Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через русскую народную сказку.
консультация

Швыркова Жанна Георгиевна

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение   «Детский сад «Сказка»

Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через русскую народную сказку.

 В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования заложена Концепция духовно-нравственного развития растущей личности. В этом стандарте указано, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Старший дошкольный возраст — важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований
В своей практике я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У 
детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания.

СЛАЙД 2    Актуальность этой темы:

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы, у детей искажаются представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Кроме этого, в семье всё реже берут в руки книгу, чтобы вовлечь ребёнка в волшебный мир сказки. Всё чаще дети старшего возраста остаются наедине с  компьютером, телевизором. 

Зная тот факт, что именно художественная литература активно воздействует на чувства и разум ребенка-дошкольника, развивает его восприимчивость, эмоциональность. В арсенале воспитателя есть средство, которое может помочь в формировании у дошкольников нравственных качеств. Это сказка, поэтому данная проблема актуальна на сегодняшний день.

Слайд № 3 Исходя из этого поставила перед собой цель:

Приобщение детей  к нравственным ценностям через русскую народную сказку, накопление у детей запаса литературных художественных впечатлений.

Слайд № 4 Для достижения цели определила следующие задачи: 

  1. Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам 
  2. Расширять и активизировать словарный запас детей;
  3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей
  4. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, умение давать оценку своему поведению и других;
  5. Формировать межличностные отношения в группе на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь,

6.Способствовать повышению педагогической компетенции родителей в вопросах нравственного воспитания детей в процессе приобщения к русской народной сказке. Возобновить традиции семейного чтения.

Слайд №5

Самыми важными  методами формирования нравственных качеств у детей, являются:

1.знакомство с содержанием сказки;

2.вовлечение детей в деятельность;

3.инсценировка сказки.

Слайд № 6

Методы ознакомления со сказкой:

- метод знакомство со сказкой — чтение, т.е. дословная передача текста;

-  метод — рассказывание, т.е. более свободная передача текста;

прослушивание аудио сказок в исполнении знаменитых артистов;

- Беседа по сказке. Это благодатный приём, в ходе которого я уделяю большое внимание моральным качествам сказочных персонажей, а также анализирую совместно с детьми мотивацию их поступков.

- просмотр мультипликационных фильмов по сказке;

- дидактические и настольные игры по сказкам;

-подвижные игры с персонажами сказок;( «Знаешь ли ты сказку«Узнай героя сказки по описанию»«Собери картинку», пазлы)

- игровые задания по сказке  – например  «Реши задачку» (на основе знакомых сказок составлять интересные задачки).

-творческие задания — рассказать знакомую сказку по кругу; нарисовать героев…

- разыграть сказку;

-придумывание своей сказки (по аналогии);

- литературные викторины.

Слайд № 7

Приемы формирования восприятия сказки:

-выразительность чтения, чтобы дети заслушивались. Сказки, которые невелики по объему, можно рассказать наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Бережное обращение с книжкой в момент чтения является примером для детей; 

-повторность чтения;

-выборочность чтения;

-драматизация и театрализация сказки; пластичные игры и упражнения;

-моделирование сказочных сюжетов; проигрывание℮ эпизодов сказки; 

просмотр иллюстраций.

-продуктивная деятельность

Слайд № 8

Роль сказки в становлении нравственных качеств малыша огромна:
- через поступки героев сказок можно сформировать представление о нравственных поступках человека, показать их важность в жизни современных людей;
- развивать связную диалогическую и монологическую речь каждого ребенка;
- развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку своему поведению и поступкам других людей.

По моим наблюдениям отмечу , что сказку не достаточно просто прочитать. Чтобы мудрость сказки оставила след в душе ребенка, нужно помочь понять ее, проанализировать, прожить с героями разные ситуации. Нужно примерить на себя роль из сказки: "А как бы я поступил на месте героя?", тогда  дошкольник  сможет со временем модель поведения положительных героев сказки переносить в реальную жизнь.

Слайд № 9

Также не маловажное значение имеет и работа с родителями, которым отведена  ведущая роль в становлении духовно развитой и нравственной личности. Это привлечение родителей: оформление и пополнение книжного уголка сказками разных жанров; оформление театрального уголка по мотивам русских народных сказок;

выставки книг; выставки совместных работ (рисунки, поделки) родителей и детей;

Слайд № 10

Заключение

Таким образом, с помощью сказок детям старшего дошкольного возраста можно преподавать основы нравственности, знакомить их с моральными законами, обычаями, взаимоотношениями людей. Своеобразие сказок позволяет это делать без принуждения, в занимательной форме.

Слайд № 11

Список литературы:

Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. СПб.: Речь, 2010. 240 с.
Погосова Н.М. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.- 208 с., ил.
Рыжова Л.В. Методика работы со сказкой: методическое пособие.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС»,- 160 с.
Фесюкова Л.Б Воспитание сказкой . Издательство: ФОЛИО, 1996..
Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении.– М.: ТЦ Сфера, 2011. - 96 с. – (Вместе с детьми).
Шорыгина Т.А. Общительные сказки: Социально-нравственное воспитание. – М.: Книголюб, 2004. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя на 2015-2017 г."Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть форми...

Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок...

«Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть форми...

самообразование на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"

план по самообразованию педагога на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"...

Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через русскую народную сказку.

. Старший дошкольный возраст — важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требовани...