НОД Конспект занятия в старшей группе. Составление описательных рассказов по пейзажной картине И. Левитана «Весна. Большая вода».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Гладкина Марина Анатольевна

*

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл levitan_vesna._bolshaya_voda.docx170.33 КБ

Предварительный просмотр:

НОД Конспект занятия в старшей  группе.

 Составление описательных рассказов по пейзажной картине

И. Левитана «Весна. Большая вода».

Составила воспитатель Гладкина М.А.

МКДОУ Д/сад №8 г.Коркино

Цель.

Формировать у детей умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его словом.

Оборудование.

Репродукция картины И. Левитана «Весна. Большая вода»; выставка картин о весне других художников; портрет И. Левитана; аудиозаписи: пьеса Чайковского «Март», «Апрель» из альбома «Времена года», А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года»; бумага, карандаши.

Ход занятия.

I Организационный момент.

1. Звучит музыка Антонио Вивальди «Весна» из цикла «Времена года».

Педагог сообщает, кто написал музыку, название. Беседует о ее характере (торжественная, радостная, звонкая, похожа на пение птиц и капель…).

-Кто сочиняет музыку?         (Композиторы.)

         -Кто пишет картины? (Художники.)

        -Каких художников вы знаете?

        -Сегодня мы побываем на художественной выставке (дети подходят к выставленным картинам). Как называется профессия человека, который экскурсии водит. Я буду вашим экскурсоводом. Что изображено на картине? Эту картину написал… она называется…  А вот еще картины. Эту картину написал художник… она называется… и т. д.

        -Дети, подумайте, что общего в картинах, которые мы рассмотрели? (На них изображена природа.)

        -Как называются картины, на которых изображена природа? (Пейзаж.)

Дети садятся на свои места.

II Основная часть.

-Давайте внимательно рассмотрим вот эту картину. Какое время года изображено на картине? (Весна.) Этот весенний пейзаж написан художником Исааком Левитаном. Всмотритесь в картину внимательно, потом вы будете рассказывать о ней. А музыка поможет вам как бы побывать в этом весеннем лесу (звучит пьеса Чайковского «Март» из альбома «Времена года»)

-Так о чем же нам рассказал художник? (О весне в лесу, в роще леса.)

-Если зима была снежной, и с наступлением весны снег быстро растаял, то воды в реки прибывает очень много и они выходят из берегов, затапливают луга, леса, даже селения. Какое-то время вода стоит очень высоко, а потом постепенно начинает спадать, уходит, река возвращается в свое русло. Это явление - когда реки разливаются, называется весенним половодьем. (Дети повторяют слово «половодье».) Еще часто говорят: большая вода пришла.

Исаак Левитан, великий русский художник-пейзажист, так и назвал свою картину - "Большая вода".

-Что изображает эта картина? (Она изображает весеннее половодье.)

-Что занимает большую часть картины? (Вода.) Правильно, вода – разлившаяся река – занимает большую часть полотна.

-Какая это вода? (Она голубая, холодная, чистая, ровная, как зеркальная поверхность.)

-Что отражается в воде? (В ней отражается чистое голубое небо, легкие облака и пока еще голые деревья – затопленная рекой рощица.) Тонкие деревца выглядят беззащитно и трогательно. Среди них – почти обязательные для русского пейзажа деревья – березы.

-Посмотрите на березы, что можно о них сказать? Какие они? (ответы детей.) Подсвеченные солнцем, они кажутся розовыми.

-Как вы думаете, где стоял художник, когда писал картину?

-Что изображено на переднем плане картины? (Лодочка.) На переднем плане, но не в центре, а немного левее, один из главных элементов пейзажа  -одинокая утлая лодочка, причалившая к берегу. Как вы понимаете значение слова «утлая»? (ветхая, старая.) Она пуста. Как вы думаете, почему лодочка оказалась здесь? (Предположения детей.) Может быть, какой-то крестьянин только что приплыл на ней из тех виднеющихся домишек. Может быть, ее просто сорвало с прикола и прибило сюда ветром. Каждый зритель картины придумывает свою историю этой лодочки и невольно становится соавтором сюжета. (Отрывок повторяют 1-2 ребенка из II подгруппы.)  

-Что изображено в левой части картины? (Земля, берег реки.) В левой части тщательно выписанная желтая глинистая полоска земли красиво оттеняет голубую воду и как бы уводит взгляд зрителя в глубину картины. (Отрывок повторяют 1-2 ребенка из II подгруппы.)

-Как вы думаете, о чем говорят темные тени деревьев на переднем плане картины? (Предположения детей.) Темные тени деревьев на переднем плане говорят о том, что солнце светит сильно, ярко. Да это чувствуется и по общей тональности картины, по цвету красок, которые использовал художник. Картина наполнена светом. Именно этот эффект, особенно хорошо удавшийся Левитану здесь, передает подлинное ощущение весны, ее свежее дыхание. (Отрывок повторяют 1-2 ребенка из II подгруппы.)

-Что изображено на заднем плане картины? (Затопленные крестьянские дома и крутой, недоступный для воды берег.) (Отрывок повторяют 1-2 ребенка из II подгруппы.)

        -Как красиво рассказал о весеннем половодье художник красками, правда, ребята?

        -Как вы считаете, что бы мы услышали, если бы пришли в лес и постояли тихо? Как художник сумел показать тишину?

        -Какое настроение вызывает у вас эта картина: шумная или тихая, неспокойная или громкая, звонкая? (Ответы детей.) Как бы вы ее назвали?

Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковый театр «Лиса и волк».

-Слышите, вон на том островке волк встретился с лисой. Сейчас мы покажем пальчиковый театр «Лиса и волк». Кто мы? (Актеры.)

Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису:

-Лизавета, здравствуй!        

-Как дела, зубастый?

-Ничего идут дела, голова еще цела.

-Где ты был?              

-На рынке.

-Что купил?                

-Свининки.

-Сколько взяли?

-Шерсти клок, ободрали правый бок,

хвост отгрызли в драке.

-Кто отгрыз?              

-Собаки.        

-Сыт ли, милый куманек?

-Еле ноги уволок!  

-Мы с вами описали картину, а теперь послушайте мой рассказ по этой картине.

-Картина называется «Весна. Большая вода», написал Исаак Левитан. Она изображает весеннее половодье. Вода – разлившаяся река – занимает большую часть полотна. Она голубая, холодная, чистая, ровная, как зеркальная поверхность. В ней отражается чистое голубое небо, легкие облака и пока еще голые деревья – затопленная рекой рощица. Тонкие деревца выглядят беззащитно и трогательно. Подсвеченные солнцем, они кажутся розовыми.

Вдали видны затопленные крестьянские дома и крутой, недоступный для воды берег.

На переднем плане, но не в центре, а немного левее, один из главных элементов пейзажа – одинокая утлая лодочка, причалившая к берегу. Она пуста. Может быть, какой-то крестьянин только что приплыл на ней из тех виднеющихся домишек. Может быть, ее просто сорвало с прикола и прибило сюда ветром.

В левой части тщательно выписанная желтая глинистая полоска земли красиво оттеняет голубую воду и как бы уводит взгляд зрителя в глубину картины.   Темные тени деревьев на переднем плане говорят о том, что солнце светит сильно, ярко. Картина наполнена светом, чувствуется подлинное ощущение весны, ее свежее дыхание.

-Подумайте, как вы расскажете о половодье, изображенном на этой картине. Помните, рассказать нужно выразительно и интересно. Не забудьте назвать автора картины и ее название.

Предлагает детям пересказать по очереди, дополняя друг друга. Педагог обращает внимание на то, что первый ребенок, начавший пересказ, обязательно должен сказать название картины и ее автора.

Упражнение на координацию речи и движения «Классическая».

        -Отдохнем!

Раз цветочек,                                                    (крутим кистью правой руки)

Два цветочек.                                                      (крутим кистью левой руки) 

Ежики, ежики.          (пальцы растопырить, поочередно показать ладони)

Наковальня, молоточек,         (поочередно стучать кулаками друг о друга)                                          

Ножницы, ножницы.       (выпрямленными руками изображать ножницы)

Бег на месте, бег на месте,                                                         (бег на месте)

Зайчики, зайчики.                                                               (прыжки на месте)

Ну-ка, дружно,          

Ну-ка, вместе:

-Девочки!                                                                                 (кричат девочки)

-Мальчики!                                                                           (кричат мальчики)

Упражнение на формирование речевого дыхания.

-Восстановим дыхание.

Открывать и закрывать рот. При открывании рта выдох через нос, при закрывании – вдох (8-10 раз).

Далее педагог вызывает для пересказа другого ребенка, а тот приглашает сверстника. Педагог напоминает, что первый ребенок, начавший рассказ, обязательно должен сказать название картины и ее автора.

1 ребенок составляет описательный рассказ по картине.

-А теперь придумайте рассказ о том, почему на берегу реки оказалась одинокая лодка (Рассказывают дети, не составлявшие ранее рассказ по картине).

III Итог.  

Педагог подводит итоги: что мы делали? (Составляли рассказ по картине.) Как называется картина?  Кто художник? Спрашивает, понравились ли детям рассказы, что понравилось на занятии? Что не понравилось?

-Мы с вами поговорили о весне, посмотрели, как выражает свое настроение художник, композитор. Сейчас каждый из вас нарисует свою весну и попытается передать свое настроение.

Дети рисуют под пьесу Чайковского «Апрель» из альбома «Времена года».

E:\hudozhnik_levitan[1].jpg        E:\400px-High-water[1].jpg

И. Левитан.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи Тема: Составление повествовательного рассказа по картине Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода» (старший дошкольный возраст 6 лет)

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи Тема: Составление повествовательного рассказа по картине Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода» (старший дошкольный возра...

Конспект занятия по развитию речи. Составление описательного рассказа по картине И.И.Левитана " Весна.Большая вода"

Составление описательного рассказа по картине И.И.Левитана " Весна.Большая вода"...

Тема: Составление описательного рассказа по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода».

Методическая разработка по развитию речи для старшего дошкольного возраста....

ООД Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода» .Программа "От рождения до школы" Н.Е.Веракса.(подготовительная группа).

Цель: Обучение детей описывать пейзажную картину;Задачи:1. Учить детей понимать замысел картины, видеть особенности композиции и цветового фона.2. Обогащать словарный запас детей эмоционально-окрашенн...