Развитие речи с элементами сенсорного и математического развития.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Бассан Виолетта Александровна

Цель: Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество, развитие фонематического слуха. Обогащать словарь и развивать этику общения. Поддерживать инициативность.

Задачи (образовательные, развивающие, воспитывающие):

1.Обогощать словарь детей, упражняется в произношении гласных звуков в изолированном виде, упражняется в счете и знании цифр, умение соотнести цифру с количеством предметов.

2. Развитие монологических форм речи, речевого творчества. Развивать фонематических слух, умение находить слова с определенным звуком, логическое мышление и мелкую моторику. Развитие понимания литературного текста в единстве его содержания и формы.

3. Развивать умения соблюдать этику в коллективном взаимодействии,  умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников. Проявлять инициативность.

Материал для занятия: стулья; атласная лента с палочкой и передвижным зажимом; мольберт; панно-панорама «Морские обитатели»; карточки с изображением звуков (а, о, у, и); мягкие модули (для имитации подвижных камней), картинки с изображением акул, кита, морских звезд; карты (для поиска сокровищь)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_razvitie_rechi.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект проведения образовательной деятельности

Вид деятельности: Развитие речи с элементами сенсорного и математического развития.

Тема: «Путешествие на подводной лодке»

Дата проведения: 02.12.2022

Ф.И.О. педагога: Бассан Виолетта Александровна

Количество детей: 10

Цель: Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество, развитие фонематического слуха. Обогащать словарь и развивать этику общения. Поддерживать инициативность.

Задачи (образовательные, развивающие, воспитывающие):

1.Обогощать словарь детей, упражняется в произношении гласных звуков в изолированном виде, упражняется в счете и знании цифр, умение соотнести цифру с количеством предметов.

2. Развитие монологических форм речи, речевого творчества. Развивать фонематических слух, умение находить слова с определенным звуком, логическое мышление и мелкую моторику. Развитие понимания литературного текста в единстве его содержания и формы.

3. Развивать умения соблюдать этику в коллективном взаимодействии,  умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников. Проявлять инициативность.

Материал для занятия: стулья; атласная лента с палочкой и передвижным зажимом; мольберт; панно-панорама «Морские обитатели»; карточки с изображением звуков (а, о, у, и); мягкие модули (для имитации подвижных камней), картинки с изображением акул, кита, морских звезд; карты (для поиска сокровищь)

Ход проведения

 (на основе карты анализа образовательной деятельности

 на основе системно-деятельностного подхода ФГОС ДО)

Дети находятся в приемной комнате, воспитатель зовет их в игровую.
Воспитатель. Ребята, сегодня нас ждет интересное путешествие. Мы
отправляемся в подводное плавание. Скажите, на чем мы можем попасть на
морское дно?
Дети. На подводной лодке.
Воспитатель. Итак, мы отправляемся в путешествие на подводной
лодке.
Дети садятся в построенную из стульчиков лодку, к потолку прикреплена
атласная лента с палочкой - перископ, на ленте зафиксирован передвижной
зажим - указатель глубины.
Воспитатель. Для того чтобы лодка поплыла, нужно погрузиться
в воду. Мы сделаем это с помощью специального измерителя глубины: вам
нужно рассказать, какая вода. Чем больше слов-определений вы назовете, тем
точнее мы измерим глубину нашего погружения.
Дети. Вода холодная, соленая, темная, прозрачная, бурлящая, морская,
пенистая…
Дети подбирают слова-определения к существительному «вода», педагог
на каждое названное слово передвигает вверх передвижной зажим.
Воспитатель. Вот мы и на морском дне! Вокруг нас — морские просторы с морскими обитателями, водорослями. И много-много рыбы.
Педагог подводит детей к мольберту, на котором расположено панно панорама «Морские обитатели», дошкольники его рассматривают.
Воспитатель. Посмотрите, какая красивая рыба! Скажите, а рыбы
умеют говорить?
Дети. Нет.
Воспитатель. Вот и наша рыбка поет свою песенку беззвучно. Но если
мы постараемся, то сможем губами изобразить беззвучную песенку рыбки.

Педагог сначала шепотом или очень-очень тихо произносит гласные звуки в следующей последовательности: [a], [о], [у], [u]. При этом взрослый обращает внимание детей на артикуляцию.


[A]
Рот пошире открываем,
«А-а-а…» мы напеваем.


[О]
Губки в овале округлы, как «о».
«О» повторяем еще и еще.


[У]
Сделай округлыми губки,
Вытяни дальше вперед.
Станут подобными трубке,
Если «у» между ними идет.


[И]
Растяни в улыбке губки,
Чтоб не видны были зубки.
Губки вместе собери
И улыбку повтори.
После артикуляционной гимнастики педагог называет пары слов, а дети ищут слова с нужным звуком. Например:
Воспитатель
. В каком слове мы слышим звук [а]: аист, воробей?
Дети. Аист.
Воспитатель. Сирень, астра?
Дети. Астра.
Воспитатель. Мак, розы?
Дети. Мак.
Воспитатель. В каком слове мы слышим звук [у]: утка, галка?
Дети. Утка.
Воспитатель. Удочка, рыба?
Дети. Удочка.
Воспитатель. Нос, уши?
Дети. Уши.
Воспитатель. В каком слове мы слышим звук [и]: ива, дуб?
Дети. Ива.
Воспитатель. Снег, иней?

Дети. Иней.
Воспитатель. Изба, дом?
Дети. Изба.
Воспитатель. В каком слове мы слышим звук [о]: озеро, река?
Дети. Озеро.
Воспитатель. Лиса, ослик?
Дети. Ослик.
Воспитатель. Окна, дверь?
Дети. Окна.
Воспитатель. Молодцы, а теперь давайте поиграем.
Игра «Дождик» (сл. Э. Мошковской).

Раз, два, три, четыре, пять -

Вышел дождик погулять.
Шел неспешно по привычке.
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке:
«По газону не ходить!»
Дождь вздохнул тихонько:

«Ох!»
И ушел. Газон засох.

Прыжки на обеих ногах на каждый счет, руки на поясе.
Маршируют.


Разводят руками, пожимают плечами.
Ведут пальчиком правой руки слева направо, движение головы слева направо.

Глубокий вздох и междометие на выдохе.
Маршируют.

Воспитатель. Наше путешествие продолжается. Посмотрите, кто у нас впереди?
Дети. Кот.
Воспитатель. Разве он подводный житель?
Дети. Нет, кот - домашнее животное.
Воспитатель. Оказывается, один морской обитатель захотел с нами
поиграть и решил зашифровать свое название. Это самое большое морское животное, которое очень любит плескаться в воде и пускать фонтаны. Кто это?
Дети. Кит.
Воспитатель. Правильно, это кит.
Педагог подводит детей к столам, где для них приготовлены карточки, на которых точками нанесены изображения кита и волн.
Воспитатель. Давайте на карточках обведем по точкам изображения
кита и волн.
Дети садятся за столы и выполняют задание.
Воспитатель. Наше подводное путешествие продолжается.
Дети переходят в другую зону, где расположены «подводные камни» (мягкие модули).

Воспитатель. Вот и первые препятствия - подводные камни, которые
нужно убрать с пути. Это сможет каждый из вас. Выполнять нужно строго по заданию. Приготовились. Первым нужно убрать камень с цифрой, которая показывает число на 1 меньше 5. Какое это число?
Дети. Четыре.
Дети убирают камень с цифрой «4».
Воспитатель. Теперь нужно убрать камень с цифрой, которая обозна-
чает количество пальцев на одной руке. Какая это цифра?
Дети. Пять.
Дети убирают камень с цифрой «5».
Воспитатель. Уберите камень с цифрой, которая показывает число, находящееся между 7 и 9.
Дети убирают камень с цифрой «8».
Воспитатель. Уберите камень с цифрой, которая показывает число на
1 больше 9.
Дети убирают камень с цифрой «10».
Воспитатель. Уберите камень с цифрой, которая показывает число на
1 меньше 7.
Дети убирают камень с цифрой «6».
Воспитатель. Уберите камень с цифрой, которая есть в сказке о поросятах.
Дети убирают камень с цифрой «3».
Воспитатель. Уберите камень с цифрой, которая есть в сказке о Белоснежке
Дети убирают камень с цифрой «7».
Воспитатель. Уберите камень с цифрой, которая показывает на 1 больше 8.
Дети убирают камень с цифрой «9».
Воспитатель. Наше путешествие продолжается. Посмотрите, сколько
впереди обитателей морских глубин.
Дети возвращаются к панораме «Морские обитатели» и рассматривают панно.
Воспитатель. Ребята, вы знакомы с некоторыми из них? Назовите знакомых вам морских жителей. Давайте я буду называть вам звук, а вы будете перечислять морских обитателей, в названиях которых есть данный звук. Итак, [а]…
Дети. Акула, скат, звезда, кальмар…
Воспитатель. [И]…
Дети. Дельфин, кит…
Воспитатель. [У]…
Дети. Акула, скумбрия, медуза…

Воспитатель. [O]…
Дети. Конек, водоросли, вода.

Воспитатель. Морские обитатели приготовили для вас задачи.

Кит, громадный словно дом,
Улыбаясь, бьет хвостом,
Уплыл, резвится в океане.
Сколько китов осталось с нами?
Дети. Ноль.


Воспитатель.
Возле камня - две ракушки
И на камне - три ракушки,
Всех ракушек сосчитать,
Сколько будет: ровно…

Дети. Пять.

Воспитатель.
Шесть дельфинов плыли стаей,
Двое вскоре поотстали.
Кто из вас ответит раньше,
Сколько в стае плыло дальше?
Дети. Четыре.

Воспитатель.
Двум медузам-хохотушкам
Повстречались три подружки.
Помогите сосчитать,
Сколько будет? Ровно…

Дети. Пять.

Воспитатель.
Стайка скумбрий серебристых
Промелькнула в море чистом.
Промелькнула, уплыла,
Сколько рыб осталось?
Дети. Ноль.

Воспитатель.
У норки утром два конька сидели
И дружно веселую песенку пели.

Один уплыл, второй вслед глядит.
Сколько коньков у норки сидит?
Дети. Один.

Воспитатель.
Рыбки плавали в реке,
Было их сначала две,
К ним приплыли три подружки.
Сколько рыб плывет в речушке?
Дети. Пять.

Воспитатель. Ребята, вы сможете назвать рыбу-хищника на этой картине?
Дети. Акула.
Воспитатель. Правильно, акула. Когда она появляется, все рыбы расплываются в разные стороны.
К сожалению, подходит к концу наше путешествие, пора возвращаться…
Но впереди еще одно препятствие - очень глубокое место. Перебраться через него нам помогут морские звезды.
Педагог подводит детей к столу, на котором разложены картинки с изображениями морских звезд. Количество звезд на картинках разное (от 1 до 10).
Воспитатель
. Разложить их нужно в убывающем порядке от 10 до 1.
Дети выполняют задание, затем по приглашению взрослого проходят
в подводную лодку.

Воспитатель. Вот мы и на подводной лодке. Нам нужно подняться на
поверхность моря. И опять нам поможет измеритель глубины. Только теперь мы будем подбирать определения к слову «солнце», то есть отвечать на вопрос: солнце какое?
Дети. Солнце круглое, огромное, красное, горячее, лучистое, жаркое…
Воспитатель. Молодцы! Ребята, когда мы всплывали, я услышала,
как что-то ударилось о борт подлодки, оказалось — это бутылка с посланием.
Раньше, когда не было раций и телефонов, существовала вот такая морская почта. Давайте посмотрим, что там внутри. Это карты, где находятся сокровища, путь к которым вы найдете сами, когда захотите.
Педагог раздает детям карты и благодарит их за активное участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста в НОД - развитие речи. Программа педагога.

Развитие речи детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности - развитие речи. Данна программа направлена на реализацию задач по образовательной области "Коммуникация" в соо...

Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи у детей»

В данном материале размещено родительское собрание,проведённое с родителями детей в старшей группы в игровой форме. Начинается собрание со вступительного слова педагога о большом значении развития реч...

Конспект НОД по развитию речи Тема: «Путешествие в весенний лес» (развитие речи)

Конспект НОД  «Путешествие в весенний лес» (развитие речи)средняя группа...

План по самообразованию "Развитие речи у детей младшего возраста через развитие мелкой моторики и сенсорные игры"

Развитие речи у детей младшего возраста через развитие мелкой моторики и сенсорные игры...