Конспект «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством интеллект - карт»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Развитие речевых способностей детей через активизацию мыслительных процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellekt-_karty.docx | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шугаровская средняя общеобразовательная школа»
городского округа Ступино Московской области
142830, Московская область, городской округ Ступино, с. Шугарово,
ул. Совхозная, влад.3, тел.8(496)649-72-10
Сообщение для воспитателей из опыта работы
«Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством интеллект-карт»
Подготовили воспитатели:
Колисниченко О.В.
Сошникова А.И.
2022
Слайд 1
Добрый день уважаемые коллеги. Мы хотим представить вашему вниманию сообщение для воспитателей из опыта работы «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством интеллект-карт», в рамках семинара-практикума «Развитие речи дошкольников через организацию игровой деятельности».
Слайд 2
С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольников, были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Такой новой формой работы в речевом развитии дошкольников стал для меня метод мыслительных – карт.
Слайд 3
Цель: развитие речевых способностей детей через активизацию мыслительных процессов.
Задачи:
- развивать психические функции (внимание, память, мышление);
- стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь, развивать связную речь;
- развивать интересы детей, познавательную активность, любознательность;
- развивать воображение и творческую активность;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Слайд 4
Метод «интеллект-карт» был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mindmaps". Слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". Но чаще всего в переводах используется термин "интеллект-карты".
Слайд 5
В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук Валентина Михайловна Акименко, которая предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Константин Дмитриевич Ушинский
Слайд 6
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Данный метод помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, помогают структурировать информацию, которую ребенок предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.
Слайд 7-9
Существуют общие требования к составлению интеллект –карты:
- Лист располагается горизонтально.
- Главная идея обводится в центре страницы.
- Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
- Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
- Каждая мысль обводится.
- В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
- Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков, вырезки из журналов и т.д.
Слайд 10
Полезные свойства интеллект-карт:
- Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
- Привлекательность.Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
- Запоминаемость. Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
- Своевременность. Интеллект –карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
- Творчество. Интеллект- карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.
- Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект- карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Слайд 11
В речевом развитии мы применяем их в нескольких направлениях:
1 – направление. Сбор материала о предмете или объекте. Создание интеллект –карты в ходе обсуждения предмета или темы. Выполняя данное задание пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления –анализ, синтез, аналогия, обобщение. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
2 – направление. Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект -карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
1 вариант:
Обозначается тема занятия (фрукты, домашние животные, цветы и.т.п)
Дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к теме.
К каждому существительному подбираются слова-признаки.
2 вариант:
К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова-действия. Дети по составленной интеллект-карте при любом варианте составляют предложения.
3 – направление. Развитие связной речи. Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен.
Слайд 12-16
В своей педагогической работе мы применяем такие интеллект – карты, возраст детей 4-5 лет (средняя группа), карта имеет упрощенный вариант, в зависимости от возраста она может и должна усложняться.
Слайд 17
Рекомендации (из опыта работы): задавайте больше вопросов; обращайте внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом; беседуйте по карте; составляйте рассказы; добавляйте и усложняйте в соответствии с возрастом детей экспериментируйте и у вас всё получится.
Слайд 18
Использование в работе метода интеллект-карт позволило достичь положительной динамики в речевом развитии:
-пополнился словарный запас;
-улучшилась лексико -грамматическая структура речи;
-дети научились связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
С ее помощью дети быстрее и легче запоминают и вспоминают нужные факты.
Слайд 19
Вывод
В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект- карт в образовательной деятельности даёт огромные положительные результаты. В условиях реализации ФГОС использование интеллект- карты позволяет осуществлять интеграцию областей. Данный метод является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, а также формирует преемственность между детским садом и школой.
Слайд 20
Источники:
1. Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников/Журнал Начальная школа, вып.7/12
2. Бьюзен, Т. Супермышление / Тони и Барри Бьюзен. – Минск, 2008.
3. Сохина, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.А. Сохина. – М., 1984.
4. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г.С. Швайко. – М., 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная деятельность по теме самообразования «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредствам театрализованного искусства» . Педагог Моисеенко Наталья Николаевна
Задачи: Речевое развитие: Развитие свободного общения со взрослыми и детьми процессе беседы, умении выразительно и эмоционально передавать текст сказки, умение выражать свои мысли, развивать пра...
«Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»
Результаты мониторинга образовательного процесса и тестирование детей группы логопедами детского сада показали, что у половины детей группы прослеживаются речевые проблемы: у многих задержка развития ...
«Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»
Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Они очень просты, эмоциональны. Их можно проводить в детском саду и в семье. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность ...
План самообразования на тему: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Игра для ребёнка – это жизнь. Отсутствие активной игровой деятельности может привести к серьёзным нарушениям личностного развития ребёнка. Психологи определяют игру, как особый вид детской деяте...
Отчет по самообразованию по теме "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр."
Отчет по самообразованию....
Доклад - презентация «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством интеллект - карт»
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление....
Буклет для родителей: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»
Буклет для родителей: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»...