Технологическая карта занятия по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Воспитание звуковой культуры речи - одна из основных задач развития речи ребенка дошкольного возраста, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми звуковыми средствами (в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими фактами).
Звуковая культура речи детей дошкольного возраста - это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_po_rechevomu_razvitiyu.docx | 19.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №25»
Технологическая карта занятия по воспитанию
звуковой культуры речи у дошкольников
Выполнила воспитатель:
Абибулла Е.С.
г. Верхний Тагил
2023г
Технологическая карта занятия по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников
Тема: «Страна звуков»
Возрастная группа: старшая группа
Цель занятия: закрепление правильного звукопроизношение звуков «р», «л» изолированно, в словах и фразах.
Задачи:
Образовательные:
• Продолжать учить вычленять из текста слова, содержащие заданный звук.
• Упражнять в отчетливом произношении звуков «р», «л» изолированно, в словах и фразах.
Развивающая: продолжать развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание.
Воспитательная: продолжать воспитывать умение слушать друг друга, отвечать на вопросы не перебивая друг друга.
Планируемый результат: дети умеют вычленять из текста слова, содержащие заданный звук, отчетливо произносят звуки «р», «л» изолированно, в словах и фразах.
Пространственно-временной ресурс: 25 мин
Оборудование: картинки - иллюстрации к заданиям; аудио-запись звук ракеты: карточки для анализа слов, иллюстрации для составления предложений.
Содержание
Этапы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей (их действия) |
1. Вводно-организационный этап Задачи: Вызвать интерес к предстоящему занятию. | Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в мир звуков (заставка на экране интерактивной доски). А на чем же мы можем путешествовать? Правильно ребята. Мы полетим на ракете. Ребята, а как работает мотор у ракеты? Правильно, двигатель у ракеты работает так: Р-р-р-р-р-р. Но для того чтобы правильно произнести звук мотора, мы должны разбудить свой язычок и немного с ним поиграть. | ответы детей |
2. Основной этап. Задачи: закрепить правильное звукопроизношение звуков «р», «л» изолированно, в словах и фразах. Продолжать учить вычленять из текста слова, содержащие заданный звук. Упражнять в отчетливом произношении слов и фраз. | Зарядка для языка Язычок сидел в своем домике. И решил он помыть потолок в домике. А потом помыл стены домика. Открыл дверь и вышел погулять, посмотрел в одну сторону, а затем в другую. Посмотрел вверх и увидел ракету. Язычку очень захотелось научиться петь песенку ракеты Чтобы правильно пропеть песенку ракеты вам нужно кончик языка поднять к небу, но не дотронуться до него и… начать петь песенку ракеты Р-р-р-р-р-р. Молодцы, ребята. Вы старались спеть песенку ракеты. Теперь, Тася, ты спой нам песенку ракеты. Молодец Тася, а теперь, нам споет песенку ракеты, Илья. Правильно, молодец Илья. Ребята, нам удалось спеть песенку ракеты. Теперь давайте заведем свои моторы у ракеты (Молодцы, моторчики все завели. Теперь можно отправится в путешествие… Закройте глаза, и представьте, что вы летите в космос на ракете. Аудио запись «Звук ракеты» Ребята, открывайте глаза. Мы с вами отправились в путешествие, но наша ракета совсем немного пролетела и остановилась. Чтобы она дальше полетела, нам надо выполнить задание. Готовы? 1. Задание: «Назвать слова со звуком Р» (Расскажу, секрету, построили, ракету, коробок, штор, забрались, гурьбой, бутерброды, придется, мотор, раз, Марс) Расскажу вам по секрету: Мы построили ракету Из коробок, стульев, штор, Забрались гурьбой под стол, Взяли сок и бутерброды, Вдруг лететь придется... годы? Завели мотор и... р-р-раз... Полетели мы на Марс. Молодцы ребята, с этим заданием все правильно справились. Заводим свои моторчики (Р-р-р-р-) Закрываем глазки… (аудио - запись звук ракеты) Ребята, наша ракета снова остановилась. Ребята, на нашей планете много водоемов, рек, морей, а по ним плывут пароходы. Хотите побывать капитанами. Тогда пройдем к столам. Рассаживайтесь удобно. Ребята, надо вспомнить песенку парохода. Давайте вспомним как работает пароход, когда плывет? Чтобы правильно произнести этот звук, мы должны кончиком языка сильно надавить на передние верхние зубы или на альвеолы, и начинает гудеть, как пароход. И произнести звук. Дети, давайте споем вместе песенку парохода: «Л-л-л» и покажем, как пароход плывет к океану. 2. Игра «Пароходы плывут к океану» Воспитатель раздает картинки с картой, и дети показывают, как плывет пароход. Катя, как твой пароход плывёт. А теперь, Миша, как твой пароход плывёт. Молодцы, ребята. Все пароходы теперь плывут по океану. А на пароходе мы с вами поиграем. Физкультминутка: От зеленого причала оттолкнулся пароход (прыжок вперед) Он шагнул назад сначала (шаг назад) А потом шагнул вперед (шаг вперед) А потом назад, вперед, Назад, вперед,(ходьба вперед, назад) Развернулся (поворот) И поплыл, поплыл по речке (ноги на ширине плеч, делаем волнообразные движения руками) Набирая полный ход (бег на месте) А теперь на нашу ракету…(аудио-запись звук ракеты) Теперь мы можем продолжить свое полет. Давайте сядем на наши стульчики, заведем наши двигатели и отправимся в путь. Ребята, у нас снова остановка. Что же нам надо сделать, чтобы ракета полетела дальше? Ребята, а выполнить вы должны такое задание: 3. Игра «Повтори правильно» Я буду проговаривать чистоговорки, а вы будете повторят [р]: Ря-ря-ря - синие моря. Д: Ря-ря-ря - синие моря. В: Ля-ля-ля - большие тополя. Д: Ля-ля-ля - большие тополя. В: Ри-ри-ри - горят фонари. Д: Ри-ри-ри - горят фонари. В: Ли-ли-ли - мы улицу мели. Д: Ли-ли-ли - мы улицу мели. В: Ра-ра-ра - высокая гора. Д: Ра-ра-ра - высокая гора. В: Ла-ла-ла - звенят колокола. Д: Ла-ла-ла звенят колокола (Индивидуальное и хоровое повторение). Молодцы, ребята. 4. Игра «Не ошибись». Дети, давайте поиграем еще в одну игру «Не ошибись». Дети, я вам буду говорить слова, а вы будете их проговаривать за мной, если в слове есть звук Л вы покажите плывущий пароход, а если звук Р вы покажите ракету. (Воспитатель называет слова: роза, ракета, лампочка, ромашка, ласточка, робот, шляпа, игла, полы, мотор, морковь, стол.) . А теперь ребята, я вам раздам картинки, а вы должны определить в какой части слова стоит звук Р или Л вначале, в середине или в конце слова. (раздаю детям картинки: лошадь, слон, крокодил, рысь, барсук, зубр и карточки с фишками) Молодцы, ребята. Отправляемся дальше. Давайте, заведем свои двигатель у ракет (язычок подняли к верхним альвеолам) И снова остановилась наша ракета. Ребята, мы должны быть особенно внимательными, это последнее задание. 5. Составление предложений по индивидуальным сюжетным картинкам Вам надо придумать предложение по картинке (показ картинок) со звуками «р» и «л». Воспитатель спрашивает по одной картинке, несколько вариантов ответа. Молодцы ребята. И теперь последнее здание 6. Игра «Каждой картинке своя буква» Ребята, вам нужно эти картинки разделить, по наличию в них звука Р и Л. А теперь ребята, нам надо возвращаться в д/с. Заводим наши моторчики. (звук ракеты) | дети повторяют за воспитателем «Р-р-р». «Р-р-р». Выполняют задание, отвечают на вопросы Произносят звук Л-л-л-л Выполняют упражнения согласно тексту Р-р-р-р-р. (звук ракеты) Дети повторяют за воспитателем Дети по звуку Л. показывают плывущий пароход, а если звук Р, показывают ракету Дети определяют в какой части слова стоит звук Р или Л вначале, в середине или в конце слова. Р-р-р-р-р. Дети придумывают предложение по картинке со звуками «р» и «л». Дети разделяют картинки по наличию в них звука Р и Л. |
3. Заключительный этап Задачи: Подвести итоги занятия | Мы подлетаем к Земле. Я вижу на космодроме много людей. Это журналисты, фотокорреспонденты. Они хотят взять у вас интервью. Д/игра «Вопросы - ответы» • Какие у вас были задания? • Какое задание вам больше всего понравилось? • Какие звуки вы сегодня проговаривали? • Как поется песенка парохода? • А как поется песенка ракеты? • Вам понравилось сегодняшнее путешествие? Спасибо вам, ребята. Вы молодцы! | Отвечают на вопросы Журналисты (на экране изображены) берут интервью у детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей по развитию речи; артикуляционная гимнастика; воспитание звуковой культуры речи у дошкольников
1.Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллек...
Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников.
Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников....
Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников
семинар «ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ» Выступление на тему: «Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников»...
«Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников старшей и подготовительной к школе групп»
Недостатки речевого развития становятся одной из причин школьной неуспеваемости. Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все ст...
«Воспитание звуковой культуры речи старших дошкольников вне занятий».
Обобщение опыта работы по теме: «Воспитание звуковой культуры речи старших дошкольников вне занятий»....
Технологическая карта занятия по формированию звуковой культуры речи
занятие направлено на формирование звуковой культуры речи (произношение звука [у])....
технологическая карта по речевому развитию "Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с."
конспект технологической карты по звуковой культуре речи . дифференциация звуков з – с....