Лексические игры и упражнения
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksicheskie_igry_rr.docx | 122.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №10»
Конспект образовательной деятельности
по развитию речи в подготовительной группе
«Лексические игры и упражнения»
Подготовила: воспитатель
Шестерина О.В.
г.о. Саранск
Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие: умение образовывать относительные прилагательные, умение находить подходящее слово.
Речевое развитие: совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, фразовые и связные высказывания. Упражнять детей в четком звукопроизношении; артикуляционная гимнастика.
Социально-коммуникативное развитие: умение работать в коллективе, радоваться успехам друзей.
Физическое развитие: формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения предложенное воспитателем. Развивать любовь к физическим упражнениям. Разучивание физминутки.
Художественно-эстетическое развитие: рассматривание иллюстраций.
Задачи:
Образовательные: совершенствовать грамматический строй речи, совершенствовать грамматический строй, совершенствовать знания антонимов, закреплять знания заканчивать предложение.
Развивающие: развивать мелкую и общую моторику, фонематическое восприятие, диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание, мышление.
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, формировать навык сотрудничества, воспитывать инициативу и самостоятельность.
Предварительная работа:
Методические приемы:
Словесный: загадка, беседа, использование словесно-художественного образа, пояснение, художественное слово, вопросы, напоминание.
Наглядный: визуализация с помощью компьютера (показ слайдов), рассматривание, игровой (наглядно-действенный метод), рассматривание картинок
Практический: самостоятельное выполнение детьми задания, эвристический (развитие находчивости и активности), использование ТСО (технические средства обучения), сюрпризный момент, художественное творчество, аппликация, физ. минутка.
Используемые формы организации познавательной деятельности детей: на занятии используется фронтальная форма организации деятельности детей. Индивидуально-дифференцированный подход осуществляется к детям, испытывающим трудности при выполнении каких-либо заданий.
Словарная работа: ключ
Ход занятия
(Дети стоят на полянке)
Воспитатель: Придумано кем – то, просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Давайте мы с вами поздороваемся с нашими гостями и пожелаем им «Доброго утра»
Воспитатель: Ребята, сегодня утром в нашу группу пришло письмо. Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано. Давайте откроем конверт и посмотрим, что там.
(Воспитатель открывает конверт, читает письмо).
"Здравствуйте дорогие ребята! Я волшебный цветик-семицветик. Помогите, пожалуйста! Я торопился в детский сад, но попал в Кощеево царство. Злой Кощей заточил меня в темнице откуда я не могу сама выбраться. Чтобы меня спасти. нужно выполнить задания. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы спасете меня. Самое главное условие – конверты надо брать в определённой последовательности.
Воспитатель: Посмотрите, кроме письма здесь еще разноцветные конверты с заданиями. А как вы думаете, почему конверты разноцветные.
Дети: У цветика-семицветика 7 цветов.
Воспитатель: Совершенно верно – у цветика-семицветика 7цветов. Конверт, какого цвета нужно взять первым?
Дети: Красный
Воспитатель: Открываю конверт: Нужно выполнить артикуляционную гимнастику.
Воспитатель: Молодцы, вернули красный лепесток. Ребята, а какого цвета возьмем второй конверт?
Дети: оранжевый
Воспитатель: Правильно. Слушайте следующее задание. Нужно определить каким звуком отличаются слова. Произнесите два слова «день и лень». Они звучат похоже, но между ними есть и разница. Кто сможет эту разницу найти.
Дети: Слова начинаются на разные буквы. Слово день на «Д», слово лень на «Л».
Воспитатель: Правильно. Слова «кот и кит» чем отличаюся?
Дети: У слов разные буквы в середине слова. В слове кот буква «о», слове кит «и».
Воспитатель: Правильно. Слова «сын и сон» чем отличаюся?
Дети: У слов разные буквы в середине слова. В слове сын буква «ы», слове сон «о».
Воспитатель: Молодцы! С этим заданием вы справились успешно и вернули оранжевый лепесток. Какого цвета возьмём следующий конверт?
Дети: жёлтый.
Воспитатель: Все верно. Вам нужно будет назвать «слова противоположности». Какое противоположное слово, к слову, встать?
Дети: Слово лечь.
Воспитатель: Правильно. Какое противоположное слово к слову белый?
Дети: Слово черный.
Воспитатель: Правильно. Какое противоположное слово к слову лето?
Дети: Слово зима.
Воспитатель: Молодцы. Какое противоположное слово к слову холодно?
Дети: Слово жарко.
Воспитатель: Правильно. Какое противоположное слово к слову весело?
Дети: Слово грустно.
Воспитатель: Молодцы. Какое противоположное слово к слову день?
Дети: Слово ночь.
Воспитатель: Молодцы. С этим заданием вы справились успешно и вернули желтый лепесток. Какого цвета возьмём следующий конверт?
Дети: зеленый
Воспитатель: Правильно. Приглашает вас размяться
Физминутка «Цветок»
Говорит цветку цветок: | Дети поднимают и опускают руки. |
Выйди на дорожку | Дети шагают на месте, высоко поднимая колени. |
Утром солнышко встречай. | Вращение головой. |
Стебель наклони слегка — | Наклоны. |
А теперь росой умойся, | Встряхивания кистями рук. Делаем 2-3 раза |
Воспитатель: Молодцы ребята, садимся на свои места. Какого цвета возьмём следующий конверт?
Дети: голубой
Воспитатель: правильно. Голубой конверт самый хитрый, он приготовил для вас игру, которая называется «Один-много.
Один снежок – много снежков,
один снеговик – много снеговиков,
одна снежинка –много снежинок,
одни коньки –много коньков,
одна шапка- много шапок,
одна шуба- много шуб,
одна сосулька- много сосулек.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием. Какого цвета возьмём следующий конверт?
Дети: синий
Воспитатель: правильно. Ребята приглашаю вас поиграть в игру.
Игра «Многозначные слова ».
Воспитатель: Как вы думаете, что такое КОСА?
Дети: Коса это прическа, и рабочий инструмент.
Воспитатель:Правильно, это и прическа, и рабочий инструмент. Получается, что слово одно, а значений у него несколько. Такие слова называются многозначными. Таких слов много. Попробуйте объяснить значения слова КЛЮ Ч.
Дети: Ключ это инструмент, предназначенный для открытия замко́в и
Ключ это родник.
Воспитатель: Правильно. Попробуйте объяснить значения слова ЛИСТОК.
Дети: Лист который растет на дереве и лист бумаги.
Воспитатель: Правильно. Как называются слова у которых несколько значений?
Дети: слова у которых несколько значений называют многозначными.
Воспитатель: Молодцы ребята. Какого цвета возьмём следующий конверт?
Дети: фиолетовый
Воспитатель: Правильно. Вам нужно будет дополнить предложение подходящим по смыслу словом.
Игра «Доскажи словечко».
Воспитатель: Нам нужно подобрать подходящие слова.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ….
Дети: снег
Воспитатель: Правильно.
С неба все скользят пушинки –
Серебристые….
Дети: снежинки
Воспитатель: Правильно. На поля и на лужок
Все снижается ….
Дети: снежок
Воспитатель: Правильно. Вот веселье для ребят –
Все сильнее …
Дети: снегопад.
Воспитатель: Молодцы. Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ….
Дети: снежки
Воспитатель: Молодцы. Словно в белый пуховик
Нарядился…
Дети: снеговик.
Воспитатель: Правильно. Рядом снежная фигурка –
Это девочка …
Дети: снегурка.
Воспитатель: Правильно. На снегу – то посмотри?-
С красной грудкой…
Дети: снегири.
Воспитатель: Правильно. Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил
Дети: снег.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, посмотрите мы выполнили все задания и освободили цветик-семицветик.
Воспитатель: посмотрите, что вы видите?
Дети: цветик-семицветик.
Воспитатель: Ребята, а кому мы сегодня помогали?
Дети: Мы помогали цветику-семицветику.
Воспитатель: какое задание вам больше всего понравилось?
Дети: отвечают
Воспитатель: Какое задание у вам показалось сложным?
Дети: отвечают
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Говорим нашим гостям до свиданья.
Литература:
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред: Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2018.
2. С. Я Маршак. Стихи, загадки, сказки
3.Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ: практ. пособие/И.Е. Аверина. – М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2015
4. Петрова В. И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. -М.: Мозаика-Синтез,2006-2010.
7. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
8. О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду в старшей группе детского сада» М. «Мозаика-синтез» 2018г.
9. Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением в детском саду в старшей группе детского сада» М. «Мозаика-синтез» 2018г.
10. Мы в Мордовии живем: пример. регион. модуль программы дошк.образования / [О. В. Бурляева и др.]. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2016 –104 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие речи и обучение грамоте». Игровая образовательная ситуация на тему: «Лексические игры и упражнения»
в данную огровую образовательную ситуацию я включила проблемную ситуацию, которая понятна и доступна для детей старшего дошкольного возраста. Для включения детей в работу использовала мощн...
Конспект НОД Речевое развитие"Лексические игры и упражнения. В гостях у Смешариков" подготовительная группа
Образовательная область «Речевое развитие»Тема занятия «Лексические игры и упражнения».Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи. Задачи:1....
Лексические игры и упражнения на тему «Зима»
НОД по развитию речи на тему "Зима" с использованием лексических игр и упражнений....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну Смешариков" (лексические игры и упражнения)
Конспект занятия Образовательная область «Речевое развитие»Возрастная группа подготовительнаяТема занятия «Путешествие в страну Смешариков» (лексические игры и упражнения).Цель...
Конспект НОД по развитию речи на тему: "Лексические игры и упражнения"
Конспект НОД по развитию речи на тему: "Лексические игры и упражнения"...
НОД Развитие речи. Лексические игры и упражнения на тему «Зима»
Открытое занятие...
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Лексические игры и упражнения. Игра по станциям».
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Лексические игры и упражнения. И...