«Озеро Байкал».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по развитию речи.
«Озеро Байкал».
Цель: обогащать словарный запас, развивать слуховое восприятие, внимание, логическое мышление, память.
Задачи:
- развитие познавательного интереса к уникальному озеру Байкал.
- составление предложений с однородными членами, изменение глаголов несовершенного вида по временам.
- совершенствование грамматического строя речи: образовании названий детенышей животных в единственном числе.
- развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы;
- воспитание любви и бережного отношения к природе родного края.
- создавать положительный эмоциональный фон.
Предварительная работа:
Беседы об озере Байкал, рассматривание иллюстраций и фотографий.
Ход занятия:
Среди скалистых снежных гор
Тайгою дикой окружён,
Лежит он чащей голубой.
Седым Байкалом назван он.
Вода в Байкале глубока.
Чиста вода в Байкале.
Она прозрачна, холодна.
Вкусней найдёшь едва ли!
Сергей Вагин.
Сегодня ребята мы с вами поговорим об удивительном озере Байкал.
Но прежде, давайте вспомним правила как нужно себя вести во время занятия:
1. Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
2. Если хочешь ты ответить, не шуми,
Только руку подними.
- Сейчас я хочу рассказать вам легенду Байкала. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает всего одна. Хотите знать, почему так происходит? В старые времена Байкал был весел и добр. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее её не было на земле. Днём светила светлее неба, ночью темна темнее тучи. Шаловлива и капризна была красавица Ангара. Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Но, случилось так, что полюбила Ангара красавца Енисея и решила бежать она от отца своего к Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась буря. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил у неё скалу и бросил вслед убегающей дочери. Так и течёт Ангара из Байкала к своему Енисею, а камень, брошенный отцом вслед убегающей дочери, люди зовут Шаман камнем.
Вопросы детям:
-Сколько рек вытекает из Байкала?
- Кем приходится Ангара Байкалу?
- Что произошло, когда Байкал заснул?
- К кому бросилась бежать Ангара?
- Как назвали камень, который Байкал бросил вслед убегающей дочери?
Игра «Скажи наоборот»
- Давайте разберемся, какое наше озеро?
Маленькое – большое (да наше озеро самое большое в мире, недаром его величают не озером, а морем)
Мелкое – глубокое (вот вы видели 5-ый дом, он очень высокий, вот таких домов нужно около 100)
Грязное – чистое (помните в Байкале живут рачки, которые очищают озеро)
Молодое – старое (25 млн. лет, старик Байкал).
Широкое – узкое (узкое похоже на полумесяц).
Теплое – холодное (в летнее время мало кто купается, только осенью когда вода прогреется)
Игра «Назови семью детеныша».
- Ребята, вокруг Байкала много лесов. А в лесу кто водится? Правильно животные. Скоро наступает весна и у них появятся детеныши. Давайте с вами назовем их: медвежонок, волчонок, зайчонок, лисенок, бельчонок, нерпенок, лосенок, кабаненок, олененок, рысенок.
Они такие маленькие, беспомощные, с кем они живут? Назовем их маму:
У медвежонка кто? Медведица
У волчонка? Волчица
У лисенка? Лисица
У зайчонка? Зайчиха
У бельчонка? Белка
У нерпенка? Нерпа
У лосенка? Лосиха
У рысенка? Рысь.
У кабаненка? Кабаниха
У олененка? Оленуха
- Молодцы.
- А сейчас мы с вами немного разомнемся.
Физкультминутка:
В нашем краю горы высокие (подняться на носки руки вверх).
Реки глубоки, (наклон вперед).
Леса большие, (выпрямится руки в стороны).
А мы ребята вот такие! (выставить большие пальцы).
- Ребята, а когда настанет жаркое лето, и вы отправитесь с родителями отдыхать на озеро Байкал.
-Что вы будете делать на озере?
Составьте предложение по образцу:
На озере я буду…. Купаться (загорать, нырять, кататься на лодке, ловить рыбу, плавать).
Игра « прошлое – настоящее – будущее»
- Давайте поиграем в игру, « прошлое – настоящее – будущее». Например: Прошлым летом я гуляла, сейчас я гуляю, а летом я буду гулять.
Давайте попробуем.
Я купался – я купаюсь – я буду купаться
Я плавал – я плаваю - я буду плавать
Я ловил – я ловлю – я буду ловить
Я нырял – я ныряю – я буду нырять
Я загорал – я загорая – я буду загорать
- Стих про чистую воду Байкала прочитали, Легенду о Байкале мы послушали, в несколько игр сыграли. А не отгадать ли нам загадку?
В нежном логове родится
Простудиться не боится
Подрастёт. Начнёт нырять,
Шубку белую менять (нерпа)
- А что интересного мы знаем о нерпе?
Это животное которое живёт в Байкале. У нерпы есть лапы и хвост. У нерпы рождаются детёныши –бельки. Нерпа спит в воде, ест рыбу, больше всего голомянку и бычков.
- А почему нерпа толстая (ответы детей) (Она накапливает много жира, чтобы не замёрзнуть в холодной байкальской воде.)
- Нерпа может пробыть под водой 20–25 минут. Но время от времени ей необходимо вдохнуть воздух. А зимой когда Байкал покрыт льдом, она при помощи когтей разгребает снизу лёд и делает продухи.
- Мы сегодня с вами о многом поговорили, пойдемте, отдохнем на берегу Байкала.
- Кто-то тут ребята уже отдыхал. И оставил на поляне после себя банки, пакеты, бумагу. Словом, много мусора.
- Что мы можем сделать, чтобы природа Байкала всегда радовала нас своей красотой? (ответы детей)
- А сейчас мы поиграем немного.
Игра «Уборка мусора»
Да, сегодня мы устали.
На Байкале побывали,
Навели порядок там.
Но вернутся нам пора.
Но сначала мы посмотрим с вами небольшое видео, как красив и прекрасен наш Байкал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дипломная работа по педагогике "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( НА ПРИМЕРЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЖИВОТНЫМ МИРОМ ОЗЕРА БАЙКАЛ)
СодержаниеВведение. 3Глава 1. Теоретические основы развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста.. 81.1.Сущностная характеристика понятия «любознательность».. 81.2.Проблема раз...
Воспитание патриотизма через знакомство с достопримечательностью родного края озером Байкал
Одним из приоритетных направлений является экологическое образование. Знакомство детей с родным краем с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у...
Конспект НОД по НРК теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал» (ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)
Конспект открытого занятия по теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал»(ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)...
Календарный план недели "Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала"
Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала.(подготовительная группа)П.С: Познакомить с озером Байкал, его обитателями, дать некоторые исторические знания о Байкале. Продолжать формировать пред...
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ. РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ. ДВЕ НЕДЕЛИ: "СЕРЕБРИСТОЕ БОГАТСТВО БАЙКАЛА", "ЛАСТОНОГИЙ СИМВОЛ ОЗЕРА БАЙКАЛ!".
Материал пригодится педагогам планировать тематические недели по региональному компоненту....
Календарно-тематическое планирование. Тема недели «Мой край. Озеро Байкал. Ветры Байкала»
Продолжать формировать представление о взаимосвязи воды и ветра на Байкале, через экспериментирование и практическую деятельность, активизировать умение устанавливать причинно-следственные связи о том...
Макет озера Байкал и Коллекция природных находок с берегов Байкала
Макет озера Байкал и Коллекция природных находок с берегов Байкала. К проекту "Сибирский бриллиант - озеро Байкал"...