют яркие иллюстрации, привлекательный, эстетический вид и соответствуют возрасту детей.

 На момент обследования во всех группах был представлен наглядно- дидактический материал для развития связной речи. Все группы имеют в наличии картинки по основным лексическим темам, недостающие картины берут в методическом кабинете.

В группах, в логопедическом кабинете имеются схемы для составления описательных рассказов, серии сюжетных картин. Имеется достаточное количество игрушек, представлен разнообразный дидактический раздаточный материал. В каждой группе имеются предметные картинки: с изображением явлений природы, основными частями предметов, с четко выраженными признаками предметов.

В группах имеются игры для развития связной речи, различные по структуре, способам игрового взаимодействия – лото, пазлы, ассоциации, парные картинки, игры на сравнение предметов. Во всех группах имеются разрезные картинки, количество частей и способы разреза соответствуют возрасту детей.

В целом можно отметить, что все педагоги проделали большую работу по созданию предметно-развивающей среды для развития связной речи, используя при этом методические рекомендации, полученные в ходе мероприятий по данной проблеме. В каждой группе созданы Центры театрализованной деятельности, сюжетно – ролевых игр.

Во всех возрастных группах художественная литература подобрана в соответствии с

требованиями программы, имеются несколько книг одного и того же произведения разных издательств. Детей знакомят как с детскими писателями, так и с художниками-

иллюстраторами. На момент проверки во всех группах были оформлены тематические выставки.

5. Диагностика уровня речевого развития детей оценивалась тремя уровнями (высокий, средний и низкий) и показала, что у детей в младших группах на высоком уровне (1%), на среднем уровне (24%), на высоком уровне (75%) достигнуто владение диалогической и связной (монологической);

в средних группах на высоком уровне (5%), на среднем уровне (32%) и на низком уровне (63%) достигнуто владение диалогической и связной (монологической);

в старших группах на высоком уровне (0%), на среднем уровне (46%) и на низком уровне (54%) достигнуто владение диалогической и связной (монологической);

в подготовительных группах на высоком уровне (16%), на среднем уровне (38%) и на низком уровне (46%) достигнуто владение диалогической и связной (монологической);

6.Анализ развития связной речи и обогащение словаря детей через просмотр открытых занятий

В ходе контроля было организовано посещение ООД в младших, средних, старших и подготовительных группах. Открытые занятия по развитию связной речи и обогащения словаря по средствам патриотического воспитания дошкольников проходили в рамках тематической недели «Поговорим о маме» (для младших и средних групп), «Моя родина-Россия» (для старших и подготовительных групп).  Просмотр занятий осуществлялся с целью выявления уровня развития связной речи детей. Было установлено, что программное содержание ООД по речевому развитию соответствует возрасту детей.  По времени занятия выдержаны в соответствии с нормами СанПин, динамическая пауза своевременна. Созданы условия для качественной организации работы по развитию речи: демонстрационный и раздаточный материал, продумано рациональное размещение детей, соблюдены санитарно-гигиенические условия. ООД организована в соответствии с методикой проведения: в организационном моменте создается мотивация детей на предстоящую деятельность. Обоснованные и правильно подобранные методы, приемы и средства обучения, позволяют постоянно удерживать внимание детей и добиваться усвоения ими материала.

Однако речевая плотность ООД в группах ДОУ не на достаточном уровне. Анализ взаимодействия педагогов с детьми во время ООД показал, что преобладающей является речевая активность педагога. Познавательная и речевая активность самих детей во время образовательных ситуаций недостаточна. Высказываются на занятиях лишь некоторые дети, большинство отвечает односложно, хотя педагоги побуждают детей к речевой активности с помощью разнообразных вопросов, к ответам словосочетаниями (младшие) или предложениями (старшие).

Педагоги активно используют на занятиях модели и схемы по развитию связной речи, словаря дошкольников, уделяют пристальное внимание вопросам воспитания культуры общения детей.

Выводы: Проведенный тематический контроль показал, что проблема развития речи дошкольников актуальна и она в ДОУ решается: через ООД, свободную деятельность детей, во время проведения прогулок, режимных моментах. Однако надо отметить, что детское речевое творчество продолжает являться проблемой речевого развития дошкольника. Дети произносят звуки, слова, строят предложения, пересказывают рассказы, рассуждают. Но используя эти языковые средства и формы речи, не всегда проявляют творчество, играют со звуками и рифмами, экспериментируют и конструируют, создавая свои оригинальные слова, словосочетания, тексты, которых они никогда не слышали. Организация воспитательно - образовательного процесса в ДОУ по развитию речи на удовлетворительном уровне.

Педагоги возрастных групп грамотно и целесообразно используют инновационные технологии, стараются привлекать к участию в различных мероприятиях родителей. Однако анализ результата показывает, что проводимая работа недостаточно эффективна: имеют место проблемы с фонематической и лексической сторонами речи.

В группах созданы условия для речевой деятельности детей, которые позволяют развивать речь дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Рекомендации:

1. Продолжать работу по развитию речевого творчества детей, используя новые формы и методы работы (мнемотаблицы, составление загадок, игры - беседы, оживления, игры – фантазии, сочинение сказок и т.д.). 

2. Продолжать ежедневно планировать словарную работу с детьми, индивидуальную работу по звуковой культуре речи.

3. Систематически и конкретно планировать работу с родителями.

4. Воспитателям подготовить материал, что читать детям, о детских писателях и поэтах.

5. Развивать произносительную сторону речи:

• подготавливать артикуляционный аппарат для правильного произношения звуков.

• вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

6. Уделять внимание речевому воспитанию, постановке и отработке необходимых звуков.

7. Продолжать работу по развитию, формированию и совершенствованию связной речи детей, больше внимания уделять рассказыванию по картине, заучиванию стихотворений, используя новые формы и методы работы.

Старший воспитатель                 ____________________  Анохина Л.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль «Эффективность воспитательно - образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей»

Определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи детей, путём всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анал...

Аналитическая справка по тематическому контролю «Эффективность воспитательно - образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей»

Аналитические справки по контролю иногда вызывают затруднения в написании, отнимают большое количество времени. В помощь старшим воспитателям (методистам) материал, разработанный мной....

Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Развитие речи и речевого общения детей посредством художественной литературы»

Согласно годовому плану на 2019-2020 учебный год, на основании приказа № 6 от 28 октября 2019 г.  в МАДОУ детский сад «Тополек» корпус 2 проведен тематический контроль по теме  ...

Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Эффективность воспитательно – образовательной работы в ДОУ по развитию речи»

Данный материал будет полезен старшим воспитателям и специалистам ДОУ. Справка содержит в себе результаты педагогической деятельности в дошкольном учреждении по речевому развитию дошкольников....

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам тематического контроля «Эффективность воспитательно - образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей»

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКАпо результатам тематического контроля«Эффективность воспитательно - образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей» Цель: Определить эффек...

Аналитическая справка старшего воспитателя по тематическому контролю «Эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевому общению детей»

С целью изучения и оценки состояния развивающей среды и работы воспитателей по развитию речи в ДОУ  в соответствии с приказом № 9-ВД от 06.02.2023 года «Об организации и проведении те...