Конспект занятия с применением ИКТ по развитию речи в старшей группе на тему «Осень»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект занятия с применением ИКТ по развитию речи в старшей группе на тему «Осень»

                                                                                                        Воспитатель: Санталова О.И.

 

Задачи:

Образовательные:

  • обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках
  • уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме
  • закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека
  • Развивающие :
  • развивать внимание, память
  • улучшать общую моторику и координацию движений
  • развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы

 

Речевые:

  • отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений
  • активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, рябина, лиловый, золотой, багряный; перелетные, зимующие.
  • обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные

 

Воспитательные:

  • воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы
  • воспитывать чувство любви к родной природе
  • воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным

 

Дидактический материал: кукла Петрушка, иллюстрации и картины с изображением осенних пейзажей, осенних работ, изменений в животном мире; предметные картинки по теме «деревья», «птицы; листочки с дидактическим упражнением «Вершки-корешки» на каждого ребенка, цветные карандаши; дидактические игры: «Времена года», «Животный мир», «С какого дерева листок», «Назови листок»

 

Предварительная работа:

Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, печатанье осенних листьев. Рисование на тему «Золотая осень»; дидактические игры.

Методы и приемы, использованные на занятии:

  • информационно – рецептивный метод,
  • словесный метод,
  • наглядный метод,
  • практический метод,
  • игровой метод.
  •  

Ход занятия.

Звучит классическая музыка. П. И. Чайковский «Осень». (Занятие начинается в познавательном уголке рядом с выставкой детских рисунков и поделок из природного материала.)

 

Воспитатель:

 

Ребята, отгадайте загадку:

Он с бубенчиком в руке,

В сине – красном колпаке.

Он веселая игрушка,

А зовут его… Петрушка

 

Сегодня к нам в гости пришёл Петрушка, и мы ему расскажем, что мы знаем про осень. - Ну, что, ребята, расскажете? Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор П. И. Чайковский так и назвал: «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени все самое важное, красивое и интересное. Думаю, вам есть, что рассказать. (Дети проходят за столы)

Чтобы не запутаться, предлагаю всем подумать: о чем бы вы хотели рассказать нашему гостю? О чем будем говорить сначала? Потом? Вам помогут схемы-подсказки. 

 

Неживая природа

Растительный мир

Животный мир

 

Неживая природа осенью.

- Когда приходит осень?

- Какие осенние месяцы вы знаете?

- Что мы относим к неживой природе? (К неживой природе мы относим явления природы, такие как осадки, облачность, ветер, долгота дня, погода.) 

- Назовите признаки осени в неживой природе?

- Подробнее, расскажите, каким становится день? (Осенью день становится короче, а ночь – длиннее)

- Почему погода становится прохладной? (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной) –

- Какие осадки характерны для осени? (Чаще идут дожди, поздней осенью, в октябре у нас на Севере, даже выпадает снег.)

- Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни? (По утрам бывает туман или заморозки иногда лужи, покрытые тонкой корочкой льда).

 

Воспитатель: Ребята, что – то Петрушка у нас заскучал?

Да, Петрушка! Осень – унылая, но разноцветная пора.

Знаменитый русский поэт - А. С. Пушкин написал про осень много стихотворений.

 

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы…

 

Ребята! А чтобы не было скучно Петрушке, мы с вами поиграем.

Дидактическая игра «С какого дерева листок?

Я показываю дерево, а вы называете какой листочек.

 

дуб – дубовый 

клён – кленовый 

осина – осиновый 

рябина – рябиновый 

берёза – берёзовый 

 

Молодцы! Правильно и дальше мы с вами будем говорить о растительном мире осенью.

 

Растительный мир осенью 

- Продолжаем наш рассказ. О чем будем говорить теперь? (мы будем говорить о растениях.)

- Что мы относим к растительному миру? (К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы, цветы, грибы.)

- Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему? (Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не достаточно листья меняют свой цвет и начинается листопад.)

- Что же меняется в жизни трав и цветов? (Трава пожухла, засохла, потому что стало холодно и не хватает солнечного света.)

 

Динамическая пауза:

Ветер северный подул

(руки вверх, покачать ими)

С-С-С все листочки с липы сдул

(с-с-с)

Полетели, закружились и на землю опустились.

(Покружиться и присесть на корточки)

Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – 2 раза,

(стучать кулачками)

Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил.

(Топать ногами)

Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил,

(плавные движения вперед-назад кистями)

Одеялом их накрыл.

 

Животный мир осенью

- Вот и дошла очередь до животного мира, очень богатого и разнообразного. (смена картин) 

- Кого мы относим к животному миру? (К животному миру мы относим зверей, птиц, насекомых, земноводных.)

- Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.)

- Даниил, ты хочешь что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют : меняют летние шубки на зимние, более теплые.)

- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.)

- что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.)

- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными.)

- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.)

- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком, и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.)

- Верно. Такие птицы называются оседлыми. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.

 

Дидактическая игра «Улетают – не улетают»

Дети встают около стульчиков.

Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.

Ворона, грач, галка, голубь, ласточка, воробей, утка, скворец.

- Молодцы! Очень внимательны.

Петрушка: «Отгадайте загадку!»

Болтлива птичка - спору нет,

Расскажет новость и секрет!

Красива с виду, белобока

Кто? – Длиннохвостая (ответы)

Эта птица перелётная или зимующая?

 

Рефлексия:

- Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили (об осени, растительном и животном ми ре осенью, о неживой природе осенью)

Если вам занятие сегодня понравилось, вы не испытали трудностей в выполнении заданий, то возьмите со стола листочки красного цвета. А если у вас возникли какие то трудности возьмите листочки желтого цвета. И мы с вами выйдем в центр группы и устроим листопад

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия с применением ИКТ по развитию речи в старшей группе на тему «Осень»

                                                                             Воспитатель: Санталова О.И.

Задачи:

Образовательные:

  • обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках
  • уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме
  • закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека
  • Развивающие :
  • развивать внимание, память
  • улучшать общую моторику и координацию движений
  • развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы

Речевые:

  • отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений
  • активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, рябина, лиловый, золотой, багряный; перелетные, зимующие.
  • обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные

Воспитательные:

  • воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы
  • воспитывать чувство любви к родной природе
  • воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным

Дидактический материал: кукла Петрушка, иллюстрации и картины с изображением осенних пейзажей, осенних работ, изменений в животном мире; предметные картинки по теме «деревья», «птицы; листочки с дидактическим упражнением «Вершки-корешки» на каждого ребенка, цветные карандаши; дидактические игры: «Времена года», «Животный мир», «С какого дерева листок», «Назови листок»

Предварительная работа:

Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, печатанье осенних листьев. Рисование на тему «Золотая осень»; дидактические игры.

Методы и приемы, использованные на занятии:

  • информационно – рецептивный метод,
  • словесный метод,
  • наглядный метод,
  • практический метод,
  • игровой метод.

Ход занятия.

Звучит классическая музыка. П. И. Чайковский «Осень». (Занятие начинается в познавательном уголке рядом с выставкой детских рисунков и поделок из природного материала.)

Воспитатель:

Ребята, отгадайте загадку:

Он с бубенчиком в руке,

В сине – красном колпаке.

Он веселая игрушка,

А зовут его… Петрушка

Сегодня к нам в гости пришёл Петрушка, и мы ему расскажем, что мы знаем про осень. - Ну, что, ребята, расскажете? Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор П. И. Чайковский так и назвал: «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени все самое важное, красивое и интересное. Думаю, вам есть, что рассказать. (Дети проходят за столы)

Чтобы не запутаться, предлагаю всем подумать: о чем бы вы хотели рассказать нашему гостю? О чем будем говорить сначала? Потом? Вам помогут схемы-подсказки. 

Неживая природа

Растительный мир

Животный мир

Неживая природа осенью.

- Когда приходит осень?

- Какие осенние месяцы вы знаете?

- Что мы относим к неживой природе? (К неживой природе мы относим явления природы, такие как осадки, облачность, ветер, долгота дня, погода.) 

- Назовите признаки осени в неживой природе?

- Подробнее, расскажите, каким становится день? (Осенью день становится короче, а ночь – длиннее)

- Почему погода становится прохладной? (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной) –

- Какие осадки характерны для осени? (Чаще идут дожди, поздней осенью, в октябре у нас на Севере, даже выпадает снег.)

- Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни? (По утрам бывает туман или заморозки иногда лужи, покрытые тонкой корочкой льда).

Воспитатель: Ребята, что – то Петрушка у нас заскучал?

Да, Петрушка! Осень – унылая, но разноцветная пора.

Знаменитый русский поэт - А. С. Пушкин написал про осень много стихотворений.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы…

Ребята! А чтобы не было скучно Петрушке, мы с вами поиграем.

Дидактическая игра «С какого дерева листок?

Я показываю дерево, а вы называете какой листочек.

дуб – дубовый 

клён – кленовый 

осина – осиновый 

рябина – рябиновый 

берёза – берёзовый 

Молодцы! Правильно и дальше мы с вами будем говорить о растительном мире осенью.

Растительный мир осенью 

- Продолжаем наш рассказ. О чем будем говорить теперь? (мы будем говорить о растениях.)

- Что мы относим к растительному миру? (К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы, цветы, грибы.)

- Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему? (Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не достаточно листья меняют свой цвет и начинается листопад.)

- Что же меняется в жизни трав и цветов? (Трава пожухла, засохла, потому что стало холодно и не хватает солнечного света.)

Динамическая пауза:

Ветер северный подул

(руки вверх, покачать ими)

С-С-С все листочки с липы сдул

(с-с-с)

Полетели, закружились и на землю опустились.

(Покружиться и присесть на корточки)

Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – 2 раза,

(стучать кулачками)

Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил.

(Топать ногами)

Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил,

(плавные движения вперед-назад кистями)

Одеялом их накрыл.

Животный мир осенью

- Вот и дошла очередь до животного мира, очень богатого и разнообразного. (смена картин) 

- Кого мы относим к животному миру? (К животному миру мы относим зверей, птиц, насекомых, земноводных.)

- Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.)

- Даниил, ты хочешь что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют : меняют летние шубки на зимние, более теплые.)

- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.)

- что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.)

- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными.)

- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.)

- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком, и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.)

- Верно. Такие птицы называются оседлыми. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.

Дидактическая игра «Улетают – не улетают»

Дети встают около стульчиков.

Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.

Ворона, грач, галка, голубь, ласточка, воробей, утка, скворец.

- Молодцы! Очень внимательны.

Петрушка: «Отгадайте загадку!»

Болтлива птичка - спору нет,

Расскажет новость и секрет!

Красива с виду, белобока

Кто? – Длиннохвостая (ответы)

Эта птица перелётная или зимующая?

Рефлексия:

- Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили (об осени, растительном и животном ми ре осенью, о неживой природе осенью)

Если вам занятие сегодня понравилось, вы не испытали трудностей в выполнении заданий, то возьмите со стола листочки красного цвета. А если у вас возникли какие то трудности возьмите листочки желтого цвета. И мы с вами выйдем в центр группы и устроим листопад


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с применением ИКТ по развитию речи в старшей группе «Осень»

Данный материал служит для  обобщения знаний детей о времени года осени...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе По теме: «Осень золотая»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группеПо теме: «Осень золотая»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «ОСЕНЬ»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме "Осень" (презентация)...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «ОСЕНЬ».

Конспект занятия   по развитию речи способствует обобщению знаний детей по теме " Осень"...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Осень" с использованием кубика Блума

Занятие по развитию речи в старшей группе по развитию речи на тему: "Осень" с использованием кубику Блума, проведено в рамказ взаимопосещения, согласно годовому плану работы....