Конспект занятия Читаем вместе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка»
Цель. Формировать у детей умения связано пересказывать литературный текст.
Программное содержание
Образовательные задачи.
1. Формировать умение пересказывать рассказ Е.Пермяка «Первая рыбка» по заданному плану, по цепочке, индивидуально, используя авторские выразительные средства.
2. Совершенствовать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания о содержании произведения, полно и точно выражать свои мысли.
3. Упражнять в подборе синонимов и антонимов в речи.
4. Продолжать формировать представления о жанровых особенностях рассказа.
Развивающие задачи.
- Развивать творческое воображение, умение классифицировать рыб по месту обитания.
Воспитательные задачи.
1. Воспитывать внимательное отношение к старшим, желание помогать им.
2. Продолжать формировать умение слушать собеседника.
3. Развивать интерес и любовь к книге.
Словарная работа: морской конек, акула, кит, щука, окунь, сом; речные и морские рыбы; первая рыбка.
Материал.
Демонстрационный материал: картинки с изображением морских рыб (кит, акула, морской конек), речных рыб (сом, окунь, щука); схема рассказа (смайлик, машина едет по дороге, костер с ухой), колокольчик, портрет Е.Пермяка, веревка, на конце которой привязан мешочек с песком.
Раздаточный материал: разрезные картинки с изображением разных рыб, раскраска с изображением рыбы.
Ход проведения.
(Дети стоят полукругом, звенит колокольчик).
– Ребята, сегодня я для вас приготовила много интересного. А о чём мы сегодня будем говорить, узнаете сами, выполнив первое моё задание. Я предлагаю вам подойти к столу и догадаться какое задание вам нужно выполнить. (Детям предлагаются разрезные картинки). Я вам даю одну минуту, чтоб сложить картинку.
– Кто успел? Что у вас получилось?
– Кто не успел? Почему?
– Кто из вас понял, о чём я хочу с вами поговорить?
– Где живут рыбы?
– Если рыбы живут в море, какие они? (Морские). А если рыбы живут в реке? (Речные).
– Назовите морских рыб.
– Назовите речных рыб.
– Посмотрите на свои картинки и скажите, каких рыб вы видите? Разложите картинки на группы по месту их обитания.
– Ребята, кто из вас знает, что такое рыбалка? (Это когда люди идут на природу и ловят рыбу на реке и в морях).
(Дети садятся за столы).
–Сегодня я хочу вас познакомить с рассказом, в котором говорится о семейной рыбалке. Рассказ написал Евгений Пермяк (показываю портрет). Свой рассказ он назвал «Первая рыбка».
– Я сейчас вам буду читать рассказ, а вы, слушая меня внимательно, постарайтесь ответить на вопрос, почему этот текст называется рассказом?
Евгений Пермяк «Первая рыбка».
Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.
Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.
Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:
— Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.
А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.
– Ребята, а кто помнит, о чём я попросила подумать в начале чтения рассказа? (Рассказ – это произведение, в котором происходят настоящие события).
– Кто помнит автора этого рассказа? (Евгений Пермяк).
– Какая главная мысль рассказа?
– В какой семье жил Юра?
– Куда отправилась Юрина семья?
– Как иначе можно сказать об этом? (На рыбалку, на рыбную ловлю).
– Сколько рыбы поймал Юра?
– -Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ёрш, большущий ершище, крохотный ершишка).
– Послушайте ещё раз, как об этом говорится в рассказе: «Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома».
– Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному: то «большущий ершище», то «крохотный ершишка»?
– Правильно, ребята, потому что когда взрослые шутили, они хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий», не просто ёрш, а «ершище». А Юра понял их шутку, понял, что на самом деле все по-другому. Вот и слова употребил с противоположным значением: не «большущий ершище», а «крохотный ершишка».
Физминутка «Морской мир».
В море бурном, море синем
Быстро плавают дельфины. (Кистью руки плавные движения).
Не пугает их волна
Рядом плещется она. (Потирание ладошек).
Проплывает мимо кит и дельфинам говорит: (ходьба гуськом)
Вы дельфины не шумите,
Рыбку быструю ловите:
Раз, два, три, четыре, пять – (ходьба с хлопками в ладоши)
Нужно рыбкам уплывать. (Кисти рук в замок внутрь и наружу).
Рыбки плавали, плескались (движения руками)
В прохладной морской воде.
То погружаются, то всплывают, (приседания)
То зароются в песке. (Ложатся на коврик).
– Ребята, Юра написал письмо другу о своей рыбалке. Но друг не понял некоторые слова. Объясните ему значения непонятных слов:
1) уха (суп из рыбы),
2) вокруг (около, возле, рядом),
3) нахваливать (много хвалить),
4) ершище (большая рыба),
5) навариста, навар (это вода в ухе (бульон) с жиром от рыбы, чем жирнее рыба, тем навара больше в ухе).
– А сейчас вспомним, о чем писал Юра другу. Я буду читать рассказ, а вы подумайте, какими словами Юра писал письмо. (Повторное чтение рассказа).
– Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать полными предложениями, стараясь использовать в своём ответе слова из текста.
– Что Юра написал о своей семье? (Я живу в большой и дружной семье).
– Как он написал о том, куда поехала его семья? (Один раз поехала моя семья рыбу ловить и уху варить).
– Сколько рыбы поймала вся Юрина семья? (Моя семья поймала много рыбы).
– Как он написал про свой улов? (Я тоже одну рыбку поймал – Ерша).
– Кому отдали весь улов? (Всю рыбу бабушке отдали).
– Что сварили из рыбы? (Из рыбы сварили уху).
– Где все семья ела уху? (Вся моя семья на берегу вокруг котелка уселась).
– Какая получилась уха? (Уха получилась, вкусна, жирна да навариста).
– Какое настроение было у Юры? (У меня было радостное и веселое настроение).
– Почему радовался Юра? (Я радовался потому, что в большой семейной ухе была и моя маленькая рыбка).
– Ребята, сейчас я ещё раз прочитаю этот рассказ. Постарайтесь запомнить слова и выражения автора. Внимательно слушайте рассказ. Потом вы сами будете его рассказывать.
(Выкладываю на мольберте план рассказа с помощью иллюстраций).
– Ребята, рассказывать будете по этому плану: один из вас расскажет о том, как Юрина семья поехала на рыбалку, второй о том, как варили уху, а третий – о том, какие чувства испытывал Юрик. А остальные ребята внимательно слушают рассказчиков, всё ли они расскажут.
(Трое ребят по желанию пересказывают рассказ по плану).
– Следующее задание будет сложнее. Нужно быть очень внимательным. Я могу остановить ваш рассказ в любом месте, а следующий должен будет продолжить его. (Ребята рассказывают).
– А теперь предстоит выполнить самое трудное задание. Кто готов рассказать полностью весь рассказ?
– Удалось ли рассказать точно по тексту, используя слова автора?
Подвижная игра «Удочка»
– Ребята, что у меня в руках? (Скакалка).
– Это удочка. А раз у меня в руках удочка, то я кто? (Рыбак). А вы рыбки.
(Играющие стоят по кругу, в центре – воспитатель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самым полом, а дети подпрыгивают на двух ногах вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног. Описав мешочком два-три круга, воспитатель делает паузу, во время которой подсчитывается количество задевших за мешочек и даются необходимые указания по выполнению прыжков).
Рефлексия
– Ребята, с каким рассказом сегодня познакомились?
– Кто автор рассказа?
– Что мы с вами делали?
– Как мы с вами пересказывали рассказ?
– Что вам больше понравилось? Что запомнилось?
– В какую игру играли с вами?
– Что вы расскажете своим родителям о сегодняшнем нашем занятии?
– Ребята, наше занятие закончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия Семья вместе и душа на месте
Конспект занятия Семья вместе и душа на месте...
Конспект занятия «Путешествуем вместе с солнышком»
Обучающая задача:Закрепить с детьми определение цвета (красный, желтый, синий, зеленый), форму предметов (круг), величину предметов (длинный, короткий); Развивающая задача:Разви...
Конспект занятия: «Давайте вместе поиграем»
Закрепить представление детей о геометрических фигурах.Упражнять детей в умении классифицировать блоки по знакам.Учить читать блоки по знакам. Учить выкладывать алгоритм по цепочке.Развивать внимание,...
Конспект занятия " Мы вместе"
Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по развитию эмоциональной сферы и навыков коммуникации.Упражнения, использованные в занятии , помогут д...
Конспект занятия «Учимся вместе со Звуковичком. Звук и буква «А»
laquo;Учимся вместе со Звуковичком. Звук и буква «А»...
Конспект проекта «Читаем вместе».
Организация совместной деятельности ДОУ и семьи по реализации проекта «Читаем вместе»....