«Белочка ищет друга»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Белочка ищет друга» в подготовительной группе для детей с нарушениями речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod._belochka_ishchet_druga._pod.gr_.docx | 31.92 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4
имени Героя Советского Союза Д.П.Левина структурное подразделение, реализующее общеобразовательную
программу дошкольного образования «Детский сад №56»
План-конспект
непосредственно образовательной деятельности
«Белочка ищет друга»
в подготовительной группе для детей с нарушениями речи
с 5 до 7 лет (разновозрастной, компенсирующей)
Выполнила
Семочкина Наталья Александровна,
учитель-логопед
СП «Детский сад №56» ГБОУ СОШ №4
г.о.Сызрань
Сызрань, 2020г.
Тема «Белочка ищет друга»
Интеграция образовательных областей:Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: Упражнение в словообразовании и словоизменении.
Задачи:
1. «Речевое развитие». Обогатить и активизировать словарный запас детей по теме «Дикие животные». Учить детей рассуждать, беседовать, отвечать на вопросы, опираясь на прошлый опыт. Учить подбирать слова-признаки и слова-действия подходящие по смыслу для характеристики зайца. Упражнять в образовании и употреблении формы Р.п. существительных множественного числа. Учить образовывать притяжательные прилагательные. Упражнять в понимании и употреблении пространственных предлогов ЗА, ИЗ-ЗА и предложно-падежных конструкций с ними. Формировать четкую дикцию и эмоциональную выразительность речи.
2. «Социально-коммуникативное развитие». Воспитывать навыки организованного поведения, умение слушать говорящегои точно отвечать на вопросы.Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
3. «Познавательное развитие». Закрепить с детьми знания о зимних изменениях в жизни диких животных. Упражнять в умении выделять и называть отличительные особенности внешнего вида животных, узнавать животное по части. Совершенствовать опыт деятельности узнавать животных в условиях затруднённого восприятия ( заслонённость).
4. «Физическое развитие». Развивать артикуляционную моторику и координацию речи с движением.. Развивать зрительно-пространственную координацию.
Методы и приемы:
- практические: дидактические игры и упражнения (дидактическая игра: «Заячий след»; пальчиковая гимнастика «Кто где живет?», физминутка «Как звери передвигаются»);
- наглядные: опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность, рассматривание картин, схем). Игровая ситуация «Кто спрятался за сугробом?»;
- словесные: беседа, рассуждение, заучивание скороговорки «Заяц белый». Беседа по тексту пальчиковой гимнастики, игры «Кого много в лесу?», «Чьи лапы?, уши? Чья голова?», игровая ситуация «Что нового узнали».
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: картина с заслоненными животными, изображения диких животных и детенышей, мяч, демонстрационные картинки «Где спрятались животные?», «Следы животных на снегу», картинно-графические схемы;
.Раздаточный: карточки с контурными пунктирными изображениями «Угощения для белочки и зайца», маски зайца и белки, зеркала.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Игровые упражнения, двигательные паузы, физминутки. Артикуляционная гимнастика «В лесу»; Пальчиковая гимнастика «Кто где живет?»; Физминутка «Как ходят животные»; |
Игровая | Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические) Дидактическая игра «Кого много живет в лесу?» Игровая ситуация «Кто спрятался за сугробом?»); игровая ситуация «Просьба бельчонка»; |
Познавательно-исследовательская | Решение проблемных ситуаций, моделирование. Беседа по тексту пальчиковой гимнастики; Обсуждение проблемы «Почему зайчик и белка не узнали друг друга зимой?», «Кого нельзя увидеть зимой в лесу?» |
Коммуникативная | Беседы, речевые ситуации, словесные игры, ситуативные разговоры, вопросы, заучивание скороговорки. Беседа по тексту пальчиковой гимнастики |
Восприятие (художественной литературы и фольклора) | Рассказывание, обсуждение. Стихотворная пальчиковая гимнастика; Физминутка в стихах. Скороговорка «Заяц белый» |
Этап занятия | Задачи ( с обозначением обр.области) | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
Мотивационно-организационный | Игровая ситуация «Просьба белочки Чоки» | Мотивированы на предстоящую деятельность | ||
Учитель-логопед сообщает, что по дороге на работу она встретила белочку, живущую на территории детского сада. Белочка попросила ребят помочь ей в поисках друга – зайца. Все лето они весело играли на лесной полянке, угощали друг друга. А с наступлением зимы потерялись. Предлагает помочь белочке Чоки в поисках друга, рассказать, почему она не может найти и узнать зайца зимой. | Слушают, принимают решение о необходимости помочь белочке. Рассматривают слайды с изображениями белочки и зайца зимой. Рассуждают о причинах возникшей ситуации | |||
Деятельностный | Артикуляционная гимнастика «В лесу» | |||
Упражнять в точном и активном выполнении действий губами и языком сопряженно с текстом. | Учитель-логопед предлагает вместе с ним рассказать и показать артикуляционную историю: Побывали мы в лесу Там увидели лису. У лисы мордочка длинная. Вот такая … Видели за елкой Пробегали волки. Зарычал волчище, Показал зубищи. А потом зубами щелк, Чтобы знали, кто здесь волк. Под сосной дремал медведь. Как проснулся , стал реветь. Услыхал его зайчишка, Задрожал в кустах трусишка. Он сидит и еле дышит, Даже ушком на колышет. Начал грызть зайчишка Корень-кочерыжку. Без тропинок, без дорожек По лесу шагает ёжик, Гриб несет огромный. Фыркает довольный. А по веткам , скок-поскок, Белка-рыженький зверек. Белка орешек за щекой катает. .Вот так… | Дети выполняют движения в соответствии с текстом: -вытягивают губы узкой трубочкой и держат в таком положении несколько секунд; - губы вытягивают «рупором», зубы оскаливают, произносят длительно «Ы»; - морщат нос, оскаливают зубы, несколько раз щелкают зубами; -длительно произносят звук «Э», рот открыт, губы слегка выдвинуты вперед; - делают глубокий вдох носом и медленный выдох через рот, ладони рук кладут на живот для контроля. -поднимают верхнюю губу и щелкают верхними резцами. -несколько раз произносят кратко «Ф»; - кончиком языка упираются то в правую, то в леву щеку, оттопыривая её изнутри. | Выполняют движения губами и языком, произносят звукоподражания в соответствии с текстом. | |
Дидактическая игра с массажным мячиком «Кого много живет в лесу?» | ||||
Упражнять в образовании и употреблении формы Р.п. существительных множественного числа. Закрепить обобщающее понятие. | Приглашает детей в круг. Бросает каждому мяч и спрашивает: «Кого много живет в лесу?». Предлагает назвать, кто они все вместе. | Ловят мяч. Отвечают полным предложением. Во время ответа катают или сжимают мяч в руках, затем бросают учителю-логопеду. Хором называют обобщающее слово. | Играли с мячом и правильно образовывали и употребляли существительные в Р.п. множественного числа. Отвечали полным предложением. Назвали обобщающее понятие. | |
Пальчиковая гимнастика «Кто где живет?» | ||||
Упражнять в сопряженном выполнении действий пальчиками с текстом | Учитель-логопед предлагает выполнить пальчиковую гимнастику. У лисы в лесу глухом | Дети загибают пальцы на обеих руках на каждое двустишие. Складывают ладошки домиком. | Выполняют движения пальчиками в соответствии с текстом, предложенного стихотворения | |
Беседа «Кого не увидим в лесу зимой?» | ||||
Учить рассуждать, обосновывать свой ответ. Учить составлять сложно-подчиненное предложение с союзом «потому что». | Учитель-логопед предлагает детям подумать и рассказать, кого они не встретят зимой в лесу и почему. | Дети отвечают полными предложениями. Используют поясняющие ответы с союзом «потому что». | Дети дали ответы полными предложениями и объяснили свои выводы. | |
Игровая ситуация «Кто спрятался в лесу?» | ||||
Учить образовывать притяжательные прилагательные и упражнять в узнавании животного по отельным частям. | Учитель-логопед приглашает детей к доске и рассказывает, что дикие животные не любят встречаться с людьми. Они спрятались от ребят в лесу. Учитель-логопед предлагает найти их и рассказать, кто где спрятался и назвать части тела . | Рассматривают панно на доске. Анализируют, узнают и называют дикое животное по отдельным частям. Объясняют свои выводы и образуют притяжательные прилагательные. | Образовали притяжательные прилагательные и узнали животное | |
Игровая ситуация «Звери вышли к детям» | ||||
Упражнять в понимании и употреблении предлогов ЗА, ИЗ-ЗА. | Учитель-логопед предлагает детям рассказать о действиях животных, составляя предложения по картинно-графической схеме. Помогает детям менять экспозицию на панно. | Дети рассказывают, где прятались животные и откуда они вышли (выпрыгнули, выбежали), опираясь на картинно-графические схемы. Меняют положение животных на панно. | Составляли предложения с предлогами ЗА, ИЗ-ЗА. | |
Физминутка «Звери идут по лесу» | ||||
Развивать координацию речи с движением. | Учитель-логопед предлагает всем показать, как передвигаются звери. По-лосиному красиво Ходит лось в лесу густом.
По-мышиному пугливо Сменит мышонок в дом. И по-заячьи зайчишка Все спешит запутать след. По-медвежьи ходит мишка, Косолап он с детских лет | Дети имитируют движения животных проговаривая стихи . Руки — «рога» — над головой. Бег на месте мелкими шагами. Прыжки вправо-влево. Руки в стороны. Ходьба наступая на внутреннюю строну стоп | Выполнили движения в соответствии с текстом | |
Игровая ситуация «Зайчик убежал» | ||||
Учить подбирать слова-признаки и слова-действия для характеристики зайца | Учитель-логопед обращает внимание детей на то, что зайчик испугался и убежал. Предлагает подобрать слова-признаки для характеристики зайца и рассказать о том как он передвигается. | Дети подбирают слова-признаки и слова-действия и выставляют на доску символы для их обозначения. | Подобрали прилагательные (маленький, слабый, осторожный, трусливый, пугливый, шустрый) и глаголы (бежит, скачет, прыгает, петляет, перепрыгивает, путает след). | |
Дидактическая игра «Следы на снегу» | ||||
Учить образовывать притяжательные прилагательные. Учить определять животное по следу. | Учитель-логопед знакомит детей со следами различных животных. Предлагает найти их на «заснеженном поле» и рассказать, чьи это следы. | Дети находят следы животных и рассказывают, чьи это следы. | Узнали животных по следу. Образовали притяжательные прилагательные. | |
Зрительная гимнастика «Найдем зайчика по следу» | ||||
Развивать зрительно-пространственную координацию. | Учитель-логопед обращает внимание детей на то, что можно найти зайчика, проследив взглядом по его следу. | Дети прослеживают взглядом по следу зайчик и находят его в дальнем лесу. | Проследили взглядом и нашли зайчика. | |
Обыгрывание потешки «Заяц белый» | ||||
Формировать четкую дикцию и эмоциональную выразительность речи | Учитель-логопед обращает внимание детей на то, что белочка с зайчиком снова встретили и с их помощью узнали друг друга. Предлагает детям изобразить диалог белочки с зайцем. Заяц белый, заяц белый! Ты куда за лыком бегал? Заяц белый отвечал: - Я не бегал, я скакал! | Дети делятся на команду белочки и команду зайца.Произносят текст потешки выразительно и четко. Затем меняются ролями. | Инсценировали потешку. | |
Обведение по точкам «Угощения для белочки и зайчика». | ||||
Развивать мелкую моторику. | Учитель-логопед предлагает детям пройти к столу и раздает индивидуальные карточки с контурными пунктирными изображениями грибов, орехов, шишек, ягод, желудей и т.д. предлагает обвести их и раскрасить. | Дети обводят по контуру и размещают свои работы-«угощения» на магнитной доске под изображениями белочки и зайца. | Выполнили графическое задание. | |
Заключительный | Игровая ситуация «Что понравилось?» | |||
Спрашивает, чем запомнилось путешествие в лес? Что понравилось? | Отвечают на вопросы учителя-логопеда полными предложениями | Повысилась речевая активность детей. Закреплены навыки словоизменения. |
Артикуляционная гимнастика | |
Побывали мы в лесу Там увидели лису. У лисы мордочка длинная. Вот такая … Видели за елкой Пробегали волки. Зарычал волчище, Показал зубищи. А потом зубами щелк, Чтобы знали, кто здесь волк. Под сосной дремал медведь. Как проснулся , стал реветь. Услыхал его зайчишка, Задрожал в кустах трусишка. Он сидит и еле дышит, Даже ушком на колышит. Начал грызть зайчишка Корень-кочерыжку. Без тропинок, без дорожек По лесу шагает ёжик, Гриб несет огромный. Фыркает довольный. А по веткам , скок-поскок, Белка-рыженький зверек. Белка орешек за щекой катает. . | -вытягивают губы узкой трубочкой и держат в таком положении несколько секунд; - губы вытягивают «рупором», зубы оскаливают, произносят длительно «Ы»; - морщат нос, оскаливают зубы, несколько раз щелкают зубами; -длительно произносят звук «Э», рот открыт, губы слегка выдвинуты вперед; - делают глубокий вдох носом и медленный выдох через рот, ладони рук кладут на живот для контроля. -поднимают верхнюю губу и щелкают верхними резцами. -несколько раз произносят кратко «Ф»; - кончиком языка упираются то в правую, то в леву щеку, оттопыривая её изнутри. |
Пальчиковая гимнастика | |
У лисы в лесу глухом | Дети загибают пальцы на обеих руках на каждое двустишие. Складывают ладошки домиком. |
Физминутка | |
По-лосиному красиво Ходит лось в лесу густом.
По-мышиному пугливо Сменит мышонок в дом. И по-заячьи зайчишка Все спешит запутать след. По-медвежьи ходит мишка, Косолап он с детских лет | Руки — «рога» — над головой. Бег на месте мелкими шагами. Прыжки вправо-влево. Руки в стороны. Ходьба наступая на внутреннюю строну стоп |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое игровое пособие (старшая группа) на тему: «Машенька ищет друга»
Учебно-методическое игровое пособие (старшая группа) на тему: «Машенька ищет друга» ...
Умка ищет друга
Умка ищет друга...
Дидактическая игра "Буратино ищет друга"
Буратино жалуется, что у него нет друга, и он не знает как найти хорошего друга...
Сценарий новогоднего утренника в средней группе "Умка ищет друга"
Новогодний сценарий праздника в детском саду по мотивам известного мультипликационного фильма "Умка ищет друга"...
Конспект по составлению творческого рассказа для детей 6-7 лет "Стеклянный человечек ищет друга"
Как педагоги так и дети испытывают затруднения на занятиях по составлению творческих рассказов. Предлагаю вашему вниманию конспект "Стеклянный человечек ищет друга".Цель: Обучать сочине...
Составление рассказа по мнемотаблице для средней группы "Умка ищет друга"
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использ...
Индивидуальное логопедическое занятие в условиях логопункта «Чебурашка ищет друга» (дифференциация звуков (Р - РЬ)
Тип занятия индивидуальноеИспользуемые технологииЗдоровьесберегающие: дыхательная гимнастика, упражнения для сопряженного психофизического развития, кинезиологические упражнения, упра...
- Мне нравится (1)