Познавательно-творческий проект " Я - будущий первоклассник"
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Познавательно-творческий проект " Я - будущий первоклассник" для детей 6 – 7 лет группы компенсирующей направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ya_-_budushchiy_pervoklassnik.docx | 32.68 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 111
______________________________Лапина Щ.Д.
_____________________________________________
«_________»_________________________2021 г.
Познавательно-творческий проект
«Я – будущий первоклассник»
для детей 6 – 7 лет
группы компенсирующей направленности № 5
«Солнышко»
Разработчики:
Захарова О.Ю. – учитель-логопед
Долгополова Т.Н. - воспитатель
2021 год
Пояснительная записка
Развитие связной речи – важная задача дошкольного образования. Грамматически правильная, правильная, хорошо сформированная речь – непременное условие готовности к школьному обучению. Умение легко и свободно пользоваться словарным запасом необходимо ребёнку для развития коммуникативных навыков, социализации, гармонического развития.
Представленный познавательно-творческий проект «Я – будущий первоклассник» поможет детям 6-7 лет с нарушениями речи научиться формулировать свои мысли, правильно согласовывать слова в предложении, отвечать на вопросы и составлять рассказ по схеме или предложенному плану. Он направлен на формирование у дошкольников бережного отношения к окружающей среде, активизацию словаря, развитие грамматического строя речи.
В течение года дети играют, совершенствуют навыки словообразования и словоизменения, развивают связную речь. В ходе проекта они учатся различать предметы, сравнивать их, рассказывать и пересказывать, рассуждать и объяснять, отвечать на вопросы. Дети с нарушениями речи участвуют в познавательно-практической работе со взрослыми и сверстниками: обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими.
В занятиях используются задания, дидактические упражнения и игры, развивающие восприятие, внимание, память, мышление, воображение, расширяющие словарный запас и кругозор, воспитывающие нравственные качества, навык связного высказывания.
В работе с дошкольниками важно обращать внимание на правильность их речи в повседневной речи, стимулировать речевую активность (рассказы о своих впечатлениях, пересказ, вопросы и ответы).
Всё это поможет детям подготовиться к школьному обучению.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Цели: обобщение знаний дошкольников о школе, оказание помощи детям в адаптации к школьному обучению.
Задачи:
- расширить знания о школе, создать позитивное отношение к обучению в школе;
- стимулировать познавательную активность;
- развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей, воображение, любознательность, уверенность в своих силах;
- найти сведения о школе в художественной литературе, стихах, мультфильмах, пословицах и поговорках.
Вид проекта: познавательно-творческий.
Состав участников: групповой.
Характер содержания проекта: ребёнок – взрослый.
Срок реализации проекта: сентябрь – май.
Формы и методы работы: тематический принцип планирования логопедической работы по уточнению и обогащению словарного запаса детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Интегрированные фронтальные занятия с элементами продуктивной деятельности, которые значительно быстрее развивают восприятие и осознание речи с детьми, так как она приобретает практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности.
Методы:
- наблюдения за объектами живой и неживой природы;
- занятия, беседы, дидактические и подвижные игры;
- опытно-экспериментальная деятельность;
- игровая деятельность;
- практическая (продуктивная) деятельность;
- просмотр предметной и сюжетной наглядности по теме.
Ресурсы проекта: иллюстрированный материал, фотографии, открытки, художественная и научно-познавательная литература, интернет материалы, загадки, пословицы, поговорки, проза, стихотворения; развивающая среда (выставки рисунков и поделок).
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы | Цели |
I | - формирование интереса к выполнению проекта, уточнение задач проекта; - обучение передачи в рисунке интерьера школы. |
II | - упражнение в составлении рассказа; -развитие связной речи; - умение передавать впечатления и эмоции от посещения школы дошкольника. |
III | - обобщение знаний о школе; - развитие связной речи, умения слушать и выделять смысл произведения. |
IV | - создание условий для приобщения к устному народному творчеству, развития речи; - изучение Декларации прав человека, - расширение знаний об окружающем мире. |
V | - развитие связной речи; - закрепление умения классифицировать предметы; - расширение знаний об окружающем мире. |
VI | - развитие творческих способностей, воображения. - закрепление умения составлять предложения по предметным картинкам по теме. |
VII | - расширение знаний об окружающем мире; -развитие связной речи. |
VIII | - развитие мелкой моторики: - развитие интереса к художественной литературе. |
IX | - развитие пространственного мышления; - расширение географических представлений. |
X | - развитие мелкой моторики; - развитие познавательной активности; - расширение знаний об окружающем мире. |
XI | - создание позитивного отношения к обучению в школе; - помощь в школьной адаптации; - обучение составлению рассказа; |
XII | - развитие творческой инициативы. - обобщение полученных знаний и опыта. |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др., способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам товарищей;
- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
- у ребёнка развита мелкая и крупная моторика; он подвижен, владеет основными движениями;
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями.
Образовательные области проекта | Вид детской деятельности | Осуществляемая детьми деятельность |
1 | 2 | 3 |
Познавательное развитие – основная образовательная область | Познавательно-исследовательская | Знают, что такое школа, школьные профессии, чем занимаются ученики, правила поведения в школе, умеют использовать в речи некоторые школьные термины, решать конфликтные ситуации |
Социально-коммуникативное развитие | Коммуникативная | Умеют взаимодействовать с другими детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве и т.п.), правильно произносят слова, грамотно строят предложения, используют средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми, составляют описательный рассказ. |
Игровая | Проявляют доброту, заботу; умеют попросить о помощи и оказать её, сдержать себя и заявлять о своих потребностях в приемлемой форме. Могут включаться в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками, не мешая своим поведением другим. | |
Речевое развитие | Восприятие художественной литературы | С удовольствием слушают художественное произведение в исполнении взрослого, запоминают содержание произведения. Умеют ответить на вопрос взрослого по содержанию произведения. |
Художественно-эстетическое развитие | Продуктивная | Рисуют предметы разной формы, соотнося пропорции деталей и пространственные признаки, подбирают цвет для изображения настроения, времён года, суток, создают композиционный рисунок, используя вырезанные изображения. В индивидуальной и коллективной работе используют разные виды изобразительной деятельности. Самостоятельно создают индивидуальные художественные образы в различных видах изобразительной деятельности. Владеют комплексом технических навыков и умений, необходимых для реализации замысла. Раскрашивают, не выходя за контур рисунка, полностью закрашивают изображение. |
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
Месяц | Мероприятие |
Сентябрь | Беседа «Что мы знаем о школе?» Рисование на тему «Моя школа». Творческое рассказывание «Я в школе дошкольников». Конструирование «Моя школа». |
Октябрь | Чтение художественной литературы. Рассказ Л. Воронковой «Подружки идут в школу». Творческое рассказывание «Как я готовлюсь к школе дома и в детском саду». Беседа «Зачем надо учиться?» |
Ноябрь | Творческое рассказывание «Твой рюкзак». Чтение художественной литературы В. Берестов «Мой портфель». |
Декабрь | Журнал «Скоро в школу». Чтение художественной литературы С. Маршак «Кот и лодыри». Режим дня будущего первоклассника |
Январь | Конструирование «Рабочее место ученика дома» (конструктор). Чтение художественной литературы А. Барто «В школу», «Я выросла» Раскрашивание рисунков на школьную тематику. |
Февраль | Загадки о школе. Карта «Дорога в школу». |
Март | Презентация «Первый раз в первый класс». Плоскостное моделирование. |
Апрель | Серия сказок М. Памфиловой «Лесная школа». Творческое задание «рисование правил» (по сказкам). |
Май | Оформление папки проекта «Будущий первоклассник». Оформление уголка «Я иду в школу». |
Использованная литература
- Агранович З.Е. Времена года. Спб. 2015.
- Анищенкова Е.С. 100 лучших пальчиковых игр. М., 2012.
- Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольников. М., 2011.
- Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду (подготовительная группа). М., 2014.
- Гуськова А.А. Обучаем дошкольников пересказыванию. М., 2017.
- Журова Л.Е. Обучение дошкольников грамоте. М., 2012.
- Козырева Л.М. Развитие речи детей 5 – 7 лет, М., 2010.
- Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников. М., 2014.
- Коноваленко В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. М., 2010.
- Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. М., 2017.
- Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 2007.
- Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. М., 2017.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 2014.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Ткаченко Т.А. Программа «Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет». М., 2008.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Среднесрочный проект "Я - будущий первоклассник".
Проект позволяет сформировать у детей подготовительной группы стойкий познавательный интерес к обучению в школе....
Проект "Мы-будущие первоклассники"
Ребенок поступает в школу. Это серьезный этап в жизни каждого ребенка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Большин...
Педагогический проект "Школа будущего первоклассника - ОБУЧАЙКА"
Педагогический проект "Школа будущего первоклассника - ОБУЧАЙКА"...
Проект «Мы – будущие первоклассники»
Актуальность: переход ребенка дошкольника в школьную образовательную среду - это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспеч...
проект " Мы будущие первоклассники"
Познакомить детей с новой жизнью школы....
Проект "Мы будущие первоклассники"
Поступление в школу - событие в жизни ребёнка. Объединёнными усилиями воспитателей, учителей, родителей, важно сформировать у детей устойчивый интерес к школе, учёбе, сделать для них поступление в шко...
Познавательно-творческий проект " Я - будущий первоклассник"
Познавательно-творческий проект " Я - будущий первоклассник"для детей 6 – 7 лет группы компенсирующей направленности...