конспект по развитию речи. «Составление рассказа по картине»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект
образовательной деятельности по речевому развитию
На тему: «Составление рассказа по картине» для детей подготовительной к школе группе
Рассказа по картине И.И. Шишкина «Утро сосновом бору»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvite_rechi.docx | 21.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района города Санкт-Петербурга
Конспект
образовательной деятельности по речевому развитию
На тему: «Составление рассказа по картине» для детей подготовительной к школе группе
Рассказа по картине И.И. Шишкина «Утро сосновом бору»
Воспитатель: Стаценко Э.В.
Санкт-Петербург
2023 г.
Цель: формирование навыка по составлению повествовательного рассказа по пейзажу.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение составления повествовательного рассказа по пейзажу.
- обогащать словарь детей новой лексикой.
Развивающие
- развивать наблюдательность и зрительное внимание детей.
- развивать логическое мышление.
- учить воспринимать содержание пейзажной картины.
Воспитательные:
-формировать познавательную активность, интерес к русскому языку, умение слушать и слышать друг друга.
- воспитывать бережное отношение к природе.
- воспитывать интерес детей к произведениям живописи.
Словарная работа: озарять, глушь, таинственный и дремучий лес, пейзажист, повествовательный, сосновая смолка.
Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа: беседа о жанре изобразительного искусства -пейзаж, беседа о биографии и творчестве И.И. Шишкина; рассматривание его произведений, акцентирование внимания на картине «Утро в сосновом лесу»; наблюдение во время прогулки за еловыми деревьями.
Методы и приемы: словесные (объяснение, рассказ-образец, беседа), наглядные (демонстрация, прослушивание музыкального произведения), практические (физкультминутка, игровой прием с подзорной трубой).
Материалы и оборудование: настенная доска, магниты; демонстрационный материал: репродукция картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»; «Сосновы бор», «корабельная роща». Музыкальное сопровождение: П.И. Чайковский «Июль»
Ход НОД
Вводная часть
Вос-ль Ребята, сегодня будет необычный день. Полный волшебства и превращений. Да, да, вы не ослышались. Сегодня каждый из вас получит возможность переместиться в пространстве и времени, оказавшись далеко-далеко отсюда. Сейчас я вам прочитаю стихотворение И.А Бунина, а вы погружайтесь в атмосферу. (предлагаю присесть детям на «ковер-самолет», закрыть глаза)
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам.
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок - как шёлк...
Прильну к сосне корявой -
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол - гигант, тяжёлый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета,
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лет.
Вос-ль: Ребята, скажите, о чём это стихотворение? (о природе).
Ребята, какой же удивительный мир окружает нас, это мир природы. Уметь видеть её красоту помогают нам художники. Картины, которые они пишут называются - пейзажами, а как вы думаете, как называют художника, который пишет пейзажи? (художник – пейзажист)
Представьте, что вы находитесь в густом лесу ранним утром.
Опишите ваше настроение и что вы видите вокруг.
Дети: Ответы детей
Вос-ль Готовы ли вы продолжить наше лесное путешествие?
Дети: Да!
(Дыхательная гимнастика)
Аромат сосны вдыхаем,
(Глубокий вдох носом).
И дыханье затаим.
(Затаить дыханье).
А теперь мы выдыхаем,
(Выдох через рот со звуком «А-а-а»).
Отдыхаем, отдыхаем.
(Отдых).
– здесь мы вдыхаем свежий воздух
– кругом пахнет сосновой смолкой. Чувствуете ли вы запах хвои, влажного мха?
– хочется дышать ароматами соснового бора, не переставая
Основная часть
Предварительная беседа
Вос-ль: Ребята, скажите творчество какого художника, вы видите на картинах?
Дети: Мы видим картины русского художника И.И. Шишкина.
Вос-ль: А что вы запомнили о его биографии и работах? (показываю портрет И.И. Шишкина)
Дети: И.И. Шишкин писал замечательные картины – пейзажи. Он очень известный художник.
Вос-ль: Молодцы! Совершенно верно И.И. Шишкин в основном писал картины о природе. А как этот жанр называется?
Дети: Жанр искусства на котором изображена природа называется пейзаж.
Вос-ль: Я Вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь отгадать о какой картине И.И. Шишкина мы будем говорить сегодня
Забравшись, на дерево мишки кидали сосновые шишки…
А мама-медведица сердиться: - Слезайте! - Кричит им медведица.
Вы что ж опять натворили? Такую сосну повали!
Но маму не слушают дети! Собою довольны медведи:
-Пусть с виду мы косолапые, зато мы ребята не слабые!
Дети: Мы поговорим о картине «Утро в сосновом лесу».
Вос-ль: Правильно! На сегодняшнем занятии, мы с вами будем учиться составлять рассказ по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».
Рассматривание картины
Вос-ль: Среди множества произведений И.И. Шишкина эта картина пользуется наиболее широкой известностью. Ценностью явилось прекрасное выражение состояние природы. Посмотрите внимательно, какие деревья нарисовал художник?
Дети: Художник нарисовал сосны.
Вос-ль: Правильно! А как называется лес, в котором растут сосны?
Дети: Такой лес называется сосновый бор.
Вос-ль: Как называются, изображенные на картине животные и сколько их?
Дети: На картине изображены медведи, их четыре.
Вос-ль: Все ли они одного возраста?
Дети: На картине изображена медведица и ее медвежата.
Вос-ль: Что делают медведи на картине?
Дети: Медвежата ползают по деревьям. Медведица смотрит за ними.
Вос-ль: А какое же время суток изобразил художник на своей картине?
Дети: На картине изображено утро.
Вос-ль: Ребята, послушайте музыку и скажите, подходит она нашей картине? (П. И. Чайковский «Июль»)
Дети: Эта музыка очень подходит этой картине, потому что….
Вос-ль: Давайте еще раз внимательно рассмотрим картину. Художник отобразил кусочек жизни соснового леса. Первоначально на картине не было медведей, И.И. Шишкин нарисовал их гораздо позднее. Он оживил свою картину, она наполнилась не только светом, но и звуками. Даже в такой глуши есть жизнь!
Физкультминутка
Вос-ль: Давайте встанем со своих мест и немного разомнемся. Повторяйте движения за мной:
Добрый лес, старый лес.
Полон сказочных чудес!
(Широко разводим руки в стороны. Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.)
В гости к мишке мы идем
И друзей с собой зовем
(ходьба)
Ждут вас на лесной опушке
Веселые зверюшки,
Тут весёлые зайчата —
Длинноухие ребята.
Прыг да скок, прыг да скок,
Через поле за лесок.
(Прыжки. Ладошки прижать к голове, изображая «ушки на макушке».)
(Е. Г. Кизилова)
Упражнения по картине
Вос-ль: Молодцы! Присаживайтесь на свои места, и мы продолжаем наше занятие. Сейчас мы с вами возьмем листы бумаги, свернем их трубочкой и внимательно посмотрим в нашу подзорную трубу. Каждый из вас выбирает себе по объекту на картине и подбирает к нему слова- признаки. Например, я вижу сосны. Они - густые, таинственные, сказочные, дремучие.
А как вы понимаете словосочетание таинственные и дремучие сосны? (ответы детей)
А теперь я вам предлагаю найти свой объект на картине и описать его.
Дети: Медвежонок, сидящий на дереве, мохнатый, игривый, маленький, бурый; медведица - большая, суровая, злая, бурая;
Составление рассказа детьми
Вос-ль: Сейчас мы с вами будем учиться составлять повествовательный рассказ по картине. (объяснение слово повествовательный рассказ) -Для этого еще раз посмотрим на картину. Представляем себя в ней, звуки, атмосферу и слушаем мой рассказ- образец:
Однажды медведица с тремя медвежатами вышли прогуляться. И пришли в сосновый лес, где пели птицы, светило солнышко и царила тишина. Два медвежонка весело играли на стволах упавших сосен и спорили, кто заберется выше. А третий рассматривал вершины высоких сосен, сквозь которые пробиралось яркое, лучистое солнышко. Мама медведица внимательно смотрела за медвежатами и говорила, чтоб они были осторожны. Но они ее не слушались и продолжали играть. Так весело и прошел их день.
Вос-ль: по этому образцу составьте свои рассказы, повествующие о действиях, изображенных на картине. Дети составляют рассказы.
Вос-ль: Ребята, наше путешествие подходит к концу. Нам нужно возвращаться обратно. Но для того, чтобы вернуться обратно из волшебного леса, нам надо сесть на наш ковер-самолет и закрыть глаза.
Рефлексия детей
Вос-ль: Ну вот мы и опять в детском саду. Сейчас мы с вами разберем рассказ (Имя ребенка). (Рассказ каждого ребенка) Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
– чем понравился рассказ?
– о чем удалось интересно рассказать?
– какие красивые необычные слова услышали в рассказах (украсили рассказ)?
Заключительная часть
Вос-ль: Ребята, с творчеством какого художника мы сегодня с вами познакомились?
Дети: Мы познакомились с творчеством И. И. Шишкина.
Вос-ль: Как называется картина, которую мы подробно изучили и рассмотрели?
Дети: Картина называется «Утро в сосновом лесу».
Вос-ль: Что вам понравилось на занятии? Как вы работали на занятии?
Дети: Нам понравилось рассматривать картину, описывать действия медведей и явления окружающей природы. Мы старались составить интересный рассказ.
Вос-ль: Вы сегодня большие молодцы! Спасибо за занятие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию речи составление рассказа по картине "Зима в лесу"
Цели и задачи: 1.Учить составлять простые и сложные предложения, небольшой связной рассказ по фрагменту картины о зиме. 2.Уточнить и обобщить знания детей о зимних изменениях в природе. 3.У...
Конспект по развитию речи "составление рассказа по картине".
конспект по развитию речи......
конспект по развитию речи .Составление рассказа по картине "Зимние забавы"
Составление рассказа по картине...
Конспект по развитию речи Составление рассказа по картине "Куры"
Задачи: учить составлять короткий описательный рассказ по картине;учить сравнивать ( по внешнему виду, поведению) петуха и курицы, курицу и цыплят;закрепить умение самостоятельно подбирать слова,...
Конспект по развитию речи «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»
Конспект по развитию речи«Составление рассказа по картине «Зимние забавы»...
конспект по развитию речи составление рассказа по картине
методическая разработка по развитию сязной речи в подготовительной группе...
Конспект по развитию речи :Составление рассказов по картине" На полянке"
Развитие речи - одна из важнейших задач педагога. Работа по развитию речи ведётся в течении всего дня: на занятиях, в процессе игр, во время межличностного общения, в процессе чтения художественной ли...