Игра - викторина "Что? Где? Когда?" для детей старшего дошкольного возраста по русским народным сказкам
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Шарова Олеся Викторовна

Игра-викторина "Что?  Где? Когда?" способствует закреплению знаний детей о русских народных сказках. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_chto_gde_kogda.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-викторина “Что? Где? Когда?”

для детей старшего дошкольного возраста по русским народным сказкам

Программное содержание:

Закрепить знания детей о русских народных сказках (их своеобразие, язык, персонажи, композиционное построение задачи, повторы, концовки); об авторских сказках.

Учить высказывать своё мнение о произведении, правильно оценивать поступки персонажей сказок, сравнивая положительное и отрицательное. Закрепить умение давать точную характеристику героев народных сказок. Поупражнять в умении досказывать;

Развивать логическое мышление, умение сопоставлять, сравнивать при разгадывании небылиц и путаниц;

Упражнять в умении образовывать однокоренные слова от слов “лес”, “сказки”, “весна”;

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Материал:

иллюстрации к сказкам, волчок со стрелкой, круг, разделённый на шесть секторов, которые пронумерованы от 1 до 6, 6 пронумерованных конвертов с заданиями, письмо из страны сказок, магнитофон и записи детских песен для музыкального сопровождения, жетоны для поощрения за правильные ответы, цветные карандаши, фломастеры, альбомные листы, эмблемы для трёх команд: совы синего, красного, зелёного цветов, медали для победителей, главный приз – книга с русскими народными сказками.

Предварительная работа:

чтение и инсценирование русских народных сказок, беседа о русском народном творчестве, рассматривание иллюстраций к сказкам.

Ход игры:

Ведущий: Друзья, мы читали с вами много русских народных, авторских сказок,вы теперь знаете особенности сказок, написанных русским народом, сможете отличить от сказок других авторов. Одним словом, вы стали знатоками. А кто самый лучший знаток сказок – вот сегодня мы и узнаем.

Сегодня мы поиграем в игру – викторину “Что? Где? Когда?”. А участвовать у нас будет три команды. Каждая команда – семья: папа, мама и ребёнок, капитаны команд - дети. Взрослые, вы так же, как и ребята, любите сказки, а особенно русские народные? (Ответы взрослых). Замечательно.

А вы, ребята – болельщики, тоже будьте внимательны, потому что и для вас будут задания. Для начала я хочу узнать, какие русские народные сказки вам знакомы? (Ответы детей). Молодцы!

Как в настоящей игре каждая команда имеет свою эмблему. Посмотрите, какие они красивые!

Уважаемые знатоки!

 Сейчас у вас начнётся увлекательное путешествие в нашу страну. В конвертах, которые вам принесли, содержатся вопросы – задания. Волчок укажет конверт, на вопрос из которого нужно ответить.

А теперь послушайте, какие необходимо выполнять правила во время игры – викторины:

  • вопросы надо слушать внимательно;
  • ответить на задание может любая команда, которая знает ответ и хочет ответить, для этого нужно посовещаться и капитану поднять эмблему своей команды и таким образом получить право на ответ;
  • за правильный ответ будет вручаться жетон, но если команда ответит не правильно, тогда право ответа переходит к болельщикам. Тот, кто первым поднимет руку, получает право на ответ, а если ответ правильный – получает жетон;
  • победительницей в игре будет та команда, у которой будет больше жетонов, а тот ребенок, который наберет больше всех жетонов (это может быть ребенок из команды или из болельщиков) получит звание “Знаток сказок” и ему будет вручен главный приз “Мудрая сова”.

Удачи вам!!!

Задание №1

“Узнай персонажей сказок?

Назови из какой сказки персонаж? Как его зовут? Расскажи, какой он.

Показываются иллюстрации к сказкам: “Крошечка – Хаврошечка”, “Заяц – хваста”, “Маша и медведь”, “Лисичка – сестричка и Серый волк”.

Задание №2

“Салат из сказок”

Ведущий читает придуманные сказки, где присутствуют персонажи из разных русских народных сказок, а игрокам нужно отгадать , из каких сказок эти персонажи?

  • “... Сидит Волк у проруби и приговаривает: “По щучьему велению, по моему хотению, ловись, рыбка, большая и маленькая”.Потяжелел хвост,стал Волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал Волк бабку, бабка – внучку, внучка – Жучку...”. (“Лисичка – сестричка и Серый волк”, “По щучьему велению”, “Репка”)
  • “... Выпил Иванушка водицы из копытца и превратился в козлёночка, увидела это Алёнушка и заплакала. А Иванушка говорит : “Не плачь, Алёнушка, а помоги мне лучше влезть в левое ухо, а вылезти из правого и я снова стану братцем...”. (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”, “Крошечка – хаврошечка”)
  • “... Покатился Колобок по дорожке и видит: стоит перед ним избушка на курьих ножках. А перед избушкой сидит Иванушка, золотыми яблочками играет. Постучал Колобок и спрашивает : “Тук, тук, тук! Кто в тереме живёт?”. “Я – мышка – норушка, я - лягушка – квакушка...”. (“Колобок”, “Гуси – лебеди”, “Теремок”).

Задание №3

«Волшебные слова»

Вспомни кто говорил такие волшебные слова:

1.По щучьему велению, по моему хотенью..»

(Емеля, Русск.нар. сказка «По щучьему веленью»)

2.Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!

(Иванушка – дурачок. Русск. нар. сказка «Сивка – Бурка»)

3.Крекс, фекс, пекс!

(Буратино. А.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»)

Задание №4

«Удивительные превращения»

В кого превратились или были заколдованы…

1.Князь Гвидон.

 (в комара, муху, шмеля. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди»

2.Великан – людоед из сказки Ш.Перро.

(Во льва, мышь. Сказка «Кот в сапогах» Ш.Перро.)

3.Гадкий утенок.

(В лебедя. Х.К.Андерсен. «Гадкий утенок»)

Задание №5

«Волшебное средство»

Что бы ты попросил у……

  • Буратино (золотой ключик ск.А.Толстого «Приключения Буратино»)
  • Золушки (хрустальную туфельку ск. Ш.Перро «Золушка»)
  • Аладдина (волшебную лампу -Арабская сказка)
  • Девочки Жени из сказки В.Катаева? (цветик – семицветик)
  • Нильса (волшебную дудочку С.Лагерлёф «Чудесное превращение Нильса с дикими гусями»)
  • Солдата, героя сказки Х.К.Андерсена  («Огниво»)

Задание №6

“Нарисуй героя любимой сказки”

Игроки рисуют героев своих любимых сказок.

Задание №7

“Трудный путь”

На чем или на ком совершили необыкновенное путешествие:

  • За медом Винни-Пух (на воздушном шаре)
  • На крышу Малыш (на Карлсоне)
  • С железнодорожной станции в деревню Простоквашино дядя Федор (На электричке)
  • Из норы Крота в теплые края Дюймовочка (на ласточке)
  • На Луну Незнайка и Пончик (На воздушном шаре)
  • В Индию за Женей Старик Хоттабыч и Волька. (на ковре – самолете)

Задание №8

«Друзья»

Перечислите литературных персонажей, которые были друзьями с..

  • Чиполлино

(Вишенка, Редиска Дж. Родари «Приключ. Чиполлино»)

  • Винни –Пух

(Пятачок, Иа-Иа, Кролик.  «Винни-Пух и все-все-все»)

  • Крокодила Гена

(Чебурашка, Галя. Э Успенский «Крокодил Гена и его друзья»)

  • Герда из сказки Х.К.Андерсена

(Кай, «Снежная Королева»)

  • Буратино

(Пьеро, Мальвина, Артемон. А.Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»)

  • Дядя Федор

         (Шарик, Матроскин. Э.Успенский «Дядя Федор, пес и кот»)

Задание №9

«Добавь слово»

1.Сказка Ш.Перро «Красная….. (шапочка)

2.Сказка Ш.Перро «Синяя………(борода)

3.Расказ Д.Мамина – Сибиряка «Серая….(шейка)

Задание №10

«НАЙДИ РИФМУ»

1. Как у нашего Мирона

На носу сидит...   (Ворона)

2. А лисички

Взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

Море пламенем горит,

Выбежал из моря...      (Кит)

3. Кит царапался, кусался,

Если ж был неравен спор

От врагов своих спасался,

Залезая на……(Забор).

 

4. Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки –

Оказалось, это.....(Брюки)

5. И наутро вот что было:

Бедный Дима вдруг ослеп.

На окне лежало мыло –

Он сказал, что это.....(Хлеб)

 

6. На брата сердится сестра:

Её зовут Марина,

А он стоит среди двора,

Кричит: – Ты где, .....(Сестрица)

7. Брал в столовой дядя Стёпа

Для себя двойной обед.

Спать ложился дядя Стёпа –

Ноги клал на…...(Табурет)

8. Мы гуляли по Неглинной,

Заходили на бульвар,

Нам купили синий-синий,

Презелёный красный.....(Шар)

 

9. То не дождь пошёл из облака

И не град,

То посыпался из облака...

 

10. Тут и мыло подскочило

И вцепилось в волоса,

И юлило, и мылило,

И кусало, как.....(Оса)

20. – Стыдно старому реветь –

Ты не заяц, а......(Медведь)

22. Сестрёнка ему надевала чулок,

А Слава скучал и глядел в......(Потолок)

Ведущий: Дорогие друзья, все задания выполнены, на все вопросы даны ответы и пришло время подвести итоги. Давайте подсчитаем, у какой команды больше жетонов?! (Подсчитывают жетоны, выбирают команду – победительницу.) Итак, в нашей игре – викторине “Что? Где? Когда?” победила команда семьи ..... , капитан команды ..... , им вручаются медали за первое место. Второе место заняла команда семьи ....., капитан команды ..... . А третье место – команда семьи ....., капитан команды ..... . А теперь узнаем, кто же у нас “Знаток сказок”? (Подсчитывают жетоны у всех детей: и участников команд, и у болельщиков.) Итак, главный приз нашей игры – книга с русскими народными сказками - вручается ..... .

- Дорогие друзья, я желаю вам, чтобы вы, как и ваши родители, всегда дружили с русскими народными сказками, с авторскими сказками, а сейчас жители Страны сказок приглашают вас на чаепитие.

                                                                                               Приложение

«Узнай персонажей сказок»

Назови из какой сказки персонаж? Как его зовут? Расскажи, какой он.

«Салат из сказок»

Ведущий читает придуманные сказки, где присутствуют персонажи из разных русских народных сказок, а игрокам нужно отгадать , из каких сказок эти персонажи?

  • “... Сидит Волк у проруби и приговаривает: “По щучьему велению, по моему хотению, ловись, рыбка, большая и маленькая”.Потяжелел хвост,стал Волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал Волк бабку, бабка – внучку, внучка – Жучку...”. (“Лисичка – сестричка и Серый волк”, “По щучьему велению”, “Репка”)
  • “... Выпил Иванушка водицы из копытца и превратился в козлёночка, увидела это Алёнушка и заплакала. А Иванушка говорит : “Не плачь, Алёнушка, а помоги мне лучше влезть в левое ухо, а вылезти из правого и я снова стану братцем...”. (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”, “Крошечка – хаврошечка”)
  • “... Покатился Колобок по дорожке и видит: стоит перед ним избушка на курьих ножках. А перед избушкой сидит Иванушка, золотыми яблочками играет. Постучал Колобок и спрашивает : “Тук, тук, тук! Кто в тереме живёт?”. “Я – мышка – норушка, я - лягушка – квакушка...”. (“Колобок”, “Гуси – лебеди”, “Теремок”).

«Волшебные слова»

Вспомни кто говорил такие волшебные слова:

1.По щучьему велению, по моему хотенью..»

(Емеля, Русск.нар. сказка «По щучьему веленью»)

2.Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!

(Иванушка – дурачок. Русск. нар. сказка «Сивка – Бурка»)

3.Крекс, фекс, пекс!

(Буратино. А.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»)

«Удивительные      превращения»

В кого превратились или были заколдованы…

1.Князь Гвидон.

 (в комара, муху, шмеля. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди»

2.Великан – людоед из сказки Ш.Перро.

(Во льва, мышь. Сказка «Кот в сапогах» Ш.Перро.)

3.Гадкий утенок.

(В лебедя. Х.К.Андерсен. «Гадкий утенок»)

«Волшебное средство»

Что бы ты попросил у……

  • Буратино (золотой ключик ск.А.Толстого «Приключения Буратино»)
  • Золушки (хрустальную туфельку ск. Ш.Перро «Золушка»)
  • Аладдина (волшебную лампу -Арабская сказка)
  • Девочки Жени из сказки В.Катаева? (цветик – семицветик)
  • Нильса (волшебную дудочку С.Лагерлёф «Чудесное превращение Нильса с дикими гусями»)
  • Солдата, героя сказки Х.К.Андерсена  («Огниво»)

«Добавь слово»

1.Сказка Ш.Перро «Красная….. (шапочка)

2.Сказка Ш.Перро «Синяя………(борода)

3.Расказ Д.Мамина – Сибиряка «Серая….(шейка)

«Друзья»

Перечислите литературных персонажей, которые были друзьями с..

  • Чиполлино

(Вишенка, Редиска Дж. Родари «Приключ. Чиполлино»)

  • Винни –Пух

(Пятачок, Иа-Иа, Кролик.  «Винни-Пух и все-все-все»)

  • Крокодила Гена

(Чебурашка, Галя. Э Успенский «Крокодил Гена и его друзья»)

  • Герда из сказки Х.К.Андерсена

(Кай, «Снежная Королева»)

  • Буратино

(Пьеро, Мальвина, Артемон. А.Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»)

  • Дядя Федор

         (Шарик, Матроскин. Э.Успенский «Дядя Федор, пес и кот»)

«Трудный путь»

На чем или на ком совершили необыкновенное путешествие:

  • За медом Винни-Пух (на воздушном шаре)
  • На крышу Малыш (на Карлсоне)
  • С железнодорожной станции в деревню Простоквашино дядя Федор (На электричке)
  • Из норы Крота в теплые края Дюймовочка (на ласточке)
  • На Луну Незнайка и Пончик (На воздушном шаре)
  • В Индию за Женей Старик Хоттабыч и Волька. (на ковре – самолете)
  • На юг лягушка-квакушка ( на прутике, который держали 2 утки)
  • В Африку доктор Айболит и его друзья (на корабле)
  • Чебурашка (в ящике с мандаринами)

«Друзья»

Перечислите литературных персонажей, которые были друзьями с..

  • Чиполлино

(Вишенка, Редиска Дж. Родари «Приключ. Чиполлино»)

  • Винни –Пух

(Пятачок, Иа-Иа, Кролик.  «Винни-Пух и все-все-все»)

  • Крокодила Гена

(Чебурашка, Галя. Э Успенский «Крокодил Гена и его друзья»)

  • Герда из сказки Х.К.Андерсена

(Кай, «Снежная Королева»)

  • Буратино

(Пьеро, Мальвина, Артемон. А.Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»)

  • Дядя Федор

         (Шарик, Матроскин. Э.Успенский «Дядя Федор, пес и кот»)

«Найди рифму»

1. Как у нашего Мирона                                  9.  И такая дребедень 

На носу сидит...   (Ворона)                              целый день.

                                                                            Динь-ди-лень,

2. А лисички                                                     Динь-ди-лень,

Взяли спички,                                                   Динь-ди-лень.

К морю синему пошли,                                    То тюлень позвонит, то…(олень)

Море синее зажгли.

Море пламенем горит,                                  10.На сметане мешен,

Выбежал из моря...      (Кит)                             на окошке стужен,

                                                                         Круглый бок, румяный бок,

3. Сел он утром на кровать,                               покатился…..(колобок)

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки –                             11.Всех на свете он добрей,

Оказалось, это.....(Брюки)                                  лечит он больных зверей.

                                                                         И однажды из болота,

4. Брал в столовой дядя Стёпа                            вытащил он бегемота.

Для себя двойной обед.                                     Он известен, знаменит

Спать ложился дядя Стёпа –                               это…(Доктор Айболит)

Ноги клал на…...(Табурет)

                                                                     12.Я великий Умывальник -

5. Мы гуляли по Неглинной,                             Знаменитый Мойдодыр!

Заходили на бульвар,                                         Умывальников начальник

Нам купили синий-синий,                                 и мочалок…..(командир)

Презелёный красный.....(Шар)

6. Тут и мыло подскочило

И вцепилось в волоса,

И юлило, и мылило,

И кусало, как.....(Оса)

7. – Стыдно старому реветь –

Ты не заяц, а......(Медведь)

8.Я за свечку,

Свечка — в печку!

Я за книжку,

Та — бежать

И вприпрыжку  под…..(кровать)

«Вопрос – ответ»

Каждой команде даются 5 вопросов, за каждый правильный ответ 1 очко.

1.За кого вышла замуж Дюймовочка? (Король Эльфов.)
2. Кто ждал Красную Щапочку?
(Бабушка.)
3. Учреждение, в котором работает Печкин из Простоквашино?
(Почта.)
4. Животное,  которое поймало стрелу на болоте.
(Лягушка.)
5. Сказочная красавица с голубыми волосами, которая любила всех воспитывать.
(Мальвина.)


6. Кто дал Буратино золотой ключик?
(Черепаха Тартилла.)
7. То, что в сказках всегда побеждает.
 (Добро.)
8. Что потеряла Золушка на балу?
(Хрустальную туфельку.)
9. Кличка собаки из сказки "Репка".
(Жучка.)
10. Подруга семи гномов.
(Белоснежка.)


11. Предмет гордости Карабаса - Барабаса.
(Борода.)
12. Имя поросёнка в сказке "Винни - Пух".
 (Пятачок.)
13. Транспорт бабы Яги.
 (Ступа.)
14. Какое средство помогло Карлсону избавиться от высокой температуры?
(Банка варенья.)
15. Что купила на базаре Муха-цокотуха?
 (Самовар.)

«Музыкальная пауза»

«Пословицы о книге»    

  • Книги читать – скуки не знать
  • Кто много читает, тот много знает
  • Одна книга тысячу людей учит
  • Книга – друг человека
  • Книга книгой, да и своим умом двигай
  • Книги не говорят, а правду сказывают
  • Книга – маленькой окошко, через его весь мир видно
  • Хорошая книга – лучший друг
  • Испокон века книга растит человека
  •  В книгой поведешься – ума наберешься
  • Книга – лучший подарок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»

Цель: познакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль». Задачи:1. Продолжать учить  детей пересказывать близко к тексту.2. Учить инсценировать сказку по ролям.3. Учить дет...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»»

Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»Обучающие задачи:Познакомить с чувашской народной сказкой «...

Сценарий театрализованного представления для детей старшего дошкольного возраста по русской народной сказке "Гуси - лебеди"

Тематический праздник, подготовленный  к 8 Марта с использованием театрализованного представления по сказке "Гуси - лебеди"...

Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через русскую народную сказку.

. Старший дошкольный возраст — важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требовани...

Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через русскую народную сказку.

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение...

Педагогический проект «Развитие речевых и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки «Заюшкина избушка» через театрализованную деятельность»

Цель проекта:способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей и формирование эмоционального отношения к сказочным образам через русскую народную сказку «Заюшкина избушк...

Квест для детей старшего дошкольного возраста по русской народной сказке «Крылатый, мохнатый да масляный»

Квест для детей старшего дошкольного возраста по русской народной сказке «Крылатый, мохнатый да масляный»  Составила - Соболева Екатерина Сергеевна, воспитатель высшая кв. катего...