Картотека игр по речевому развитию с использованием ТРИЗ технологий
картотека по развитию речи (старшая группа)
Картотека игр по речевому развитию с использованием ТРИЗ технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека игр по речевому развитию с использованием ТРИЗ технологий | 27.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр по речевому развитию с использованием ТРИЗ технологий.
Апатова Д.Р
Технологическая карта №1
«По кругу»
Цель: автоматизация определенного звука
Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком
Ход игры:
Дети сидят вокруг стола. В руках воспитателя стопка перевернутых карточек. Первый игрок вынимает из этой стопки любую карточку, например «шубу», и придумывает какое-нибудь словосочетание, предположим:
«Шуба пушистая». Картинка передвигается к следующему игроку. «Шуба теплая», «Шуба новая», и пр., - поочередно говорят участники игры, передвигая картинку по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку «шуба» у себя и получает право вынуть. из стопки следующую картинку. Победителем становиться обладатель наибольшего количества картинок.
Технологическая карта №2
«Предложения по цепочке»
Цель: автоматизация определенного звука
Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком
Ход игры:
Воспитатель поровну делит картинки между всеми участниками игры. Каждый игрок складывает свои картинки в стопочку. Воспитатель выкладывает на середину стола любую картинку, например «кошку». Первый игрок должен составить простое предложение, используя
слово «кошка» и слово, проиллюстрированное верхней картинкой в его стопке (допустим слово «шубка»): «У кошки пушистая шубка». Наложив «шубку» на «кошку», первый игрок передвигает обе картинки ко второму участнику игры, которому необходимо соединить слово «шубка» с первым словом в своей стопке, и т.д. Если игрок не справляется с заданием, то забирает себе все передвигаемые картинки и кладет их в свою стопку снизу, а следующему игроку передает только одну верхнюю картинку. Победителем становиться тот, кто первым избавляется от своих картинок.
Технологическая карта №3
«Антилогическое лото»
Цель: автоматизация определенного звука
Оборудование: подготовить две группы карточек. Названия картинок
первой группы составляют тематические пары с названиями картинок второй группы.
Ход игры:
Воспитатель поровну делит между игроками картинки первой группы. Они
раскладываются рисунками вверх. Картинки второй группы логопед перетасовывает и раздает, перевернув их рисунками вниз. А дети, не глядя на картинки, накладываю их на свои карточки. Затем игроки поочередно открывают по одной перевернутой картинке. Предположим, что на «шкафу» оказалась карточка с изображением «клюшки». Игрок отвечает на вопрос воспитателя: «Зачем шкафу клюшка?». Дети придумывают множество самых неожиданных и забавных связок между парами картинок и на каждую
интересную «изобретательскую идею» получают очко. «Зачем белке лопата?», «Зачем самолету колбаса?» и т.д.
Технологическая карта № 4 «Паровоз»
Цель: автоматизация определенного звука
Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком, картинка паровоза.
Ход игры:
Воспитатель раздает картинки поровну между участниками игры. В центр
стола выкладывается большая картинка паровоза. Первый участник кладет
рядом с паровозом свою картинку и говорит: «В паровозе едет лошадь,
потому что…». Далее ему необходимо придумать причину, по которой
«лошадь» поехала на паровозе. Второй ребенок берет свою картинку и
прикладывает к «лошади» и говорит: «Лампа едет с «лошадью» на паровозе,
потому что…». Допустим, что лошади стало темно, и она взяла лампочку,
чтобы включить свет. Следующий ребенок берет свою картинку,
прикладывает ее к последней («лампа»), и объясняет, почему она едет в
паровозе с ней, и т.д. Если ребенок не называет причину, по которой две
картинки собрались в паровозе, то он пропускает ход. Победителем
становиться тот, кто первым избавился от всех своих картинок.
Технологическая карта
Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с
использованием элементов ТРИЗ технологии.
Карточка №5
Необычные загадки
Цель: автоматизация определенного звука
Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком, картинка паровоза.
Ход игры:
На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих
названий картинок, логопед дает им шуточные имена-дразнилки.
Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки –… глаза.
Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка - … лошадка.
Забивалка, ударялка, стучалка – молоток. И т.д.
Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить свои
указательные пальчики на соответствующую картинку и четко назвать ее.
Тот, кому удается сделать это раньше остальных, получает призовую фишку.
Игрок, набравший наибольшее количество фишек, начинает следующий тур,
в котором дети самостоятельно составляют аналогичные загадки. В этом туре
фишки не выдаются за правильные ответы, но первый разгадавший загадку
игрок получает право придумать следующую загадку.
Технологическая карта
Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с
использованием элементов ТРИЗ технологии.
Карточка №6
Что таким бывает?
Цель: автоматизация определенного звука
Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком
Ход игры:
Дети сидят вокруг стола, на котором разложены картинки, иллюстрирующие
слова на заданный звук. Логопед задает вопрос, например: «Что бывает
волшебным? Синим?» и т.д., в зависимости от отрабатываемого звука.
Участники игры, используя картинки, составляют с заданными
прилагательными всевозможные словосочетания, за каждое из которых
получают призовые фишки: волшебная палочка, синяя сумка. Можно
усложнить на втором этапе задание, предлагая детям объяснить, почему тот
или иной предмет бывает именно таким, например: почему сумка именно
синяя? Какой она еще может быть? Выигрывает тот, кто наберет больше
всего фишек.
Технологическая карта
Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с
использованием элементов ТРИЗ технологии.
Карточка №7
Запоминай-ка
Цель: автоматизация определенного звука
Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком
Ход игры:
Воспитатель перетасовывает картинки и выкладывает их попарно перед игроками. Двум
участникам игры предстоит запомнить и назвать от десяти до двадцати (и более, по
возможности, конечно) пар картинок. Логопед предварительно объясняет детям, что
сделать это совсем не сложно, если «связывать» пары логически. Причем, чем забавнее и
образнее эта связь, тем она надежнее. Например: лошадь- велосипед; лошадь едет на
велосипеде. и т.д.
После того, как первый игрок вслух «свяжет» предложениями первые десять
(сколько сможет) пар слов, логопед предлагает второму игроку вспомнить, что лежит под
каждой картинкой. Второй игрок отвечает, например: под велосипедом – лошадь и т.д.
Проверяя правильность ответов, логопед показывает картинки каждой пары и меняет их
местами. Теперь первому игроку нужно восстановить в памяти пары картинок в обратном
порядке: под лошадью – велосипед и т.д.
.
Технологическая карта
Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с
использованием элементов ТРИЗ технологии.
Карточка №8
Кто что делает?
Цель: автоматизация определенного звука
Оборудование: картинки на заданный звук
Ход игры:
В центре стола раскладываются картинки. Логопед задает вопрос, например:
«О ком или о чем можно сказать «идет?». Каждый игрок , используя
картинки, составляет с заданным глаголом словосочетание и объясняет его
значение. За правильный ответ дается призовая фишка. Выигрывает
обладатель наибольшего количества фишек. Глаголы: идет, летит, растет,
падают, стоят, сидят и т.д.
Технологическая карта
Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с
использованием элементов ТРИЗ технологии.
Карточка №9
Игра «Полиномы фантазии»
Загадать любое слово из 3 букв. Д О М
Под «Д» пишем слова, обозначающие предмет (существительные)
Под «О» - слова, обозначающие свойства или состояние предметов
(прилагательное или образованное от него наречие)
Под «М» слова, обозначающие действие и отвечающие на вопрос «что
делает?». Составьте предложение из слов например в комбинации 2, 3, 1.
Далее с детьми вы можете придумывать фантастические рассказы,
оттолкнувшись от этих сочетаний.
Технологическая карта
Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с
использованием элементов ТРИЗ технологии.
Карточка №10
Игра «Пароль»
Воспитатель говорит: «Я возьму с собой того, кто назовет мне сказку в
названии которой есть число».
Возможные варианты детей:
• Три медведя
• Три толстяка
• Волк и семеро козлят
• Белоснежка и семь гномов
• Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
• Дочь семилетка
• Семь Симеонов
• Три калача и одна баранка
• Мудрая девица и семь разбойников
•Али Баба и сорок разбойников
Технологическая карта
Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с
использованием элементов ТРИЗ технологии.
Карточка №11
Игра «Угадай, чьи следы?»
Дети видят перед собой множество следов на «снежной дорожке».
Воспитатель предлагает угадать, чьи следы они видят:
• След медведя – медвежий след
• След птицы – птичий след;
• След зайца – заячий след
• След волка – волчий след
Технологическая карта
Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с
использованием элементов ТРИЗ технологии.
Карточка №12
Игра «Аукцион»
Задание детям, назвать сказки, в которых (например, волк) является главным
героем.
Варианты ответов детей:
• Лисичка и Волк
• Волк, перепелка и дергун
• Иван-царевич и серый волк
• Волк и семеро козлят
• Колобок
• Теремок
• Рукавичка
• Три поросенка
• Красная Шапочка
Технологическая карта
Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с
использованием элементов ТРИЗ технологии.
Карточка №13
Игра «Наоборот»
Игра с мячом, вы игроки, я – ведущая, я бросаю мяч и называю какое-нибудь
слово, а вы, возвращая мяч, называете мне слово с противоположным
значением.
Добрый – злой
Трудолюбивый - ленивый
Вежливый - грубый
Грустный - веселый
Радостный – печальный
Сытый – голодный
Трусливый – храбрый
Вредный – полезный
Щедрый – скупой
Упрямый – покорный
Технологическая карта
Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с
использованием элементов ТРИЗ технологии.
Карточка №14
Игра «Объяснялки»
Перед детьми изображения яблони и ложки. Задача детей составить
объяснение (цепочку-рассказ), как от яблони перейти к ложке. Педагог
начинает цепочку, дети продолжают.
Возможный вариант развития причинно-следственной цепочки.
- В саду стояла яблонька, на которой …
- Висели вкусные и спелые яблочки.
- Яблочки были спелые и поэтому сами …
- Сами падали на землю.
- Так как яблочки падали, бабушка…
- Бабушка их собирала.
- Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка…
- Варила вкусное варенье.
- Варенье было вкусное, поэтому…
- Внуки ели его прямо ложками..
Технологическая карта
Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с
использованием элементов ТРИЗ технологии.
Карточка №15
Игра «Да-нетка» (линейная) (Метод контрольных вопросов)
Воспитатель предлагает детям среди 9 картинок угадать объект, который
находится в сундучке. Напоминает, что вопросы задаются такие, на которые
можно ответить либо «нет», либо «да». Задавайте умные, интересные
вопросы.
— Это живое? – Да.
— Живет в воде? – Нет.
— Живет на земле? – Да.
— Живет в лесу? – Нет.
— Живет дома? – Да.
— Это мама? – Нет.
— Это мальчик? – Да.
(Из коробки на наборное полотно выставляется графический рисунок
мальчика). Это мальчик Вова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ-технологий в подготовительной группе «Гуси-лебеди»
Конспект поможет сформировать у детей умение творческому рассказыванию с использованием технологии ТРИЗ....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием ТРИЗ-технологий в старшей группе. «Времена года»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием ТРИЗ-технологий в старшей группе. «Времена года» ...
НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ технологии "Метод каталога"
НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ технологии "Метод каталога"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности речевое развитие с использованием ТРИЗ технологии
quot;Сочинение новой сказки про Золушку" с использованием ТРИЗ технологии...
Конспект НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ-технологии в подготовительной группе Игра «Что? Где? Когда?»
Данное занятие проводится с группой детей дошкольного подготовительного возраста....
конспект занятия по речевому развитию с использованием ТРИЗ-технологии "Лимерик"
Цель: Развивать у детей связную речь.Задачи:Образовательные: Упражнять детей в подборе рифмующихся между собой слов; учить детей составлять два рифмующихся между собой предложения; учить детей составл...
Технологическая карта непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Речевое развитие» с использованием ТРИЗ-технологии "Лимерик".
Цель: Развивать у детей связную речь.ОбразовательныеРазвивающиеВоспитывающиеУпражнять детей в подборе рифмующихся между собой слов; учить детей составлять два рифмующихся между собой предложения; учит...