Конспект занятия по развитию речи "Таинство театрального закулисья"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Агаркова Анна Юрьевна

Обогатить ассоциативный словарь детей. 

Познакомить с тетром , с тем как он устроен, с профессиями в театре и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект по развитию речи19.48 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект занятия по развитию речи.

«Таинство театрального закулисья»

Цель:  тренировка навыков саморегуляции и самокоррекции эмоциональной сферы.

Задачи:

  1. Помогать осваивать выразительные средства языка (сравнения, метафоры).
  2. Обогащать ассоциативный словарь детей.
  3. Формировать умение строить и употреблять в речи сложноподчиненные предложения, используя языковые средства (чтобы, потому что, если).
  4. Развивать артикуляционный аппарат.
  5. Развивать умение понимать эмоциональные состояния людей, причины эмоциональных состояний через проживание и телесные ощущения, мимику, жесты, позу в играх-имитациях.

 Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы когда-нибудь были в кукольном театре? Какой спектакль вы посмотрели? А за кулисы, за занавес, за который уходят артисты, вы попадали? Хотите туда отправиться? Тогда возьмитесь за руки и мы пойдем в сказочный мир кукольного театра.  За кулисами очень темно, ничего не видно.  Давайте зажжем свечу. А теперь я дам каждому из вас по свече. Держите ее крепко.

 Имитация передачи свечи детям,  прикасается к ладони каждого ребенка.

 Воспитатель: давайте их тоже зажжем (имитирует зажигание). Посмотрите вокруг. Светло стало?

 Упражнение «Волшебная лесенка»

Воспитатель: Впереди лестница. Давайте спустимся по ней. Только свечи несите осторожно, не торопитесь, чтобы не упасть и никого не столкнуть.

 Имитация  движения вниз – ходьба с постепенным приседанием.

Педагог-психолог: А теперь поднимемся по ступенькам вверх.

 Ходьба в полуприседе до полного роста

Педагог-психолог: Поставим свечи на полку. Вот мы и пришли за кулисы. Как вы думаете, что есть за кулисами? А давайте поиграем в игру.

 Игра «Я беру с собой в дорогу»

Описание: Педагог  стоит в центре круга  и говорит: « Я кулиса». К нему выбегает ребенок и говорит слово по ассоциации: « Я пыль на кулисах». Дальше выбегает еще один ребенок и говорит еще одно слово по ассоциации: «Я тряпка для пыли». Первый участник выбирает себе пару: «Я кулиса,  беру с собой  тряпку». Дети встают в круг. Участник, который остался в центре круга снова произносит свое слов, к нему выбегают дети со своими словами-ассоциациями и т.д.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие куклы нам встретились?  Из какой они сказки? Назовите кто это?

Дети: Страшила, Железный Дровосек, Бастинда, Лев.

Воспитатель: С кем бы вы хотели поиграть сначала?

Дети выбирают, с каким персонажем будут играть.

Например, первым нас встречает Страшила.

 Упражнение «Страшила»

Педагог-психолог: Ребята, посмотрите, Страшила обмяк, руки у него повисли. Покажите,  как он обмяк (показывают). Давайте набьем его соломой. Он набивается все больше и больше. Поднимается голова, надуваются щеки, расправляются плечи, надувается живот, твердыми становятся руки и ноги. Вот как весь надулся, стал твердым, большим. А какой страшила довольный, что мы его соломой набили!

 Дети выполняют имитационные движения,

направленные на расслабление и напряжение мышц.

 Педагог-психолог: Но что такое! Старая рогожка порвалась, и вся солома высыпалась! Тело Страшилы вновь обмякло. Огорчился страшила. Зашьем рогожку и набьем тело страшилы соломой.

 При  повторах  дети «зашивают» дырку и выполняют имитационные движения на расслабление и напряжение мышц.

 Игра «что будет, если…»

Воспитатель: Ребята, что будет, если Страшилу набить камнями? Надуть,  как шарик?

Воспитатель: А это Железный дровосек. Он попал под дождь и заржавел. Дровосек замер на месте и не может пошевелиться, не может сдвинуться с места. Все железное тело напряжено, «на лице страдание».

 Дети изображают дровосека

 Воспитатель: Как же помочь Дровосеку?

Дети: Смазать маслом.

Воспитатель:  Я вас всех смажу (дотрагивается, имитируя смазывание). Задвигались руки, ноги, завертелась голова, стала сгибаться спина. Дровосек сразу повеселел. Он захотел рассказать историю про свою семью.

 Упражнение «Семья Криворотых»

 Дети повторяют фразы и соответствующую артикуляцию

 Жили-были два брата. У старшего брата рот застыл с правой стороны. Вот так (показывает). У младшего брата – рот застыл с левой стороны. Вот так. (показывает).

Старший говорит младшему: 

«Давайте задуем свечу» – движение нижней челюсти вправо.

Младший ему отвечает:

«Давайте задуем свечу» – движение нижней челюсти влево.

«Фу» – движение нижней челюсти вправо.

«Фу» – движение нижней челюсти влево.

Старший говорит:

«Не получается» – движение нижней челюсти вправо.

Младший говорит:

«Не получается» – движение нижней челюсти влево.

Старший брат предложил:

«Давайте позовем маму» – движение нижней челюсти вправо.

Младший брат предложил:

«Давайте позовем маму» – движение нижней челюсти влево.

Пришла мама и говорит: «Что, дети?» – натянуть губы на зубы.

Старший брат: «Давайте задуем свечу» – движение нижней челюсти вправо.

Младший брат: «Давайте задуем свечу» – движение нижней челюсти влево.

Мама: «Давайте задуем свечу» – натянуть губы на зубы.

Старший брат: «Фу» – движение нижней челюсти вправо.

Младший  брат: «Фу» – движение нижней челюсти влево.

Мама: «Фу» – натянуть губы на зубы.

Старший брат: «Не получается» – движение нижней челюсти вправо.

Младший брат: «Не получается» – движение нижней челюсти влево.

Мама: «Не получается» – натянуть губы на зубы.

Старший брат: «Давайте позовем папу» – движение нижней челюсти вправо.

Младший брат: «Давайте позовем папу» – движение нижней челюсти влево.

Мама: «Давайте позовем папу» – натянуть губы на зубы.

Папа: «Что, дети?» – поднять нижнюю губу и закрыть ею верхнюю.

Старший брат: «Давайте задуем свечу» – движение нижней челюсти вправо.

Младший брат: «Давайте задуем свечу» – движение нижней челюсти влево.

Мама: «Давайте задуем свечу» – натянуть губы на зубы.

Папа: «Давайте задуем свечу» – поднять нижнюю губу и закрыть ею верхнюю.

Старший брат: «Фу» – движение нижней челюсти вправо.

Младший брат: «Фу» – движение нижней челюсти влево.

Мама: «Фу» – натянуть губы на зубы.

Папа: «Фу» – поднять нижнюю губу и закрыть ею верхнюю.

Старший брат: «Не получается» – движение нижней челюсти вправо.

Младший брат: «Не получается» – движение нижней челюсти влево.

Мама: «Не получается» – натянуть губы на зубы.

Папа: «Не получается» – поднять нижнюю губу и закрыть ею верхнюю.

Старший брат: «Давайте позовем бабушку» – движение нижней челюсти вправо.

Младший брат: «Давайте позовем бабушку» – движение нижней челюсти влево.

Мама: «Давайте позовем бабушку» – натянуть губы на зубы.

Папа: «Давайте позовем бабушку» – поднять нижнюю губу и закрыть ею верхнюю.

Бабушка: «Что, дети?» – вытянуть губы в узкую трубочку.

Старший брат: «Давайте задуем свечу» – движение нижней челюсти вправо.

Младший брат: «Давайте задуем свечу» – движение нижней челюсти влево.

Мама: «Давайте задуем свечу» – натянуть губы на зубы.

Папа: «Давайте задуем свечу» – поднять нижнюю губу и закрыть ею верхнюю.

Бабушка: «Давайте задуем свечу» – вытянуть губы в узкую трубочку.

Старший брат: «Фу» – движение нижней челюсти вправо.

Младший брат: «Фу» – движение нижней челюсти влево.

Мама: «Фу» – натянуть губы на зубы.

Папа: «Фу» – поднять нижнюю губу и закрыть ею верхнюю.

Бабушка: «Фу» – вытянуть губы в узкую трубочку.

Старший брат: «Не получается» – движение нижней челюсти вправо.

Младший брат: «Не получается» – движение нижней челюсти влево.

Мама: «Не получается» – натянуть губы на зубы.

Папа: «Не получается» – поднять нижнюю губу и закрыть ею верхнюю.

Бабушка: «Не получается» – вытянуть губы в узкую трубочку.

Старший брат: «Давайте позовем дедушку» – движение нижней челюсти вправо.

Младший брат: «Давайте позовем дедушку» – движение нижней челюсти влево.

Мама: «Давайте позовем дедушку» – натянуть губы на зубы.

Папа: «Давайте позовем дедушку «– поднять нижнюю губу и закрыть ею верхнюю.

Бабушка: «Давайте позовем дедушку» – вытянуть губы в узкую трубочку.

Пришел дедушка. И только у него было все в порядке. Ничего не заржавело.

Дедушка: «Что, дети?» – нормальная артикуляция.

Старший брат: «Давайте задуем свечу» – движение нижней челюсти вправо.

Младший брат: «Давайте задуем свечу» – движение нижней челюсти влево.

Мама: «Давайте задуем свечу» – натянуть губы на зубы.

Папа: «Давайте задуем свечу» – поднять нижнюю губу и закрыть ею верхнюю.

Дедушка: «Давайте задуем свечу» – нормальная артикуляция.

Старший брат: «Фу» – движение нижней челюсти вправо.

Младший брат: «Фу» – движение нижней челюсти влево.

Мама: Фу» – натянуть губы на зубы.

Папа: «Фу» – поднять нижнюю губу и закрыть ею верхнюю.

Бабушка: «Фу» – вытянуть губы в узкую трубочку.

Дедушка: «Фу» – нормальная артикуляция.

Педагог-психолог: А это Лев. Какой он был в сказке?

Дети: Трусливый.

Упражнение на общение «Лев»

Педагог-психолог: Покажите, как боится Лев, как он весь трясется от страха, поджал хвост, весь съежился, лапами прикрыл голову  и выглядывает из-под лап.

 Дети изображают трусливого льва.

 Но, мы же храбрые! Давайте поделимся храбростью со Львом и скажем: «Возьми, Лев, частичку моей храбрости. Она тебе так нужна. Ты же царь зверей!»

А теперь сделайте так, чтобы смелость осталась у Льва навсегда. Встаньте вместе со Львом прямо, ноги расставьте для устойчивости, руки скрестите на груди, голову гордо поднимите. Взгляд смелый, гордый!

Скажите: «Я - Лев, гордый, смелый, бесстрашный! Я – царь зверей! Я сильный и могучий!» (2 раза)

Вот теперь я вижу, что Лев и все вы смелые и сильные.

Воспитатель: А это Бастинда. Какая она?

Дети:  Злая, сердитая, коварная.

 Упражнение «Эмоция зла»

Воспитатель: Покажите, какая она злая. Она топнула ногой, брови свела к переносице, руки подняла, кулаки сжала, зубами лязгает, ногами топает, руками размахивает. Завидно ей, что у нас есть волшебные башмачки.

 Упражнение «Ассоциации»

Воспитатель: Сравните Бастинду с лимоном?... (лимон, кактус, ежик, молния)

Педагог-психолог: Ребята, а почему Бастинда была злая?

Дети: она хотела  забрать  башмачки у Элли.

Педагог-психолог: Может Бастинда подобреет, если мы ей подарим башмачки? Кто хочет подарить? Что вы хотите сказать Бастинде? Будем дарить и говорить: «Я дарю тебе башмачки и желаю быть…»

Педагог-психолог: Случилось волшебство! Бастинда заулыбалась, благодарит вас. Какие вы молодцы!

Игра «Я - молодец»

Педагог-психолог: Давайте встанем в круг. Поглаживаем себя по голове и говорим: « Я- молодец!»  А теперь погладьте соседа справа и скажите: « И ты молодец!» Давайте возьмемся за руки и все вместе, дружно скажем: «Мы все молодцы!»

Упражнение «Волшебная лесенка»

Воспитатель: нам пора возвращаться в детский сад. Для этого вернемся к нашей лесенке и возьмем свечи. Держите их осторожно, чтобы они не погасли. Спускаемся вниз (имитация движения вниз - ходьба с постепенным приседанием). Вспомним, что вам было трудным? В какой момент вам было грустно? Кто из героев  кукольного театра вам больше всего не понравился? Почему?  

А теперь поднимаемся  по лесенке (ходьба с приседанием до полного роста).

Какие игры вам больше всего понравились?

С чем вы справились очень легко?

С кем из героев вы бы хотели подружиться?

В какой момент вам было радостно, весело?

Воспитатель: Ну, вот мы и в группе. Здесь совсем светло. Задуем свечи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по театрализованной деятельности " Театральная гостиная"

Занятие в музыкально-театрализованном кружке "Фантазия" по теме "Театральная гостиная" раскрывается в данном конспекте....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

конспекты занятий по развитию речи. театрально - игровая деятельность,патриотическое воспитание, трудовое воспитание, деловая игра

quot;Весна в творчестве А,С,Пушкина -  детям показываем поэтические образы весенней и летней природы, созданные русским поэтом"Ножки не идут" - развиваем интерес детей к искусству теат...

Конспект занятия по ФЦКМ Тема: «Театральные секреты»

Конспект занятия по ФЦКМ Тема: «Театральные секреты» Цель: познакомить детей с правилами поведения в театре. Задачи: Формировать осознанность в принятии правил поведения; воспитывать ...

Конспект занятия по развитию речи с элементами театральной деятельности «Путешествие в страну сказок и фантазии» (старшей группе)

Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе коммуникативной деятельности.Задачи: развивать умение составлять сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке; развивать познават...

Конспект занятия по развитию речи с элементами театральной деятельности «Путешествие в страну сказок и фантазии» (старшей группе)

Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе коммуникативной деятельности.Задачи: развивать умение составлять сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке; развивать познават...

Конспект занятия по развитию связной речи с детьми 4 года на основе театрально-игровой деятельности Тема: «У медведя во бору»

Конспект занятия по развитию связной речи с детьми 4 года на основе театрально-игровой деятельностиТема: «У медведя во бору»...