Конспект занятия по развитию речи "Таинство театрального закулисья"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Обогатить ассоциативный словарь детей.
Познакомить с тетром , с тем как он устроен, с профессиями в театре и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект по развитию речи | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи.
«Таинство театрального закулисья»
Цель: тренировка навыков саморегуляции и самокоррекции эмоциональной сферы.
Задачи:
- Помогать осваивать выразительные средства языка (сравнения, метафоры).
- Обогащать ассоциативный словарь детей.
- Формировать умение строить и употреблять в речи сложноподчиненные предложения, используя языковые средства (чтобы, потому что, если).
- Развивать артикуляционный аппарат.
- Развивать умение понимать эмоциональные состояния людей, причины эмоциональных состояний через проживание и телесные ощущения, мимику, жесты, позу в играх-имитациях.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы когда-нибудь были в кукольном театре? Какой спектакль вы посмотрели? А за кулисы, за занавес, за который уходят артисты, вы попадали? Хотите туда отправиться? Тогда возьмитесь за руки и мы пойдем в сказочный мир кукольного театра. За кулисами очень темно, ничего не видно. Давайте зажжем свечу. А теперь я дам каждому из вас по свече. Держите ее крепко.
Имитация передачи свечи детям, прикасается к ладони каждого ребенка.
Воспитатель: давайте их тоже зажжем (имитирует зажигание). Посмотрите вокруг. Светло стало?
Упражнение «Волшебная лесенка»
Воспитатель: Впереди лестница. Давайте спустимся по ней. Только свечи несите осторожно, не торопитесь, чтобы не упасть и никого не столкнуть.
Имитация движения вниз – ходьба с постепенным приседанием.
Педагог-психолог: А теперь поднимемся по ступенькам вверх.
Ходьба в полуприседе до полного роста
Педагог-психолог: Поставим свечи на полку. Вот мы и пришли за кулисы. Как вы думаете, что есть за кулисами? А давайте поиграем в игру.
Игра «Я беру с собой в дорогу»
Описание: Педагог стоит в центре круга и говорит: « Я кулиса». К нему выбегает ребенок и говорит слово по ассоциации: « Я пыль на кулисах». Дальше выбегает еще один ребенок и говорит еще одно слово по ассоциации: «Я тряпка для пыли». Первый участник выбирает себе пару: «Я кулиса, беру с собой тряпку». Дети встают в круг. Участник, который остался в центре круга снова произносит свое слов, к нему выбегают дети со своими словами-ассоциациями и т.д.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие куклы нам встретились? Из какой они сказки? Назовите кто это?
Дети: Страшила, Железный Дровосек, Бастинда, Лев.
Воспитатель: С кем бы вы хотели поиграть сначала?
Дети выбирают, с каким персонажем будут играть.
Например, первым нас встречает Страшила.
Упражнение «Страшила»
Педагог-психолог: Ребята, посмотрите, Страшила обмяк, руки у него повисли. Покажите, как он обмяк (показывают). Давайте набьем его соломой. Он набивается все больше и больше. Поднимается голова, надуваются щеки, расправляются плечи, надувается живот, твердыми становятся руки и ноги. Вот как весь надулся, стал твердым, большим. А какой страшила довольный, что мы его соломой набили!
Дети выполняют имитационные движения,
направленные на расслабление и напряжение мышц.
Педагог-психолог: Но что такое! Старая рогожка порвалась, и вся солома высыпалась! Тело Страшилы вновь обмякло. Огорчился страшила. Зашьем рогожку и набьем тело страшилы соломой.
При повторах дети «зашивают» дырку и выполняют имитационные движения на расслабление и напряжение мышц.
Игра «что будет, если…»
Воспитатель: Ребята, что будет, если Страшилу набить камнями? Надуть, как шарик?
Воспитатель: А это Железный дровосек. Он попал под дождь и заржавел. Дровосек замер на месте и не может пошевелиться, не может сдвинуться с места. Все железное тело напряжено, «на лице страдание».
Дети изображают дровосека
Воспитатель: Как же помочь Дровосеку?
Дети: Смазать маслом.
Воспитатель: Я вас всех смажу (дотрагивается, имитируя смазывание). Задвигались руки, ноги, завертелась голова, стала сгибаться спина. Дровосек сразу повеселел. Он захотел рассказать историю про свою семью.
Упражнение «Семья Криворотых»
Дети повторяют фразы и соответствующую артикуляцию
Жили-были два брата. У старшего брата рот застыл с правой стороны. Вот так (показывает). У младшего брата – рот застыл с левой стороны. Вот так. (показывает).
Старший говорит младшему:
«Давайте задуем свечу» – движение нижней челюсти вправо.
Младший ему отвечает:
«Давайте задуем свечу» – движение нижней челюсти влево.
«Фу» – движение нижней челюсти вправо.
«Фу» – движение нижней челюсти влево.
Старший говорит:
«Не получается» – движение нижней челюсти вправо.
Младший говорит:
«Не получается» – движение нижней челюсти влево.
Старший брат предложил:
«Давайте позовем маму» – движение нижней челюсти вправо.
Младший брат предложил:
«Давайте позовем маму» – движение нижней челюсти влево.
Пришла мама и говорит: «Что, дети?» – натянуть губы на зубы.
Старший брат: «Давайте задуем свечу» – движение нижней челюсти вправо.
Младший брат: «Давайте задуем свечу» – движение нижней челюсти влево.
Мама: «Давайте задуем свечу» – натянуть губы на зубы.
Старший брат: «Фу» – движение нижней челюсти вправо.
Младший брат: «Фу» – движение нижней челюсти влево.
Мама: «Фу» – натянуть губы на зубы.
Старший брат: «Не получается» – движение нижней челюсти вправо.
Младший брат: «Не получается» – движение нижней челюсти влево.
Мама: «Не получается» – натянуть губы на зубы.
Старший брат: «Давайте позовем папу» – движение нижней челюсти вправо.
Младший брат: «Давайте позовем папу» – движение нижней челюсти влево.
Мама: «Давайте позовем папу» – натянуть губы на зубы.
Папа: «Что, дети?» – поднять нижнюю губу и закрыть ею верхнюю.
Старший брат: «Давайте задуем свечу» – движение нижней челюсти вправо.
Младший брат: «Давайте задуем свечу» – движение нижней челюсти влево.
Мама: «Давайте задуем свечу» – натянуть губы на зубы.
Папа: «Давайте задуем свечу» – поднять нижнюю губу и закрыть ею верхнюю.
Старший брат: «Фу» – движение нижней челюсти вправо.
Младший брат: «Фу» – движение нижней челюсти влево.
Мама: «Фу» – натянуть губы на зубы.
Папа: «Фу» – поднять нижнюю губу и закрыть ею верхнюю.
Старший брат: «Не получается» – движение нижней челюсти вправо.
Младший брат: «Не получается» – движение нижней челюсти влево.
Мама: «Не получается» – натянуть губы на зубы.
Папа: «Не получается» – поднять нижнюю губу и закрыть ею верхнюю.
Старший брат: «Давайте позовем бабушку» – движение нижней челюсти вправо.
Младший брат: «Давайте позовем бабушку» – движение нижней челюсти влево.
Мама: «Давайте позовем бабушку» – натянуть губы на зубы.
Папа: «Давайте позовем бабушку» – поднять нижнюю губу и закрыть ею верхнюю.
Бабушка: «Что, дети?» – вытянуть губы в узкую трубочку.
Старший брат: «Давайте задуем свечу» – движение нижней челюсти вправо.
Младший брат: «Давайте задуем свечу» – движение нижней челюсти влево.
Мама: «Давайте задуем свечу» – натянуть губы на зубы.
Папа: «Давайте задуем свечу» – поднять нижнюю губу и закрыть ею верхнюю.
Бабушка: «Давайте задуем свечу» – вытянуть губы в узкую трубочку.
Старший брат: «Фу» – движение нижней челюсти вправо.
Младший брат: «Фу» – движение нижней челюсти влево.
Мама: «Фу» – натянуть губы на зубы.
Папа: «Фу» – поднять нижнюю губу и закрыть ею верхнюю.
Бабушка: «Фу» – вытянуть губы в узкую трубочку.
Старший брат: «Не получается» – движение нижней челюсти вправо.
Младший брат: «Не получается» – движение нижней челюсти влево.
Мама: «Не получается» – натянуть губы на зубы.
Папа: «Не получается» – поднять нижнюю губу и закрыть ею верхнюю.
Бабушка: «Не получается» – вытянуть губы в узкую трубочку.
Старший брат: «Давайте позовем дедушку» – движение нижней челюсти вправо.
Младший брат: «Давайте позовем дедушку» – движение нижней челюсти влево.
Мама: «Давайте позовем дедушку» – натянуть губы на зубы.
Папа: «Давайте позовем дедушку «– поднять нижнюю губу и закрыть ею верхнюю.
Бабушка: «Давайте позовем дедушку» – вытянуть губы в узкую трубочку.
Пришел дедушка. И только у него было все в порядке. Ничего не заржавело.
Дедушка: «Что, дети?» – нормальная артикуляция.
Старший брат: «Давайте задуем свечу» – движение нижней челюсти вправо.
Младший брат: «Давайте задуем свечу» – движение нижней челюсти влево.
Мама: «Давайте задуем свечу» – натянуть губы на зубы.
Папа: «Давайте задуем свечу» – поднять нижнюю губу и закрыть ею верхнюю.
Дедушка: «Давайте задуем свечу» – нормальная артикуляция.
Старший брат: «Фу» – движение нижней челюсти вправо.
Младший брат: «Фу» – движение нижней челюсти влево.
Мама: Фу» – натянуть губы на зубы.
Папа: «Фу» – поднять нижнюю губу и закрыть ею верхнюю.
Бабушка: «Фу» – вытянуть губы в узкую трубочку.
Дедушка: «Фу» – нормальная артикуляция.
Педагог-психолог: А это Лев. Какой он был в сказке?
Дети: Трусливый.
Упражнение на общение «Лев»
Педагог-психолог: Покажите, как боится Лев, как он весь трясется от страха, поджал хвост, весь съежился, лапами прикрыл голову и выглядывает из-под лап.
Дети изображают трусливого льва.
Но, мы же храбрые! Давайте поделимся храбростью со Львом и скажем: «Возьми, Лев, частичку моей храбрости. Она тебе так нужна. Ты же царь зверей!»
А теперь сделайте так, чтобы смелость осталась у Льва навсегда. Встаньте вместе со Львом прямо, ноги расставьте для устойчивости, руки скрестите на груди, голову гордо поднимите. Взгляд смелый, гордый!
Скажите: «Я - Лев, гордый, смелый, бесстрашный! Я – царь зверей! Я сильный и могучий!» (2 раза)
Вот теперь я вижу, что Лев и все вы смелые и сильные.
Воспитатель: А это Бастинда. Какая она?
Дети: Злая, сердитая, коварная.
Упражнение «Эмоция зла»
Воспитатель: Покажите, какая она злая. Она топнула ногой, брови свела к переносице, руки подняла, кулаки сжала, зубами лязгает, ногами топает, руками размахивает. Завидно ей, что у нас есть волшебные башмачки.
Упражнение «Ассоциации»
Воспитатель: Сравните Бастинду с лимоном?... (лимон, кактус, ежик, молния)
Педагог-психолог: Ребята, а почему Бастинда была злая?
Дети: она хотела забрать башмачки у Элли.
Педагог-психолог: Может Бастинда подобреет, если мы ей подарим башмачки? Кто хочет подарить? Что вы хотите сказать Бастинде? Будем дарить и говорить: «Я дарю тебе башмачки и желаю быть…»
Педагог-психолог: Случилось волшебство! Бастинда заулыбалась, благодарит вас. Какие вы молодцы!
Игра «Я - молодец»
Педагог-психолог: Давайте встанем в круг. Поглаживаем себя по голове и говорим: « Я- молодец!» А теперь погладьте соседа справа и скажите: « И ты молодец!» Давайте возьмемся за руки и все вместе, дружно скажем: «Мы все молодцы!»
Упражнение «Волшебная лесенка»
Воспитатель: нам пора возвращаться в детский сад. Для этого вернемся к нашей лесенке и возьмем свечи. Держите их осторожно, чтобы они не погасли. Спускаемся вниз (имитация движения вниз - ходьба с постепенным приседанием). Вспомним, что вам было трудным? В какой момент вам было грустно? Кто из героев кукольного театра вам больше всего не понравился? Почему?
А теперь поднимаемся по лесенке (ходьба с приседанием до полного роста).
Какие игры вам больше всего понравились?
С чем вы справились очень легко?
С кем из героев вы бы хотели подружиться?
В какой момент вам было радостно, весело?
Воспитатель: Ну, вот мы и в группе. Здесь совсем светло. Задуем свечи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по театрализованной деятельности " Театральная гостиная"
Занятие в музыкально-театрализованном кружке "Фантазия" по теме "Театральная гостиная" раскрывается в данном конспекте....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
конспекты занятий по развитию речи. театрально - игровая деятельность,патриотическое воспитание, трудовое воспитание, деловая игра
quot;Весна в творчестве А,С,Пушкина - детям показываем поэтические образы весенней и летней природы, созданные русским поэтом"Ножки не идут" - развиваем интерес детей к искусству теат...
Конспект занятия по ФЦКМ Тема: «Театральные секреты»
Конспект занятия по ФЦКМ Тема: «Театральные секреты» Цель: познакомить детей с правилами поведения в театре. Задачи: Формировать осознанность в принятии правил поведения; воспитывать ...
Конспект занятия по развитию речи с элементами театральной деятельности «Путешествие в страну сказок и фантазии» (старшей группе)
Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе коммуникативной деятельности.Задачи: развивать умение составлять сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке; развивать познават...
Конспект занятия по развитию речи с элементами театральной деятельности «Путешествие в страну сказок и фантазии» (старшей группе)
Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе коммуникативной деятельности.Задачи: развивать умение составлять сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке; развивать познават...
Конспект занятия по развитию связной речи с детьми 4 года на основе театрально-игровой деятельности Тема: «У медведя во бору»
Конспект занятия по развитию связной речи с детьми 4 года на основе театрально-игровой деятельностиТема: «У медведя во бору»...