Конспект НОД с применением ИКТ по развитию речи в старшей группе «Осень»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Данный материал служит для обобщения знаний детей о времени года осени
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_v_starshey_gruppe_po_teme_osen.docx | 18.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД с применением ИКТ по развитию речи в старшей группе «Осень»
Задачи:
Образовательные:
• обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках
• уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме
• закрепить представления детей о связи живой и неживой природы
Развивающие: в осенний период, об осенних хлопотах человека
• развивать внимание, память, мышление
• улучшать общую моторику и координацию движений
• развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы
Речевые:
• отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений
• активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, рябина, лиловый, золотой, багряный; перелетные, зимующие
• обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные
Воспитательные:
• воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы
• воспитывать чувство любви к родной природе
• воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным
Предварительная работа:
Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, печатанье осенних листьев. Рисование на тему «Золотая осень»; дидактические игры.
Методы и приемы, использованные на занятии:
• информационно – рецептивный метод,
• словесный метод,
• наглядный метод,
• практический метод,
• игровой метод.
Ход занятия.
Звучит классическая музыка. П. И. Чайковский «Осень».
Воспитатель: Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас. Давайте друг друга поприветствуем улыбкой. А теперь послушайте, я прочитаю вам стихотворение:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года как зовется?
Дети: Осень
- Правильно отгадали, осень. Сегодня мы с вами поговорим об осени. Садитесь на свои места. (Дети садятся полукругом на заранее приготовленные места)
- Когда приходит осень?
- Какие осенние месяцы вы знаете?
- Что происходит осенью в природе? (3 слайд)
-Подробнее, расскажите, каким становится день? (Осенью день становится короче, а ночь – длиннее.
- Почему погода становится прохладной? (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной) - Какие осадки характерны для осени? (Чаще идут дожди, поздней осенью, даже выпадает снег.)
- Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни? (По утрам бывает туман или заморозки иногда лужи, покрытые тонкой корочкой льда).
Игра «Погода осенью» (игра с мячом)
«Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать». Кому я дам мяч, тот должен ответить на мой вопрос: какая бывает погода осенью?
Когда идет дождь - дождливая.
Когда дует ветер – ветреная
Когда светит солнце - солнечная
Холодно - холодная
Пасмурно - пасмурная
Сыро - сырая
Хмуро - хмурая
Ясно – ясная.
Воспитатель: Знаменитый русский поэт - А. С. Пушкин написал про осень много стихотворений.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы…
Ребята! А чтобы не было скучно мы с вами поиграем.
Дидактическая игра «С какого дерева листок?
Я показываю дерево, а вы называете какой листочек.
дуб – дубовый (4 слайд)
клён – кленовый (5 слайд)
осина – осиновый (6 слайд)
рябина – рябиновый (7 слайд)
берёза – берёзовый (8 слайд)
Молодцы! Правильно и дальше мы с вами будем говорить о растительном мире осенью.
Растительный мир осенью (9 слайд)
- Продолжаем наш рассказ. О чем будем говорить теперь? (мы будем говорить о растениях.)
- Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему? (Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не недостаточно ,листья меняют свой цвет и начинается листопад.) (10 слайд)
- Что же меняется в жизни трав и цветов? (Трава пожухла, засохла, потому что стало холодно и не хватает солнечного света.)
Физминутка:
Ветер северный подул
(руки вверх, покачать ими)
С-С-С все листочки с липы сдул
(с-с-с)
Полетели, закружились и на землю опустились.
(Покружиться и присесть на корточки)
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – 2 раза,
(стучать кулачками)
Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил.
(Топать ногами)
Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил,
(плавные движения вперед-назад кистями)
Одеялом их накрыл.
- Вот и дошла очередь до животного мира, очень богатого и разнообразного. (смена картин) Слайд 11
- Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.) (Слайд 12, 13, 14)
- (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые.)
- Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.)(Слайд 15)
- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными.)
- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.)(Слайд 16)
- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком, и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.)
- Верно. Такие птицы называются зимующими. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.
Дидактическая игра «Улетают – не улетают»
Дети встают около стульчиков.
Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.
Ворона, грач, галка, голубь, ласточка, воробей, утка, скворец.
- Молодцы! Очень внимательны.
Игра !Да-нет"
- Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?
- Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили (об осени, растительном и животном мире осенью, о неживой природе осенью)
Если вам занятие сегодня понравилось, вы не испытали трудностей в выполнении заданий, то возьмите со стола листочки красного цвета. А если у вас возникли какие- то трудности, возьмите листочки желтого цвета. И мы с вами выйдем в центр группы и устроим листопад (Слайд 10)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе " Осенний урожай ".
Занятие по развитию речи в старшей группе....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Осень золотая»
Цель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе Задачи: 1. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; 2. Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимна...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Осенний Этюд"
Открытое занятие по развитию речи проводилось с детьми 5 лет с общим недоразвитием речи (первый год обучения). Основная цель- закрепление изученного материала об осени, развитие связной речи дет...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Осень»
Цель: Расширять знания детей об осени и осенних явлениях природы. Задачи:1. Формирование представлений о периодах осени и их характерных признаках.2. По...
Конспект по развитию речи в старшей группе «Осень наступила»
обучение детей составлению рассказа из личного опыта....
Конспект образовательной деятельности занятия по развитию речи в старшей группе "Осень в гости к нам пришла"
Данный конспект составлен для детей старшего дошкольного возраста, где показано, как обучить ребят составлять небольшие рассказы об осеннем времени года с помощью мнемотаблиц, а так же запоминании и р...
Конспект занятия с применением ИКТ по развитию речи в старшей группе на тему «Осень»
Конспект занятия с применением ИКТ по развитию речи в старшей группе на тему «Осень» ...