«Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»
консультация по развитию речи

Тимофеева Марина Иосифовна

«Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_ustnoe_tvorchestvo.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»

      Фольклор – устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, колыбельные и т. д. Это неоценимое богатство народа, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, понимает его красоту, лаконичность, приобщение к культуре своего народа.  Малые формы фольклора «являются первыми художественными произведениями», которые слышит ребенок: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту.

Основная работа по развитию речи дошкольников  – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.  

Задачи речевого развития:

  1. воспитание звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, обучение правильному произношению слов, выразительности речи – тон, интонация, ударение и т.д.);

     2) развитие словаря (обогащение, активизация, уточнение значения слов и т.д.);

     3) формирование грамматического строя речи  (синтаксической, морфологической стороны речи - способов словообразования);

      4) развитие связной речи (центральная задача) – реализуется основная функция языка – коммуникативная (общение), формирование представления о разных типах текста – описании, повествовании, рассуждении;

Все эти задачи решаются в том числе и с помощью фольклора. Применение устного народного творчества  возможно лишь при широком включении в жизнь детей дошкольного возраста, произведений словесного фольклорного творчества русского народа различных жанров и разностороннем использовании их в педагогическом процессе.

Третий год жизни является самым благоприятным для развития речи ребенка. В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к условиям детского сада. В период расставания ребенка с родителями можно переключить внимание на яркую красочную игрушку (зайку, кошечку, собачку), сопровождая движения героя чтением потешки. Правильный подбор потешки, помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к воспитателю.

Многие  потешки связаны с игрой. Постепенно ребенок  выучивает стишки - потешки, сопровождающие игру,  и сам произносит некоторые слова, отвечает на вопросы. Таким образом, потешки способствуют развитию связанной речи, регулируют интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от её содержания, закрепляет правильное произношение отдельных звуков.

Колыбельные песни - спутник детства. Они, наряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной - не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя».

Как известно, малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности, их внимание неустойчиво. Поэтому при чтении произведений необходимо использовать все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, тембр, стараться прочесть эмоционально, ведь дети проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога.

Заклички – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда.

Заклички дают возможность ребёнку в поэтической форме выразить своё эмоциональное отношение к природе, развивают речь ребёнка, ,  артикуляционный аппарат. Коротенькие стишки  уже доступны для запоминания детям младшего дошкольного возраста, они  легко  запоминают их и могут применить при случае.

Поговорки и пословицы - один из самых активных и широко распространенных памятников устного народного поэтического творчества.

Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребёнка, способствует развитию умения ясно формулировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости.

Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.  Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи.

В  младшей группе часто воспитатель сам дает ответ на загадку. Желательно отгадку показать, используя рисунки, игрушки и т.п. и обязательно еще раз повторить текст загадки. Дети будут запоминать загадку и в следующий раз сами ее отгадают.  Детям средней группы воспитатель иначе преподносит загадку.

Он ее загадывает, помогает отгадать, и, вместе с детьми выясняет, что именно подсказало отгадку. 

Дети старшего дошкольного возраста не просто отгадывают загадку, а уже сами должны объяснить, почему именно такая отгадка. Дети могут загадывать загадки друг другу. Детей учат составлять описания-загадки.

Скороговорки - тоже игра со словом. В них поставлены слова, похожие по звучанию, в которых используются одни и те же или сходные звуки, но в разных комбинациях. Произнести их трудно, при быстром произнесении органы речи не успевают перестроиться, получается что - то не то, и это вызывает у детей веселье, смех. Но скороговорка не только забава, она и хорошая гимнастика для органов речи.

Способствуют активному развитию образности речи, обогащают словарь углубляя и уточняя знания о предмете. Помогают овладеть образностью слов. Помогают усвоить знания о словообразовании, развивают поэтический слух и поэтическое восприятие окружающего мира.

Скороговорка слагается для упражнения в скором и чистом произношении, в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор. Скороговорки способствуют развитию правильной речи, закрепляют правильное произношение звуков, для тренировки и совершенствования голосового аппарата, развивают фонематический слух у ребёнка.

Чистоговорка - слагается для упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор. Детям младшего и среднего возраста предлагаются чистоговорки небольшие по объёму, простые по содержанию. Их смысл должен быть понятен детям, близок их жизненному опыту.

В младшем и среднем дошкольном возрасте шутки - чистоговорки даются в игровой форме с применением наглядного материала, используются инсценировки. Шутки чистоговорки можно применять не только в качестве речевого материала для формирования правильного звукопроизношения, но и для развития и совершенствования речевого слуха. Переходить к быстрому произнесению чистоговорок следует в старшем дошкольном возрасте, лишь после того как дети научатся чётко и ясно произносить их в медленном и умеренном темпе. Чистоговорки в качестве речевого материала можно использовать и в работе над речевым дыханием с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Сказка – это одно из самых доступных средств полноценного развития речи каждого ребенка.

В младшем дошкольном возрасте обязательны атрибуты, которые будут героями сказки. Только взяв в руки игрушку, ребенок сможет начать: «Жил-был Мишка/Зайка…». Далее Мишка может строить дом, который не строится без помощи друзей. Зайка может выращивать морковку, поливая живой водой и пр.

4-летние дети смогут сочинить коротенькую историю, если их будет подталкивать к дальнейшим идеям взрослый. Ценным является то, что ребенок способен воспринять подсказку и сформулировать полноценное предложение, подходящее по смыслу рождающейся истории. «Захотел Зайка посадить деревце… чтобы на нем росли золотые яблочки…

Для этого нужно деревце поливать волшебной водичкой». Дети 5 лет способны самостоятельно сочинить сказку, если им предложить несколько сюжетных картинок. Старшие дошкольники справляются с более сложными заданиями.

Сказка может служить основой и для различных речевых упражнений. Сказку можно не только пересказывать, можно придумывать задания на формулировку предложений или игры со словами и буквами в сказочном контексте.

Например, для детей младшего дошкольного  возраста интересно применять сказочную карету, которая отправится в путь, если только дети выполнят определённые задания. Каждому посетителю кареты даётся индивидуальное задание для объяснения и рассуждения - Какие волшебные слова нужно произнести, чтобы карета отправилась в путь. Кто назовет, какие подарки можно привезти своим друзьям из сказочной страны

В старшем дошкольном возрасте сказка поможет восприятию буквенно-звукового состава слова. Например, расселение сказочных героев в Теремок. Предложите старшему дошкольнику расселить Медведя, Зайца, Кота, Лисицу, Мышку и Ежа так, чтобы на первом этаже Теремка жил персонаж, у которого больше всего букв в имени, а выше – с постепенно уменьшающимся количеством букв.

Подобные игры со сказочным контекстом являются привычной средой, в которой дошкольники развивают новые речевые навыки, расширяют словарный запас, продвигаются в освоении буквенного и звукового анализа, тренируются излагать свои мысли понятным языком.

 Таким образом, устное народное творчество влияет на все стороны развития речи и оказывает положительное влияние на развитие ребёнка в целом.

Планомерное, систематическое использование воспитателями устного народного творчества в работе будет являться эффективным средством в развитии речи детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Актуальным  был и остается  вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача...

Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста

Актуальным  был и остается  вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача...

Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15337124","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"363","width":"480"}}]]"Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка ,к...

«Устное народное творчество, как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость....

«Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Актуальность исследования. Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историко...

Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»

   Использование прибауток, потешек, пословиц, поговорок и других малых жанров фольклора в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребё...