открытое логопедическое занятие
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

подгрупповое заснятие , логосказка "Как звуки [ш] и [ж] стали добрее"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoskazka_zvuki_sh_i_zh.docx677.17 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое подгрупповое логопедическое занятие.

Логосказка «Как звуки [ш] и [ж] стали добрее».

Подготовила: учитель-логопед Елена Валерьевна Н.

Цель: Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]

Задачи:

  1. Развивать мелкую и артикуляционную моторику.
  2. Автоматизировать и дифференцировать шипящие звуки.
  3. Развивать фонематический слух.
  4. Активизировать словарный запас.

Ход занятия

Дети здороваются с гостями и садятся на свои места.

Логопед: Ребята, сегодня к нам в гости придёт необыкновенная сказка. Сказка необыкновенная потому, что она не про людей, не про зверей, а про звуки. Называется сказка «Как звуки Ш и Ж стали добрее». Что бы её рассказать мне потребуется ваша помощь. Поможете? Сначала предлагаю выполнить зарядку для наших язычков

Артикуляционная гимнастика:

Мы пришли ребята с вами

На весёлую поляну.

Ой, куда же мы попали?

И оглядываться стали.

Влево, вправо, вверх, вниз,

Не дрожи, улыбнись… .

Раз улыбка, два, три…

Зубы лучше покажи.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем…

Язык лопаткой положи.

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И под счёт его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

 Логопед: Молодцы ребята, вот мы и потренировали свои язычки. А теперь послушайте сказку:

Жили – были на свете два брата, два парных звука Ш и Ж.  Обычно братья живут дружно, мирно, во всем друг другу помогают, а звуки Ш и Ж были шипящими, неуступчивыми, всегда твердыми в своих убеждениях. Поэтому братья часто ссорились. А ещё они были большими хвастунишками. Звук Ш хвастается: «Я умею шипеть, как змея: ШШШ».  Логопед предлагает детям так же пошипеть.

А звук Ж отвечает: «Подумаешь, зато я умею жужжать, как жук ЖЖЖ».  Логопед предлагает детям так же пожужжать.

Закрепление и сравнение артикуляции звуков Ш и Ж, их характеристика.

Однажды затеяли звуки Ш и Ж глупый спор, кто из них важней? Ш говорит: «Я самый важный и главный. Что бы меня правильно произносить, язык долго учился и трудился». Ж отвечает: «Нет, я важней и главней. Чтобы меня правильно произносить не только язык трудится, но и голос».

Пролетала мимо умная ворона, услышала она их спор и засмеялась: «Ха – ха –ха! Разве вы забыли, что вы парные? А раз так, то и произноситесь вы почти одинаково!»

Логопед предлагает детям напомнить звукам Ш и Ж, как мы их правильно произносим. С использованием демонстрационной мнемотаблицы "Схема артикуляции звуков. Дети сравнивают артикуляцию звуков Ш и Ж: называют сходство в положении губ, зубов, языка, воздушной струи. Выделяют различие: звук Ш произносим без голоса, а звук Ж с голосом. Затем с опорой на мнемотаблицу дают характеристику звукам, называя сходство и различие: согласные, всегда твёрдые, парные. Ш –глухой, Ж – звонкий.

Когда Ш и Ж вспомнили, что произносятся почти одинаково, поэтому и называются «парными», то помирились и решили поиграть со своими любимыми игрушками.

Логопед предлагает детям отгадать, какие любимые игрушки у звуков Ш и Ж.

Дети отгадывают слова – названия игрушек:

• Соединив первые звуки в названиях картинок -  желуди, арбуз, банан, апельсин. (Жаба)

• Соеденив первые звуки в названиях картинок – плот, удочка, штаны, кукла, апельсин.  (Пушка)

Логопед предлагает детям подумать, с какой игрушкой будет играть звук Ш, а с какой звук Ж и объяснить, почему. Ребенок составляет сложноподчинённое предложение: «Звук Ш будет играть с пушкой, потому что в этом слове есть звук Ш». Другой ребёнок: «Звук Ж будет играть с жабой, потому что в этом слове есть звук Ж».

Только звуки Ш и Ж начали играть со своими любимыми игрушками, как опять заспорили. Запел звук Ж свою любимую песенку: жу- жу- жу. А звук Ш тут же запел «наоборот». Логопед просит детей подсказать, как? Дети произносят: «Шу – шу - шу».

Логопед, обращаясь к звукам: «Постойте! Вы сейчас опять поссоритесь!» «Давайте лучше вместе с ребятами поиграем в игру с мячом, которая так и называется «Скажи наоборот».

• Игра с мячом «Скажи наоборот».

Логопед надевает на себя шапочку «жука», а одному из детей надевает шапочку «змеи».

Жо – (шо) Жу – (шу) ЖИ – (ши) Жа – (ша) Же – (ше)

Жар – (шар) Жить – (шить)

Жаль – (шаль) Жила – (шила)

Логопед надевает на себя шапочку «змеи», а одному из детей надевает шапочку «жука».

Шалость – (жалость) Уши – (ужи)

Луша – (лужа) Саша – (сажа)

Машет – (мажет) Крушить – (кружить) нашивка - наживка

• Игра с мячом «Закончи слово слогом ШИ или ЖИ».

Логопед бросает детям мяч, произнося лишь часть слова. Ребёнок возвращает мяч, произнося недостающий слог ШИ или ЖИ.

Мы - (ши) Лы – (жи)

У – (ши) Е – (жи)

Но – (жи) Ланды – (ши)

Гара – (жи) Клави – (ши)

Камы – (ши) Черте – (жи)

• Игра с мячом «Придумай слово с нужным звуком».

Дети говорят хором: «Мы со звуками играем, слово к звуку подбираем».

Логопед бросает ребенку мяч и произносит звук Ш или Ж. Ребёнок возвращает мяч, придумывая слово с таким же звуком.

Поиграли звуки Ш и Ж и очень устали. Решили они спрятаться в волшебный мешочек и в нём отдохнуть.

 Дети произносят звуки Ш и Ж, логопед «ловит» их волшебным мешочком.

Логопед: А сейчас предлагаю и нам немного отдохнуть. Возьмите пожалуйста мячики и повторяйте за мной :

Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу

 И иголками своими колется, колется.

Логопед: «Какие чудеса происходят со звуками в волшебном мешочке?» Дети: «В волшебном мешочке звуки надевают на себя черную одежду и превращаются в буквы». Логопед убирает с доски сердитые «звуки» Ш и Ж, достаёт из волшебного мешочка «сердитые» буквы Ш и Ж и ставит их на место звуков.

В волшебном мешочке звуки Ш и Ж превратились в буквы. Решили буквы Ш и Ж пойти в зоопарк.

. Давайте посмотрим, что они увидели в зоопарке, а вы об этом расскажите.

Животные в зоопарке

Из стран холодных и жарких

Живут – поживают, не тужат

И между собою дружат.

И каждое утро зверятки

Играют на детской площадке.

Приводят, как в детский сад,

Звери своих зверят.

Лошадь ведет жеребенка,

Медведица – медвежонка.

Бежит за ежом ежонок,

Ползет за ужом ужонок.

Важно жираф шагает –

Жирафенка он провожает.

Летит за чижом чижонок,

А за жуком – жучонок.

Живут – поживают, не тужат . И между собою дружат.

Посмотрели буквы Ш и Ж, как дружно и мирно живут звери в зоопарке и стало им за себя стыдно. Решили буквы Ш и Ж стать добрее и никогда не ссориться.

3. Рефлексия. Подведение итогов

Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец! Спасибо вам, ребята, за то, что помогли мне рассказать сказку. Вам сказка понравилась? Что в сказке вам больше всего запомнилось или понравилось? Чему учит нас эта сказка? Логопед подводит итог: «Сказка учит нас быть добрыми, дружными, во всём помогать друг другу.

Картинки к сказке:

C:\Users\Dell\Desktop\умная ворона.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»...

Открытое логопедическое занятие "Логопедическая олимпиада"

Цели: развивать интерес у детей к спорту. Расширение и обогащение  представлений о зимних видах спорта, систематизировать знания о данных видах спорта, совершенствование связной речи, словарного ...

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе Тема: «Осень»

Образовательная область: речевое развитиеВид деятельности: непосредственно -образовательнаяВозрастная группа: старший дошкольный возрастЦель: обобщение представлений о характерных признаках осени.Прог...