Презентация "Игра в развитии речи детей дошкольного возраста"
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игровая деятельность Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не только в учебной деятельности, а еще в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, при чём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.
Задачи речевого развития - Развитие произносительной стороны речи; - Формирование грамматического строя речи; - Обогащение словарного запаса; - Развитие связной речи(диалогическая и монологическая форма речи); - Знакомство с книжной культурой, детской литературой(вводить в мир художественного слова) Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной , но и образной, эмоциональной стороны языка. Выразительность речи , психолог и философ С. Л. Рубинштейн, рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека.
Дидактические словесные игры Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной , непринуждённой обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее , новые навыки усваиваются прочнее. Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития , используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь , формировать грамматические категории , развивать связную речь , расширять знания об окружающем мире , развивать словесное творчество , развивать коммуникативные навыки.
Речевые подвижные игры. Они научат детей быть внимательными к своей речи и речи взрослого, слышать и корректировать речевые ошибки, правильно произносить звуки, разовьют интонационную выразительность речи, грамматический строй, углубят представления об окружающем, а также внимание и память. Всем известны игры, «У медведя во бору», «Гуси-гуси, га-га-га» и др. Подобные игры, оказывается, являются не только увлекательными забавами для детей, но и помогают им получить простейшие навыки координации речи и движения. Предлагаю вам подборку речевых подвижных игр.
Проговаривание стихотворных текстов в сочетании с движениями В процессе проговаривания стихов одновременно с движениями происходит ритмизация речи, она становится более громкой, четкой и эмоциональной. В процессе речевого сопровождения накапливается и активизируется словарь. Проводить эту работу можно и с неречевыми детьми, начиная с простых звукоподражаний: «Тук-тук» - забиваем гвозди молоточком. «Топ-топ» - топают ножки. «Га-га-га» - хлопают «крыльями». «Тик-так» - наклоны в стороны Затем по мере овладения речью, детям предлагаются легкие в звуковом произношении тексты. На носочки поднимайся, Приседай и выпрямляйся.
Стихов в сочетании с движением огромное количество. У каждого воспитателя своя подборка. Использовать их можно и как динамические паузы на занятиях, и на прогулке, и во время игр в группе. Стоит отметить важный момент: при заучивании стихотворений, которые будут сопровождаться движениями, необходимо учить одновременно с движениями. Так текст запомнится быстрее, т.к. двигательная память запоминает последовательность движений, и помогает быстрее запомнить текст. Проговаривание стихотворных текстов в сочетании с ритмичными движениями помогают преодолеть аритмичность при чтении стихотворений. Мы часто сталкиваемся с тем, что дети рассказывают стихи нараспев, растягивая слова. Справиться с этим можно, добавив ритмичные движения ( марширование , хлопки в ладоши, наклоны туловища). Например, Наша Таня громко плачет… проговорить, ритмично маршируя. При этом необходимо учитывать, что только при многократных систематических повторениях образуются двигательные динамические стереотипы.
Логоритмика -способ взаимодействия движений и речи Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала и музыки. Именно музыка является организующим и руководящим началом в логоритмике . Музыка используется для упорядочения темпа и характера движения ребёнка, развития мелодико интонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение.
Пальчиковые игры Движения пальцев рук стимулируют развитие речи в целом и артикуляционной моторики в частности. Первое, что мы начинаем делать при работе с неговорящим ребенком - это развивать моторику пальцев. В процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр речевые задачи решаются более эффективно и с большим удовольствием для детей, при этом они не устают. Использование различных типов двигательной активности в сочетании с текущей речевой работой является дополнительным ресурсом психомоторной и речевой коррекции.
Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность будет эффективнее, если: 1) использовать специальные задания и упражнения, на формирование выразительности речи, в организованной образовательной деятельности; 2) учитывать возрастные и индивидуальные особенности восприятия средств театральной деятельности дошкольников. 3) приобщать родителей к совместной театрализованной деятельности.
Формы работы направленные на развитие речи Чтение и совместный анализ сказок Проигрывание отрывков сказок(драматизация) Прослушивание сказок, стихотворений Составление сказок с помощью мнемотаблиц , схем Режиссерская игра Словесные, настольные и подвижные игры Этюды и упражнения Хороводные игры, музыкотерапия Дыхательная и артикуляционная гимнастика Пальчиковые игры с проговариванием Разучивание чистоговорок
Работа по речевому развитию в театрализованной деятельности Просмотр спектаклей и беседы по ним Просмотр видеоматериала Игры-драматизации Разыгрывание разнообразных песенок и стихов Упражнения по развитию мимики, пантомимики, моторики Игры и ситуации по произведениям Подвижные речевые игры с персонажами сказок
Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за неё, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д.. Развивается диалогическая речь со сверстниками. Центральным моментом сюжетно-ролевой игры является роль, которую берёт на себя ребёнок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека, старается действовать как взрослый человек, роль которого он взял на себя и этим отождествляет себя с ним.
Создание условий для полноценного формирования речи детей через игровую деятельность предусматривает создание развивающей предметно-пространственной среды. Насыщая групповое пространство , мы заботимся в первую очередь о том , чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании , движении и в общении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план интегрированных занятий с детьми по теме «Ознакомление детей с окружающей действительностью, как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста», для детей старшего дошкольного возраста.
Планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию....
Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением детей дошкольного возраста.
В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением в условиях...
Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста составила Завьялова Т.Н. "В гости к паровозику" Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Тема «Транспорт». Советы для родителей «Научите детей, как надо вести себя на
Задачи игровой деятельности: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения слов...
Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)
Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...
Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»
Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...
Консультация для родителей "Формирование культуры питания у детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ. Правильное питание у детей дошкольного возраста"
консультация предназначена для родителей по формированию правильного питания...