«Роль театрализованных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
консультация по развитию речи
роль театрализованных игр в развитии речи детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_teatralizovannyh_igr_v_razvitii_rechi_detey.docx | 18.63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль театрализованных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Лев Семёнович Выготский говорил: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоции и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи.
У детей старшего дошкольного возраста появляются большие возможности для раскрытия творческого потенциала в театрализованной игре. Игра - наиболее доступный ребёнку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А.В. Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.). Театрализованная игра, как один из её видов, является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участие в игре, которая имеет коллективный характер, что и создаёт благоприятные условия для развития чувства партнёрства, культуры поведения и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают причины того или иного настроя. Таким образом, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребёнка.
Речевые игры и упражнения направлены на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда также включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Таким образом, данные упражнения делятся на три вида:
- дыхательные и артикуляционные;
- дикционные и интонационные;
- творческие (со словом).
Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, поскольку у них ещё недостаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети понимали: речь актёра должна быть более чёткой, звучной и выразительной, чем в жизни. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.
Всегда необходимо опираться на эмоциональный мир детей, познавательный интерес. Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.
Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребёнка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования чёткой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребёнка. Делают увлекательными различные игры и задания. Особенно детям нравятся диалогические стихи. Говоря от имени определённого действующего лица, ребёнок легче раскрепощается, общается с партнёром. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.
Актуальность темы «Роль театрализованных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» определяется следующими показателями: 1. Знакомясь с различными видами театра, а так же участвуя в театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
2. С театрализованной игрой тесно связано совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи и интонационный строй.
3. Театрализованная игра является источником развития чувств, переживаний, она развивает эмоциональную сферу ребёнка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
4. Театрализованная игра также позволяет формировать опыт социальных навыков и культуры поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка всегда имеет нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к такой индентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу оказывать позитивное влияние на детей.
5. Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
6. В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно - речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое.
7. Театрализованные игры приобщают детей к литературному, драматическому, театральному искусству. Дошкольники знакомятся с разными видами театрального искусства. У детей формируются представления о работе артистов, режиссёра, театрального художника, дирижёра. Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание, что спектакль готовит творческий коллектив. Позже это послужит основой для формирования обобщённого представления о назначении искусства в жизни общества.
Поэтому работая над этой темой я поставила перед собой такие задачи:
- Способствовать развитию диалогической, связной речи, мышления воображения, памяти, силы голоса, слуховое и речевое внимание.
- Обогащать словарный запас.
- Развивать умение разыгрывать сценки по сказкам, диалогам, стихам, песням.
- Развивать творческую самостоятельность в передаче образа; выразительность речевых и пантомимических действий(поза, жесты, мимика, голос, движения).
- Развивать мелкую моторику пальцев.
- Формировать нравственные качества: сочувствие, готовность прийти на помощь, умение прощать, чувство коллективизма.
Работая над этой темой я использовала следующие формы:
- Совместная деятельность воспитателя с детьми.
- Создание предметно-развивающей среды.
- Совместная работа с родителями.
Предметно-развивающая среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Но предметно-развивающая среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребёнка. Поэтому создавая предметно-развивающую среду, я старалась:
- обеспечить комфортность и безопасность каждого ребёнка.
- создавать домашнюю обстановку (столы, кресла, диван, коврики), которая будет нацеливать ребёнка на активность, особенно речевую, на желание общаться.
- обеспечить разнообразие театрализованного материала, создала различные виды театра (теневого, ложечного, перчаточного, баночного, оригами и др.),изготовила различные ширмы.
Развитие театрализованной игры и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует и участия родителей. Привлекая внимание родителей к театрализованным играм, подчёркивая успехи их ребёнка, необходимо ненавязчиво способствовать возрождению давней семейной традиции устройства домашнего театра. Подготовка домашнего спектакля требует определённого времени и может быть приурочена к какому-либо семейному торжеству, празднику. Репетиции, изготовление костюмов, декораций, билетов-приглашений для родственников и знакомых сплачивают членов семьи, наполняют их жизнь содержательной деятельностью, радостными ожиданиями. Целесообразно посоветовать родителям использовать опыт «артистической и театральной» деятельности ребёнка, приобретённый им в дошкольном учреждении. Важно, чтобы они подчёркивали компетентность ребёнка, обращаясь к нему за советом, помощью (Как вы в детском саду готовите пригласительные билеты? Кто по –твоему лучше исполнит эту роль? Научи как сделать шапочку для лисы?»). Таким образом повышается уровень самоуважения ребёнка. Он чувствует свою значимость в семье, осознаёт умелость, эрудицию, что благоприятно скажется на развитии в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль театрализованных игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
В данной статье показана роль театрализованных игр в развитии речи детей раннего возраста....
Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка». Консультации для родителей: «Роль театрализованных игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста», "Театрализованные игры - путь к детскому творчеству".
Из этих материалов вы узнаете какова роль театрализованной игры в развитии детей младшего дошкольного возраста ....
Роль театрализованных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
Информация для родителей...
Презентация "Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"
Презентация "Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"...
Презентация "Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"
Презентация "Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"...
Мастер-класс для родителей «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Мастер-класс для родителей«Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»Цель: формировать представления родителей о значении театрализованной...