Занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Лобарева Елена Викторовна

Цель: создание положительного эмоционального настроя, уточнить и расширить знания детей по лексическим  темам; расширить и активизировать словарь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Советский»

Итоговое занятие в подготовительной к школе группы компенсирующей направленности № 6 «Буквоешки»

Квест - путешествие «Школьные принадлежности»

Разработал:  Лобарева Елена Викторовна,

учитель-логопед

г. Советский,

апрель, 2023 г.

Цель: создание положительного эмоционального настроя, уточнить и расширить знания детей по темам: «Весна»;  «Посуда»; «Дикие животные»; «Части суток»; «Школьные принадлежности»; «Овощи»; «Времена года»; расширить и активизировать словарь детей по данным темам.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Закреплять образ букв, умение читать по слогам, составлять из слогов слова.

- Развитие умения ориентироваться в звуковом составе слова: определять место заданного звука в слове; определять последовательность звуков в слове; давать качественную характеристику звуку (гласный-согласный (твердый - мягкий; звонкий - глухой)); составлять звуковые модели слов; выделять ударный гласный звук в слове;

- Совершенствовать  лексико-грамматический строй речи: формировать навык согласования числительных с существительными,  словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать к существительным уменьшительно ласкательные суффиксы. Умение    составлять простые предложения со зрительной опорой; умение составлять синквейн  с опорой на схему.

- Обогащать словарный запас; развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

Коррекционно-развивающие:

- развивать память, мышление, внимание, крупную и мелкую моторику, умение согласовывать речь и движение. 

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать положительный интерес к логопедическим занятиям, доброжелательных отношений.

- вырабатывать усидчивость, самоконтроль. 

Количество участников: подгруппа  6  человек.

Методы и приемы: словесные, вопросы, поиски клада,  пояснение; наглядные,  показ слайдов.

Форма проведения: квест  - путешествие

- с  детьми дошкольного возраста.

Материал и оборудование:

Демонстрационный материал: мольберт, схемы человечков «синквейн»,  5 столов, 6 стульев, ноутбук, интерактивная доска для презентации. Презентация «Обобщающие слова»; поднос с крупой,

Раздаточный материал: капельки для дыхательной гимнастики, слоговые  карточки,  предметные картинки (Лиса, школа), мелкие игрушки: медведь, лиса, заяц, волк, белка, лось. Карандаши, листы А6 – 6 шт. Зашумленные картинки.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Дети заходят в кабинет, встают полукругом.

Приветствие с массажными упражнениями:

1, 2. 3, 4, 5.

Будем мы сейчас опять,

Смотреть – гимнастика для глаз.

Слушать – разминают уши, пощипывающими движениями пальцев.

Размышлять – круговые движения пальцев по вискам.

Но, друг другу не мешать – грозят пальчиком.

Внятно, четко говорить,

Не вертеться, не шалить!

Учитель – логопед:  Скажите, какое время года за окном?

Дети: Весна.

Учитель – логопед:  правильно. Есения, перечисли мне весенние месяцы.

Учитель – логопед: спасибо, Настя, какой сейчас месяц весны? Какой наступит потом?

Учитель – логопед: перечислите мне признаки весны.

Учитель – логопед: с  каким из признаков весны мы с вами играем?

Дети: с капелью.

Учитель – логопед:  приступаем к игре.

Дыхательная гимнастика: Цель: формировать сильный направленный ротовой выдох.

(Каждый ребенок, берет в руки капельку,  наматывает на пальчик правой руки, фиксирует на уровне рта, леву руку кладет на живот, по команде логопеда, набирает воздух носом и выдыхает через рот, на капельку. При этом отслеживает работу живота, он как шарик, надувается и раздувается.)

Учитель – логопед:  молодцы! Настоящая весенняя капель у нас получилась.

Учитель – логопед:  посмотрите, что это у меня?

Дети: карта.

Учитель – логопед:  правильно, давайте рассмотрим ее.

Учитель – логопед открывает карту, и предлагает назвать все предметы, кроме станций.

Учитель – логопед:  назовите все эти предметы одним словом.

Дети: это школьные принадлежности.

Учитель – логопед:   правильно, эта карта называется: «Школьные принадлежности».  Сегодня мы будем играть в квест – игру под названием «Школьные принадлежности». Вам необходимо пройти все станции, и найти все школьные принадлежности. Вы готовы, отправиться на поиски?

Дети: Да.

Квест – карта: «Школьные принадлежности» на карте расположены цифры от старта до финиша с картинками станций со знакомыми детьми предметами в кабинетах, детям необходимо  следовать строго по порядку, выполняя  задания. За выполнение каждого задания будет выдаваться разрезная картинка со слогами, собрав ее,  дети увидят букву. Только собрав все буквы, можно будет прочитать слово полностью «Школа».

  1. Основная часть:

Учитель – логопед: приступаем, с чего начнем?

Дети:  со старта!

Учитель – логопед: правильно! Вперед.

Учитель – логопед:  что вы видите на первом задании?

Дети:  под цифрой № 1  доска и стульчики.

Учитель – логопед: Значит,  куда нам нужно отправиться?

Дети:  в кабинет  с доской.

Учитель – логопед: отлично! Вперед!

Учитель – логопед:  Послушайте, это станция подбери одно слово,  я буду демонстрировать вам презентацию, вам по очереди нужно будут подобрать обобщающее слово тем предметам, которые будут изображены на слайде.

«Квест - станция» № 1. «Обобщающее слово»

Разрезная картинка  со слогами «Пе -нал» буква Ш.

Дети присаживаются на стульчики перед доской, включается экран, детям предлагается подобрать обобщающие слова по очереди (темы: «Посуда»; «Дикие животные»; «Части суток»; «Школьные принадлежности»; «Овощи»; «Времена года»)

Учитель – логопед:  Молодцы! Хорошо справились с заданием. Получайте первую  награду.

Учитель – логопед: Что вы видите на этих листочках?

Дети: Слоги.

Учитель – логопед:  Правильно. Вам необходимо собрать слово из данных слогов. Что у вас получилось?

Дети: Пенал.

Учитель – логопед:  Хорошо. Переверните получившееся слово обратной стороной,  какую  букву вы видите?

Дети: Букву – Ш.

Учитель – логопед: Правильно! Давайте мне ее, я буду хранить заработанные вами буквы у себя, чтобы вы их не потеряли.

Учитель – логопед:  Открываем снова карту! Что у нас дальше по плану?

Дети: под цифрой № 2, стол и на нем поднос.

Учитель – логопед:  ищем цифру 2, и стол.

Учитель – логопед:  Послушайте, это станция поиски клада, вам нужно по очереди найти  в крупе спрятанных диких животных, поделить названия их на слоги, и назвать их ласково.

«Квест - станция» №2 «Поиски клада»

Разрезная  картинка  со слогами «Ли – ней - ка» буква К. (Дети встают вокруг стола,  им предлагается по очереди найти  в крупе спрятанных диких животных, поделить названия на слоги, и назвать их ласково.)

Учитель – логопед:  Отлично! Справились с заданием. Получайте вторую  награду.

Учитель – логопед: Собираем слово из данных слогов. Что у вас получилось?

Дети: Линейка.

Учитель – логопед:  Хорошо. Переверните получившееся слово обратной стороной,  какую  букву вы видите?

Дети: Букву – К.

Учитель – логопед: Открываем снова карту! Что у нас дальше по плану?

Дети: под цифрой № 3, доска с картинками.

Учитель – логопед:  ищем цифру 3.

Учитель – логопед:  Послушайте, это станция найди предмет, вам нужно по очереди  взять с доски  картинку, рассказать,  где находится предмет посуды по отношению  к столу  и посчитать его до пяти.

 «Квест - станция» № 3 «Скажи,  где находится»  

 Разрезная  картинка  со слогами «Книга» буква О. (Дети встают полукругом возле доски,  им предлагается по очереди взять с доски  картинку, рассказать,  где находится предмет посуды по отношению  к столу  и посчитать его до пяти.)

Учитель – логопед: Отлично! Справились с заданием. Получайте третью  награду.

Учитель – логопед:  Собираем слово из данных слогов. Что у вас получилось?

Дети: Книги.

Учитель – логопед:  Хорошо. Переверните получившееся слово обратной стороной,  какую  букву вы видите?

Дети: Букву – О.

Учитель – логопед: Открываем снова карту! Что у нас дальше по плану?

Дети: под цифрой № 4, парты и стулья.

Учитель – логопед: значит,  куда нам нужно идти?

Дети: за столы.

Учитель – логопед: Присаживаемся на свои рабочие места. Сели все красиво, ноги вместе, спину выпрямили.  Послушайте, это станция звуковичок.  Сейчас я, загадаю вам загадку, слушайте внимательно.

Загадка:  Эту хитрую плутовку

Знают здешние леса.

Кто наводит страх на зайцев?

 Это рыжая… (Лиса)

Учитель – логопед: правильно, это лиса, обведите 4 клетки, напечатайте отгадку, сделайте звуковичок.  Мила работает у доски, остальные самостоятельно за столами.

«Квест - станция» № 4 «Звуковичок»

Разрезная  картинка  со слогами «Тетрадь» буква Л. (Дети присаживаются за рабочие столы, логопед загадывает загадку о лисе,  перед ними лист в клетку. Логопед предлагает обвести  4клетки, напечатать  отгадку, сделать звуковичок)

Учитель – логопед: Отлично! Справились с заданием. Получайте четвертую  награду.

Учитель – логопед:  Собираем слово из данных слогов. Что у вас получилось?

Дети: тетрадь.

Учитель – логопед: Хорошо. Переверните получившееся слово обратной стороной,  какую  букву вы видите?

Дети: Букву – Л.

Учитель – логопед: Открываем снова карту! Что у нас дальше по плану?

Дети: под цифрой № 5, схема человечка  «Синквейн», действия.

Учитель – логопед:  Послушайте, это станция подбери действия к предмету.

 «Квест - станция» № 5 «Побери действия»

 Разрезная  картинка  со слогами «Ранец» буква А. (Дети подходят к мольберту с цифрой 5, логопед перед ними картинка ранец, логопед предлагает назвать какие действия можно совершать с этим предметом)

Учитель – логопед:  Отлично! Справились с заданием. Получайте пятую  награду.

Учитель – логопед: Собираем слово из данных слогов. Что у вас получилось?

Дети: ранец.

Учитель – логопед:  Хорошо. Переверните получившееся слово обратной стороной,  какую  букву вы видите?

Дети: Букву – А.

Учитель – логопед:  посмотрите, на карте финиш, и еще какая - то схема, она вам знакома?

Дети: Да.

Учитель – логопед: теперь вам нужно  собрать слово из полученных букв. И составить маленькое стихотворение «Синквейн»

https://theslide.ru/img/thumbs/074e8ef43978884bdff0da35436b25ff-800x.jpg

Школа.

Высокая, красивая.

Стоит, принимает, выпускает.

Школа выпускает умных детей.

Здание.

  1. Итог:

Учитель – логопед: Чем мы сегодня занимались на игре? Что было трудным? Что больше всего запомнилось? А я хочу на память вам сегодня раздать вот такие зашумленные картинки, чтобы вы выбрали на них самую вам понравившуюся школьную принадлежность, раскрасили ее, и составили маленькое стихотворение синквейн, которое расскажите вечером родителям дома.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» г. Советский» «Обобщающие слова »

Слайд 8

Молодцы!!!



Предварительный просмотр:

ХМАО – Югра, Тюменская область, Советский р–он, г. Советский.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Алёнка»»

ИТОГОВАЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ  И ОБУЧЕНИЮ ГРАММОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ  ГРУППЕ

ТЕМА: «Прогулка в лесную школу»

                                                             

                                                                                                                                 

                                     

Подготовила:

Воспитатель

Лобарева Елена

Викторовна.

г. Советский  2016 г.

апрель

Тема: «Прогулка в лесную школу»

Цель: Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь. Закрепить у детей знания полученные ранее.

Задачи:

Образовательные: в увлекательной форме прогулки повторить и обобщить знания детей по темам: состав предложения; антонимы; положение звука в слове; счет слогов; однокоренные слова; продолжать разгадывать ребусы.

Развивающие: обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, развивать и корректировать внимание, память, мышление. Развивать связную речь, навыки речевого общения, Закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом.

Воспитательные: формировать навыки сотрудничества на занятии. Создавать положительный эмоциональный фон. Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

Интеграция образовательных областей: коммуникация (развитие всех компонентов устной речи), социализация (развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам  в взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми), здоровье (снятие напряжения).

Виды детской деятельности и формы работы: 

Виды детской деятельности

Методы и приемы

Игровая

все занятие проводится в игровой форме

Продуктивная

Составление схемы предложения, печатание слов.

Коммуникативная

ситуативная беседа,

Познавательно-исследовательская

решение проблемной ситуации, наблюдение

Музыкально-художественная

Умение слушать и слышать звуки природы.

Формы организации детей: Подгрупповая форма

Место проведения: групповая комната.

Количество детей:  13 человек.

Материал:

Демонстрационный материал: мультимедийная презентация (Напечатанные слова, схемы к предложению, ИКТ)

Раздаточный материал: фишки, раскраски

 

Ход занятия.

1. Орг. Момент. Эмоциональный настрой на занятия.

Воспитатель: Здравствуйте ребята.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение?

 Дети: Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель: Всем! Всем! Добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться нам, не мешай учиться нам!

Воспитатель: Сегодня действительно хороший день, и он не просто хороший, он ясный, солнечный и теплый. Я очень рада видеть всех вас и мне хочется пригласить вас на прогулку!

- Становитесь в кружок!

- Для прогулки нам понадобится бодрость духа, дружеское взаимоотношение и, конечно, отличное настроение.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам на занятия пришли гости, давайте улыбнемся и им тоже, таким образом, поприветствуем их.

Воспитатель: Отправляться всем в дорогу,

Нам давно уже пора.

Чтоб в пути нам было легче-

Крикнем громко мы «Ура»!

2. Актуализация знаний.

Воспитатель: А теперь пройдем и присядем  на ковер. Посмотрите, как вы думаете, куда мы с вами пришли?

1 слайд

Дети: Мы пришли в  весенний лес.

 Воспитатель:  А почему вы думаете, что мы пришли в  весенний лес?

Дети: Потому что мы видим птиц, проталины, подснежники, яркое солнышко.

Воспитатель: Ребята, что растет в лесу?

Дети: В лесу растут деревья, трава и цветы.

Воспитатель:  Какие деревья вы знаете?

Дети перечисляют.

Воспитатель: А еще в лесу живут животные и птицы. Вспомните и назовите  животных, которые живут в лесу?

Дети перечисляют животных.

- Как, одним словом, назвать всех этих животных?

Дети: Дикие животные.

Воспитатель:  Правильно, ребята, это дикие животные.  Давайте закроем глазки и представим, что они не обычные, а сказочные.

Звучит музыкальный трек «Волшебство».

2 слайд

Воспитатель:  Сказочные звери посещают лесную школу и также как и вы, любят играть со звуками и буквами. Они приготовили для вас интересные игры и задания.

 Прежде чем приступить к прогулке по лесной школе проговорим чистоговороки.

Ра-ра-ра – начинается игра,

Лы-лы-лы – забиваем мы голы,

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа,

Са-са-са – под кустом сидит лиса,

Ма-ма-ма – на дворе сейчас зима,

Ша-ша-ша – мама моет малыша,

Ар-ар-ар – кипит наш самовар,

Усь-усь-усь – на лугу пасется гусь,

Та-та-та – у нас в доме чистота,

Ча-ча-ча горит в комнате свеча,

Оч-оч-оч – наступила ночь.

 Воспитатель:  Какие вы у меня молодцы. А теперь нам нужно пройти и сесть на свои места, но прежде всего, нам нужно разделить свои имена на слоги хлопками.

(Дети делят свои имена на слоги и присаживаются на места).

3.Основная часть.

Воспитатель:  Сядьте все ровненько выпрямите спиночки, ножки подружились, незабываем расстояния между партой и вами, ваша ладошка, правильно держим карандаш, незабываем, что он должен смотреть вам в правое плечико. И так приступим:

Воспитатель: Чем отличаются звуки от буквы?

Дети: звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и читаются.

Воспитатель: А какими бывают звуки?

Дети: гласные, согласные.

 Воспитатель: Гласные звуки это, какие?

Дети: при произнесении которых, воздушная струя не встречает препятствия.

Воспитатель:  А согласные?

Дети: при произнесении которых, воздушная струя встречает препятствия (язык, зубы, губы)

Молодцы ребята! Я вижу, вы готовы к выполнению заданий лесных жителей.

Задания лесных жителей находятся в конвертах.

Воспитатель открывает конверт и достает карточку. На ней контурное изображение Медведя.

Воспитатель:   Интересно, от кого оно!

Дети: Это задание от Медведя!

3 слайд

 Молодцы ребята! Правильно догадались! Послушайте внимательно загадку и отгадайте ее.

Первая книжка

Для всех детишек,

Учит - мучит,

А научит – радует.

(На экране  отгадка Азбука).

4 слайд

Воспитатель:  Конечно же, это азбука. Молодцы.

Воспитатель достает и открывает второй конверт.

А теперь послушайте  мою загадку.  Угадав ее, вы узнаете, кто приготовил вам следующее задание:

Весь день она спит, ну а ночью летает.
Своими большими глазами сверкает.
Ее острый слух и внимательный взгляд
Разыщут в траве лягушат и мышат.
Вращается кругом её голова
И скажет: «Угу» нам лесная
(Сова)

5 слайд

Воспитатель: Правильно, это Сова. У этой птицы очень хорошее зрение, потому что она делает гимнастику для глаз. Сова передала для вас листочки, давайте встанем в круг и поиграем с ними.  

Дети становятся в круг, логопед раздает им листочки.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим, (круговые движения глазами влево)

Чтобы лучше видеть мир. (круговые движения глазами вправо)

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцы глаз.

Видеть скоро будем лучше, (быстро поморгать)

Убедитесь вы сейчас.

 Какое полезное упражнение приготовила Сова.  Давайте поблагодарим ее и вернемся  на свои места.

Воспитатель: У совы  к вам такое задание, откройте свои тетради. Посмотрите, отгадка уже напечатана в них, давайте разберем это слово.

6 слайд

Сколько слогов в этом слове?

-Назовите первый слог, второй, третий.

- Назовите все глазные звуки в этом слове.

- Теперь назовите мне согласные.

- На какой слог падает ударения в этом слове.

- Назовите первый звук.

- Какой это звук?

- Каким цветом мы его обозначим?

- Какой второй звук в слове?

- Какой это звук? Каким квадратом мы его обозначим?

- Какой третий звук в слове АЗБУКА? Каким квадратом мы его обозначим?

- Какой это звук?

- Какой следующий звук, АЗБУКА?

- Какой это звук? Какой квадрат нужно взять?

-Какой последний звук в слове АЗБУКА?

- Какой это звук? Обозначьте его соответствующим квадратом.

- Сколько всего букв в этом слове? (6)

- Сколько всего звуков в этом слове? (6)

7 слайд

Воспитатель: Интересно, кто же еще приготовил для нас задание.

- Кто это ребята?

8 слайд

Дети: Это Змейка. 

Пальчиковая гимнастика «Пальчики»

Этот пальчик самый большой, самый веселый, самый смешной;

Этот пальчик указательный он, он самый солидный и внимательный он;

Этот пальчик средний не первый не последний,

Этот пальчик безымянный он не любит каши манной,

Самый маленький мизинчик любит бегать в магазинчик.

9 слайд

 Воспитатель: Посмотрите внимательно на экран, перед вами элементы букв, вам нужно добавить к нему еще один элемент, так чтобы получилась буква.

(Дети придумывают буквы).

- И так вы составили буквы. Назовите мне гласные буквы, согласные.

10 слайд

Воспитатель: А теперь из этих букв составьте слова, так чтобы эта буква была в начале слова. 

11 слайд

Воспитатель: Посмотрите, кто это? Ежик предлагает вам игру с мячом, пройдите все на ковер играть будем в слова наоборот.

Глубоко – мелко

Быстрая – медленная

Крупная – мелкая

Слабый - сильный

Мороз –жара;

Взять - отдать

Много –мало;

Веселый - грустный

- Молодцы, вы неплохо справились с этим заданием.

Воспитатель:  Займите свои места, сейчас мы узнаем, кто приготовил для нас следующую игру.

12 слайд

Посмотрите, какой милый Зайка!

13 слайд

Посмотрите перед вами схема предложения, вам необходимо добавить ее словами, так чтобы получились предложения.

1. В лесу ____________елка.

Произнесите это предложения с разными интонациями (педагог показывает знаки (.!?).

2. Птицы______________на дереве.

Произнесите это предложения с разными интонациями (педагог показывает знаки (.!?).

Воспитатель: Дети, кто это на экране? Правильно, Лисичка, она приготовила для вас задание, посмотрите на эти слова, скажите чем они отличаются друг от друга.

14 слайд

Зайка – лайка – чайка – байка - майка

Воспитатель: давайте посмотрим на экран, кто там приветствует вас? Молодцы, Это Белочка, давайте посмотрим, что она для вас приготовила. Что вы видите?

15- 20 слайд

Дети: Ребусы.

Упражнение: «Разгадай ребусы»

Воспитатель: Подойдите к экрану, встаньте, так чтобы вам было всем видно. Посмотрите на первый ребус, кто знает правильный ответ?

-Почему вы так решили?

(ответы детей).

4.Итог занятия.

21 слайд

Воспитатель: Саша, что показалось для тебя трудным в нашей прогулке в лесную школу?

- Как вы думаете, справились ли вы с заданием?

- А какое задание для вас было самым сложным?

Воспитатель: Посмотрите, наши сказочные звери приготовили для вас подарки.

Спасибо за прогулку, до скорых встреч.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

(МАДОУ д/с «Алёнка»)

Конспект по  звуковой  культуре  речи подгруппового занятия

 на тему: «Звук [Д]»

в средней группе компенсирующей направленности

для детей с тяжелыми нарушениями речи

 № 8 «Речецветик»

Разработал:  

учитель-логопед:

Лобарева Елена Викторовна

г. Советский

апрель, 2021 год.

Задачи:

Образовательные:

- Закрепление знаний о механизме образования звука [Д], его акустических особенностей на основе слогов, слов, содержащих данный звук.

- Закрепление умения анализировать артикуляцию звука, давать характеристику звука.

- Расширение словаря на основе слов содержащих звук [Д].

Коррекционно-развивающие:

- Закрепление условно-рефлекторных связей на данный артикуляционный уклад и акустический образ звука.

- Развитие речевой моторики (ниж. челюсти, губ, языка).

- Выработка плавной воздушной струи.

- Нормализация мышечного тонуса, общей и мелкой моторики, мимической мускулатуры.

- Развитие функций фонематического слуха и восприятия.

- Развитие слухового восприятия.

- Развитие мышления, памяти.

- Развитие навыка контроля и самоконтроля при работе с тетрадью и с доской.

Коррекционно-воспитательные:

- Воспитание усидчивости, аккуратности, внимания на занятиях.

- Воспитание самоконтроля за собственной речью.

- Вызывать мотивации к речевой активности.

Оборудование: зеркала, схема для характеристики звука, картинки, чудесный мешочек с игрушками, тетради.

Ход НОД

1. Организационный момент.

Логопед приглашает детей в круг, давайте произнесем наши традиционные слова:

Собрались мы с вами снова.

Мы к игре уже готовы

Будем весело играть

И друг другу помогать.

2. Артикуляция гласных звуков.

Логопед:  поиграем в игру «Испорченный телевизор». Логопед беззвучно показывает артикуляцию звуков: А, У, О, И. (Дети озвучивают гласные звуки).

3. Отбивание ритмического ряда.(2 хлопка в ладоши,  один удар по коленям)

4. Массаж лица. Логопед с детьми  в кругу, предлагает сделать массаж лица:

Стенка, стенка, потолок,  (трогаем одну щечку, вторую, лобик)

Две ступеньки и звонок. Дзинь!  (касаемся губок, нажимаем «кнопку» носика)

Два пожарника бежали, (растираем кулачками щечки малыша)

Эту кнопочку нажали.

Дзинь-дзинь-дзинь!  (дотрагиваемся до носика)

5. Артикуляционная гимнастика.  Логопед приглашает детей за столы.

 - Сядем на свои места, пододвинем к себе зеркала.

для губ: Губы улыбаются

Зубы появляются.

Хоботок слоненок тянет

Он вот,  вот банан достанет.

для языка: Упражнение «Дятел»

Целый день тук да тук

Дятел долбит толстый сук.

6. Объявление темы занятия. Вам нужно отгадать, какое слово здесь зашифровано.

Логопед:  Посмотрите, что это у меня в руках? (письмо)

Нам пришло необычное письмо, а в нем задание.

- Определите, какой первый звук слышится в названиях этих картинок: душ, окно, муха.

- Слово: душ – [Д], окно – [О], муха – [М].

- Какое слово у вас получилось? (ДОМ) - картинка

- Какой звук первый в слове дом?

7. Произношение изолированного звука.

 Логопед: Как дятел долбит дерево (картинка)

[Д] легко произноси

Голосок свой подключи

8. Анализ артикуляции звука.  (Схема анализа артикуляции).

- Как расположены губы, когда мы произносим звук [Д]?

(губы свободны)

- Как расположены зубы, когда мы произносим звук [Д]?

(зубы сближены но не сомкнуты).

- Как расположен язык, когда мы произносим звук [Д]?

(язык стучит кончиком за верхние зубы).

- Проверим, какая воздушная струя, когда мы произносим звук [Д].

(теплая, идет по середине языка)

- Проверим ладошкой горлышко, работает оно или нет?

работает, звук звонкий)

9. Характеристика звука.

- Произнесите звук [Д] еще раз.

- Как мы произносим этот звук?

- Когда мы произносим звук [Д] воздух проходит свободно или встречает преграду?

- Как мы называем звуки, когда есть преграда? (согласные)

– какой фишкой обозначим? (синей)

- Значит какой звук «Д»? (твердый, звонкий)

Логопед: Вспомним правило:  звуки  мы слышим и говорим.  Буквы видим мы и пишем.

Д/и «Фонарики»

Логопед предлагает взять фонарики в руки, на гласные звуки – поднимаем красный фонарик, синий фонарик -  поднимаем  на звук [Д].

Логопед:  Звуки: А, Д, О, У, Д, И, А, Д, У.

- Молодцы! Хорошо получилось.

Д/и «Поймай звук [Д]»

Логопед:  Я буду произносить слоги и слова, вы, когда услышите слог или слово со звуком [Д] – хлопаете в ладоши – ловите звук. Будьте внимательны.

Слоги: ДА, МА, ДЫ, ПО, ДУ, УМ, ДИ.

Слова: Пол, дудка, стол, дом, окно, дракон.

10. Физминутка: Логопед приглашает детей в круг, давайте отдохнем.

Солнце глянуло в окно, время отдохнуть пришло.

Надо всем нам дружно встать.

Всем попрыгать, побежать.

Раз – присесть, достать до пятки

и плечами покачать.

А затем, как на зарядке,

прямо и красиво встать,

руки вытянуть пошире.

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Физ. минутка, как зарядка.

11. Развитие фонематического слуха.

Д/и: «Договори словечко» 

Логопед: Я бросаю вам мяч и называю первую часть слова, а вы заканчиваете его слогом который я вам произнесу и называете слово целиком, бросая мне мяч обратно.

«ДА»:  ПОМА…, НАГРА…, ПОБЕ…, ПОГО…, КОМАН…, ГИРЛЯН…, СЕКУН…

«ДЫ»: ПОХО…, НАРЯ…, СНАРЯ…

 

Д/и: «Чудесный мешочек» Логопед предлагает детям  достать из мешка игрушки: дудочка, диск, дерево, диван)

Логопед: Определите, какой первый звук в названии предметов из мешка?

Логопед: Предлагаю поделить эти слова на слоги.

Логопед: Молодцы! Хорошо у вас получилось.

Логопед приглашает детей за столы.

12. Гимнастика для глаз: 

Глазки вверх мы поднимаем,

Вниз потом их опускаем.

Быстро – быстро поморгаем

И тихонько открываем.

Влево – вправо, влево - вправо,

Вот для наших глаз забава.

13.  Работа в тетради.

 Логопед: Открываем тетради, посмотрите, вам нужно закрасить только те картинки, в названии которых есть звук [Д] с которым мы сегодня знакомились.

14. Итог занятия

Логопед:  Наше занятие подошло к концу.  С каким  звуком  мы сегодня познакомились? ( со  звуком  [Д]. )

Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:

«Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Алёнка» г. Советский» МАДОУ д/с «Алёнка» Коррекционно-развивающее логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий речи для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Комнатные растения» Подготовил: учитель – логопед: Лобарева Елена Викторовна. 2021г.

Слайд 2

Предложите ребенку посмотреть на слайд, и назвать растения которые он (она) уже знает? (кактус, фиалка, герань) - Спросите, А как ты узнал(а), что это кактус? (Он колючий) - А фиалка какая? (Цветущая )

Слайд 3

- А есть ещё комнатные растения: фикус, бегония, камнеломка. бегония камнеломка

Слайд 4

бегония камнеломка Игра « Подбери признак к растениям ». Давай назовём их признаки. Фикус (какой?) – высокий, гладкий… Герань (какая?) – мягкая, цветущая….. Кактус (какой?) – колючий, зелёный…. Камнеломка (какая?) – низкая, усатая… Фиалка (какая?) – низкая, мягкая, цветущая… Бегония (какая?) – высокая, мягкая, в крапинку…

Слайд 5

бегония камнеломка Эти растения называются «комнатные растения». - Комнатными называют их, потому что эти растения выращивают только в помещениях, так как родина большинства их – жаркие страны, где круглый год лето, поэтому человек создает и зимой примерно такие же условия, как и летом, иначе они погибли бы.

Слайд 6

Назовите ребенку части растений по иллюстрации.

Слайд 7

- Спросите ребенка, нужно ли ухаживать за растениями? - Что будет с растениями, если не ухаживать за ними? (Все растения живые, они дышат и растут, поэтому за ними нужно ухаживать. А как нужно ухаживать?)

Слайд 8

Д/у: « Божья коровка ». Взрослый предлагает ребенку назвать где находится божья коровка по отношению к фикусу. Пр : Божья коровка прилетела и села НА фикус.

Слайд 9

Д/и: « Посчитай сколько? » Взрослый предлагает посчитать количество изображенных комнатных растений, предметов. Пр : Один кактус, два кактуса, всего два кактуса. и тд .

Слайд 10

Физминутка : На солнечном окошке «Солнце » над головой. Фиалка расцвела — « Цветочек». Лиловые цветочки Тихонько подняла. Взмахи рук снизу вверх . Средь листьев она прячется, Не любит лезть вперед, Закрывают лицо руками. Но всякий к ней наклонится Наклоняются, не касаясь руками пола. И бережно возьмет. Тихонько встают.

Слайд 11

Игра «Назови части». Взрослый предлагает вспомнить части растения. Мы назвали по одной части у цветка, а сейчас назовем их много . (Стебель , лист, цветок, черенок, корни) Мы назвали по одной части у цветка, а сейчас назовем их много. Игра «Один — много». Образование формы мно­жественного числа существительных. Один стебелек, а много ... (Стебельков .) Один лист, а много ... (Листьев .) Один цветок, а много ... (Цветков .) Один черенок, а много... (Черенков .) Один корень, а много... (Корней.)

Слайд 12

Игра «Скажи наоборот». Подбор антонимов. Взрослый: - я буду тебе проговаривать фразу, а ты мне эту же фразу только наоборот. Колючий лист — гладкий лист. Влажная земля — сухая земля. Теплая вода — холодная вода. Толстый лист — тоненький лист. Большой цветок — маленький цветок. Расцвел цветок — отцвел цветок. Мягкая земля — твердая земля. Толстый стебелек — тонкий стебелек

Слайд 13

Беседа по картине « В живом уголке» Взрослый предлагает посмотреть на картину. Девочки Катя и Оля трудятся в живом уголке. Они ухаживают за фикусом. Что делает Катя ? – Катя поливает фикус. – Что делает Оля ? – Оля протирает листья, опрыскивает цветы . – Правильно! Растения нужно поливать, протирать и опрыскивать. Зачем нужно ухаживать за растениями ?

Слайд 14

Молодец!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Алёнка» г. Советский» МАДОУ д /с «Алёнка» Коррекционно-развивающее логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий речи для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Одежда. Обувь.» Подготовил: учитель – логопед: Лобарева Елена Викторовна. 2021г.

Слайд 2

Предложите ребенку п осмотреть на слайд, назвать предметы , п одумать какая лишняя картинка в первом ряду, потом во втором ряду и объяснить, почему она лишняя. Платье, сапоги, шорты, футболка. Сандалии, валенки, шуба, ботинки.

Слайд 3

Сегодня мы будем говорить об обуви и о различных предметах одежды. Назовите предметы одежды, предметы обуви.

Слайд 4

Чтобы одежда, обувь и головные уборы были в порядке и долго служили, нужно ухаживать за ними и аккуратно к ним относиться. Но как же это сделать? Посмотрите, это шкаф. Каждый предмет в нем имеет свое место: головные уборы хранятся на верхней полочке, обувь – на нижней, а одежда – на средней. Если вы будете аккуратно раскладывать одежду, обувь и головные уборы, то вам не придется их искать и они долго будут выглядеть красиво.

Слайд 5

Давайте разложим картинки с изображениями различных предметов одежды, обуви и головных уборов по своим местам. Д/у: «Разложи по полочкам». Дети называют предметы - картинки и комментируют свои действия. Пр : Шапку уберу на верхнюю полку, валенки уберу на нижнюю полку и тд .

Слайд 6

А ты знаешь, какая бывает одежда? Одежда бывает... спортивная, домашняя, летняя, зимняя, школьная, детская, женская, мужская, праздничная, рабочая... Посмотри на картинку и скажи, какая это одежда? Это женская одежда.

Слайд 7

Это мужская одежда.

Слайд 8

Это спортивная одежда.

Слайд 9

Это детская одежда.

Слайд 10

Это домашняя одежда.

Слайд 11

Одежду шьют на швейной фабрике. Шьёт одежду - швея".

Слайд 12

Где можно купить одежду? ("Одежду можно купить в магазине одежды"). Есть магазины детской одежды, спортивной одежды, мужской одежды, женской одежды.

Слайд 13

Помогите ребёнку запомнить названия деталей одежды, рассматривая картинки (настоящую одежду).

Слайд 15

А ты знаешь, какая бывает обувь? Обувь бывает... спортивная, домашняя, летняя, зимняя, школьная, детская, женская, мужская, праздничная, рабочая... Посмотри на картинку и скажи, какая это обувь? Это женская обувь.

Слайд 16

Это мужская обувь.

Слайд 17

Это детская обувь.

Слайд 18

Это домашняя обувь.

Слайд 19

Физминутка : «Туфельки нарядные». Туфельки нарядные, Правая нога вперед, на носок. Туфельки парадные , Левая нога вперед, на носок. Лаковые, с ремешком, Правая нога вперед, на каблучок. И подошва с каблучком. Правая нога вперед, на каблучок. Туфли Маше в самый раз- Руки на поясе, «пляшут». Можно выходить на пляс.

Слайд 20

Обувь шьют на обувной фабрике. Шьёт обувь - обувщик.

Слайд 21

Спросите у ребенка, для чего нам нужна обувь ? (Чтобы обувать на ноги.) В каком магазине мы покупаем обувь ? (В обувном магазине.)

Слайд 22

Помогите ребёнку запомнить названия частей обуви, рассматривая картинки (настоящую обувь).

Слайд 23

Упражнение “Договори словечко”. Если обувь для зимы, то она ЗИМНЯЯ. Если обувь для лета, то она –….Если обувь для дома, то она –….Если обувь для спорта, то она –….Если обувь для праздника, то она –….Обувь для женщин –….Обувь для мужчин – Обувь для детей –… А теперь приготовьтесь отвечать наоборот. Д/и: «Скажи наоборот». Подбор антонимов. Взрослый называет: чистые ботинки, ребенок продолжает наоборот: - грязные ботинки. Чистые ботинки – грязные ботинки. Новые сапоги – старые сапоги. Широкая юбка – узкая юбка. Длинное пальто – короткое пальто. Толстый шарф – тонкий шарф . Валенки большого размера – валенки маленького размера. Белый пиджак – черный пиджак.

Слайд 24

Когда мы отправляемся на прогулку, в гости или в кино, то обязательно подбираем к предметам одежды подходящую обувь. Давайте расскажем, как мы это делаем. Д/и: «Что к чему подходит?» Пр : К спортивному костюму подходят кроссовки. К вечернему платью надевают туфли на высоком каблуке. К шубе я обую валенки или теплые ботинки. и т.д.

Слайд 25

Д/и: «Давайте посчитаем от 1 - 5 » Взрослый предлагает посчитать все предметы на слайде, с опорой на цифру. Пр : Одна юбка, две юбки, три юбки, четыре юбки, пять юбок и т.д. 1 2 3 4 5

Слайд 26

Молодец!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

НОД занятие по математике "День рождения медвежонка", НОД занятие по развитию речи "Волшебный мир книги", НОД занятие по развитию речи и ИЗО с использованием нетрадиционных способов рисования.

1.Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,«Познание».Развиваю...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...