«Звук [ш] и буква «Ш»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: знакомство детей со звуком[ш] и буквой «ш».
Задачи:
- Познакомить детей со звуком [ш] и буквой «Ш».
- Закреплять правильное произношение звука [ш].
- Продолжать закреплять умение различать гласные и согласные звуки.
- Продолжать формировать умение выделять заданный звук в словах.
- Формировать графический образ буквы.
- Продолжать формировать умение выполнять звуковой анализ слов.
- Продолжать формировать навык чтения слогов и слов.
- Развивать зрительное и слуховое внимание и память, мышление.
- Развивать речевое дыхание.
- Развивать фонематический слух.
- Развивать личностные качества: любознательность, активность, умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развивать способность к самооценке и самоанализу, самостоятельность.
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_oodbukva_sh.docx | 19.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД
по речевому развитию в подготовительной к школе группе
«Звук [ш] и буква «Ш».
Цель: знакомство детей со звуком[ш] и буквой «ш».
Задачи:
- Познакомить детей со звуком [ш] и буквой «Ш».
- Закреплять правильное произношение звука [ш].
- Продолжать закреплять умение различать гласные и согласные звуки.
- Продолжать формировать умение выделять заданный звук в словах.
- Формировать графический образ буквы.
- Продолжать формировать умение выполнять звуковой анализ слов.
- Продолжать формировать навык чтения слогов и слов.
- Развивать зрительное и слуховое внимание и память, мышление.
- Развивать речевое дыхание.
- Развивать фонематический слух.
- Развивать личностные качества: любознательность, активность, умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развивать способность к самооценке и самоанализу, самостоятельность.
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Оборудование: набор картинок для игры «Подбери пару», карточки - символы звуков для ковролина, раздаточный материал (буквы, карточки-символы звуков), корзинки для раздаточного материала, счетные палочки на каждого ребенка, картинки с изображением буквы «ш».
Ход ООД: Доброе утро, ребята! (Дети встают в круг). Давайте пожелаем друг другу хорошего настроения.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Давайте передадим улыбку друг другу. Игра «Передай улыбку по кругу».
Сегодня мы продолжим путешествие по большой стране, которая называется «Азбука». Нас ждет встреча с новым жителем этой удивительной страны. Каким? Это секрет. Прежде, чем отправимся в путешествие, подготовимся. Игра «Найди пару». На столе лежат картинки. Ваша задача, взяв картинку, определить первый звук в ее названии. Далее необходимо найти пару: у кого название картинки начинается с такого же звука. Время ограничено. По моему сигналу вы со своей парой занимаете места на стульчиках. Но обратите внимание: стульчики - домики букв. Вам необходимо правильно найти домик для своего звука. Будьте внимательны. Начинаем. Молодцы. Проверяем. (Дети в парах называют свои картинки, первый звук и букву, обозначающие этот звук). Слушайте внимательно. Если не согласны или заметили ошибку, поднимаем руку.
Мы знаем, что очень важно правильно произносить все звуки русского языка. Для этого выполним артикуляционную гимнастику. Дети вместе с воспитателем выполняют артикуляционные упражнения: «Лопатка», «Чашечка», «Грибок», «Гармошка», «Лошадка». Молодцы.
Ребята, сегодня к нам пришло звуковое письмо. Давайте послушаем, что в нем. (В письме звуки: щелест пакета, шум чайника, шелест листвы, шипение гуся, шум моря, шипение змеи; воспитатель дает их прослушать частями). Ребята, расскажите, что вы услышали? На что похож этот звук? (ответы детей). (Воспитатель обращает внимание детей на полноту ответов). Молодцы. Обратите внимание, рассказывая об услышанном, мы называли слова-действия: шумит, шуршит, шипит, шелестит. В нашем языке есть очень похожий звук – шипящий звук [ш]. Давайте произнесем этот звук. (Воспитатель обращает внимание детей на правильную артикуляцию при произнесении этого звука). Потренируемся произносить этот звук по-разному: тихо, плавно, словно легкий ветерок шумит в листве; громко, порывисто, словно ураган разрушает все на своем пути; сердито, грозно, как кричат рассерженные гуси. (Воспитатель просит некоторых детей произнести этот звук индивидуально). Молодцы!
Звук [ш] приглашает нас продолжить путешествие. Постараемся узнать больше о новом звуке. Приготовились. Давайте встанем, делаем глубокий вдох через нос и надуваем воображаемый шарик. Хлопок, шарик лопнул, воздух выходит из него: [ш-ш-ш]. И пока весь воздух не вышел, взяв за руку свою пару, вместе с шариком «улетаем» и садимся за парты. Там ждет нас много интересного!
Итак, с каким звуком мы сегодня познакомились? Охарактеризуем звук [ш]. Совместно с воспитателем дети дают характеристику звуку: согласный, твердый, глухой. (Воспитатель располагает на ковролине карточки- символы звука). Найдите и выложите на парте карточки-символы звука [ш]. Поиграем с новым звуком – игра «Поймай звук»: воспитатель называет звуки, слоги и слова; дети хлопают в ладоши, если слышат звук [ш].
«Поймай звук»: [м- н- ш -д - ш – б – н – т – ш]; слоги: аш, но, му, уш, ла, со, ша; слова: шапка, сова, шуба, торт, день, шкаф, стол, лягушка, пальто, зонт. Молодцы!
Рассмотрите картинки, которые находятся в ваших корзинках на столах. Что общего в названии всех картинок? (В названии картинок есть звук [ш]). Определите место звука в этих словах. В парах проверьте друг друга. Сейчас назовите слова, в которых звук ш в начале слова. (Дети по очереди называют слова – названия картинок, в которых звук [ш] в начале слова). Аналогично проводится работа, когда ребят находят звук в середине и в конце слова. Молодцы!
С помощью карточек-символов звуков выполним звуковой анализ слова «шар». (Один ребенок работает у доски, остальные выкладывают схему на партах).
Физкультминутка. Давайте подружим звук [ш] с гласными звуками: слоги аш, ош, уш, эш, иш. (Воспитатель вместе с детьми проговаривают слоги со звуком [ш], обозначая каждый звук определенным движением на основе фонетической ритмики).
Пришло время познакомиться с буквой «ш». Расскажите, на что похожа эта буква? (ответы детей). Воспитатель размещает на доске картинки с изображением буквы. Молодцы. С помощью счетных палочек выложите на столах изображение буквы «ш».
Давайте и букву «ш» подружим с буквами гласных звуков. Прочитаем слоги на доске. Молодцы!
Наше путешествие подошло к концу. Расскажите, с каким звуком мы сегодня познакомились? Что это за звук? Какие слова со звуком [Ш] вы запомнили? Что понравилось вам на занятии? (ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")
Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\'] и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...
Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".
Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...
Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»
Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...
Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".
Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»
Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»
Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...