Конспект занятия по развитию речи в средней группе «В гости к Мухе-Цокотухе»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Цель: расширить знания детей и словарь по теме «Насекомые».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_gruppe_v_gosti_k_muhe-tsokotuhe.docx | 30.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «В гости к Мухе-Цокотухе»
Цель: расширить знания детей и словарь по теме «Насекомые».
Задачи:
Образовательные:
- расширять представление детей о насекомых и их особенностях;
- формировать навыки детей узнавать и показывать насекомых и их части тела (голова, туловище, лапки, усики, крылья);
- формировать умение выполнять движения, соответствующие тексту.
Развивающие:
- развивать речь, развивать умение отвечать на вопросы воспитателя;
- расширять и активизировать словарный запас по теме;
- развивать умение образовывать уменьшительно-ласкательные слова с помощью суффиксов;
- развивать умение образовывать форму множественного числа и прилагательного из существительного;
- развивать внимание, интерес, мышление, память;
- способствовать слуховому восприятию.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание к познанию окружающего мира, бережное отношение к природе и насекомым;
- воспитывать любовь к художественной литературе;
- воспитывать вежливость и доброжелательность, умение слушать ответы друг друга.
Материалы и оборудование: Дидактические картинки с насекомыми, магнитная доска, магниты. самовар, костюм Мухи-Цокотухи, банка варенья, колонка с музыкой, раскраски к сказке на листе бумаги А4; дидактические картинки к игре «Четвертый лишний», картинка паука, мяч, колокольчики, фонарик. Группа украшена по теме сказки)
Предварительная работа: чтение сказки К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха», беседы с детьми и обсуждение прочитанного, рассматривание иллюстраций к сказке, беседы о насекомых, рассматривание иллюстраций и картин с изображением насекомых.
Ход занятия.
I. Вводная часть. (Воспитатель собирает детей в круг)
Приветствие
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
- Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте и с ними поздороваемся! (дети здороваются)
Воспитатель: «Ребята, послушайте, меня. А вы любите сказки? Я тоже люблю сказки. А в гости любите ходить? У нас в группе сегодня утром произошло настоящее чудо! Вы хотите увидеть? (ответы детей). Сегодня я вас приглашаю в гости в сказку, но для этого нам нужно сказать волшебные слова и покружиться. Повторяйте за мной:
«Мы немножко покружились,
В доброй сказке очутились!»
Воспитатель: «Все на свете дети очень любят сказки,
Все на свете дети сказку очень ждут.
Если очень любишь, если очень веришь,
Сказки станут былью, в гости к нам придут.»
- Закрывайте глазки (музыка, входит Муха-Цокотуха с самоваром под музыку, делает круг и садится)
II. Основная часть
Воспитатель: «Муха – муха Цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила ………..» (ответы детей)
- Посмотрите, ребята, в какой сказке мы оказались?
- Вы знаете, для чего мухе нужен самовар?
- Да! Чтобы чай пить.
- А в сказке у Мухи-Цокотухи, какой праздник?
- У нее сегодня день рождения.
- Давайте, поздороваемся с Мухой и поздравим с днем рождения! (дети здороваются «Здравствуй, Муха-Цокотуха, с днем рождения!»)
- Молодцы, мы оказались в гостях у Мухи-Цокотухи. Сядем на стульчики. (посадить на стулья)
Воспитатель: Ребята, но почему-то Муха-Цокотуха без своих гостей, давайте спросим у нее, где ее гости!
Дети: А, где же твои гости, Муха-Цокотуха?
Муха-Цокотуха: Ребята, я не успела пригласить гостей на свой день рожденья (грустно)
Воспитатель: Не грусти, Муха-Цокотуха, мы позовем для тебя гостей. Правда, ребята?
- Ребята, а кого пригласила Муха-Цокотуха на свой день рождения в сказке? (ответы детей).
- Все правильно, в гости к Мухе-Цокотухе приходили: бабочка, жуки, тараканы, блошки, кузнечик, пчела.
- Давайте и мы пригласим к Мухе-Цокотухе гостей!
Воспитатель: Не спеша, и по порядку загадаю вам загадки.
Вас прошу их отгадать – насекомых мне назвать.
Насекомых называйте, на день рождение приглашайте!
(дети отгадывают и на доску вывешиваются картинки с насекомым, которого отгадали и другие, кроме комара)
Надевает эта крошка, платье красное в горошек.
И летать умеет ловко. Это ….божья коровка.
Утро... Весь в цветах лужочек...но смотри: один цветочек
Вдруг вспорхнул – и полетел и опять на кустик сел!
Удивительный цветок: ножки, глазки, хоботок
Между крыльев – складочка. Да ведь это ж... бабочка
Любит делать мёд она, трудится так долго
От утра и до темна непоседа… пчёлка.
Целый день в траве скакал, скрипку где-то потерял.
И теперь грустит у речки наш зелёненький … кузнечик
Эта кроха всем знакома, богатырь из насекомых
Кто на свете всех сильней? Ну, конечно,,…. муравей
- Ребята, а это кто? (жук, стрекоза, таракан итп) Пригласим в гости? (вывесить картинки на доску)
- Молодцы, ребята, столько гостей позвали к Мухе-Цокотухе!
- Ребята, а как называют одним словом бабочек, жуков, муравьев, кузнечиков, тараканов? (насекомые)
- Ребята, посмотрите на доску, давайте рассмотрим насекомых и скажем, что у них есть, чем они похожи?
- Давайте, посмотрим, что есть у мухи. Это что? (голова, брюшко, ножки, усики, крылья)
- У бабочки….. голова, грудь, брюшко, крылья, ножки. На голове у бабочки есть хоботок, усики
- У божьей коровки….. голова, брюшко, усики, ножки, крылышки
- А кто помнит, сколько ножек у насекомых? (шесть)
- Ребята, а можно трогать, ловить и обижать насекомых? (Нет)
- Правильно, за ними можно наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, жужжат. Некоторые насекомые могут укусить, а некоторые приносят пользу. Например, пчелы помогают получить нам вкусный мед, божьи коровки уничтожают вредителей с растений, чтобы растения не погибли, а мухами и комарами питаются птицы и лягушки.
Воспитатель: Ребята, молодцы, столько насекомых позвали к Мухе-Цокотухе на праздник! Давайте теперь веселиться, танцевать и играть. Вставайте со стульчиков и повторяйте за мной. (включается музыка физминутки)
Физкультминутка (танец)
- Молодцы, а теперь все дружно сели, на меня все посмотрели!
(После физминутки дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Молодцы, ребята, подняли настроение Мухе-Цокотухе! Смотрите, какая она стала веселая!
Воспитатель: Ребята, теперь давайте еще поиграем. Муха-Цокотуха придумала интересные задания для нас. Будем играть? (ответы детей)
1. Дидактическая игра «Назови насекомых» (с мячом)
2. Дидактическая игра «Назови ласково» (с мячом)
- А, теперь, насекомые объявили праздник ласковых слов. Назовём их ласково.
Жук-жучок, комар – комарик, пчела – пчелка, муравей- муравьишка, стрекоза – стрекозочка, таракан-тараканчик.
3. Дидактическая игра «Один-много»
Один жук – много жуков.
Один комар – много комаров.
Одна муха – много мух.
Одна бабочка – много бабочек.
Одна стрекоза – много стрекоз.
Один муравей – много муравьев.
Одна мошка – много мошек.
Одна пчела – много пчел
Один шмель – много шмелей.
4. - А сейчас давайте поиграем с вами в игру «Подбери словечко», вам нужно правильно подобрать слова. Я начну, а вы продолжите:
- У жука крылья короткие, а у стрекозы… (длинные)
- Муравей ползает, а бабочка …летает
- Гусеница ползает, а кузнечик …прыгает
- Оса летает, а червяк …ползает
- Кузнечик прыгает, а комар …летает
- Бабочка летает, а гусеница… (ползает)
- Муравьи живут в муравейнике, а пчелы… (в улье)
- Пчелы из нектара делают… (мед)
- У птиц 2 ножки, а у насекомых… (шесть)
5. Дидактическая игра «Четвертый лишний» (на магнитной доске)
Предлагается выбрать, назвать лишнего
- Почему он лишний? (подумай и скажи еще раз)
6. Образуй прилагательное из существительного
- Ребята, а чем Муха-Цокотуха угощала бабочку? (вареньем). А варенье из чего делают?
- А давайте скажем, какое варенье, если это варенье
из клубники (клубничное), из вишни (вишневое)
из малины (малиновое), из яблок (яблочное)
Воспитатель: Молодцы, все задания от Мухи-Цокотухи выполнили!
Воспитатель:
- Ой, ребята к мухе ползет еще один гость. (грозная музыка, колокольчик большой, загадка)
Это что за сеточка, на зелёных веточках?
Кто без ниток и без рук сплёл ту сеточку……. (паук) - показ картинки с пауком
Вдруг какой-то старичок - Паучок.
Нашу Муху в уголок поволок.
Дорогие гости, помогите, Муху вы освободите!
- А вы ребята боитесь паука?
- Тогда надо спасти Муху-Цокотуху, вставайте и повторяйте за мной
Пальчиковая гимнастика «Насекомые» (стоя)
Дружно пальчики сгибаем (сгибаем-разгибаем пальцы рук)
Насекомых называем.
Бабочка, кузнечик, муха. (загибаем по одному пальцу)
Это жук с зеленым брюхом.
Это кто же тут звенит? – (поднять руки наверх и покрутить кистью)
В гости к нам …комар летит. (дети называют слово, руками помахать)
- Теперь, слушайте меня и помогайте
Воспитатель: Вдруг откуда-то летит
Маленький ……комарик, (позвонить в маленький колокольчик и показать картинку)
И в руке его горит
Маленький …….фонарик (показать фонарик, дети называют слово)
Воспитатель:
- Давайте, поймаем паука (хлопают в ладоши, поворачивая руки в разные стороны)
Воспитатель: Паука мы победили! Муху мы освободили!
- Молодцы, садимся на стульчики.
- Ребята, а ведь мы совсем забыли, у Мухи-Цокотухи сегодня какой праздник? (день рождение)
- А, что дарят на день рождение? (подарки)
- Давайте и мы подарим Мухе-Цокотухе подарок. Я приготовила для мухи подарок – баночку варенья.
- Посмотрите, что нарисовано на банке? Что это? (ответы детей – вишня)
- Правильно, это вишня, значит это варенье какое? (вишневое)
Поздравляем Муху - Цокотуху с днем рождения
И дарим ей ….вишневое варенье! (вручить мухе подарок)
- Посмотрите, как обрадовалась Муха-Цокотуха.
Муха-Цокотуха: благодарит вас за помощь и за то, что пришли в гости и дарит подарки- раскраски.
Благодарим муху за чудесные раскраски.
Воспитатель: А, сейчас, нам пора возвращаться обратно в нашу группу. Давайте попрощаемся с нашей именинницей (дети прощаются)
- Глазки закрывайте, немного помечтайте
Ветерок нас подхватил,
В детский сад переместил. (глазки открываем)
III. Заключительная часть
Воспитатель: - Ребята, вот мы и вернулись. Вам понравилось наше путешествие в сказку?
У кого в гостях мы были? (у Мухи –Цокотухи) Что делали?
А кто приходил и прилетал к Мухе-Цокотухе в гости? (бабочки, букашки, тараканы, пчела….)
- А как их всех можно назвать одним словом? (насекомые)
- Что вам понравилось больше всего?
- Молодцы, ребята! А сейчас можно посмотреть подарки от Мухи-Цокотухи и выбрать себе раскраску
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в средней группе "В гостях у сказки"
Конспект занятия по развитию речи в средней группе, тема «В гостях у сказки»Программное содержание:1.Познакомить детей с новым видом загадок - загадками-метафорами.2.Уточнить представление детей о жан...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «В гости к леснику»
Конспект Образовательной деятельности " В гости к леснику"....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе " В гостях у друзей из цветочного города".
Побуждать детей составлять рассказ по набору предметов из пяти шести предложений самостоятельно....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе "В гости к леснику"
Занятие направлено на уточнение знаний детей о зиме, природных явлениях, взаимосвязи их с жизнью человека, а также развитие связной речи,слухового внимания и мышления...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «В гости к леснику»
1.Учить различать на слух слова с определенным звуком. 2. Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов.Развивать фонематическое восприятие, словарь детей.3.Воспитывать любовь к при...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе "В гостях у бабушки"
Конспект занятия по развитию речи в средней группе "В гостях у бабушки"(домашние животные)...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «В гости к Чебурашке» (Звуковая культура речи. Звук [Ч])
Цели:1) Научить правильному произношению звука Ч (изолированно, в словах, стихах);2) Развивать фонематический слух детей.3) Объяснить и показать детям артикуляцию звука Ч;4) Н...