Дидактические игры и упражнения «Моя мама»
учебно-методический материал по развитию речи

Банникова Наталья Алексеевна

Расширение словарного запаса детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didaktich._igry9.docx50.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ Н.В. ПУШКОВА»

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=e47c6f606b0ea79ff2f6aa4b569939277d74f82f-8356602-images-thumbs&n=13

   Дидактические игры и упражнения

«Моя мама»

                                   

                                      Воспитатели:                        

                                                                     

                                                                            Банникова Н.А.

                                                                            Сташкова В.В.

                                                                         

                                  Москва, Троицк   2022г

Расширение словарного запаса детей:

названия: семья, родители, родственники, дети, работа, забота, мама, папа, дедушка, бабушка, сын, дочь, сестра, брат, внук, внучка, утро, день, вечер, младенец, племянница, тетя, дядя, подарок, сюрприз, праздник, весна, март, цветы, мимоза, тюльпан;

признаки: родная, любимая, заботливая, взрослые, маленькие, большие, старшие, младшие, молодые, старые, ласковая, стройная, умная, красивая, внимательная, серьезная;

действия: жить, заботиться, расти, любить, уважать, стараться, помогать, готовить, стирать, убирать, гладить, читать, отдыхать, заниматься, завтракать, обедать, ужинать, жалеть, поздравить, дарить, мастерить, шить, вязать, вышивать.

Грамматический строй речи

1. Образование притяжательных прилагательных «Назови, чей?»

Мама — (значит, ты чей? чья) мамин (а,

папа — папин (а,

бабушка — бабушкин (а,

дедушка — дедушкин (а,

дядя — дядин (а,

тетя — тетин (а).

2. Образование простых причастий и прилагательных «Назови, какой?»

Жить — живущий,

расти — растущий,

любить — любимый,

уважать — уважаемый,

гладить — глаженый,

стараться — старательный,

заботиться — заботливый,

отдыхать — отдыхающий.

3. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»

Дети — детки — деточки;

семья — семейка;

мама — маменька, мамулечка, матушка;

папа — папочка, папуленька, папулечка;

сын — сыночек, сынуля, сыночка;

дедушка — дедулечка;

бабушка — бабулечка;

дочь — дочка — доченька, дочуленька;

внук — внучек, внучок;

внучка — внученька;

сестра — сестричка, сестреночка;

брат — братик.

4. Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один — много»

Семья — семьи — много семей,

ребенок — дети — детей,

работа — работы — много работы (работ)

мама — мамы — мам,

папа — папы — пап,

дедушка — дедушки — дедушек,

бабушка — бабушки — бабушек,

сын — сыны (сыновья) — сынов (сыновей)

дочь — дочери — дочерей,

сестра — сестры — сестер,

брат — братья — братьев,

внук — внуки — внуков,

младенец — младенцы — младенцев,

цветок — цветы — цветов,

подарок — подарки — подарков,

праздник — праздники — праздников.

5. Склонение существительного «Закончи предложения»

У каждого малыша есть. (мама). Каждый человек любит свою. (маму). На свете очень трудно жить без. (мамы). На праздник 8 Марта мы дарим подарки и цветы. (маме). Я люблю гулять со своей. (мамой). Я очень горжусь своей. (мамой).

Лексический строй речи

6. Поиск соответствующих понятий «Опиши, какая (какой, что делает?»

Мама — веселая, любимая, заботливая, ласковая, трудолюбивая, строгая, красивая, стройная, умная, работает, заботится, помогает, читает, готовит, стирает, убирает, гладит, шьет, моет.

бабушка —. ;

дедушка —. ;

папа —. ;

брат —. ;

сестра —.

7. Построение монолога «Расскажи о семье по плану» (детям от 6 лет) :

сколько в семье человек;

с кем живет ребенок (если неполная семья);

как зовут родителей (имя, отчество);

кем работают родители;

сколько лет брату (сестре);

в каком классе учится брат (сестра);

какая у тебя семья (дружная, добрая, трудолюбивая.).

8. Поиск соответствующего понятия «Беседа о семье» (детям от 6 лет)

Как зовут твоих маму, папу, бабушку, дедушку? Кто ты маме? (Сын, дочь.) Кто ты бабушке? (Внук, внучка.) Кто старшемама или бабушкаКто младше: папа или дедушка? Как зовут членов семьи?

9. Материал для запоминания «Праздник 8 Марта»

В первый месяц весны, Восьмого марта, весь мир отмечает женский праздник (праздник мам и бабушек). Самое прекрасное слово на земле — мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце — в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет — пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.

10. МИНУТКА ОТДЫХА

«Кто кому кто?»

Бабушка, бабушка, я чья дочка?

Ты Федина дочь, моего сыночка.

Мой папа большой, а совсем не сыночек.

Сыночек. Брат моих дочек.

Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?

Да разве у дочки мы были? У тети!

Тетю твою я в люльке качала.

Бабушка, стой, объясни-ка сначала,

Кто мне Наташа и два ее братца?

Ладно, попробуем разобраться:

Их мама, племянницы мужа сестра,

Маленькой ох была и шустра!

А ты доводишься. Хитрое дело.

Бабушка, что-то у нас пригорело!

Тьфу ты, пока я соображала,

Все молоко из кастрюли сбежало.

Я. Аким

Для мамы

Сказал мне папа: — Мила,

А ты не позабыла?

У мамы праздник! —

Знаю! Платочек вышиваю,

С каемкою, с цветами,

Своей любимой маме.

Г. Бойко

Март

Третий месяц у ворот —

Это к солнцу поворот.

Зимний сторож Снеговик

Ежится, мрачнеет.

Старый, к холоду привык,

Он в тепле худеет.

Верба за моим окном

Почки распустила —

Раньше всех в краю родном

Расцвести решила.

Принесу я ветку в дом

И на стол поставлю.

Завтра утром с женским днем

Маму я поздравлю.

Ю. Коринец

Мамин день

Все хожу, все думаю, смотрю:

«Что ж я завтра маме подарю?

Может, куклу? Может быть, конфет?»

— Нет! Вот тебе, родная, в твой денек

Аленький цветочек-огонек!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Угадай, кто моя мама" (домашние животные)

Закрепляем знания о домашних животных, названия детёнышей и мам домашних животных....

Дидактическая игра-презентация "Кого зовет мама?" по теме "Домашние животные и их детеныши"

Цели игры-презентации:•Введение в активный словарь названий домашних животных и их детенышей.•Расширение глагольного словаря за счет слов-действий, обозначающих подачу голоса различных животных.•Совер...

Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения. "Путешествие в страну игры и цветов" в старшей группе

1.      Беседа о цветах первоцветах2.      Рассматривание слайдов о Древнем Риме и цветах3.      Чтение стихов о цветах4....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Дидактические игры и упражнения на формирование фонематического слуха с использованием игры «Улитка»

Дидактические игры и упражнения на формирование фонематического слуха с использованием игры «Улитка»...

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста. (Игры с прищепками)

Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание говорить ...