Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии наглядного моделирования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи с использованием технологий наглядного моделирования в старшей группе «В ожидании Весны»
Цель: развитие связной речи через обучение рассказыванию при помощи технологии наглядного моделирования.
Задачи:
Образовательные: Уточнить и закрепить знания детей об особенностях весеннего пейзажа через создание его словесного образа, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь детей, учить подбирать родственные (однокоренные) слова, учить пересказывать текст, используя метод наглядного моделирования.
Развивающие: Развивать связную речь детей, учить детей рассказывать, опираясь на графические символы, используя мнемотехнику.
Воспитательные: Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе. Воспитывать желание внимательно слушать своих товарищей, приходить им на помощь.
Предварительная работа. Наблюдения за сезонными изменениями в природе, беседы о характерных признаках весны, чтение стихов и загадок о весне, рассматривание иллюстраций, разучивание игр
Материалы и оборудование к занятию: снежок, презентация с изображением природы весной; снежинки для зрительной гимнастики, презентация по разучиванию стихотворения
Ход занятия:
Организационный момент.
- Заходят дети в группу и встают полукругом.
Доброе утро ребята! Сегодня у нас очень ответственное занятие!
Предлагаю настроиться на него с помощью игры «Да-да-да, нет-нет-нет». Я буду задавать вопросы, а вы, если хотите ответить «да» - хлопаете в ладоши, если хотите ответить «нет» - показываете указательным пальчиком отрицание.
ИГРА «ДА-ДА-ДА, НЕТ-НЕТ-НЕТ».
Будем крепко мы дружить? (да-да-да)
Нашей дружбой дорожить? (да-да-да)
Мы научимся играть? (да-да-да)
Другу будем помогать? (да-да-да)
Друга нужно разозлить? (нет-нет-нет)
А улыбку подарить? (да-да-да)
Вы дружные, веселые и самые красивые ребята!
Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята посмотрите, здесь лежит какая-то коробочка! Интересно, что в ней? Письмо, книга, карта! (смотрят, читает кому и загадку, дети отгадывают)
Значит это письмо от весны. Давайте его поскорее прочтем!
Воспитатель: Ребята, сможем помочь Весне? (Да)
Тогда давайте посмотрим на карту, она нам подскажет куда идти! Нужно выполнить задания на каждой полянке и собрать картинки для создания книги с рассказами о весне. Итак, в путь к полянке «Весенние пейзажи» (показывает карту детям)
Шагают по следам к 1 полянке.
1.Мы веселые ребята,
Непоседы, дошколята
Любим мы играть, смеяться,
Наблюдать и удивляться.
Мир хотим мы познавать
Никогда не унывать!
II. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, мы пришли с вами к полянке «Весенний пейзаж».
Беседа. Весна – волшебное, и чудесное время года. Время, когда природа оживает после зимней спячки. О весне написано много картин и стихов. Внимательно посмотрите на экран и полюбуйтесь весенними пейзажами.
- На первой картине изображено начало марта, ранняя весна. На земле лежит еще много снега, четко видна лыжня на тропе в лесу.
- На этой картине тоже ранняя весна, но конец марта.
Чем отличается эта картина от предыдущей?
Дети: На деревьях снег растаял, а солнце уже начинает пригревать землю.
- На следующей картине середина весны. Ребята, какие признаки весны вы заметили на ней?
Дети: проталины стали больше, больше снега растаяло, бегут ручьи
- На четвертой картине весна уже уверенно вступает в свои права. Ребята, какие изменения природы вы видите здесь?
Дети: апрельское весеннее буйство, паводок, затопивший поле и дома. Тоненькие стволы деревьев, еще без листвы, на картине тянутся вверх, к голубому небу
- И, наконец, белый цвет сменился зеленым – впереди май, первые листочки и цветы! Ребята, как же изменилась природа на этой картине?
В какой цвет нарядилась природа?
После какого времени года наступает весна?
Назовите мне пожалуйста, три весенних месяца?
Гимнастика для глаз. «ЛУЧИК СОЛНЦА»
Воспитатель: Ребята вы молодцы справились с заданиями и получили картинки. Предлагаю нашим глазкам отдохнуть.
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной.
(Моргают глазками.)
Ну-ка лучик, повернись,
На глаза мне покажись.
(Делают круговые движения глазами.)
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду.
(Отводят взгляд влево.)
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду.
(Отводят взгляд вправо.)
Пора отправляться дальше. Карта показывает направление направо. Переходим на следующую полянку, смотрят карту.
Игра «Назови ласково». Каждый из нас очень ждет тепла. А когда холодно за окном, нас может согреть ласковое слово! Доставайте из корзинки картинки, и называйте то, что нарисовано на них ласково.
Солнце – солнышко.
Снег - снежок
Ручей – ручеек
Лужа - лужица
Дерево – деревце
Почка – почечка
Птица – птичка
Цветок – цветочек.
Молодцы! Выполнили задание. Значит, можем взять с этой полянки картинки (солнце, снег, ручей, сосульки) для книги и идти дальше.
А следующая по карте полянка «Помощники весны»
Воспитатель: Ребята, на мольберте картинка, с изображением Весны! Необходимо составить словосочетание, состоящее из слова весенний и слова, которое будет на вашей картинке. Например: весеннее настроение.
Весеннее солнце
Весенний ручей
Весенний снег и т.д. (берут картинки)
Молодцы ребята! Не забудьте картинки!
Давайте посмотрим на карту, Дальше наш путь лежит на полянку «Путаница», а пройти мы туда сможем только определенным образом. Повторяйте за мной.
Физкультминутка «Не идет ли к нам весна?»
На орех взобрался Мишка (имитация движений – показать, как мишка карабкается на дерево)
С ветки даль ему видна (ладошку поставить как козырек ко лбу)
Смотрит на холмы и крыши (соединяем руки над головой как домик – крыша)
Не идёт ли к нам весна? (поднимаем плечи – удивление)
За деревней, за долиной
Где прозрачен небосвод (повороты головы вправо и влево).
Клин увидев журавлиный (показ взмахов крыльев журавлей)
Закричал: «Весна идёт!» (руки поднять в стороны вверх с радостью и улыбнуться весне!)
Полянка №3. «Путаница»
Воспитатель: Ребята, жил на свете один художник, который кроме как писать картины, ничего не умел и не знал. Вот он и нарисовал два времени года, да только что-то напутал.
Какое время года изобразил художник на картинах?
Посмотрите внимательно и объясните, что перепутал художник?
Молодцы, ребята! (берут картинки, с изображением лиц, сердец, одежды)
Снова карту достаем, и поляночку найдем…Полянка под номером 4, «Птичья трель» А попадем мы на нее, при помощи загадки!
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. ГРАЧ
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. ЛАСТОЧКА
На шесте - дворец,
Во дворце - певец. СКВОРЕЦ
игра «Третий лишний».
Ребята, посмотрите, как много птиц прилетело к нам в гости. Одни сидят на заборчике. Другие на проводах. А третьи на ветке дерева. Да как интересно расселись, дружненько. Или нет ребята? Кто-то лишний среди них. Кто же это, назовите? И почему?
Синица, скворец, воробей.
Ласточка, ворона, голубь.
Грач, снегирь, дятел.
Ласточка, скворец, голубь.
Молодцы ребята! Как вы думаете, почему к нам вернулись перелетные птицы?
Ответы, детей (стало теплее).
Восп.: Хорошо! Не забываем брать картинки для нашей книги. (птицы) (гнезда).
Смотрим карту, куда нам дальше двигаться, полянка номер 5 «Экспериментальная».
Перейдем мы на полянку при помощи стишков, повторяем за мной только звуки.
Сидит комар на дубочке,
На зеленом на листочке.
Он сидит, в рожок играет,
Мушек песней забавляет.
З-з-з-з-з(громко)
Жу-жу, жу-жу,
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
И звук «Ж» твержу (тихо)
Пчелы гудят —
В поле летят.
С поля идут —
Медок несут.
Ж-ж-ж-ж-ж (громко)
Прилетел к нам в гости
Маленький комарик
А в руках у него
Маленький фонарик
З-з-з-з-з(тихо)
А сейчас ребята, экспериментальным путем мы выясним, почему перелетные птицы возвращаются к нам весной.
Игра с фонариком «Насекомые»
Ребята, посмотрите, на столе лежат лупы. Как вы думаете, что мы будем делать? (искать кого - то). Мы сейчас с вами проведем небольшой эксперимент. Возьмите, в руки лупы. И посмотрите на нее. Видите что-нибудь? А давайте попробуем нагреть ее лампочкой фонарика. Возьмите фонарики и просветите лупу.
Кого вы увидели?
Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?
От чего просыпаются насекомые?
Ребята, мы с вами выяснили, что с наступлением тепла просыпаются насекомые.
А как связано появление насекомых и прилет птиц?
(берут картинки с изображением насекомых)
Воспитатель: Ну что же ребята, вы молодцы! И здесь справились с заданиями. Отправляемся на последнюю полянку «Цветочная». Дети отправляются на следующую полянку.
Воспитатель: Вот мы и добрались до цветочной поляны, она находится на краю леса. Присаживайтесь на пригорки, и отдохните, слушая звуки леса. Что вы слышите ребята? (дети отвечают) (Звучит аудио запись голосов птиц).
А что за цветы растут на полянке? (дети отвечают)
Да, это первые цветы, которые появляются из-под снега. И поэтому они называются подснежники.
В лесу, где берёзки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил: "Я вижу, погода тепла и ясна,
Скажите, ведь, правда, что это весна?
А какой в лесу воздух чистый! Давайте мы с вами подышим этим воздухом.
Возьмите в руки снежок. Сделайте глубокий вдох через нос, и выдохните ртом на снежок. (3 раза)
От теплого воздуха наш снежок растаял, а из-под снега вышли подснежники.
А теперь возьмем картинки с подснежниками и отправимся дальше. Посмотрим карту. Следующим пунктом отмечен наш детский сад. Пора вернуться и составить волшебную книгу. Много картинок мы собрали для нее.
7. Детский сад
Восп: Ох и труден был наш путь! Ребята, садитесь за столы. Вот как много мы собрали картинок. Теперь самое главное, нужно при помощи речевого конструктора, с помощью наших картинок придумать рассказы о весне. Вспомните все, что мы с вами делали на полянках. И постарайтесь придумать яркие весенние рассказы.
Складываем рассказы в книгу.
Итог. Оценка. Рефлексия.
- Посмотрите, какая чудесная книга у нас получилась. И я уверена, что Весна с нашей помощью скоро вступит в сои права в полную силу!
Смотрите, ребята, этот обруч не простой, он может превратиться в весеннее солнышко. Если вам понравилось занятие, возьмитесь за лучик и скажите, что именно вам понравилось больше всего!
Дети дают ответы
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
I . «Признаки весны» (погода и природные явления) Гимнастика для глаз «Лучик солнца» Лучик, лучик озорной, Поиграй-ка ты со мной. (Моргают глазками.) Ну-ка лучик, повернись, На глаза мне покажись. (Делают круговые движения глазами.) Взгляд я влево отведу, Лучик солнца я найду. (Отводят взгляд влево.) Теперь вправо посмотрю, Снова лучик я найду. (Отводят взгляд вправо.)
Игра «Назови ласково»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди» (старшая группа)
Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы,...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...
Конспект НОД по «Развитию речи» в старшей группе ТЕМА «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»
Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Она:помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства;стимулирует речь за счёт расширения словарно...