Использование игровых технологий в формировании фразы, как первой ступени развития связной речи у дошкольников.
презентация
Использование передового опята работы логопеда высшей категории, члена IALP Международной ассоциации логопедов и фониаторов - С.Е. Большаковой (является автором книг по логопедии) и учителя-дефектолога высшей квалификационной категории, автор дидактических пособий) -С.С.Яворович.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kisling_-_kopiya.docx | 18.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игровых технологий в формировании фразы, как первой ступени развития связной речи у дошкольников.
Подготовил: учитель – логопед Кислинг Л.Р.
специалист высшей категори.
Проблема проявления речевых нарушений у детей до настоящего времени остается в центре психолого-педагогических и коррекционно-педагогических научных исследований. Многие диагнозы стали структурно более сложными: из-за изменения здоровья детской популяции, наслоения вторичных и третичных нарушений, а также из-за современного уровня диагностических возможностей и междисциплинарного понимания проблем. Сегодня отсутствие у ребенка речи — это клубок из телесных и психических составляющих, скрепленных условиями социума. Меняется жизнь вокруг и наши внутренние установки, в чем -то меняются родители и дети. В нашем быстро меняющемся мире ребенок нуждается в психологической стабильности. Коммуникация как универсальная, волшебная способность — вот то, что поможет разобраться в устройстве жизни, с любопытством и без страха воспринимать любые ее повороты, понимать людей и самостоятельно двигаться вперед.
Успешное речевое развитие определяется способностью оперировать фразой для выполнения той или иной функции речи (коммуникативной, познавательной, регулятивной). Овладение речевой фразой позволяет ребенку стать полноправным участником разговора, способным к ёмкому выражению собственной мысли. И чем более точно фраза отражает реальную действительность, тем более продуктивным будет диалог.
По мнению Л.Н. Ефименковой коррекционная работа по формированию речевого развития ребенка с ОНР состоит из трех этапов, при этом на каждом этапе происходит расширение словарного запаса и количества фраз:
- формирование пассивного и активного словаря;
- формирование фразовой речи;
- формирование связной речи.
Фразовая речь является особой и достаточно сложной формой организации коммуникативной деятельности. Она включает в себя протяженность речевых высказываний, многообразие в употреблении разных частей речи, их последовательность в предложении и логические взаимосвязи между фразами. Формирование фразовой речи начинается с накопления простых слов в пассивный и активный словарь ребенка.
По результатам обследования в д/с №47 «Вишенка» мы пришли к выводу, что при работе с неговорящими детьми нужны новые методики, новая наглядность. Одной из таких новых методик является методика Светланы Большаковой. В ее книгах «Алалия» последовательно и четко изложены этапы доречевой и речевой работы с "трудным" ребенком. Все понятным образом проиллюстрировано огромным количеством упражнений. Эти упражнения работают на любой патологии - логопедической, психологической, поведенческой. Данная книга посвящается детям с крайней степенью проявления дефекта развития, то есть: — в «экспрессивном» случае — совершенно без речи, с орально-артикуляционной апраксией, речевым негативизмом и, возможно, персонально изобретенными специфическими способами взаимодействия (например, жестовая коммуникация, цоканье языком).
А также методика Софьи Сергеевны Яворович. В ее дидактическом пособии подобран речевой материал с учетом классификации продуктивных классов, разработанный Аэлитой Капитоновной Марковой. Обращается внимание на постановку ударения в слове для образования правильного ритмического рисунка (классификация ритмов была предложена Тамарой Никифоровной Новиковой -Иванцовой)
А.К. Маркова выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использования разных типов слогов:
- двусложные слова из открытых слогов;
- трехсложные слова из открытых слогов;
- односложные слова:
- двусложные слова с закрытым слогом;
- двусложные слова со стечением согласных в середине слова;
- двусложные слова из закрытых слогов;
- трехсложные слова с закрытым слогом;
- трехсложные слова со стечением согласных;
- трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.
- трехсложные слова с двумя стечениями согласных;
- односложные слова со стечением согласных в начале или середине слова;
- двусложные слова с двумя стечениями согласных;
- четырехсложные слова, состоящие из открытых слогов;
- четырехсложные слова со стечением согласных.
После накопления ребенком около 50 существительных и 10 глаголов начинается работа по формированию простой фразы. Параллельно продолжается работа по накоплению активного и пассивного словарного запаса.
Игры по формированию фразы
- «Грамматические лупы»
- Игра «Сортировщик»
- «Фразовый конструктор»
- «Фразовые планшеты»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у дошкольников с ОНР с помощью компьютерной программы Microsoft PowerPoint
Материал будет полезен учителям-логопедам , воспитателям логопедических групп....
Использование сиквейн технологии в развитии связной речи старших дошкольников
Использование сиквейн технологии в развитии речи. Методическая разработка...
Использование игровых приёмов для развития связной речи у дошкольников.
Связная речь - это определенная последовательность слов и предложений, которые связаны между собой определенными мыслями, понятиями и которые называются в речи точными словами. Связная речь включает в...
Консультация для педагогов «Особенности развития связной речи у дошкольников с ОНР: от фразы к рассказу»
Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне....
Статья "Использование пословиц и поговорок в работе учителя-логопеда над развитием связной речи старших дошкольников с ОНР"
В статье содежатся рекомендации по использованию учителем-логопедом на занятиях по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста пословиц и поговорок. К материалу прилагается картотека ...