открытое логопедическое занятие
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
подгрупповое заснятие , логосказка "Как звуки [ш] и [ж] стали добрее"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoskazka_zvuki_sh_i_zh.docx | 677.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое подгрупповое логопедическое занятие.
Логосказка «Как звуки [ш] и [ж] стали добрее».
Подготовила: учитель-логопед Елена Валерьевна Н.
Цель: Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]
Задачи:
- Развивать мелкую и артикуляционную моторику.
- Автоматизировать и дифференцировать шипящие звуки.
- Развивать фонематический слух.
- Активизировать словарный запас.
Ход занятия
Дети здороваются с гостями и садятся на свои места.
Логопед: Ребята, сегодня к нам в гости придёт необыкновенная сказка. Сказка необыкновенная потому, что она не про людей, не про зверей, а про звуки. Называется сказка «Как звуки Ш и Ж стали добрее». Что бы её рассказать мне потребуется ваша помощь. Поможете? Сначала предлагаю выполнить зарядку для наших язычков
Артикуляционная гимнастика:
Мы пришли ребята с вами
На весёлую поляну.
Ой, куда же мы попали?
И оглядываться стали.
Влево, вправо, вверх, вниз,
Не дрожи, улыбнись… .
Раз улыбка, два, три…
Зубы лучше покажи.
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем…
Язык лопаткой положи.
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.
Логопед: Молодцы ребята, вот мы и потренировали свои язычки. А теперь послушайте сказку:
Жили – были на свете два брата, два парных звука Ш и Ж. Обычно братья живут дружно, мирно, во всем друг другу помогают, а звуки Ш и Ж были шипящими, неуступчивыми, всегда твердыми в своих убеждениях. Поэтому братья часто ссорились. А ещё они были большими хвастунишками. Звук Ш хвастается: «Я умею шипеть, как змея: ШШШ». Логопед предлагает детям так же пошипеть.
А звук Ж отвечает: «Подумаешь, зато я умею жужжать, как жук ЖЖЖ». Логопед предлагает детям так же пожужжать.
Закрепление и сравнение артикуляции звуков Ш и Ж, их характеристика.
Однажды затеяли звуки Ш и Ж глупый спор, кто из них важней? Ш говорит: «Я самый важный и главный. Что бы меня правильно произносить, язык долго учился и трудился». Ж отвечает: «Нет, я важней и главней. Чтобы меня правильно произносить не только язык трудится, но и голос».
Пролетала мимо умная ворона, услышала она их спор и засмеялась: «Ха – ха –ха! Разве вы забыли, что вы парные? А раз так, то и произноситесь вы почти одинаково!»
Логопед предлагает детям напомнить звукам Ш и Ж, как мы их правильно произносим. С использованием демонстрационной мнемотаблицы "Схема артикуляции звуков. Дети сравнивают артикуляцию звуков Ш и Ж: называют сходство в положении губ, зубов, языка, воздушной струи. Выделяют различие: звук Ш произносим без голоса, а звук Ж с голосом. Затем с опорой на мнемотаблицу дают характеристику звукам, называя сходство и различие: согласные, всегда твёрдые, парные. Ш –глухой, Ж – звонкий.
Когда Ш и Ж вспомнили, что произносятся почти одинаково, поэтому и называются «парными», то помирились и решили поиграть со своими любимыми игрушками.
Логопед предлагает детям отгадать, какие любимые игрушки у звуков Ш и Ж.
Дети отгадывают слова – названия игрушек:
• Соединив первые звуки в названиях картинок - желуди, арбуз, банан, апельсин. (Жаба)
• Соеденив первые звуки в названиях картинок – плот, удочка, штаны, кукла, апельсин. (Пушка)
Логопед предлагает детям подумать, с какой игрушкой будет играть звук Ш, а с какой звук Ж и объяснить, почему. Ребенок составляет сложноподчинённое предложение: «Звук Ш будет играть с пушкой, потому что в этом слове есть звук Ш». Другой ребёнок: «Звук Ж будет играть с жабой, потому что в этом слове есть звук Ж».
Только звуки Ш и Ж начали играть со своими любимыми игрушками, как опять заспорили. Запел звук Ж свою любимую песенку: жу- жу- жу. А звук Ш тут же запел «наоборот». Логопед просит детей подсказать, как? Дети произносят: «Шу – шу - шу».
Логопед, обращаясь к звукам: «Постойте! Вы сейчас опять поссоритесь!» «Давайте лучше вместе с ребятами поиграем в игру с мячом, которая так и называется «Скажи наоборот».
• Игра с мячом «Скажи наоборот».
Логопед надевает на себя шапочку «жука», а одному из детей надевает шапочку «змеи».
Жо – (шо) Жу – (шу) ЖИ – (ши) Жа – (ша) Же – (ше)
Жар – (шар) Жить – (шить)
Жаль – (шаль) Жила – (шила)
Логопед надевает на себя шапочку «змеи», а одному из детей надевает шапочку «жука».
Шалость – (жалость) Уши – (ужи)
Луша – (лужа) Саша – (сажа)
Машет – (мажет) Крушить – (кружить) нашивка - наживка
• Игра с мячом «Закончи слово слогом ШИ или ЖИ».
Логопед бросает детям мяч, произнося лишь часть слова. Ребёнок возвращает мяч, произнося недостающий слог ШИ или ЖИ.
Мы - (ши) Лы – (жи)
У – (ши) Е – (жи)
Но – (жи) Ланды – (ши)
Гара – (жи) Клави – (ши)
Камы – (ши) Черте – (жи)
• Игра с мячом «Придумай слово с нужным звуком».
Дети говорят хором: «Мы со звуками играем, слово к звуку подбираем».
Логопед бросает ребенку мяч и произносит звук Ш или Ж. Ребёнок возвращает мяч, придумывая слово с таким же звуком.
Поиграли звуки Ш и Ж и очень устали. Решили они спрятаться в волшебный мешочек и в нём отдохнуть.
Дети произносят звуки Ш и Ж, логопед «ловит» их волшебным мешочком.
Логопед: А сейчас предлагаю и нам немного отдохнуть. Возьмите пожалуйста мячики и повторяйте за мной :
Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу
И иголками своими колется, колется.
Логопед: «Какие чудеса происходят со звуками в волшебном мешочке?» Дети: «В волшебном мешочке звуки надевают на себя черную одежду и превращаются в буквы». Логопед убирает с доски сердитые «звуки» Ш и Ж, достаёт из волшебного мешочка «сердитые» буквы Ш и Ж и ставит их на место звуков.
В волшебном мешочке звуки Ш и Ж превратились в буквы. Решили буквы Ш и Ж пойти в зоопарк.
. Давайте посмотрим, что они увидели в зоопарке, а вы об этом расскажите.
Животные в зоопарке
Из стран холодных и жарких
Живут – поживают, не тужат
И между собою дружат.
И каждое утро зверятки
Играют на детской площадке.
Приводят, как в детский сад,
Звери своих зверят.
Лошадь ведет жеребенка,
Медведица – медвежонка.
Бежит за ежом ежонок,
Ползет за ужом ужонок.
Важно жираф шагает –
Жирафенка он провожает.
Летит за чижом чижонок,
А за жуком – жучонок.
Живут – поживают, не тужат . И между собою дружат.
Посмотрели буквы Ш и Ж, как дружно и мирно живут звери в зоопарке и стало им за себя стыдно. Решили буквы Ш и Ж стать добрее и никогда не ссориться.
3. Рефлексия. Подведение итогов
Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец! Спасибо вам, ребята, за то, что помогли мне рассказать сказку. Вам сказка понравилась? Что в сказке вам больше всего запомнилось или понравилось? Чему учит нас эта сказка? Логопед подводит итог: «Сказка учит нас быть добрыми, дружными, во всём помогать друг другу.
Картинки к сказке:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»
Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»...
Открытое логопедическое занятие "Логопедическая олимпиада"
Цели: развивать интерес у детей к спорту. Расширение и обогащение представлений о зимних видах спорта, систематизировать знания о данных видах спорта, совершенствование связной речи, словарного ...
Открытое логопедическое занятие в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема «Признаки предметов, выраженные прилагательными».
Занятие для закрепления темы "Признаки предметов"...
Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»
Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...
Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»
Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе Тема: «Осень»
Образовательная область: речевое развитиеВид деятельности: непосредственно -образовательнаяВозрастная группа: старший дошкольный возрастЦель: обобщение представлений о характерных признаках осени.Прог...