Рабочая программа Студии «Дружим с тетушкой Рифмой»
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)

Крюкова Светлана Юрьевна

Рабочая программа Студии

 «Дружим с тетушкой Рифмой» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon studiyadruzhim_s_tyotushkoy_rifmoy.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа Студии

 «Дружим с тетушкой Рифмой»

(для детей 2-3 лет)

Руководители студии, воспитатели:

Крюкова Светлана Юрьевна

г.Жигулевск

Цель: Создание условий для развития чувственного опыта детей 2-3 лет и обогащение словаря

Задачи:

-знакомство с устным народным творчеством.

- учить детей находить рифмованные слова и по мере возможности использовать их как продолжение текста

-способствовать развитию чувства юмора

Обобщённая модель образовательной деятельности:

Вводная часть: театрализованное представление потешки.

Материалы: театр Бибабо.

Основная часть: игровые тренинги по технологии обучения дошкольников составлению рифмованных текстов.

Заключительная часть: игровые тренинги по технологии  ознакомления дошкольников с миром эмоций (Игра «Настроение»).

Занятия проводятся 8 учебных месяцев.  

С октября по май – 30 занятий.

Этап 1. «Ищем подарки Тётушки Рифмы»

Октябрь

Игровые         тренинги

Деятельность воспитателя.

Деятельность воспитанников

 Ожидаемые результаты

1. «Солнышко – вёдрышко!»

Игра «Доскажи словечко»

Цель: упражнять детей в    умении подбирать

 рифмующиеся слова.

Материалы:

- Пособие «Тётушка Рифма»

- Сюжетные игрушки (картинки)

Воспитатель читает детям      потешку и  произносит лишь первый слог последнего слова каждой строчки.

Дети произносят всё остальное слово

     

Формируется умение подбирать рифмующиеся слова.

2. «Пошёл котик на Торжок»

Игра «Чистоговорки»

Цель: упражнять детей в умении подбирать рифму к звукосочетанию, закреплять умение

правильно произносить звуки. Развивать фонематический слух.

Материалы:

- Пособие «Тётушка Рифма»

- Сюжетные игрушки (картинки)

Воспитатель произносит определённое звукосочетание

(ко-ко-ко-)

Дети сочиняют двустишие с ним (пошёл котик далеко)

Формируется

умение подбирать рифму к звукосочетанию.

3. «Заяц Егорка»

Игра «Доскажи словечко»

Цель: упражнять детей в умении подбирать рифмующиеся слова.

Материалы:

- Пособие «Тётушка Рифма»

- Сюжетные игрушки (картинки)

Воспитатель читает детям потешку и

произносит лишь первый слог последнего слова каждой строчки.

Дети произносят всё остальное слово

Формируется умение подбирать рифмующиеся слова.

4.

«День смеха»

«Во саду»

Цель: создать условия для формирования чувствительности к шутке или парадоксу.

Материалы:

- карандаши

- листы бумаги

- раскраски

Воспитатель

на основе

 весёлых

текстов готовит театрализованное развлечение.

Дети, просмотрев представление,

создают иллюстрации.

Создаётся альбом из детских рисунков «Смешинки»

Ноябрь

Игровые тренинги

Действие

педагога

Действие

детей

Ожидаемые

результаты

1. «Тили – бом!»

Игра «Чистоговорки»

Цель: упражнять детей в умении подбирать рифму к звукосочетанию, закреплять умение правильно произносить звуки. Развивать фонематический слух.

Материалы:

- Пособие «Тётушка Рифма»

- Сюжетные игрушки (картинки)

Воспитатель произносит определённое звукосочетание

(ом –ом- ом- )

Дети сочиняют двустишие со звукосочетанием  (был у

кошки синий дом)

Формируется

Умение подбирать рифму  к

звукосочетанию

2. «Едет белка на тележке».

Игра «Доскажи словечко»

Цель: упражнять детей в умении подбирать рифмующиеся слова.

Материалы:

- Пособие «Тётушка Рифма»

- Сюжетные игрушки (картинки)

Воспитатель читает детям потешку и произносит лишь первый слог последнего слова каждой строчки.

Дети произносят всё остальное слово

Формируется умение подбирать рифмующиеся слова.

3. «Жили у бабуси…».

Игра «Чистоговорки»

Цель: упражнять детей в умении подбирать рифму к звукосочетанию, закреплять умение правильно произносить звуки. Развивать фонематический слух.

Материалы:

- Пособие «Тётушка Рифма»

- Сюжетные игрушки (картинки)

Воспитатель произносит определённое звукосочетание

(ся-ся-ся- )

Дети сочиняют двустишие с ним (была добрая бабуся)

Формируется

Умение подбирать рифму к звукосочетанию

4. «День смеха»

«Бежала лесочком лиса с кузовочком»

Цель:  создать условия для формирования чувствительности к шутке или парадоксу.

Материалы:

- карандаши

- листы бумаги

- раскраски

Воспитатель на основе смешных текстов готовит театрализованное развлечение

Дети, просмотрев представление,

создают иллюстрации

Пополняется

альбом из детских рисунков

«Смешинки»

Этап  2  «Рифмуем слова»

Декабрь

Игровые тренинги

Действие

Педагога

Действие

детей

Ожидаемые

результаты

1.«Наша Маша »

Игра «Рифмушки –

складушки»

Цель: упражнять детей в умении подбирать рифмующиеся между собой (созвучные) пары слов из заданных картинок.

Материалы:

-Набор предметных картинок с изображением объектов, рифмующихся между собой

Воспитатель

Показывает, как он берёт 8-10 карточек, поочерёдно выкладывает перед собой цепочки карточек, названия которых рифмуются между собой.

Дети берут себе по 8-10

карточек,

поочерёдно выкладывают перед собой цепочки карточек, названия которых рифмуются между собой.

Формируется умение подбирать рифмующиеся между собой (созвучные) пары слов из заданных картинок.

2. «Еду к бабе, еду к деду».

Игра «Мы не скажем, а покажем»

Цель: упражнять детей в умении подбирать рифмующиеся глаголы к заданному изображению.

Материалы:

- копилка глаголов, рифмующихся между собой.

Воспитатель выбирает отгадчика, который выходит из игровой комнаты.

Отгадчику предлагают угадать слово, рифмующееся со словом играть и изобразить движениями слова –действия, рифмующиеся с заданным (летать, плясать, качать)

Дети придумывают глагол (играть) и тут же подбирают другой глагол, рифмующийся с первым (бросать)

Игроки

«отрицательно» кивают до тех пор, пока не увидят правильно выбранное движение, сопроводив его аплодисментами.

Формируется умение подбирать рифмующиеся глаголы к заданному изображению.

3. «Ладушки»

Игра «Склад – несклад»

Цель: упражнять детей в умении подбирать рифму (созвучное слово) к заданному слову.

Материалы:

- картинки с изображением объектов

- круги Луллия

Воспитатель выставляет на 1 круг картинки, на 2 круг карточки с изображением объектов, названия которых созвучны с названием объектов 1 круга.

Дети поочерёдно крутят круги

Луллия, подбирая рифму к названию выбранного объекта.

Формируется умение подбирать рифму (созвучное слово) к заданному слову.

4. «День смеха»

«Горкой, горкой, горушкой идёт один Егорушка»

Цель:  создать условия для формирования чувствительности к шутке или парадоксу.

Воспитатель на основе смешных текстов готовит театрализованное развлечение

Дети, просмотрев представление,

создают ил

люстрации

Пополняется альбом из детских рисунков «Смешинки»

Январь

Игровые тренинги

Действие

педагога

Действие ребёнка

Ожидаемые

результаты

1. «Скок, поскок, молодой дроздок».

Игра «Дразнилки»

Цель: обогащать словарь детей, способствовать словотворчеству. Знакомить со словообразованием с помощью добавления суффиксов. Обращать внимание на новое слово, образованное на основе имени признака.

Материалы:

- копилка дразнилок

- карточки с изображением объектов

-схемы признаков

На столе карточки с объектами.  У воспитателя карточки со словами дразнилками.

Ведущий называет дразнилку (краснушка)

Воспитатель спрашивает:

по какому признаку мы дразнили объект.

Дети подбирают объекты, которые можно так «обозвать»: солнышко, помидор, мяч…

Дети отвечают:

цвет.

Обогащается словарь детей,  формируется умение словообразования с помощью добавления суффиксов.

2. «День смеха»

«Шёл козёл по лесу»

Цель:  создать условия для формирования чувствительности к шутке или парадоксу.

Материалы:

- Театр Бибабо

- карандаши

- листы бумаги

- раскраски

Воспитатель на основе смешных текстов готовит театрализованное развлечение

Дети, просмотрев представление,

создают иллюстрации

Пополняется альбом из детских рисунков «Смешинки»

Февраль

Игровые тренинги

Действие

педагога

Действие

 ребёнка

Ожидаемые

результаты

1. «Ах ты,  радуга-дуга».

Игра «Волшебные круги»

Цель: упражнять детей в умении подбирать описательные характеристики к заданным объектам в соответствии с именем признака.

Материалы:

- картинки с изображением объектов

- круги Луллия

- схематические изображения имён признаков

Воспитатель выставляет на 1 круг картинки, на 2 круг схематические изображения имён признаков

(количество в соответствии с возрастом детей)

Дети соотносят объект с любым  схематическим изображением имени признака и называет  значение имени признака.

Формируется умение подбирать описательные характеристики к заданным объектам в соответствии с именем признака.

2. « Кот на печку        пошёл».

Игра «Кто больше подберёт красивых слов»

Цель: упражнять детей в умении подбирать описательные характеристики в соответствии со схематическим обозначением имени признака. Закреплять умение работать с морфологической таблицей.

Материалы:

-морфологическая таблица

- схематические изображения имён признаков

-сюжетная картинка

Воспитатель в верхней горизонтали морфологической таблицы располагает

схематические изображения имён признаков.

В 1 клетке 2 строки

Располагается  сюжетная картинка «кот».

Дети схематически изображают подобранные к данному объекту характеристики в соответствии со значением имени признаков.

Формируется умение подбирать описательные характеристики в соответствии со схематическим обозначением имени признака. Закрепляется умение работать с морфологической таблицей.

3. «Баю-баю-баиньки, купим сыну валенки».

Игра «Слова – неприятели»

Цель: упражнять в подборе пар антонимов, обозначающих существительные, прилагательные, глаголы по признакам.

Материалы:

-  схемы имён признаков

- копилка антонимов, обозначающих существительные, прилагательные, глаголы по признакам.

Воспитатель предлагает взять схему имени признака (цвет)

В соответствии с данной схемой ребёнок подбирает пару антонимов (из предложенных карточек) и проговаривает её

(белый – чёрный).

Формируется умение подбирать пары антонимов, обозначающих существительные, прилагательные, глаголы по признакам.

4. «День смеха»

« Мишка – косолапый».

Цель:  создать условия для формирования чувствительности к шутке или парадоксу.

Воспитатель на основе смешных текстов готовит театрализованное развлечение

Дети, просмотрев представление,

создают иллюстрации

Пополняется альбом из детских рисунков «Смешинки»

Март

Игровые

Тренинги

Действие педагога

Действие детей

Ожидаемый результат

1. «Кисонька - мурысенька».

Игра «Найди и объясни противоположные слова»

Цель: упражнять детей в умении находить антонимические пары   в пословицах и поговорках.

Материал:

- Волшебник «Путаник»

-копилка антонимов

-копилка пословиц и поговорок.

Воспитатель

сообщает детям, что волшебник «Путаник» даёт задания на сообразительность.  Воспитатель читает пословицы.  дети выполнили его задание составить словосочетания с парой антонимов.

Дети  находят противоположные по значению слова (нет худа  без добра)

Формируется умение находить антонимические пары   в пословицах и поговорках.

2. «Мыши водят хоровод».

Игра «Придумай словосочетания»

Цель: учить детей составлять словосочетания на основе антонимических пар.

Материал:

- Волшебник

«Наоборот»

- копилка антонимов

-  схемы имён признаков

Воспитатель

Сообщает детям, что волшебник «Наоборот» хочет, чтобы дети выполнили его задание составить словосочетания с парой антонимов.

Дети составляют

с парой

антонимов

словосочетания (большой кот – маленький

мышонок)

Формируется умение

составлять

словосочетания на основе антонимических пар.

3.«Люли - люлюшки».

Игра «Отгадай по признакам»

Цель: упражнять детей в умении определять объект по его признакам.

Материалы:

-  схемы имён признаков

- сюжетные картинки

Воспитатель загадывает объект, называет 1-2 признака.

Воспитатель объясняет наличие данного признака у объекта.

Дети определяют, что это может быть (ласковое: солнышко, мама, песенка).

Формируется умение определять объект по его признакам.

4. «День смеха»

«Сорока, сорока…»

Цель:  создать условия для формирования чувствительности к шутке или парадоксу.

Материалы:

- карандаши

- листы бумаги

- раскраски

Воспитатель на основе смешных текстов готовит театрализованное развлечение

Дети, просмотрев представление,

создают иллюстрации

Пополняется альбом из детских рисунков «Смешинки»

 3 Этап «Подбери рифмованные словосочетания»

Апрель

Игровые

тренинги

Деятельность педагога

Деятельность ребёнка

Ожидаемые

результаты

1. «Теремок».

Игра «Складушки 1»

Цель:  закреплять умение подбирать рифмующиеся пары слов. Побуждать детей самостоятельно составлять двухстрочные рифмы на основе картинок или игры слов.

Материалы:

- карточки с объектами

- копилка «Складушек» для записи двухстрочных рифм, сочинённых детьми.

Воспитатель показывает карточку с объектом.

Воспитатель записывает

двухстрочную рифму.

Дети выбирают из предложенных предметных карточек ту, которая является рифмой к предложенной и совместно с воспитателем придумывают двухстрочную рифму.

Формируется умение подбирать рифмующиеся пары слов.

2. «Уж, ты Петя - петушок».

Игра «Складушки 1»

3. «Пальчик -       мальчик».

Игра «Складушки 1»

4. Творческий вечер

«Я в поэты бы пошёл…»

«Сороки».

Цель:  создать условия для формирования чувствительности к шутке или парадоксу.

Материалы:

- Театр Бибабо

-  Ручки

-копилка «Складушки»

Воспитатель на основе смешных текстов готовит театрализованное развлечение

Дети, просмотрев представление,

совместно с воспитателем

(родителем) придумывают двухстрочную рифму.

Пополняется копилка из детских рифмованных текстов

«Складушки»

Май

Игровые тренинги

Деятельность педагога

Деятельность ребёнка

Ожидаемый

результат

1.«Матрешки».

Игра «Складушки 2»

Цель:  закреплять умение подбирать рифмующиеся пары слов. Побуждать детей самостоятельно составлять двухстрочные рифмы на основе картинок или игры слов.

Материалы:

- карточки с объектами

- копилка «Складушек» для записи двухстрочных рифм, сочинённых детьми.

Воспитатель предлагает весь набор карточек.

Дети самостоятельно подбирают пары рифмующихся слов

Формируется умение самостоятельно  составлять двухстрочные рифмы на основе картинок или игры слов.

2.«Песенка».

Игра «Складушки 2»

3.«Сарафанчик».

Игра «Складушки 2»

4. Творческий вечер

«Я в поэты бы пошёл…»

« Гуси вы, гуси».

Цель:  создать условия для формирования чувствительности к шутке или парадоксу.

Материалы:

- Театр Бибабо

-  Ручки

-копилка «Складушки»

Воспитатель на основе смешных текстов готовит театрализованное развлечение

Дети, просмотрев представление,

придумывают двухстрочную рифму.

Пополняется копилка из детских рифмованных текстов

«Складушки»

Список используемой литературы:

- Сидорчук Т.А., «Я познаю мир».  Методический комплекс по освоению детьми способов познания - Ульяновск, 2014г.

- Сидорчук Т.А., БайрамоваЭ.Э., «Технологии развития связной речи дошкольников». Методический пособие для работников дошкольных учереждений - Ульяновск, 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочие программы поэтического клуба "Весёлая рифма" для детей 5-7 лет

Данная программа расчитана на развитие литературных способностей у детей старшего дошкольного возраста литературных способностей, в ходе которых формируется интеллект ребёнка, обогащается словарный за...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Программа "В гости к тетушке Книге"

программа социального партнерства детского сада с детской городской библиотекой...