Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе "Помощники Весны"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Данный материал будет интересен воспитателям групп старшего дошкольного возраста для повторения материала по теме "Весна"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_vesna_st._gruppa.docx | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
"Весну выручаем!"
Составила воспитатель
Выговская В. Е.
Цель: закрепление знаний о весне, сезонных изменениях в природе, развитие образного мышления и воображения.
Задачи:
- Расширять и активизировать словарь детей по данной теме "Весна";
- Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными);
- Учить составлять сложные предложения, делить слова на слоги;
- Формировать навык правильного употребления предлогов;
- Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.
Оборудование: сундучок с заданиями, картинки с приметами весны, солнышко с лентами, простые и разрезные картинки с изображениями животных, предметная картина «Звери в лесу», коврик «Классики», мяч.
Ход занятия.
Дети полукругом стоят на коврике.
Воспитатель: Ребята, к нам на занятие сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними и друг с другом:
Доброе утро солнце- мы тебе рады,
Все мы проснулись, вместе собрались.
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Молодцы, присаживайтесь на стульчики.
Воспитатель: Чтобы начать наше занятие, давайте подготовим наш язычок, сделаем с ним гимнастику:
Раз - окошечко открыли.
Два мы дудочку купили.
Три - в улыбке наши губки.
На четыре - чистим зубки.
Пять – мы моем потолок.
Шесть – лошадка "скок да скок".
Семь – варенье очень любим.
Восемь – горку делать будем.
Девять – дружно мы болтаем.
Десять – ротик закрываем.
Воспитатель: Молодцы! Теперь наш язычок будет хорошо работать!
Сегодня по дороге в детский сад меня встретил Лесовичок и рассказал мне, что с Весной произошла неприятность: ее в лесу задержал сильный порывистый ветер, он не хочет, чтобы в город приходило весеннее тепло. Весна попросила Лесовичка обратиться к вам за помощью и передала волшебный сундучок с заданиями. Как вы думаете, мы сможем выручить Весну? Давайте попробуем. А чтобы ветер отпустил Весну, нам нужно выполнить все задания из сундучка. Вы готовы помочь? (Да, готовы!)
В начале нам с вами нужно вспомнить, после какого времени года наступает весна? Перед каким временем? (Весна наступает после зимы. Она бывает перед летом).
А еще Лесовичок сказал, что Ветер перепутал звуки в названиях весенних месяцев и просит вас их назвать правильно: матр, вапель, мей (дети называют месяцы правильно).
Итак, первое задание Лесовичка такое: нужно составить предложение по картинке и назвать примету весны. Каждое предложение должно начинаться со слова Весной… (Воспитатель предлагает детям картинки с изображением весенних явлений. Дети составляют предложения с опорой на картинки)
- Весной небо высокое, голубое.
- Весной облака легкие и пушистые.
- Весной солнце светит ярче и становится теплее.
- Весной птицы прилетают из теплых стран.
- Весной перелетные птицы строят уютные гнезда.
- Весной на крышах домов тают сосульки.
- Весной снег стал таять и потекли ручьи.
- Весной снег тает и появляются маленькие проталинки.
- Весной на проталинах расцветают подснежники.
- Весной на деревьях набухают почки и появляются зеленые листики.
- Весной появляется молодая травка.
Воспитатель: Молодцы, справились с первым заданием. Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лед, бегут ручьи? (Снег тает потому, что солнышко стало сильнее пригревать).
Наступит ли Весна, если солнце не будет светить и пригревать? Почему?
А наше солнышко заколдовал ветер, все лучики у солнышка разметал, и оно стало грустным.
Покажите, мне как солнышко грустит. А ведь оно главный помощник у весны. Ребята, что нужно сделать, чтобы солнышко стало веселым? Давайте придумаем красивые слова к солнышку.
Дидактическая игра "Подбери слово": на полу лежит круг, дети, говоря слово, вытаскивают ленточку-лучик: солнце (какое) - яркое, весеннее, лучистое, теплое, ласковое, блестящее, веселое, большое, желтое, доброе.
А чтобы солнышку стало еще радостнее, давайте и другие слова назовем ласково.
Игра с мячом: «Назови ласково»: туча, ветер, трава, цветок, ветка, дождь, река, облако.
Воспитатель: Вот мы выполнили и второе задание Весны и Лесовичка.
Ребята, а что происходит с животными весной? (Весной они меняют шерсть, просыпается медведь и ежик. Появляются детеныши). Подойдите к столам на них лежат разрезные картинки с изображением животных. Вам нужно собрать картинку и назвать животного. Давайте разделимся на пары и приступим к выполнению задания. Но помните, что работать надо сообща, не перебивая друг друга и не выхватывая картинки друг у друга. (Работа в парах).
Ребята, посмотрите- на весенней полянке собрались животные (На доске картинка). Вы должны найти своего животного и сказать где оно находится. Не забудьте правильно употреблять маленькие слова-предлоги. (Дети договариваются кто будет отвечать).( Белка сидит на ветке. Лиса спряталась за дерево. Волк сидит под деревом. Ежик сидит в норе. Заяц сидит на тропинке). А еще Лесовичок просит посчитать животных. Подойдите к нашему коврику с классиками- на цифрах лежат картинки животных. Вам надо назвать, сколько животных получится. А еще Лесовичок хочет узнать, знаете ли вы, как называются детеныши животных: я вам буду кидать мячик и называть взрослое животное, а вы возвращаете мячик мне и называете его детеныша.
Молодцы, справились с еще одним заданием. А теперь я предлагаю вам отдохнуть.
Динамическая пауза "Весна"
Солнышко-солнышко, золотое донышко (руки поднимаем вверх)
Побежал в саду ручей (сложить ладони рук вместе перед грудью и продвигать их вперед по ломаной линии)
Прилетело сто грачей (имитируем движения руками - как крылья у птиц)
А сугробы тают, тают (медленно приседаем)
А цветочки вырастают. (поднимаемся)
Ну вот, немного отдохнули, занимайте свои места.
Воспитатель: Ребята, а вот следующее задание. Нужно найти ошибки в тексте, исправить их и сказать правильно.
Вот и наступила весна. Весело журчат ручьи, с крыш свисают сосульки - начался листопад (капель). День становится все короче (длиннее), а ночи длиннее (короче). Возвращаются зимующие (перелетные) птицы. Люди позаботились о грачах (скворцах) - сколотили скворечники. Просыпаются от зимнего сна насекомые: мухи, бабушки, пчелы. Вот-вот зацветут первые весенние цветы - колокольчики (подснежники). (С. Чешева)
Следующее задание. Нам нужно закончить предложение, используя только одно слово "Весна".
- Пришла …
- Мы ждали …
- Мы рады …
- Мы встречали …
- Мы будем гулять …
- Мы поем песни о …
Молодцы, вы справились с этим заданием. Последнее задание, самое важное:
"Загадки отгадайте, слоги посчитайте".
- Висит за окошком кулек ледяной,
он полон капели и пахнет весной. (сосулька)
Воспитатель: Прохлопайте, слово по слогам. Посчитайте сколько слогов?
- Ой, беда, беда, беда! Тает снег, бежит вода.
Не наденешь валенки, здесь везде … (проталинки)
- Что такое проталина? Прохлопайте, слово по слогам. Посчитайте сколько слогов?
- Бегу, я как по лесенке, по камушкам звеня,
издалека по песенке узнаете меня ... (ручей) - - Произнесите слово ручей громко, тихо, весело, грустно.
- На реках он весной бывает: Под солнцем лед темнеет, тает,
Потом трещит, ломается и в льдинки превращается,
А льдинки по реке плывут. Скажите, как его зовут! (ледоход)
- Что такое ледоход? (Солнце припекает, на льдинах появляются трещины, льдины ломаются, и начинается ледоход - движение льда по реке). А их каких двух слов составлено слово ледоход?
- Синяя сосулька плачет, но от солнца нос не прячет.
И везде под птичью трель" кап-кап-кап" звенит …. (капель)
Воспитатель: Что такое капель? (Капельки воды, которые образуются когда капает вода с сосулек). Прохлопайте по слогам. Сколько слогов в слове?
Давайте посмотрим в сундучок- там пусто. Что это значит? Понравилось вам помогать Лесовичку?
Чтобы Лесовичок узнал, как вы сегодня занимались, он приготовил для вас картинки. Если вам все понравилось на занятии- возьмите радостное солнышко; если что то не получилось- возьмите безразличное солнышко; а если ничего не понравилось- возьмите грустное солнышко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по развитию речи детей старшей логопедической группы по теме: "Развитие творческих способностей"
Данное занятие упражняет детей в постановке логического ударения; учит менять силу и темп голоса, упражняет в передаче образа и характера героев при помощи жестов, движений, речи; развивает творческую...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Ранняя весна».
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ. «РАННЯЯ ВЕСНА». ЦЕЛИ. Учить пересказывать литературный текст ...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Весна»
Занятие поможет закрепить полученные ранее в процессе наблюдений в природе признаки весны и активизировать слова в речи детей....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе тема: «Весна».
Занятие поможет закрепить представления о весне и ее приметах. Уточнить, расширить словарь детей по теме «Весна»....
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему «Весна»
составление рассказа с помощью пошаговой методики ТРИЗ...
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: Развитие слухового восприятия на неречевых звуках
Цели: 1. Различение неречевых звуков по силе, высоте, тембру. 2. Различение по тембру голосов людей.Оборудование: Музыкальные инструменты (большие и маленькие): 2 бубна,2 барабана: 2 колокол...
Конспект занятия с развития речи в подготовительной логопедической группе "Весна, весна на улице".
Конспект занятия с развития речи в подготовительной логопедической группе "Весна, весна на улице"....