Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через русскую народную сказку.
консультация
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka.docx | 20.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка»
Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через русскую народную сказку.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования заложена Концепция духовно-нравственного развития растущей личности. В этом стандарте указано, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Старший дошкольный возраст — важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований
В своей практике я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания.
СЛАЙД 2 Актуальность этой темы:
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы, у детей искажаются представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Кроме этого, в семье всё реже берут в руки книгу, чтобы вовлечь ребёнка в волшебный мир сказки. Всё чаще дети старшего возраста остаются наедине с компьютером, телевизором.
Зная тот факт, что именно художественная литература активно воздействует на чувства и разум ребенка-дошкольника, развивает его восприимчивость, эмоциональность. В арсенале воспитателя есть средство, которое может помочь в формировании у дошкольников нравственных качеств. Это сказка, поэтому данная проблема актуальна на сегодняшний день.
Слайд № 3 Исходя из этого поставила перед собой цель:
Приобщение детей к нравственным ценностям через русскую народную сказку, накопление у детей запаса литературных художественных впечатлений.
Слайд № 4 Для достижения цели определила следующие задачи:
- Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам
- Расширять и активизировать словарный запас детей;
- Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей
- Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, умение давать оценку своему поведению и других;
- Формировать межличностные отношения в группе на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь,
6.Способствовать повышению педагогической компетенции родителей в вопросах нравственного воспитания детей в процессе приобщения к русской народной сказке. Возобновить традиции семейного чтения.
Слайд №5
Самыми важными методами формирования нравственных качеств у детей, являются:
1.знакомство с содержанием сказки;
2.вовлечение детей в деятельность;
3.инсценировка сказки.
Слайд № 6
Методы ознакомления со сказкой:
- метод знакомство со сказкой — чтение, т.е. дословная передача текста;
- метод — рассказывание, т.е. более свободная передача текста;
прослушивание аудио сказок в исполнении знаменитых артистов;
- Беседа по сказке. Это благодатный приём, в ходе которого я уделяю большое внимание моральным качествам сказочных персонажей, а также анализирую совместно с детьми мотивацию их поступков.
- просмотр мультипликационных фильмов по сказке;
- дидактические и настольные игры по сказкам;
-подвижные игры с персонажами сказок;( «Знаешь ли ты сказку?», «Узнай героя сказки по описанию», «Собери картинку», пазлы)
- игровые задания по сказке – например «Реши задачку» (на основе знакомых сказок составлять интересные задачки).
-творческие задания — рассказать знакомую сказку по кругу; нарисовать героев…
- разыграть сказку;
-придумывание своей сказки (по аналогии);
- литературные викторины.
Слайд № 7
Приемы формирования восприятия сказки:
-выразительность чтения, чтобы дети заслушивались. Сказки, которые невелики по объему, можно рассказать наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Бережное обращение с книжкой в момент чтения является примером для детей;
-повторность чтения;
-выборочность чтения;
-драматизация и театрализация сказки; пластичные игры и упражнения;
-моделирование сказочных сюжетов; проигрывание℮ эпизодов сказки;
просмотр иллюстраций.
-продуктивная деятельность
Слайд № 8
Роль сказки в становлении нравственных качеств малыша огромна:
- через поступки героев сказок можно сформировать представление о нравственных поступках человека, показать их важность в жизни современных людей;
- развивать связную диалогическую и монологическую речь каждого ребенка;
- развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку своему поведению и поступкам других людей.
По моим наблюдениям отмечу , что сказку не достаточно просто прочитать. Чтобы мудрость сказки оставила след в душе ребенка, нужно помочь понять ее, проанализировать, прожить с героями разные ситуации. Нужно примерить на себя роль из сказки: "А как бы я поступил на месте героя?", тогда дошкольник сможет со временем модель поведения положительных героев сказки переносить в реальную жизнь.
Слайд № 9
Также не маловажное значение имеет и работа с родителями, которым отведена ведущая роль в становлении духовно развитой и нравственной личности. Это привлечение родителей: оформление и пополнение книжного уголка сказками разных жанров; оформление театрального уголка по мотивам русских народных сказок;
выставки книг; выставки совместных работ (рисунки, поделки) родителей и детей;
Слайд № 10
Заключение
Таким образом, с помощью сказок детям старшего дошкольного возраста можно преподавать основы нравственности, знакомить их с моральными законами, обычаями, взаимоотношениями людей. Своеобразие сказок позволяет это делать без принуждения, в занимательной форме.
Слайд № 11
Список литературы:
Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. СПб.: Речь, 2010. 240 с.
Погосова Н.М. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.- 208 с., ил.
Рыжова Л.В. Методика работы со сказкой: методическое пособие.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС»,- 160 с.
Фесюкова Л.Б Воспитание сказкой . Издательство: ФОЛИО, 1996..
Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении.– М.: ТЦ Сфера, 2011. - 96 с. – (Вместе с детьми).
Шорыгина Т.А. Общительные сказки: Социально-нравственное воспитание. – М.: Книголюб, 2004. – 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования воспитателя на 2015-2017 г."Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок
Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть форми...
Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок
Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок...
План работы по самообразованию на 2017-2018 учебный год. Тема: «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, посредством русских народных сказок».
Сказка является мощным средством , помогающим формировать моральные качества ребенка....
«Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть форми...
самообразование на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"
план по самообразованию педагога на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"...
Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через русскую народную сказку.
. Старший дошкольный возраст — важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требовани...