Знакомство со сказкой Е. Пермяка "Некрасивая ёлка"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Литературное чтение в детском саду. Конспект совместной образовательно деятельности с детьми подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_nekrasivaya_yolka.docx | 30.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25
Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
Конспект совместной образовательной деятельности
по образовательной области
«Речевое развитие»
для детей подготовительной к школе группе
Тема: Литературное чтение. Сказка Е. Пермяка «Некрасивая ёлка»
Воспитатель:
Брыкалова Елена Николаевна
Санкт-Петербург
2023
Цель: - знакомство с новой литературной сказкой;
- развитие диалогической доказательной речи.
Задачи:
1. Воспитательные:
- воспитывать интерес к литературному чтению;
- продолжать формировать нравственные качества и верное отношение к добру и злу, к положительным и отрицательным персонажам;
- прививать навыки культурного поведения при общении друг с другом.
2. Развивающие:
- развивать усидчивость, умение внимательно слушать длинные произведения;
- упражнять память;
- развивать мышление, умение оценивать поведение героев, способность сопереживать;
- активизировать словарь;
- развивать доказательную речь с помощью с выражений:
« я считаю…так как…», « мне кажется…потому что…», «моё мнение…что…», « а я думаю…» и т.п.
- совершенствовать умение активно участвовать в диалоге.
3.Образовательные:
- продолжать знакомить детей с новыми авторскими сказками;
- учить прослеживать сюжетную линию, выделять главных героев, понимать их характеры и поступки;
- побуждать выражать своё отношение к прочитанному, рассказывать о своём восприятии поступков героев, размышлять над скрытыми мотивами их поведения;
- формировать умение высказывать свою точку зрения, доказывать свои соображения, выражать мысли полным предложением;
- углублять знания о том, что книги содержат много интересной и познавательной информации;
- учить сравнивать портреты разных сказочников и иллюстрации разных художников.
Методы : словесный, наглядный, игровой
Приёмы: чтение, диалог, ключевые вопросы, игры.
Технологии: игровая, здоровьесберегающая, технология развивающего диалога
Организация детей: группа детей
Примерный ход образовательной деятельности:
Деятельность педагога | Деятельность детей | |
Организационный момент | Воспитатель включает музыку « В гостях у сказки »… | Дети слышат знакомую мелодию и по традиции ставят стульчики около книжной полки, рассаживаются… |
Мотивация Проблематизация | В.:- прозвучала знакомая мелодия, а это значит… -Да, сегодня мы познакомимся с новым произведением. - Как вы думаете, с каким?
- Почему? - Можно определить? - Зачем я это сделала?
| Дети : - пришло время слушать новую историю! Дети видят в руках у педагога книгу в обложке из белой бумаги без картинок и надписей… Кто-то будет отгадывать… Возможно дети скажут, что не видно… , не знаем … Дети высказывают свои версии…, догадки… Наверняка кто-нибудь скажет, что воспитатель специально закрыла обложку, чтобы никто не догадался, про что будет новая история…и как она называется... |
Целеполагание | - Я думаю, что вы обязательно догадаетесь обо всём, но когда? | - Когда мы её прочитаем! |
Планирование будущей деятельности | -Итак, сначала прочитаем, а потом… | - Будем отвечать на вопросы! (предполагать, вести диалог, обсуждать, отгадывать , играть…) |
Реализация плана | Воспитатель читает, используя зрительный контакт, иногда отрываясь от книги и рассказывая… Педагог периодически выставляет иллюстрации на полку. В. видит реакцию детей, продолжает читать. В процессе чтения воспитатель не отвлекает воспитанников дисциплинарными замечаниями: для этой цели он может повысить или понизить голос, сделать паузу… В. по поведению и состоянию ребят определяет время для физминутки…( Но можно использовать подходящий момент, например, после слов «Прошло время и деревья выросли…» В. – И мы вместе с ними…(предлагает детям встать…) В. продолжает чтение… Своей манерой речи педагог старается передать характер произведения (что должно воздействовать на ум и чувства детей). В. даёт понять, что надо дослушать до конца, например, с помощью жестов. В. задаёт вопросы: - Что мы с вами прочитали? - О чём эта сказка или про кого? - В как вы догадались, что там был Андерсен? Ведь я не называла его имени… - Кто ещё был в сказке? Какие они по характеру? - Что делали? Как они относились к ёлке?
- Бывает ли такое в жизни? - Какой приём использовал автор? А какой был сказочник? Как он относился к ёлке? В. предлагает поиграть (после долгого сидения) детям в игру , чтобы сделать переход к ёлке… -Как мы можем её назвать? В. -Когда мы читаем, то всегда переживаем, испытываем какие-то чувства… - Какое впечатление оказала на вас сказка? В. предлагает ребятам игру «Эмоции» ( например, с мячом)… -Пора познакомиться со сказочником…Как вы думаете кто мог написать эту сказку? -Но ведь его потом не стало, а сказка продолжалась… В. предлагает рассмотреть портрет Е. Пермяка и для интереса сравнить… - Кто из героев сказки вам наиболее симпатичен? -На кого бы вы хотели быть похожими? В.: - Кто же главный герой? - Как же называется сказка? - Настало время снимать обложку! - Кто угадал? - В чём главный смысл сказки? | Дети внимательно слушают произведение … …Дети наблюдают, воспринимают, осознают происходящее реагируют своей мимикой и возможно жестами. Д. видят заинтересованное лицо педагога, его поведение во время чтения, реагируют на интонацию и тембр голоса, которые способствуют лучшему пониманию содержания. Дети слышат и силу голоса (средней громкости, громче или тише) и тоже реагируют. …Д. выполняют движения в соответствии с текстом, повторяя знакомые фразы… Ребята не просто слышат голос, а чувствуют , что В. старается воздействовать мимикой и артикуляцией. …Д. продолжают слушать. Возможно кто-то будет о чём-то догадываться и захочет поскорее высказаться… Дети дослушивают сказку до конца. Начинается диалог, обсужде-ние с доказательствами. Д. - Я считаю, что мы прочитали сказку, потому что… - А я думаю… и так далее…
…Возможно кто-то скажет, что про Андерсена, а кто-то – про ёлку…и др. - В тексте были подсказки. Дети перечисляют, доказывают ( лес был датский, сказочник был одинокий). Д. перечисляют деревья…, объясняют что значит «самовлюблённый»(ясень), «надменный»(клён)…Расска-зывают про то, как деревья обижали ёлку, смеялись над ней… -Да… - Сказочник перенёс черты характера ,чувства и мысли людей на героев сказки. - Любил её, жалел… ..Дети видят разрезные детали со словами. Они должны выбрать те, которые подходят по смыслу к ёлке ( добрая, скромная, молчаливая, великодушная, слушает, думает, мечтает, не мстит…) и собрать картинку с образом ёлки. …варианты ребят («Подбери и собери!»…) Возвращаются на свои места. …Дети отвечают в процессе игры , какие чувства они пережили…( выбирают на мячике смайлик или маску , например, «обида» или «радость»… и объясняют, почему, например, «стало жалко», или «всё закончилось хорошо»…) Возможно кто-то ответит, что Андерсен… - Конечно другой сказочник. …Д. рассматривают портрет, сравнивают его с другим портретом ( знакомого сказочника Андерсена), сравнивают одежду, причёски, предполагают, в какое время они жили…Делают вывод, что сказочник – наш соотечествен-ник и современник. Варианты ответов детей… …Ответы ребят Ребята наблюдают, как педагог снимает обложку… и читают название… - эмоции детей… - Ребята вспоминают с помощью В. важные выражения: -«Никто не знает, как повернётся судьба»; -«Не все деревья после того, как их срубили, погибают»; С помощью наводящих вопросов дети выводят главную фразу: -«О красоте не судят по внешности». |
Рефлексия Планирование на будущее | Воспитатель приглашает ребят к столу… - Какой момент из сказки показался вам наиболее ярким или просто понравился (а может не понравился)? - С творчеством какого автора мы сегодня познакомились? - Какую сказку мы прочитали? - Чему нас учит эта сказка? (да и другие книги?) - Кому бы вы могли её порекомендовать прочитать? - Где мы разместим новую книжку? - У меня есть ещё одна книга, посмотрите… - Когда мы сможем рассмотреть обе книжки? | …Дети видят карточки с фрагментами из сказки ( можно добавить картинки с обложкой, с автором, с играми…) Каждый показывает ту, которая ближе ему и объясняет свой выбор… ( Игра « Ассоциации»). - с творчеством Е. Пермяка. -«Некрасивая ёлка». … Ответы ребят…( мудрости, не ссориться, дружить, различать добро и зло…). - Друзьям, маме с папой, сестрёнке, знакомым… - На книжной полке. …Дети видят книгу другого формата и с другими иллюстрациями… - В свободное время: перед обедом или после сна полистаем, рассмотрим иллюстрации и может ещё раз сами почитаем. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пересказ сказки В.Сутеева "Ёлка"
Пересказ сказки В.Сутеева "Ёлка"...
Сценарий театрализованного представления по мотивам сказки В. Сутеева « Ёлка» в старшей логопедической группе.
Сценарий театрализованного представления для детей старшего дошкольного возраста....
Конспет развлечения по мотивам сказки В.Сутеева "Ёлка"
Конспет развлечения по мотивам сказки В.Сутеева "Ёлка"....
Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей 4-5 лет по сказке В. Сутеева «Ёлка»
Конспект занятия...
«Лесная сказка возле новогодней ёлки»
Новогодний утренник в подготовительной к школе группе. Все сказочные персонажи (за исключением Ведущей и Деда Мороза) дети....
Проект «Зимняя сказка на окне» по сказке В. Сутеева «Ёлка» («Снеговик-почтовик»)
Задачи проекта:Формировать знания детей о явлениях и признаках зимы, зимних развлечениях.Познакомить детей с историей происхождения снеговика.Способствовать развитию познавательной активно...
"Знакомство со сказкой Владимира Григорьевича Сутеева -"Ёлка"
Развивать творчество детей, связную речь, память, воображение, артистические и художественные способности, на основе эмоционального восприятия сказки В. Г. Сутеева "Ёлка"...