Развитие связной речи у детей с особенностями в развитии с помощью ТРИЗ технологии
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Данный опыт работы заинтересует педагогов, работающих в группах компенсирующей направленности, желающих с помощью игровых технологий получить результаты в развитии творческого мышления, речи, познавательной сферы. А также будет интересен педагогам, которые используют в своей работе игры и приемы ТРИЗ технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_svyaznoy_rechi.docx | 280.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с помощью ТРИЗ технологии.
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
С самого раннего возраста ребенка в диалог вовлекает взрослый. Далее опыт речевого общения со взрослыми ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У старших дошкольников ярко выражена потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий. Но дети с общим недоразвитием речи испытывают большие трудности в общении. У детей с общим недоразвитием на фоне системных нарушений задерживается развитие психических процессов и не формируются коммуникативные навыки. Традиционный метод проб и ошибок, который при ближайшем рассмотрении оказывается не всегда эффективным, но неизменно затратным в плане времени, заменяется пониманием общих законов развития различных систем. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать. Изучив ТРИЗ – технологию, опыт работы в данном направлении других педагогов, определила основные методы и приемы развития связной речи , которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. А именно: метод мозгового штурма, метод противоречия (проблемные ситуации).,прием прямой, функциональной, фантастической аналогии, типовые приёмы фантазирования (ТПФ),метод фокальных объектов.
В нашей группе ТРИЗ- технологии применяем при составлении сказок, рассказов, небылиц. именно этот вид речевой деятельности вызывает у детей затруднения. Игровая форма приемов ТРИЗ значительно облегчает этот сложный процесс, позволяет поддерживать устойчивый интерес воспитанников к содержанию картины.
Обязательно играем в игры. которые помогают нарабатывать опыт словотворчества, развивают воображение и повышают речевую активность.
Игра "Хорошо-плохо" Выбирается предмет и рассматривается все стороны. Что хорошего и что плохого в предмете. Игра позволяет расширять словарный запас, воображение, развивать логическое мышление.
Следующий прием ТРИЗ – «Превращения» . Предлагаем ребенку вжиться в образ персонажа(неживого предмете) и составить рассказ от первого лица.
Получилась вот такая сказка ( Егор 6 лет)
Жили были с стране фруктов два друга Киви и Персик. Встретились они как то на улице и решили поиграть в шахматы. Но Персику быстро надоело это скучное занятие и он предложил поиграть в баскетбол. Персик забил очко Киви. Киви сказал:
-Я больше не буду играть с тобой ты лучше играешь в баскетбол. Они пошли к царю фруктов. Царь предложил им научить играть в теннис.
Используем "Мозговой штурм", решая проблемные ситуации.
В своей работе мы используем сказку многогранно: Читаем, рассказываем по ролям и диалогам. Составляем творческое рассказывание сказок, придумываем новые концы к старым сказкам. Любим сочинять сказки о старых вещах и неживых предметах. Так в группе есть сборник сказок о овощах и фруктах, о посуде и необычном транспорте. Дети увлекаются и увлекают родителей. На Новый год мы создали выставку совместно выпущенных книг.
Удобно использовать морфологические таблицы, из которой дети выбирают:
-О ком будет сказка? (выбирает черты героя и выставляем символы.
-С кем встречался? Что случилось?
-Какие волшебные предметы помогли?
-Чем закончилась история?
Наши ребята с удовольствием создают и читают собственно изданные книги!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...
Презентация "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с использованием игровых технологий"
Развитие связной речи-одна из главных задач речевого развития дошкольников. Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь-это не дар, она приобретается благодаря усилиям...
Исследовательская работа по теме «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии мнемотехники»
Актуальность исследования обусловлена тем, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рожде...
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ (МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ)
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ (МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ)Ммммнемотехникав развитии связной речи у дошкольников»....
Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы. Развитие связной речи дошкольников в условиях реализации ФГОС. Тема: «Занятие о хлебе»
Цель: сформировать у старших дошкольников представление о хлебе как о главном продукте питания....
Проект по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ – технологии.
Проектпо развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ – технологии....