Статья Развивающий диалог
статья по развитию речи (старшая группа)

статья посвящена новой технологии «Развивающий диалог». Раскрываются задачи, структура развивающего диалога. Описываются этапы обучения дошкольников развивающему диалогу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvivayushchiy_dialog.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающий диалог как инструмент развития познавательных способностей дошкольников 4-7 лет.

Ястремская Татьяна Васильевна

Воспитатель

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 129

Аннотация: статья посвящена новой технологии «Развивающий диалог». Раскрываются задачи, структура развивающего диалога. Описываются этапы обучения дошкольников развивающему диалогу.

Ключевые слова: развивающий диалог, общение, познавательные способности детей, совместная деятельность, проблемная ситуация.

В период пандемии ребёнок оказался предоставлен самому себе, ничем не занятый и отчуждённый от родителей. Он пребывал в состоянии стресса и подавленности. Жизнь в замкнутом пространстве привела ребёнка к потере интереса к окружающему миру. Но как вернуть «почемучек» к яркой, интересной и весёлой жизни, которая была до пандемии? Ведь дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом.
И тут на помощь воспитателям приходят нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. И одной из таких технологий является технология «Развивающий диалог».
В диалоге воспитатель не является тем, кто обучает. Развивающий диалог основан на свободном общении, дети предстают, как равноправные участники, как со-беседники, со-трудники. Ребёнок и взрослый находятся в динамичной позиции («ищу, пробую, не удовлетворяюсь, продолжаю поиск»)
Таким образом, основная цель развивающего диалога — помочь развитию познавательных способностей детей.
Существуют несколько задач развивающего диалога:

  • Развивать умения понимать разнообразные инициативные обращения (сообщение, вопросы, побуждения);
  • Учить детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях; задавать вопросы; побуждать партнѐра по общению к совместной деятельности;
  • Формировать у детей умение пользоваться интонацией, мимикой, жестами;
  • Развивать умение следовать правилам ведения диалога.

Умение общаться – это когда дети умеют выстраивать отношения друг с другом, они могут видеть себя через проекцию друг друга, могут понимать другого через проекцию другого. Именно так важно развивать детское общение. И может это сделать взрослый в рамках образовательной программы или образовательного процесса. Получается, что диалог- это прекрасное средство, которое помогает развивать не только познавательные способности детей дошкольного возраста, но и так же выстраивать общение между ними. Почему же так происходит? Диалог – это ситуация, где люди вместе обсуждают интересную для всех участников проблему. Именно поэтому интересная для всех участников проблема или тема, она уже является тем полем, внутри которого можно выстраивать взаимоотношения и общаться. Для того, чтобы диалог состоялся, очень важно соблюдать структуру. А именно, это должен быть ВОПРОС – ОТВЕТ – АРГУМЕНТАЦИЯ – ВОЗРАЖЕНИЕ. То есть, чем отличается диалог от тех занятий, которые мы привыкли видеть в детском саду? Занятия построены таким образом, что воспитатель действует поэтапно с помощью трех шагов. Первый этап – это донесение какой- то новой информации до детей. Второй этап – закрепление этой информации с помощью различных упражнений или педагогических способов. Третий этап – воспитатель проводит диагностику для того, чтобы понять на сколько дети освоили или не освоили тот новый материал, который был первоначально им предложен. Так вот здесь, если мы говорим про диалог, здесь нет привнесения нового материала, а значит нет и таких вопросов, на которые нужен однозначный ответ, то есть вопрос должен быть более глубоким, более содержательным, вокруг которого можно развить несколько идей и аргументировать свои позиции.

Почему заяц меняет зимой шубку на белую? (почему тогда не становится белыми волк и лиса?)  Что будет, если сосульку положить в варежку? А, если занести в нашу группу и положить на окно?  Зачем взрослые ходят на работу? Что было бы, если они сидели бы дома?

Что дает диалог?

Я могу быть услышан и мое мнение важно – голос ребенка ( именно в диалоге каждый ребенок может высказаться, быть услышанным) – здесь есть и обратная сторона, благодаря которой мы и говорим, что диалог это хорошая форма для развития общения – а именно я могу услышать другого и именно здесь ребенок начинает преодолевать свой эгоцентризм. Преодоление эгоцентризма – это возможность обнаружить чувства, мысли, эмоции другого человека и как-то к нему отнестись. А также мы говорим, что не только общение развивается в диалоге, но и мышление, то есть познавательные способности. В диалоге можно развивать идеи, то есть мышление вслух. Поэтому форма диалога является хорошим инструментом, таким целостным способом развития многих образовательных результатов.

Какие же существуют правила построения диалога, то есть без чего диалог не получится? Это доверие и интерес к детям ( не ждать от детей определенных ответов, возможно на некоторые вопросы ты сам не знаешь ответ) Опора на конкретный чувственный опыт и текущие события в группе (разнообразие этого опыта, возможность получить его прямо сейчас). Фиксация детских решений и предъявление их группе (структуризация дискуссии и важность каждой идеи). Обращение детей к друг другу в ходе диалога (У кого есть вопрос? У кого ты хочешь спросить? Кто согласен с..? Кто не согласен с…? Кто готов возразить?) Это та уникальная вещь, благодаря которой мы можем говорить, что эта технология хорошо развивает общение между сверстниками. Не только между взрослым и ребенком, но и между сверстниками, что является так же очень важным в развитии детей.

Обучение детей началам развивающего диалога включает в себя несколько этапов:

  1. создание проблемных ситуаций;
  2. постановка проблемных вопросов;
  3. работа с правилами;
  4. круги доверия (работа в парах, мини группах).

 В ходе создания проблемных ситуаций главным является введение детей в проблемно-противоречивую ситуацию, которая симулирует дошкольников выдвигать свои версии и обосновывать их, искать новые доказательства.

Существует алгоритм ведения проблемных ситуаций:

  • Задаётся проблемный вопрос? ( Как вы думаете? Как вы считаете?)
  • Выдвигаются версии детей с обоснованием;
  • Педагог приводит контраргументы (противоположное мнение) для каждой версии
  • Возвращаются к проблемному вопросу( ситуации) и обосновывают сосуществование двух версий.

В ходе этого этапа педагог фиксирует мнения детей (ЗА и ПРОТИВ) для наблюдения за мыслительными действиями дошкольников. Ведь каждый ребёнок со своим диалектическим мышлением.

Следующий этап — проблемные вопросы. Любознательным и общительным можно считать только того, кто хочет и может задавать вопросы. 

Существуют вопросы следующего характера:

  • Субъективный (Что вы думаете об этом?)
  • Уточняющий (Верно ли?)
  • Почемучкин (Объясните, почему?)
  • Оценочный (Что хорошего? Что плохого? В чём различие?)
  • Воображаемый (Что было бы если? Предположите, что будет, если)

Ещё одним из этапов развивающего диалога является работа с правилами. Ведение диалога не возможно без культурных норм, правил.
Правила возникают на основе разных ситуаций и обсуждаются с детьми. Дошкольники задают проблемные вопросы, высказывают свои мнения, и в ходе детских обсуждений рождается правило. Ребёнку предоставляется выбор в фиксации правил (пиктограмма, предметная картинка в цвете и т.д).
Созданное правило помещается на файерволл(стену) правил и вопросов.
Таким образом, на основе правил, дети учатся рассуждать, доказывать, развивается самостоятельность и саморегуляция.
Ну и как ни сказать про круги доверия (утренний круг), которые направлены на взаимодействие детей друг с другом в процессе обмена информацией.
Технологию «Развивающий диалог» мы начинаем использовать с 4 лет. В возрасте 4-5 лет задаём «тонкие» вопросы (Кто? Что? Как звать? Когда?) На этом этапе речь дошкольника становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. В возрасте 5-6 лет дети устанавливают и поддерживают контакты с окружающими детьми. В этом возрасте дошкольников называют «почемучками» и поэтому вопрос Почему? используется в их речи чаще всего. Этот вопрос они задают, как взрослым, так и своим друзьям. Поэтому систематически используем круги доверия, которые помогают ребёнку задавать «толстые» вопросы, побуждают их к рассуждению, анализу, находят новые пути решения проблемных ситуаций. Осуществляем работу с правилами, где дети придумывают и закрепляют нормы и правила поведения.
Ну и как ни сказать о ролевой игре. В сюжетно-ролевой игре дошкольники играют вместе, коллективно. Примеряют на себя разные социальные роли, придумывают сюжет, самостоятельно выбирают атрибутику, предметы-заменители и, конечно же, общаются. И это происходит в возрасте 6-7 лет.
Таким образом, благодаря развивающему диалогу на основе наблюдения у дошкольников сформированы следующие компетентности:

  • Сформирован навык выдвижения новых идей и их аргументированию;
  • Ребёнок легко вступает в контакт с другими людьми;
  • Развито творческое мышление;
  • Развита самостоятельность и саморегуляция;
  • Сформировано умение задавать проблемные вопросы;
  • Развита способность к рефлексии.

Общение служит в качестве механизма объединения людей в группы и условия социализации личности. И чем разнообразнее и богаче общение человека с окружающими его людьми, тем успешнее осуществляется развитие его личности.

Существует  путь построения диалога (дискуссия вокруг альтернативы). 1.Проблемная ситуация, в которой нужно выбрать альтернативу (когда нужно решить либо А либо Б, например, хочется приносить игрушку в детский сад, но очень ребенок переживает, что игрушку могут сломать другие дети. Приносить ли игрушку или не приносить из дома.)

 2. определение какая альтернатива ближе Здесь есть две стороны либо да – приносить игрушку из дома, либо нет не приносить. После чего, каждый из детей должен определиться, поднять руку, если он за то, чтобы приносить игрушку из дома, а кто считает, что все таки игрушку не нужно приносить в детский сад – дети поднимают руку.)

 3.поиск аргументов за одну из альтернатив После этого идет поиск аргументов, те дети, которые поднимали руку за то, что игрушку да можно приносить в детский сад, можно их спросить, а почему ты так думаешь, кто может сказать почему стоит приносить игрушки в сад? Дети говорят какие-то идеи, ну, например, что хочется чтобы что-то было из дома или моя любимая игрушка, могут быть разные версии. Дальше воспитатель спрашивает, а кто за то, чтобы не приносить игрушку в сад? И тогда дети начинают аргументировать другую позицию, например, что игрушку сломают или я не захочу делиться, а если я не буду делиться , то со мной не будут дружить

4. И тогда после этого идет – поиск возражений за ту или иную альтернативу.  Например, если ребенок говорил, что да – нужно приносить игрушки в детский сад, потому что она моя любимая, а те кто против говорят – я готов возразить – а что, если она сломается и мне будет грустно, ведь это моя самая любимая игрушка. Такое может произойти при условии, если взрослый умеет обращать детей друг на друга, то есть показывать, что думает один ребенок, что думает другой ребенок, кто кому может возражать, а главное, чтобы дети соотносили что-то по отношению к друг другу.

Как правило такие дискуссии вокруг альтернативы решается следующим шагом – это решение проблемной ситуации. Например, как сделать так, чтобы можно было принести игрушку, но ее при этом не сломали и с тобой продолжали дружить? И здесь уже идет поле для развития познавательных способностей, в первую очередь мышление, а если касательно общения, то мы видим, что как раз, что обращение детей друг на друга и помогает детям выстраивать взаимоотношения или даже после решения проблемной ситуации появляются новые способы взаимоотношений между детьми, благодаря которым они могут выстраивать контакт, то есть они могут решать конфликтные ситуации. Решение конфликтных ситуаций и есть один из универсальных результатов коммуникативных способностей.

В диалоге рождается умение выдвигать идею, обосновывать своё суждение, возражать и принимать возражение. А именно это и есть мышление. В диалоге рождается умение думать.

Литература:

  • Н.П. Гришаева «Технологии эффективной социализации В ДОО» // изд. «Линка Пресс» 2020г.
  • Е.Е. Крашенинников «Развивающий диалог, как инструмент развития познавательных способностей» // изд. «Мозаика Синтез» 2020г.
  • О.А. Шиян «Современный детский сад» //изд. «Мозаика Синтез» 2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация развивающего диалога с дошкольниками посредством применения кейс-технологии»

Развивающий диалог в дошкольном образовании, его организация посредством применения кейс технологии...

Новая образовательная технология – «Развивающий диалог» в соответствии с ФГОС ДО и новой программой «От рождения до школы»

Презентация по теме "Новая образовательная технология – «Развивающий  диалог» в соответствии с ФГОС ДО и новой программой «От рождения до школы»  ...

«Развивающий диалог с ребенком, философская составляющая»

Мировая практика психологической помощи детям и их родителямпоказала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполнеразрешимы, если удаётся восстановить благоприятный стиль общенияв семье....

Консультация "Что такое развивающий диалог?"

Консультация для педагогов "Развивающий диалог"...

Развивающий диалог. Раздел: Социальное окружение. Тема: «Мы одинаковые или разные?»

Цель: создание условий для формирования представлений  об одновременном сохранении и изменении характеристик объекта в ходе его развития....

Технология «Развивающий диалог» Протокол развивающего диалога

Способствовать развитию творческого, продуктивного, диалектического мышления....