Конспект НОД с применением ИКТ по развитию речи в старшей группе «Осень»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Торкай Анна Николаевна

Данный материал служит для  обобщения знаний детей о времени года осени

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_starshey_gruppe_po_teme_osen.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект   НОД с применением ИКТ по развитию речи в старшей группе «Осень»

Задачи:

Образовательные:
• обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках
• уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме
• закрепить представления детей о связи живой и неживой природы

Развивающие: в осенний период, об осенних хлопотах человека
• развивать внимание, память, мышление
• улучшать общую моторику и координацию движений
• развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы

Речевые:
• отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений
• активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, рябина, лиловый, золотой, багряный; перелетные, зимующие
• обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные

Воспитательные:
• воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы
• воспитывать чувство любви к родной природе
• воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным

 Предварительная работа:
Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, печатанье осенних листьев. Рисование на тему 
«Золотая осень»; дидактические игры.

Методы и приемы, использованные на занятии:
• информационно – рецептивный метод,
• словесный метод,
• наглядный метод,
• практический метод,
• игровой метод.

                                       Ход занятия.

Звучит классическая музыка. П. И. Чайковский «Осень».  

Воспитатель: Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас. Давайте друг друга поприветствуем улыбкой. А теперь послушайте, я прочитаю вам стихотворение:

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года как зовется?

Дети: Осень

 - Правильно отгадали, осень. Сегодня мы с вами поговорим об осени. Садитесь на свои места. (Дети садятся полукругом на заранее приготовленные места)
- Когда приходит осень?
- Какие осенние месяцы вы знаете?
-  Что происходит  осенью  в   природе?
 (3 слайд)
-Подробнее, расскажите, каким становится день? (Осенью день становится короче, а ночь – длиннее.
- Почему погода становится прохладной? (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной) - Какие осадки характерны для осени? (Чаще идут дожди, поздней осенью,   даже выпадает снег.)
- Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни? (По утрам бывает туман или заморозки иногда лужи, покрытые тонкой корочкой льда).

Игра 
«Погода осенью» (игра с мячом)
«Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать». Кому я дам мяч, тот должен ответить на мой вопрос: какая бывает погода осенью?

Когда идет дождь - дождливая.

Когда дует ветер – ветреная

Когда светит солнце - солнечная

Холодно - холодная

Пасмурно - пасмурная

Сыро - сырая

Хмуро - хмурая

Ясно – ясная.
Воспитатель:  Знаменитый русский поэт - А. С. Пушкин написал про осень много стихотворений.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы…

Ребята! А чтобы не было скучно мы с вами поиграем.

Дидактическая игра «С какого дерева листок?
Я показываю дерево, а вы называете какой листочек.
дуб – дубовый 
(4 слайд)
клён – кленовый 
(5 слайд)
осина – осиновый 
(6 слайд)
рябина – рябиновый 
(7 слайд)
берёза – берёзовый 
(8 слайд)

Молодцы! Правильно и дальше мы с вами будем говорить о растительном мире осенью.

Растительный мир осенью (9 слайд)

- Продолжаем наш рассказ. О чем будем говорить теперь? (мы будем говорить о растениях.)

 - Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему? (Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не недостаточно ,листья меняют свой цвет и начинается листопад.) (10 слайд)

- Что же меняется в жизни трав и цветов? (Трава пожухла, засохла, потому что стало холодно и не хватает солнечного света.)

 Физминутка:

Ветер северный подул
(руки вверх, покачать ими)
С-С-С все листочки с липы сдул
(с-с-с)
Полетели, закружились и на землю опустились.
(Покружиться и присесть на корточки)
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – 2 раза,
(стучать кулачками)
Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил.
(Топать ногами)
Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил,
(плавные движения вперед-назад кистями)
Одеялом их накрыл.

 - Вот и дошла очередь до животного мира, очень богатого и разнообразного. (смена картин) Слайд 11

 - Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.) (Слайд 12, 13, 14)

-   (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые.)

- Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.)(Слайд 15)

- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными.)

- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.)(Слайд 16)

- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком, и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.)

- Верно. Такие птицы называются  зимующими. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.

Дидактическая игра «Улетают – не улетают»

Дети встают около стульчиков.

Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.

Ворона, грач, галка, голубь, ласточка, воробей, утка, скворец.

- Молодцы! Очень внимательны.

  Игра !Да-нет"

- Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?

- Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили (об осени, растительном и животном мире осенью, о неживой природе осенью)

Если вам занятие сегодня понравилось, вы не испытали трудностей в выполнении заданий, то возьмите со стола листочки красного цвета. А если у вас возникли какие- то трудности, возьмите листочки желтого цвета. И мы с вами выйдем в центр группы и устроим листопад (Слайд 10)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе " Осенний урожай ".

Занятие по развитию речи в старшей группе....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Осень золотая»

Цель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе Задачи: 1. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; 2. Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимна...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Осенний Этюд"

Открытое занятие по развитию речи проводилось с детьми 5 лет с общим недоразвитием речи  (первый год обучения). Основная цель- закрепление изученного материала об осени, развитие связной речи дет...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Осень»

Цель: Расширять знания детей об осени и осенних явлениях природы. Задачи:1.     Формирование представлений о периодах осени и их характерных признаках.2.     По...

Конспект по развитию речи в старшей группе «Осень наступила»

обучение детей составлению рассказа из личного опыта....

Конспект образовательной деятельности занятия по развитию речи в старшей группе "Осень в гости к нам пришла"

Данный конспект составлен для детей старшего дошкольного возраста, где показано, как обучить ребят составлять небольшие рассказы об осеннем времени года с помощью мнемотаблиц, а так же запоминании и р...

Конспект занятия с применением ИКТ по развитию речи в старшей группе на тему «Осень»

Конспект занятия с применением ИКТ по развитию речи в старшей группе на тему «Осень»                            ...