Педагогический проект «Ознакомление с животным миром детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
проект по развитию речи (младшая группа)
Речевое развитие, его объём, и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_22-23g.g._1.docx | 31.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Березка» с.Мамонтово
Педагогический проект
«Ознакомление с животным миром детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Руководитель проекта:
Шелякина Л.П.
1.Паспорт проекта
Участники проекта:
- Педагоги младшей группы
- Дети младшей группы
- Родители воспитанников ДОУ
Тип проекта: познавательно-игровой, творческий.
Сроки реализации проекта: Сентябрь 2022г.- Май 2023г.
2.Проблема проекта: Дошкольный возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Именно речевое развитие, его объём, и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности.
Полноценное образование ребенка младшего дошкольного возраста возможно лишь при условии психологического комфорта ребенка в процессе общения со сверстниками, взрослыми в детском саду и семье.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. В процессе театрализованной игры активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй, что очень важно в этом возрасте. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. В тоже время, не смотря на имеющиеся исследования в данной области, воспитание детей средствами театра медленно и не всегда успешно реализуется на практике. Часто театр превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь.
3. Актуальность проекта:
Любовь к театральному творчеству, желание передать эту любовь детям, стремление через театральное мастерство сделать жизнь ребёнка счастливее, а внутренний мир богаче, стало опорной точкой для создания этого проекта.
В младшем дошкольном возрасте у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. Происходит формирование основных качеств личности.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является игра и театрализованные игры.
Участвуя в них, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, развивается диалогическая речь, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.
Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
4. Цель проекта: Способствовать развитию творческих и речевых способностей детей младшего дошкольного возраста. Приобщать к сказкам посредством различных видов театра.
5. Задачи:
- Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с животным миром (дикие, домашние животные);
- Формирование у детей представления о театре;
- Знакомить с приемами вождения настольных и перчаточных кукол;
- Воспитывать у детей положительные черты характера, такие как отзывчивость, доброжелательность, инициативность и т.д.;
- Развитие у детей художественно – речевых исполнительских способностей - выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер сказки;
- Помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру, учить согласовывать свои действия с другими детьми;
- Развивать дикцию, используя скороговорки, стихи. Пополнять словарный запас.
6. Планируемые результаты:
- Обогащается речь за счет образных выражений, активизируется словарь ребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, её грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи.
- Умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами.
-Активное вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком.
7. Возрастные особенности детей:
Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.
8. Принципы к реализации проекта:
-Целенаправленная и планомерная работа в течение года по развитию творческих способностей детей;
-принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографий, атрибутов, использование информационных компьютерных технологий;
-принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
- принцип занимательности— изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
9. Методы реализации проекта
1. Словесные методы: беседы, чтение художественной литературы, объяснение, тактика ведения диалога.
2. Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, игрушек, презентации.
3. Наглядно-слуховой метод: показ, демонстрация.
4. Игровые методы: применение всех видов игр (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театральные и т.д.)
10. Итоговый продукт: постановка сказки «Репка», оформление театрализованного уголка.
11. Этапы реализации проекта
- Подготовительный
Изучение и подбор методической и художественной литературы.
Для воспитанников: рассматривание игрушек, сюжетных картинок и иллюстраций к сказкам, чтение стихов, потешек, работа с загадками, пословицами, театрализованные игры, упражнения «Покажи эмоцию, имитационные задания «Изобрази героев сказки и их голоса», пересказ сказок детьми, ряженье в костюмы героев сказок для игр – драматизаций, беседы с детьми.
Для родителей: выступление на родительском собрании на тему: «Театрализованная деятельность в детском саду», памятка для родителей, консультации, анкетирование.
- Содержательный
Методическая работа | Срок | |
Подбор и изучение литературы по теме проекта. Постановка цели и задач, составление плана работы. Разработка: дидактических игр, иллюстраций, бесед, потешек, аудиозапись, анкета для родителей; Подбор художественной литературы. | Август-Сентябрь | |
Формы работы в рамках изучения темы | Сроки | Отчёт о выполнении |
Работа с детьми | ||
Чтение и прослушивание звукозаписей, просмотр мультфильмов, беседа о домашних и диких животных. | Сентябрь | «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса», «Три медведя». |
Дидактические игры по сказкам. | Октябрь | «Колобок», «Репка», «Теремок»,«Разрезные картинки», |
Чтение стихов, потешек, работа с загадками, пословицами; | Ноябрь | Картотека |
Инсценировка сказки | Декабрь | Тема: сказка«Теремок» |
Рассказывание сказок детьми с показом настольного театра | Январь | «Репка», Колобок» |
Знакомство с теневым театром, рассказывание сказки. | Февраль | «Кот и петушёк» |
Беседы с детьми о безопасности дома и на улице с использованием героев и сюжетов этих сказок. | Март |
Презентация |
Разыгрывание по ролям стихотворения И.Жукова, А.Апухтина. | Апрель | «Киска», «Кузнечик». |
Инсценировка сказки | Май | Тема: сказка«Колобок»» |
Работа с родителями | ||
Консультация | Сентябрь | Тема: «Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников» |
Изготовление костюмов для театрализованной деятельности | Октябрь | Маски, костюмы |
Анкета | Ноябрь | Тема: «Сказка в жизни вашего ребенка» |
Родительское собрание | Декабрь | Тема: «Театрализованная деятельность в детском саду» |
Консультация | Февраль | Тема: «Мама, почитай мне сказку» |
Акция | Март | Тема: «Подари детям книгу» |
Буклет | Апрель | Тема: «Волшебный мир театра» |
Консультация | Май | Тема: «Воспитание сказкой» |
Работа с педагогическим коллективом | ||
Консультация | Апрель | Тема «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» |
Обобщение опыта | ||
Открытый показ НОД: презентация | Май | Тема: «Ознакомление с животным миром детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» |
- Заключительный
Подготовка презентации проекта и итогового занятия
12. Риски проекта
- дети, слабая заинтересованность
- Родители дома разучивают с детьми роли, планируют начать готовить костюмы и помогать воспитателям в заготовке декораций, у родителей появился интерес к театру и совместной с детьми театрализованной деятельности.
13. Пути преодоления
-групповая и индивидуальная работа с детьми (закреплять знания в режимные моменты)
- домашние задания, показать родителям в необходимости воспитания детей русской народной сказкой как средством развития речи дошкольников.
14. Перспективы дальнейшего развития проекта
Продолжать работать с детьми и родителями над этим проектом в 2023 году
15. Ресурсное обеспечение проекта
Информационные ресурсы
1.Скороговорки для детей: https://vse-skorogovorki.ru/skorogovorki-dlya-detej-3-4-let
2.Короткие стихи для детей: www.toys-4kids.ru
3.Консультация для педагогов: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/12/08/konsultatsiya-dlya-peda..
4. Видео театр дошкольникам сказка о дружбе: https://videomin.org/40/
Учебно-методические ресурсы
Данный проект разработан в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ, 2013 год и с учетом рекомендаций основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Коморовой, М.А. Васильевой.-М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2018.
Литература
- Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. -
М.: ТЦ Сфера, 2006
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.
- Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
- Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969.
- Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб.: Речь, 2008.
- Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи. – М.: Астрель, 2013.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры.. – М.: АРКТИ, 2001.
- Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.
- Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. - М.:ВЛАДОС, 2001.
- Федорова Г.П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб.: “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт по теме: «Развитие театрально-исполнительских навыков и эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Имея опыт работы по театрализованной деятельности, я делилась знаниями с коллегами по работе, организовала консультации, показала открытые мероприятия, оформила театральный уголок. Моя раб...
РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ...
Консультация для воспитателей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Консультация для воспитателей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность
К сожалению, в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения способности правильно говорить. Вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом и пускают процесс ...
Социальный проект Привлечение родителей к развитию речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность. «Театральная гостиная»
Детский сад – первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Работа с родителями - одна из важнейших сторон деятельности нашего ДОУ. Общен...
Презентация к познавательно-творческому проекту по развитию детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность"Маска"
«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постанов...
Социальный проект "Привлечение родителей к развитию речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность "Театральная гостиная"
Театрализованная деятельность – самое увлекательное направление в дошкольном воспитании, в котором ярко проявляется принцип обучения учить играя. Благодаря ей дети знак...