Тезисы "Формирование фразы дошкольника"
статья по развитию речи (старшая группа)
В статье представлен опыт работы по формированию правильной развернутой фразы дошкольника, имеющего речевые нарушения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_formirovanie_frazy.docx | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование фразы дошкольника.
Учитель-логопед Карнаухова Т.Ю.
МБДОУ детский сад №150
г.Иркутск
Важнейшим условием всестороннего развития детей является правильное формирование речи. Уровень речи определяет возможности ребенка в познании окружающей действительности, обуславливает характер отношений со сверстниками, взрослыми, характеризует психическое развитие. Высокий уровень связной речи необходим как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Одним из показателей уровня речевого развития ребенка является сформированность лексико-грамматической стороны речи.
По данным литературы и собственных наблюдений, большинство дошкольников мало используют фразовую речь в процессе игровой и учебной деятельности. Для большинства из них характерна структурно нарушенная фраза со смысловыми пропусками и аграмматизмами. Педагоги дошкольных учреждений учат ребенка пересказывать текст, составлять различные виды рассказов и не учитывают тот факт, что в последнее время увеличивается количество детей со сложными речевыми нарушениями, не имеющих фразовой речи.
Поэтому считаю, что обучению рассказыванию (пересказ, рассказ) должна предшествовать подготовительная работа. В своих исследованиях А.Н.Гвоздев отмечает, что освоение структуры предложений «состоит во все большем усложнении их по количеству включаемых элементов (слов) и разнообразию их взаимодействия между собой. Опираясь на это высказывание, мною разработана система работы по формированию грамотной фразы дошкольника.
Цель моей работы – достижение речевого и языкового развития, необходимого для составления разных видов развернутых высказываний, развитие и закрепление навыков построения предложений разной структуры, коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом и между собой.
Реализуемые задачи:
- Обучение построению фразы.
-Знакомство с графическими моделями предложений. Анализ предложений разных типов.
Средства для реализации поставленных задач – это занятия по формированию лексико-грамматических средств языка с использованием картинно-графического материала, которые способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, мышления, представлений об изучаемых предметах и явлениях.
Работу строю с учетом постепенного усложнения материала:
1.Обучение составлению простых двусоставных предложений. Знакомство с понятием «предмет», «действие» с введением картинно-графических схем.
2. Обучение составлению предложений из трех-четырех слов с прямым дополнением. На данном этапе применяю картинный материал, модели предложений, опираясь на который дети учатся их анализировать.
3.Работа по распространению фразы также проводится на основе картинно-графического материала. Используя зрительные маркеры, логопедические тренажеры, учу детей подбирать признаки к предмету, соотносить их с вопросами какая? какое? какой? Параллельно осуществляю работу по составлению коротких описательных рассказов с опорой на план-схему, пользуясь которой дети рассказывают о свойствах предмета.
4.Обучение составлению предложений с различными простыми предлогами. В задачи по формированию грамматически правильной фразы на данном этапе входит: знакомство с понятием предлог, его пространственным значением, составление предложно-падежных конструкций.
5.Формирование умения составлять сложные предложения с союзами а, но, чтобы. Закрепление этих конструкций в речи. На данном этапе учу детей составлять сложные синтаксические конструкции и понимать значения союзов в ходе словесных игр, опираясь на языковое чутье.
Все это является основой для полноценного перехода к овладению различного вида монологических высказываний (пересказ, рассказывание по сюжетной картине, рассказ-описание).
Результатом поставленной цели стало:
-значительное расширение словаря;
-усвоение ряда языковых средств (предмет, действие, предлог, признак);
-грамотно сформированная фраза с соблюдением правильной последовательности слов;
-развитие умения в составлении четкого внутреннего плана действий, речевого высказывания.
Литература:
[1.Чистякова И.А. 64 игры для формирования грамотной фразы у дошкольников // СПб., «Каро», 2006, с.3 – 9.]
[2.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников // М., «Просвещение», 1985, с.29-31.]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Л в словах и фразах
Индивидуальное логопедическое занятие по теме: "Автоматизация звуков в словах и фразах" Цель: автоматизировать звук [л] в словах и фразах. Задачи: развивать фонематический слух, тонкую...
Особенности формирования грамотной фразы у дошкольников
Основной причиной, как мне кажется, является изменение основ общения в современном мире. Появление телевидения, компьютеров, мобильных телефонов привели к изменению восприятия информации. Просматривая...
Консультация для воспитателей «Знакомство старших дошкольников с устойчивыми фразами и выражениями».
В представлееном Вашиму вниманию материале, в простой и доступной форме говорится о значении крылатых выражений в нашей речи, а также зачем и как надо знакомить детей старшего дошкольного возраста с ф...
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста: «Мы из будущего. Автоматизация звука [ш] в словах, во фразе с использованием регионализации этнокультурного образованием дошкольников».
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста:«Мы из будущего. Автоматизация звука [ш] в словах, во фразе с использованием регионализации этнокультур...
Консультация для педагогов «Особенности развития связной речи у дошкольников с ОНР: от фразы к рассказу»
Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне....
Конспект ООД для детей средней группы с недостатками слухового восприятия по теме: "Автоматизация звука К в словах и фразах. Дифференциация звуков Л, Н в словах и фразах. Интонация".
Данный материал будет полезен воспитателям групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (с недостатками слухового восприятия) и студентам специальности "Специальное дошкольное образо...
консультация для педагогов "Фразы,которые не стоит говорить дошкольникам".
О влиянии казалось бы "безобидных" фраз, которые мы слышим и произносит ежедневно, на развитие личности ребенка....