Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи старшей группе. Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемотехники.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Королева Анна Николаевна

Цель: развитие устной речи, формирование навыка последовательного, связного пересказа текста, с опорой на мнемотаблицу, отображающие последовательность событий.

 Демонстрационный материал https://disk.yandex.ru/d/dnUu3vDrMlswjA

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_pereskaz_rasskaza_ushinskogo.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа № 4 дошкольное отделение № 35

143983, РФ Московская обл. г. Балашиха, мкр. Керамик, ул. Керамическая, д. 23., стр. 1., тел: 522-21-76

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи старшей группе. Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемотехники.

Воспитатель

Королева А.Н.

г. Балашиха

Цель: развитие устной речи, формирование навыка последовательного, связного пересказа текста, с опорой на мнемотаблицу, отображающие последовательность событий.

Задачи:

  • Актировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года.
  • Учить передавать содержание текста с опорой на мнемотаблицу.
  • Развивать коммуникативные и речевые навыки
  • Развивать память, внимание, мышление, творческое воображение.
  • Воспитывать интерес к художественной литературе.
  • Воспитывать умение внимательно слушать выступления других ребят.

Материалы и оборудование: Проектор, презентация к занятию: сюжетны картинки с изображениями времен года, видео-книга с рассказом К.Ушинского «Четыре желания, мнемотаблица; раздаточный материал - мнемотаблицы для ребят, карточки.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!

-Доброе утро!

-Доброе утро
Солнцу и птицам!

-Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится 
Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

На занятии наши глаза внимательно 
Смотрят и все …
(видят). 
Уши внимательно слушают 
И всё …
(слышат). 
Голова хорошо …
(думает).

Воспитатель:

Замечательно, настроение у вас отличное. Нашу беседу мы начнем с загадок.

Пришла Белая Пава.

Принесла Забавы,

Лыжи и коньки,

Санки и снежки.

К нам она пришла с цветами,

В ярком, пестром сарафане,

И румяна, и ясна,

А зовут ее весна.

Бродит тропкой полевой,

Дарит им букеты,

Яркий свет, палящий зной.

Что же это-лето.

Плащ золотистый она надевает,

Теплое лето она провожает.

Птиц отправляет в дальние страны,

Нам оставляет дожди и туманы.

Воспитатель: 

Молодцы.  Как одним словом можно назвать –  зима, весна, лето, осень.

Правильно, времена года.

А какое же время года лучше? (дети отвечают, и в это время вбегает Снеговик).

Снеговик:

Конечно, лучше всех зима! Можно кататься на санках, лыжах, коньках, играть в снежки и слепить меня.

Воспитатель: 

Но весной можно любоваться первыми цветами и бабочками, а летом, помогайте ребята (ответы детей, ну а осенью собирают вкусные яблоки и груши.

Снеговик: 

Всё равно зима лучше! Вот у меня и книга об этом есть, там так и написано: зимой весело, можно кататься на санках. Я, конечно, читать не умею, но мне ворона рассказала.

Воспитатель: 

Постой Снеговик, мы с ребятами читать умеем, дай нам свою книгу, мы прочитаем.

Снеговик: 

Держите, а я побежал, уж очень у вас жарко, весна пришла!

Ребята, Снеговик говорил о замечательном рассказе Константина Дмитриевича Ушинского «Четыре желания», который мы читали вчера. В нем рассказывалось о мальчике Мите, которому нравятся все времена года по-своему. Дети этот рассказ мы постараемся пересказать. В этом нам поможет мнемотаблица, которую мы будем составлять вместе.

Садятся.

Воспитатель: 

Итак‚ слушайте очень внимательно.

Воспитатель читает первой части рассказа, беседует с детьми и выставляет мнемодорожку.

Воспитатель: 

-О каком времени года говорится в этом отрывке? (О зиме)

-Кто главный герой? Как звали мальчика? (Митя)

-Что делал Митя зимой? (Катался на саночках и на коньках)

-Каким он прибежал домой? (Веселым и румяным)

-Что означает слово румяный? (красный, алый)

-О каком своём желании он сказал отцу?  (Он хотел, чтобы всегда была зима.)

-Куда записали его желание? (в записную книжку)

-Как объяснить значение словосочетания карманная книжка? (тетрадь небольшого, маленького карманного размера, блокнот).

-Кто хочет пересказать начало рассказа?

Воспитатель вызывает ребенка по желанию.

Воспитатель читает вторую часть рассказа, беседует с детьми и выставляет мнемодорожку.

Воспитатель:

-Какое время года настало после зимы? (весна)

-Дети, в рассказе говорится: «Пришла весна». А как можно сказать по-другому, каким словом можно заменить

-Слово пришла?  (Наступила)

-Дети, а как вы понимаете словосочетания: набегался вволю (вдоволь, достаточно много)

-Что делал Митя на весеннем лугу? (мальчик бегал за бабочками и рвал цветы)

-Какие были бабочки? (Бабочки были пестрые)

-Что значит пестрые бабочки? (разноцветные)

-Что сказал Митя отцу? (Что за прелесть эта весна)

-Куда Митя записал свое желание? (Митя записал желание в записную книжку) 

-Молодцы, правильно. Кто хочет продолжать рассказ?

Воспитатель вызывает ребенка по желанию.

Физкультминутка.

Мы на саночках катались (полуприседания)

И коньками увлекались. (ноги поочередно выставляем вперед)

Белоснежные дома, (руки вверх)

Хорошо, когда зима! (прыжки на месте)

Бабочки порхают, (помахать руками)

Цветы зацветают, (наклоны вперед)

Всюду, всюду красота, (разводят руками)

Что за прелесть весна! (прыжки на месте)

Мы с отцом на сенокосе, (имитация покоса травы,)

В речку удочку забросим, (размахнуться, руку вперед)

Красных ягод наберем (наклоны вперед)

И на сене отдохнем. (руки за голову)

Жаркая стоит погода, (обмахиваются)

Лето — лучшее время года! (прыжки на месте)

Груши, яблоки в саду (руки в стороны),

Осень - лучшее время в году (прыжки на месте!)

Воспитатель читает третью часть рассказа, беседует с детьми. Воспитатель читает вторую часть рассказа, беседует с детьми и выставляет мнемодорожку.

Воспитатель:

-Про какое время года говорилось в рассказе дальше? (лето)

-Куда отправился Митя с отцом летом? (На сенокос)

-А что такое сенокос? Кто знает? (Сенокос — это когда косят траву для заготовки корма животным на зиму)

-Чем занимался Митя на сенокосе? (Ловил рыбу, собирал ягоды, кувыркался в душистом сене.)

-Что сказал Митя отцу вечером? (Чтобы лету конца не было)

-Куда записал Митя свое желание? (Митя записал желание в записную книжку)

-Кто хочет рассказать о лете?

Воспитатель вызывает ребенка по желанию. Воспитатель читает вторую часть рассказа, беседует с детьми и выставляет мнемодорожку.

Воспитатель:

Вспомним, что говорилось в рассказе об осенней прогулке Мите.

Воспитатель читает четвертую часть рассказа. Воспитатель читает вторую часть рассказа, беседует с детьми и выставляет мнемодорожку.

Воспитатель:

-Какое время года наступило? (Осень)

-Что делал Митя в осеннем саду? (Собирали румяные яблоки и желтые груши)

-С каким настроением Митя пришел к отцу? (веселое, радостное)

-Что мальчик сказал отцу? (Осень-лучше всех времен года)

-Что показал отец Мите? (Показал сыну записную книжку, где было записано, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.)

-Кто хочет рассказать о осени?

Воспитатель вызывает ребенка по желанию.

Воспитатель:

Какая схема у нас получилась интересная и, думаю, рассказывать по ним будет очень удобно.

Воспитатель: Кто хочет рассказать историю с начала до конца?

Пересказ рассказа К. Ушинского с опорой на мнемотаблицу.

Воспитатель:

Всё у нас получилось. Какой мы рассказ с вами прочитали?

Так какое время года лучшее? (Каждое по-своему хорошо). Молодцы, хорошо поработали.

Рефлексия.

У вас у каждого есть снежок и тёплое лучистое солнышко. Если вам всё понравилось сегодня, вы хорошо поработали и узнали что-то новое, то поднимите солнышко. А если не понравилось, было скучно или трудно, то поднимите снежок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА К. УШИНСКОГО «ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ» Подготовительная группа

Цель: развитие умения связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передавать содержание текста, используя наглядную основу в виде картинно-графического плана. Задачи: 1. Актив...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи старшая группа

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, старшая группа....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи старшей группе по теме «Детям об огне и пожаре».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи старшей группе по теме «Детям об огне и пожаре»....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. « Пересказ сказки «Крылатый, мохнатый да масленый с использованием технологии кластер"

Составляем кластер по прочитанному произведению  используя картинки из сказки. Пересказываем сказку с помощью кластера....

Технологическая карта занятия по развитию речи по теме "Пересказ рассказа К.Ушинского "Четыре желания".

Технологическая карта занятия по развитию речи по теме "Пересказ рассказа К.Ушинского "Четыре желания". Аннотация: Педагог вовлекает детей в занятие через загадывание загадок о вре...

ОД по развитию речи (с использованием мнемотаблиц) в старшей группе "Пересказ рассказа К.Ушинского "Четыре желания"

Цель: Обучение детей пересказыванию с использованием мнемотаблиц.Задачи:Образовательные задачи:Активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года.Учить передавать содержание ...

Интегрированное занятие по развитию связной речи : Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемотехники. 2023г.

Цель: учить пересказывать текст с наглядной опорой, отображающих последовательность событий.Задачи:1) закрепить навыки преобразования символов мнемодорожки в слова и предложения:2)...