Конспект НОД по развитию речи детей 4 года жизни.
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Конспект НОД по обучению связной речи

детей четвертого года жизни

средствами художественной литературы

Тема: Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»

       

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, коммуникативное, познавательное, приобщение к художественной литературе, двигательное развитие.

 

Цель:  организовать деятельность, направленную на развитие связной  речи посредством знакомства с русской народной  сказкой «У страха глаза велики».

 

Задачи:

Образовательные: формировать умение пересказывать сказку выразительно, используя в качестве наглядной опоры – мнемотаблицу; способствовать расширению словарного запаса детей словами: наперсток, колода, колодец.

Развивающие: создать условия для развития мышления, творческого воображения, связную диалогическую и монологическую речь, грамматическую, звуковую культуру речи.

Воспитательные: воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_nod_otkrytyy_avtosohranennyy.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Излучинский ДСКВ «Сказка»

Конспект НОД по обучению связной речи

детей четвертого года жизни

средствами художественной литературы

Воспитатель: Тухбатуллина Н.А.

пгт.Излучинск, 2020

Тема: Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»

       

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, коммуникативное, познавательное, приобщение к художественной литературе, двигательное развитие.

Цель:  организовать деятельность, направленную на развитие связной  речи посредством знакомства с русской народной  сказкой «У страха глаза велики».

Задачи:

Образовательные: формировать умение пересказывать сказку выразительно, используя в качестве наглядной опоры – мнемотаблицу; способствовать расширению словарного запаса детей словами: наперсток, колода, колодец.

Развивающие: создать условия для развития мышления, творческого воображения, связную диалогическую и монологическую речь, грамматическую, звуковую культуру речи.

Воспитательные: воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Организация детских видов деятельностей:

общение ребенка со взрослым;

общение ребенка со сверстниками.

Методические приемы и технологии:

Наглядный: демонстрация слайдов, рассматривание иллюстраций к сказке, мнемотаблица.                                                                                        

Словесный: беседа, чтение и пересказ сказки,чистоговорки словарная работа.                                                                                                           Игровой: игра «Говорящая мимика», сюрпризный момент, помощь сказочному герою.

Технология проблемного обучения:  создание проблемной ситуации

Здоровьесберегающие технологии: физминутка.

Предварительная работа:

чтение РНС, разучивание физкультминутки, беседа по прочитанным сказкам, обыгрывание игр «Живые слова»«Доскажи словечко»«Угадай героя»«Назови правильно» и др.

Ресурсное обеспечение:

Книга сказок, сундучок, иллюстрации к сказкам, конспект занятия, презентация Power Point, проектор (компьютер), мнемотаблица, заяц- игрушка, подарки для детей, напёрсток, ноутбук с презентацией, книги, ширма.

Ход образовательной деятельности.

1. Вводная часть

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня к нам пришло! давайте поздороваемся с ними «утренним приветствием».

Скажем здравствуйте руками, Скажем здравствуйте глазами,

Скажем здравствуйте мы ртом, Станет веселей кругом.

2. Основная часть 

Слайд № 1, 2, 3

А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру: «Угадай сказку».

 Я буду называть определённые слова, а вы –  догадайтесь, о какой сказке идёт речь.

1. Дед. Бабка. Заяц.Волк. Медведь. Лиса. Колобок. (правильно…).

2. Дед. Бабка. Внучка. Жучка. Кошка.Мышка. Репка. (правильно…).

3. Дед.Бабка.Мышка.Курочка Ряба. (правильно…)

Вдруг все слышат какое-то шевеление за ширмой. Что за странный звук?

        Ой, ребята, кто это? (зайчик).  

(Воспитатель берёт зайчика на руки, тот ей  что-то шепчет на ушко).

Ребята, зайчик только что мне сказал, что он убежал из сказки и очень боится туда возвращаться.

Зайка почему ты боишься? (молчит).

А из какой сказки ты убежал? Отвечает («У страха глаза велики»).

Ребята , а как же мы узнаем, чего испугался зайчик в этой сказке?  

(ответы детей, давайте прочитаем сказку).

А чтобы ее прочитать нам нужно попасть в сказку

(хотите попасть в сказку , ответы детей).

Давайте возьмемся за руки и чётко произнесем волшебные слова:

Ра-ра-ра – в сказку нам идти пора,

Ги-ги-ги – нам, зайчонок, помоги.

-Вот ребята мы с вами и в сказке. Садитесь на стульчики поудобнее.

Раз, два, три, четыре, пять –

Можно сказку начинать.

        (Воспитатель читает сказку выразительно включив презентацию на компьютере).

Слайд № 4

Рассказывание сказки.

Слайд № 5

Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка.

Слайд №6

Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек.

Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца.

Слайд 7

Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх!

Слайд №8

Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород. 

А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп — и зайке в лоб!

Слайд № 9

Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги.

Испугались они, ведра побросали и домой побежали.

Слайд №10

Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась.

 Слайд №11

Бабка охает:

— Ох! Медведище меня чуть не задавил!

Внучка плачет:

— Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!

Курочка на печке кудахчет:

— Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!

А мышка из-под печки пищит:

— Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!

Слайд

А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает:

«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!»

 Слайд  №12

Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».

Беседа по содержанию

Воспитатель: Понравилась вам сказка?  (ответы детей)

Вопросы к тексту:

-Кто запомнил, как называется сказка? («У страха глаза велики»)

Что это значит, как вы думаете? (ответы детей…движения мышц лица, выражающие то, что чувствует человек) Слайд №13

- Сейчас я, ребята, вам предлагаю выполнить упражнение «Говорящая мимика». Слайд №14 .

Я буду называть эмоцию, а вы передайте её с помощью мимики своего лица.

Эмоции: злость, радость, грусть, страх. Слайды № 15,16,17,18.

Ребята, название этой сказки является пословицей «У страха глаза велики» Давайте мы все громко ее повторим вместе со мной.

А теперь давайте разберёмся, кто и чего в этой сказке испугался, а самое главное узнаем, чего же испугался наш зайчик?

Как называли бабушку? (старушка)                                                                  

Как называли внучку? (хохотушка)                                                                    

Как называли курочку? (клохтушка)                                                                    

Как называли мышку? (норушка)                                                                          

Куда герои ходили каждый день?  Слайд №19                                                                                     С чем они ходили за водой?                                                                                

Какие вёдра были у героев? (большие, поменьше, с огурчик, с напёрсток)                                                                                               

 Откуда брали воду герои? (из колодца, из колоды, из лужицы, поросячьего следа) Слайд №20                                                                                                             Ребята, кто запомнил, как в сказке названы герои одним словом? (водоносы)             В этот день донесли водоносы воду?                                                                                    Кто им помешал?                                                                                                                              Где он сидел? Слайд №21                                                                                                           Как он помешал? (зайке яблоко упало в лоб, он испугался и бросился под ноги водоносам). Слайд №22                                                                                                      Что произошло с водоносами?                                                                                          Куда спряталась бабушка? (на лавку) Слайд№ 23                                                                                 Куда спряталась внучка? (за бабушку)                                                                       Куда взлетела курочка? (на печку)                                                                                               Куда спряталась мышка? (под печку)                                                                                     Кто со страху померещился бабушке? (медведище) Слайд №24                 

Почему в сказке сказано медведище?                                                                                  Кто привиделся внучке? (волк)                                                                                             Кто показался курочке? (лиса)                                                                                     Кто привиделся мышке? (котище)                                                                                Что произошло с зайчиком?                                                                                                  Что он испытал?                                                                                                                  Кто привиделся зайчику? Слайд  №25                                                                         Ребята, так чего же испугался зайчик???                                                                    Какова концовка сказки? (У страха глаза велики: чего нет, и то видят) хором

3. Закрепление

Физминутка.

Давайте покажем зайке как это было на самом деле,превратившись в главных героев.

Покружитесь, покружитесь в героев сказки превратитесь!

«Бабушка-старушка ведёрки взяла

И по воду пошла. (еле-еле идут, охают)

А за ней вприпрыжку

Внучка да мышка. (бегут, смеются, пищат)

А за ними бегом

Курочка с ведром. (бегом, кудахчет :ко-ко-ко)

Воды набрали и

Домой зашагали». (спокойно идут)

(Подходят к озеру, черпают воду из озера и идут по дорожке назад)

Давайте опять превратимся в ребяток.

Покружитесь, покружитесь

И в ребяток превратитесь!

Повторное рассказывание с установкой на запоминание.

Воспитатель:

- Сейчас, я ещё раз прочитаю вам сказку, а вы слушайте, обратите внимание на то, как я буду менять интонацию голоса, мимику лица, потому что потом вы будете её пересказывать с помощью подсказок.

Пересказ сказки с использованием мнемотаблицы.

Воспитатель: А сейчас ребята, кто хочет пересказать сказку с помощью подсказок-картинок. (3-4 человека).

Пересказ с помощью мнемотаблицы.

3. Подведение итогов(рефлексия)

Воспитатель: - С какой русской народной сказкой мы познакомились? («У страха глаза велики»

Воспитатель: - Понравилось вам путешествие по сказке?

Воспитатель: - Чему вас научила эта сказка? (Быть смелым и решительным, если чего-то испугался, нужно подумать, на самом ли деле это так страшно и постараться преодолеть страх.)

Воспитатель:

- Ребята, а я знаю "прогонялку", с помощью, которой можно прогнать страх.

«Страх, страх, страшок. Брысь, брысь, брысь! В смех, смех, смешок, Превратись!»

Ой, ребята, это ещё не всё, зайчик не хочет так просто с вами прощаться.

Вот сундук.

А что внутри?

Если хочешь

Посмотри! – (дети открывают и заглядывают, а там сюрприз)

Вот и закончилось наше путешествие по сказке, надо возвращаться домой.

Давайте встанем и повторим волшебные слова:

«Ра-ра-ра – возвращаться нам пора».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие речи третьего года жизни ребенка"

На третьем году жизни  ребенка происходит активное накапливание словарного запаса. Растущий малыш начинает интересоваться всеми явлениями окружающего мира, заводить новые знакомства со сверстника...

консультация "Развитие речи четвертого года жизни"

Каковы возрастные показатели развития речи ребенка четвёртого года жизни?  Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения ...

Конспект занятия по развитию речи детей раннего возраста (1-2 года) на тему: «В гости к петушку»

Конспект занятия по развитию речи детей раннего возраста (1-2 года) на тему: «В гости к петушку»...

Конспект занятия по развитию речи детей раннего возраста (2-3 года) «В гостях у курочки»

Конспект занятия по развитию речи детей раннего возраста (2-3 года)«В гостях у курочки» ...

Конспект занятия по развитию речи «Времена года» для детей старшей группы детей с ЗПР.

Конспект занятия по развитию речи «Времена года» для детей старшей группы детей с ЗПР. В предлагаемом конспекте занятия используются приемы Технологии развития критического мышления (...

Конспект НОД по развитию речи детей раннего возраста (2-3 года)

Поскольку именно в возрасте от двух до трех лет наблюдается значительный скачок в развитии речи, то этому рекомендуется уделить особое внимание. Для того чтобы дети могли свободно выражать свои мысли ...

Конспект занятия по развитию речи детей раннего возраста (1-2 года) «В гостях у курочки»

занятие по знакомству детей раннего возраста с домашними птицами, их детёнышами...