Конспект НОД по развитию речи "Зимний лес" (подготовительная группа)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Познакомить детей с картиной художника – пейзажиста И. И. Шишкина «Зима». Учить составлять описательный рассказ по картине, опираясь на карты-схемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД по развитию речи "Зимний лес" | 432.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи с детьми подготовительной группы
Автор: Гниденко Олеся Анатольевна, воспитатель, МБДОУ г. Тулуна «Центр развития ребёнка - д/с «Гармония»
Тема занятия: «Зимний лес»»
Форма организации: групповая
Форма проведения: нетрадиционная
Форма проведения: тематическое занятие
Тип занятия: обучающий
Тип занятия: закрепление и обобщение знаний
Программное содержание: Познакомить детей с картиной художника – пейзажиста И. И. Шишкина «Зима». Учить составлять описательный рассказ по картине, опираясь на карты-схемы. Развивать устную речь, обогащая ее эмоционально – эстетическими терминами. Продолжать развивать художественное восприятие, обучая видеть не только внешнюю сторону изображения, но и художественно – образный смысл картины – ее содержание и некоторые средства выразительности. Воспитывать интерес детей к пейзажной живописи.
Словарная работа: сугроб
Оборудование к занятию: репродукция картины И. И. Шишкина «Зима», карты-схемы (алгоритм составления рассказов по картине), аудиозапись П.И. Чайковского из цикла «Времена года, сундучок со «снежками».
Предварительная работа: чтение художественной литературы, наблюдение в природе, загадывание загадок о временах года, экскурсии в осенний и зимний лес, словарная работа по теме «Зима».
Интеграция образовательных областей:
О.О. «Социально – коммуникативное развитие» - обсуждение ситуаций «Чужой стучит в дверь», «Один на прогулке», помощь медведю, ситуация «Встречаем гостей»..
О.О. «Речевое развитие» - диалог, поисковые вопросы, обсуждение выполненных работ, рассматривание и составление описательного рассказа по картине с использованием карт-схем, чтение стихов, отгадывание загадок.
.
О.О. «Познавательное развитие» - называние предметов по величине, сравнение количества.
ОО «Физическое развитие» - адаптированная подвижная музыкальная игра «Мишка».
ОО «Художественно-эстетическое развитие» - слушание музыкальных отрывков, лепка, д/у «Оркестр», д/и «Узнай по звуку»
О.О. «Речевое развитие» - диалог, поисковые вопросы, обсуждение выполненных работ, рассматривание и составление описательного рассказа по картине с использованием карт-схем, чтение стихов
О.О. «Социально - коммуникативное развитие» - общение в ходе занятия, создание ситуации успеха и эмоционального комфорта с включением аудиозаписи.
О.О. «Познание» - беседа, загадки
О.О. «Физическое развитие» - физминутка
О.О. «Художественно-эстетическое развитие» - слушанье аудиозаписи П.И. Чайковского из цикла «Времена года».
Ход занятия
- Организационный момент
Дети свободно располагаются на ковре.
Загадка.
Во дворе замерзли лужи,
Целый день поземка кружит,
Стали белыми дома.
Это к нам пришла... (Зима)
Воспитатель. -Как ласково можно назвать зиму?
- А вы любите зимушку? Чем она вам нравится? (ответы детей).
- Ребята, кто желает прочитать наизусть стих о зиме? (1-2 ребенка)
-Ребята, вспомните, что бывает только зимой?
- Какой бывает снег?
(Белый, пушистый, чистый, воздушный, тяжелый, искристый).
-Что такое сугроб? Какие бывают сугробы? (Ответ детей)
- Каким бывает лес зимой?
(Спящим, сказочным, неподвижным, волшебным, таинственным, суровым, величественным)
2. Основной этап.
Рассматривание и составление рассказов по картине
Воспитатель.- Какими словами можно описать зиму?
(Волшебная, сказочная, вьюжная, морозная, сверкающая, зима – волшебница)
Дети под музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года» рассматривают картину.
Воспитатель. Перед вами картина, которую написал русский художник
И. Шишкин, он очень любил родную природу. Подумайте и скажите, что изображено на картине? (Ответ детей).
Дети рассматривают картину 1-2 минуты.
Беседа по содержанию картины.
-Какое время года изобразил Шишкин на этой картине?
(На этой картине изображена зима).
Схема № 1- подскажет вам какое время года на картине.
- О чем нам рассказал художник?
(О зиме в лесу, о красоте заснеженного леса).
Схема № 2 – «О чем эта картина, о чем рассказал художник?»
-Расскажите, что вы видите на первом плане – прямо перед нами внизу картины? Что лежит на земле под снегом? (Схема №3) .
(Прямо перед нами занесенная снегом поляна. Под глубоким снегом лежат огромные стволы упавших старых деревьев. Спрятались под снежными шубками маленькие елочки).
-Что изображено дальше, на втором плане картины? (схема №4)
-Какой же это лес? (большой, дремучий, непроходимый, тихий, суровый, волшебный, сонный).
-Что это за деревья растут в этом лесу? (ели). Что можно о них сказать? Какие они? (огромные, с мощными толстыми стволами, ветви начинаются высоко на верху. Это лесные богатыри.)
-Почему мы не видим верхушек деревьев (потому что стоим очень близко к ним)
(Чуть дальше на втором плане картины мы видим непроходимый еловый лес. Он стоит сплошной стеной, но мы не видим вершин деревьев, потому что стоим очень близко).
- Какие краски использовал художник для написания картины? (схема № 5)
- Посмотрите на цвет снега на поляне. Какой он? (Да, необыкновенный: коричнево – белый, кремовый – это от коричневых стволов деревьев. А там, где глубокие тени, он еще и голубоватый. Только в глубине, в просвете между деревьями, луч солнца осветил запушенные ели, окрасив снег в слегка желтоватые тона. Этот просвет дает нам возможность увидеть более светлую даль и понять, что вся поляна погружена в тень.)
Холодно, морозно, и кажется, что все в этом лесу заснуло, застыло, замерзло. И только теплые коричневые тона стволов елей говорят о том, что лес заснул, но он живой.
- А видите ли вы живое существо? Приглядитесь внимательно. Вот какую загадку нам загадал художник. Нашли? Это птица на ветке; кажется, она тоже заснула.
- Какая по настроению эта картина? Шумная, радостная, веселая, громкая, звонкая или грустная, печальная, тихая, не громкая, спокойная? (схема №6)
(Да, картина тихая, спокойная, не громкая).
-Как бы вы назвали эту картину? Придумайте свое название (схема №7). (Ответы детей)
- Как художник на картине показывает, что день не очень холодный, приятный? (Все кругом окутано снегом, укрыто, точно мягким пушистым одеялом).
- Я считаю, что накануне был снегопад. Вы догадались, почему я так счситаю?
Физминутка «Зимой» ( импровизация движений).
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы
Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы
.Составления рассказов детьми, с опорой на карты-схемы.
- Сейчас мы с вами поучимся составлять рассказы по картине, но сначала мы составим один рассказ по цепочке, а помогут нам в этом карточки-схемы
Рассказ по цепочке.
На этой картине изображена зима в еловом лесу. Художник Шишкин рассказал нам о красоте зимнего заснеженного леса, укрытого толстым слоем пушистого снега.
На первом плане картины прямо перед нами мы видим занесенную снегом поляну. Под глубоким снегом лежат огромные стволы упавших деревьев. А между ними под снежными шубками спрятались маленькие елочки.
Чуть дальше, на втором плане картины мы видим дремучий непроходимый еловый лес. Он стоит сплошной стеной. Мы стоим очень близко к огромным елям, поэтому не видим вершин деревьев. Перед нами только огромные толстые стволы, словно великаны.
Художник использовал немного цветовых тонов. Посмотрите на цвет снега на поляне. Он необыкновенный: коричнево – белый, кремовый – это от коричневых стволов деревьев. А там, где глубокие тени, он еще и голубоватый. Только в глубине, в просвете между деревьями, луч солнца осветил запушенные ели, окрасив снег в слегка желтоватые тона. На одном из деревьев задремала птица. Кажется, все вокруг уснуло беспробудным сном.
Эта картина передает нам ощущение тишины, спокойствие морозного дня, заснеженного уснувшего леса. Я бы назвала эту картину «Зимний лес».
- А теперь вспомните все, о чем мы с вами говорили, все красивые слова, которые подбирали, посмотрите на схемы и составьте свой рассказ по картине Ивана Шишкина.
Дети составляют рассказы (5-6 человек).
Игра с мячом «Какая?»
Подбор однородных определений к слову зима: холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная и т.д.
(Дети при правильном ответе берут снежок из «Волшебного сундучка»).
3. Итог
- Чем мы с вами сегодня занимались?
- Что вам понравилось? В чем были затруднения?
- Чей рассказ вам больше всего понравился?
1 2 3 4 5 6 7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия развитие речи в подготовительной группе «Буратино в гостях у группы № 7»
Конспект открытого занятия развитие речи в подготовительной группе «Буратино в гостях у группы № 7»...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Поможем Мише подготовиться к школе » (компенсирующая группа)
Вы знаете, к нам в группу сегодня утром принесли письмо от мальчика по имени Миша. Он пишет, что его не берут в школу, так как он ничего не знает, ничего у него не получается и просит ребят группы &la...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе группе "Школа Фиксиков"
Конспект НОД по развитию речи...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе для детей комбинированной группы с задержкой психического развития Тема: Понятие слово, предложение
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группедля детей комбинированной группы с задержкой психического развитияТема: Понятие слово, предложение...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Моя мама» (подготовительная группа)
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Моя мама» (подготовительная группа) Конспект по развитию речи Тема: «Моя мама» (подготовительная группа) Цель: Создать услов...
Конспект открытого занятия развитие речи в подготовительной группе «Буратино в гостях у группы № 6»
Дети учатся составлять предложения по схемам и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце(точка, вопросительный знак, восклицательный знак). дети...
Конспект открытого занятия развитие речи в подготовительной группе «Буратино в гостях у группы № 15»
Обогащать и активизировать речь детей.Закрепить умение составлять предложения по схемам и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце (««., «!», ...