Конспект НОД в подготовительной группе Тема: «Грачи прилетели!»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Зверева Татьяна Викторовна

НОД в подготовительной группе по развитию речи - рассказывание по картине А.К. Саврасова с использованием приема ТРИЗ "Подзорная труба"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_grachi_priliteli.docx268.26 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ "ДС № 15 города Благовещенска"

Конспект занятия -Рассматривание картины А.К. Саврасова

 «Грачи прилетели»  с использованием приёма  ТРИЗ "подзорная труба".

Подготовительная группа

C:\Users\Влад\Desktop\грачи весна\грачи 1.jpg

Конспект подготовила: воспитатель Зверева Т.В

2023 г.

Тема: Рассматривание картины. А.К.  Саврасова «Грачи прилетели»

Цель: Развивать художественное восприятие детей в процессе рассматривания новой картины.

Задачи:

-учить связно высказывать свои впечатления о картине;

-учить подбирать наиболее точные определения при описании природы на картине;

-активизировать применение в речи сравнений и эпитетов.

- воспитывать умение образно рассказывать о русской природе.

Предварительная работа:

- Прогулки на участок детского сада и по его территории

 - Наблюдение явлений, характерных для наступления весны

- Чтение стихов о весне

- Отгадывание загадок о весне

- Рассматривание  репродукций художников --пейзажистов: И. Шишкин; И.И Левитана и т.п.

- Пение песен о весне

- Беседы о перелётных птицах, о жанрах живописи и т.п

Материал: Репродукция картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели",указка,  1/2

белого листа А4, картинки с изображениями, магнитики, доска магнитная.

Ход занятия

В-ль: Ребята, наша страна прекрасна во все времена года, и каждое время года прекрасно по своему. Но есть в природе время, когда природа пробуждается от зимнего сна. Это время называется.... (Весна)

Да, весна несёт всем радость жизни, радость творчества. Многие поэты пишут стихи о весне, - вот послушайте небольшой отрывок:

Бушует полая вода, ( полая- разлившаяся во время паводка или высокая вода)
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно.

Весна, весна! И все ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш. ( Иван Бунин)

композиторы сочиняют музыку, а художники пишут картины.

Посмотрите, перед вами картина художника Алексея Кондратьевича Саврасова.

(молчаливое созерцание)

Как вы думаете к какому жанру живописи мы можем отнести эту картину и почему?   

- Пейзаж. (Пейзаж — это жанр изобразительного искусства. В пейзажах художники изображают природу, первозданную или измененную человеком: леса, реки и моря, городские и сельские виды. Живописцы передают состояние воздуха и света в разное время дня и ночи). 

 Какое время года на ней изображено?

Дети: Ранняя весна.

Почему вы решили что это ранняя весна? Что вас на это натолкнуло? (ответы детей)

В-ль:  я предлагаю вам внимательно рассмотреть картину через подзорную трубу. (Дети берут листочки и сворачивают их в трубы).

Воспитатель.  Сейчас по очереди вы подойдете к картине, посмотрите в подзорную трубу и скажите, что или кого вы там увидели? Олеся, кого или что увидела ты? Возьми, пожалуйста, картинку с изображение объекта, который ты увидела на картине, а теперь прикрепи его на доску. (Дети наклеивают тот предмет или живой объект, который увидели в подзорную трубу.)

В-ль: Ребята, я смотрю, вы внимательно рассмотрели картину через подзорную трубу, много элементов выделили. А сейчас я предлагаю вам объединить картинки в сюжетные пары.

Воспитатель:  Объединим картинки в пары, глядя на картину, что с чем связано и объяснить, почему вы объединили именно их. Вот смотрите, я объединю грачей и ветку дерева, потому что грачи сидят на ветке;

Рома - я объединю снег и солнце, потому что оно растопило снег, Настя - я объединю гнезда и березу, потому что гнёзда на берёзах - (Дети объединяют предметы и высказывают свои суждения, соединяют картинки выставляя их в пары.

Ответы детей: - я объединю дерево со снегом, потому что мокрый снег намочил берёзы и они с низу почернели;

- я объединю  грача и дорогу, потому что он сидит на дороге,- я объединю солнце и тучи, потому что тучи закрывают солнце

- я объединю ...и т.д. (дети связывают все предметы и объекты на картине друг с другом, объясняя, почему можно их связать, при этом учатся строить сложноподчинённые предложения).

- Давайте рассмотрим -что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине?

- Что он изобразил на переднем  плане?

- (Он увидел  рыхлый грязный снег. Он тусклый и поэтому не даёт блики на свету. Около пруда несколько голых берёз- кривых и изломанных, которые опустились под тяжестью стаи грачей, как грачи шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнёзда).

- Что вы знаете и можете рассказать о грачах ? ( Они живут на старых деревьях и вьют гнёзда из веточек и палочек на толстых ветках.  Места где они живут называют грачовником. Давайте повторим - ГРАЧОВНИКОМ! Грачи прилетают весной. И тогда там где они живут раздаётся грачиный гомон - Давайте повторим- ГОМОН.)

-Расскажите о грачах на картине, Что они делают?(поправляют, ремонтируют гнёзда: внизу, у корней берёзы, грач нашёл веточку и держит её в клюве. Грачи радостные, весёлые, смешные, шумливые. Они громко кричат, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далёком путешествии с юга на любимую родину. Они счастливы, что наконец-то вернулись домой. Они рассказывают друг другу о своих планах на будущее, как они обустроят свои гнёзда, вырастят своих птенцов, будут их учить летать и т. д.

Физминутка ГРАЧИ

Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)
Чёрные сидят грачи (присели)
Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)
Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)
Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (летают)
И опять все в гнёзда сели. (присели)

       - Расскажите о деревьях на картине  ( Это берёзы, они внизу чёрные, а вверху белые и очень старые и кривые)

-Какие деревья выбрали грачи? (Грачи выбрали старую корявую берёзу она толстая, ветки упругие, гнёзда надёжно укреплены. Когда распустятся листья, гнёзд не будет видно в густой кроне дерева)

 -Как вы думаете, а почему грачи выбрали именно это место для гнезда? (здесь спокойно, тихо, здесь красиво, это место не далеко от полей, где они питаются)).

- О чём ещё хотел рассказать А.К. Саврасов? Что вы видите на втором плане картины? (За берёзами старые избы, -это окраина села, видно несколько деревянных домиков, белокаменную церковь. )

- Что мы видим на дальнем плане ? дальше за домами поля, на которых уже почти растаял снег, вдалеке лес.  

-Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце?  Как вы догадались? (солнце скрылось за облаками, оно ещё не яркое, ленивое, чуть чуть просвечивает сквозь облака, облака нежно-желтого цвета. На снегу видны тени под желтыми лучами солнца. Солнце то выглянет, то опять спрячется за прозрачные облака.

-Ребята, что можно сказать о небе? Какое оно, весеннее небо? (Небо голубое с белыми, серыми, жёлто-белыми облаками, небо покрыто голубовато-серыми тучами, оно низкое, грустное, холодное, но лучи солнца освещают облака и кажется, что вот-вот облака растают, и солнце будет ярко освещать весеннюю землю).

-Как бы вы назвали картину? ("Весна", "Грачи". "Грачи на грачовнике", "Весенняя картина", "Зима закончилась" и т.д. и т. п.

- Художник А.К. Саврасов назвал свою картину "Грачи прилетели"

-Ребята, что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину? (Немного холодно, чувствуется свежесть, бодрость, трепетное ожидание солнца, тепло весны, лёгкая печаль по уходящей белоснежной зиме).

-Ребята, вам понравилась картина А. Саврасова «Грачи прилетели»? (ответы детей)

В-ль: Давайте вспомним и обобщим всё что мы сегодня говорили по этой картине.

Рассказ воспитателя о картине:

 Художник Алексей Кондратьевич Саврасов  назвал свою картину "Грачи прилетели". Она производит особое, задушевное впечатление. Веет от неё чем то близким и родным. Перед нами скромный, сельский пейзаж. На переднем плане, на покрытом таящим, ноздреватым снегом берегу пруда, выстроились в ряд старые, кривые берёзы. На их голых ветвях расположились  грачиные гнёзда, а вокруг суетятся сами хозяева этих птичьих домишек. На втором плане виден освещенный весенним солнцем серый бревенчатый забор, а за ним возвышается колоколенка сельской церкви.  А дальше до самого леса, раскинулись побуревшие поля со следами не растаявшего снега.

Этот скромный пейзаж напоён прозрачным, звенящим от грачиного гомона весенним воздухом. Он чувствуется и в высоких, нежно голубеющих облаках и в неярком свете солнца. В воздухе пахнет весной.

(В-ль: Ребята, весна не только вдохновила поэтов и художников, но и композиторов которые написали музыкальные произведения о весне. Я предлагаю вам послушать произведение П. И. Чайковского "Весна" из альбома "Времена года" и подумать подходит ли она к картине.)

Рефлексия.

С чем мы с вами сегодня познакомились?

Что вам понравилось сегодня на занятии?

Что особенно вам запомнилось? Почему?

Гомон -Громкий шум от множества голосов, звуков

Грачовник - место поселения грачей, где много грачиных гнёзд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по конструированию из бумаги « Грачи прилетели…».

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по конструированию из бумаги « Грачи прилетели…»....

Конспект интегрированного занятия на тему: «Грачи прилетели»

Обобщать и систематизировать знания детей о признаках ранней весны, о перелётных птицах и изменениях происходящих в их жизни весной...

Конспект занятия по конструированию в подготовительной группе «Грачи прилетели» (коллективная работа) в технике оригами

Учить создавать образ грача в технике  оригами, познакомить с новой базовой формой «рыба», воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе,  приучать их ...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе "Грачи прилетели"

Познакомить с картиной художника А.К.Саврасова "Грачи прилетели".Учить передавать на бумаге характерные признаки весны,делать лёгкий набросок простым карандашом,гармонично располагать сюжет ...

Аппликация в технике оригами в подготовительной группе " Грачи прилетели"

Учить детей воплощать в художественной форме свое представление о птицах. Развивать умение создавать полуобъемную композицию, воспитывать заботливое отношение к природе....

Конспект игровой ситуации на тему «Грачи прилетели».

Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию Конспект игровой ситуации на тему«Грачи прилетели»....

Конспект игровой ситуации на тему «Грачи прилетели».

Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию Конспект игровой ситуации на тему«Грачи прилетели»....