Театрализовано-экологические игры для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Сказки для Лунтика»
методическая разработка по развитию речи

Власенко Наталья Юрьевна

Данное практическое пособие поможет педагогам ДОУ  овладеть технологией ознакомления детей, имеющих нарушения речи, с элементарными экологическими представлениями через театрализованные игры экологического содержания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_dlya_luntika.docx62 КБ

Предварительный просмотр:

Власенко Наталья Юрьевна, учитель-логопед

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Хабаровска « Детский сад № 30»

Театрализовано-экологические игры

для детей старшего дошкольного возраста

с нарушениями речи

«Сказки для Лунтика»

Практическое пособие для педагогов ДОУ

Авторы составители:

учитель-логопед высшей квалификационной категории

Н.Ю. Власенко

воспитатель высшей квалификационной категории

А.Г.Алиева

Воспитатель высшей квалификационной категории

Н.В.Меркулова

Хабаровск

Данное практическое пособие поможет педагогам ДОУ  овладеть технологией ознакомления детей, имеющих нарушения речи, с элементарными экологическими представлениями через театрализованные игры экологического содержания.        

Цель данных методических рекомендаций: оказание  помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей, имеющих нарушения речи, с элементарными экологическими представлениями через театрализованные игры экологического содержания.    

     

Задачи:

- совершенствовать педагогическое мастерство педагогов   в вопросах экологической культуры дошкольников с нарушениями речи;          

- способствовать творческому поиску педагогов в создании условий для формирования положительно - эмоционального отношения к театрализовано- экологической деятельности.

Введение.

Взаимодействие человека с природой является важной проблемой в наши дни. Ребенок открывает для себя разнообразный и увлекательный мир. Облака, разноцветная радуга, капли дождя, снежинки, пестрые бабочки – интересуют и удивляют его, будят воображение и фантазию.  Важно не дать угаснуть детской любознательности,  помочь в познании окружающего мира.

В дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, активность в решении некоторых экологических проблем, воспитание сопереживания к ней.

Театрализованная деятельность — одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей, поскольку проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок  и театрализовано-зкологических игр, которые направлены на охрану и бережное отношение к природе.

Именно театрализованно – экологическая игра оказывает большое влияние на познавательно-речевое развитие дошкольников :

- стимулирует речь ребенка, обогащает его словарный запас;

- помогает усвоить богатство выразительных средств языка;

- формируется эмоционально-насыщенная речь;

- способствует развитию речевого общения, мимики, жестов, интонации;

- появляется живой интерес к познанию  окружающего мира;

-улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий;

-позволяет  формировать опыт социального поведения и коммуникативные навыки.

Мы предлагаем для формирования экологической культуры дошкольников объединить игру и театр. Игровая деятельность является главной составляющей познавательной деятельности детей.

Обладая специфическими особенностями (сочетание познавательного и занимательного начал), театрализовано - экологические игры способствуют уточнению, закреплению и обобщению ранее полученных знаний, расширению  кругозора.

Работая с детьми, имеющими недоразвитие речи, и, обобщая многолетний опыт работы, мы убедились, что театрализовано-экологические игры помогают детям с нарушениями речи в овладении навыками грамотной, выразительной и эмоциональной речи.

Цель воспитательно-образовательной работы посредством театрализованной деятельности — формирование экологической культуры дошкольников с речевыми нарушениями.

Для решения поставленной цели были намечены следующие задачи:

– создать для детей атмосферу, которая побуждала бы к познанию окружающего мира, к свободе самовыражения, осознанному отношению к природе через общение с театральным искусством.

 – создать развивающую художественную сферу, для стимулирования художественно-речевой и театрально — игровой деятельности;

– формировать способности к театральной деятельности, развивать художественное восприятие, эмоциональную отзывчивость, способность замечать выразительные средства художественного произведения;

– развивать вербальные (речь) и невербальные средства общения (жесты, мимика);

 – активизировать словарь ребенка.

Исходя из особенностей психического развития детей с нарушениями речи, театрализовано-экологические игры  строятся на  материале сказок. Тематика театрализовано-экологических игр  может быть разнообразной, например: человек, времена года, из жизни животных, из  жизни растений, труд людей и др.  Практический материал для игр распределяются  так,  что  каждая тема пронизывает все  этапы   работы – от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами, контактировать с участниками игр.

В структуру экологической сказки включаются элементы логопедического тренинга, которые превращают театрально-экологическую постановку в полноценное коррекционное занятие, включающее в себя комплексы пальчиковых, эмоционально-мимических, просодических, дыхательных и артикуляционных упражнений, самомассаж пальцев рук, игры на автоматизацию навыков произношения звуков,  фонематический контроль.        

Особое внимание уделяется образным двигательно-речевым миниатюрам, поскольку организованная двигательная активность ребёнка тесно взаимосвязана с его речью. Данные миниатюры помогают детям   преодолеть недостатки, как в области совершенствования движений, так и в речевой области.

   Учитывая все вышесказанное, а также особенности развития детей  дошкольного возраста с речевыми нарушениями, можно сказать, что  театрализовано-экологические игры являются одним из эффективных  способов  воздействия  на  ребенка, в  котором    наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!

Театрализовано - экологические игры для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

(по лексическим темам)

«Сказки для Лунтика.»

Цель: формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи посредством театрализовано - экологических игр.

Задачи:

- обогащать представления детей о природе и развивать познавательный интерес к окружающему миру;

- формировать у детей диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- обогащать словарный запас детей по лексическим темам новыми словами и словосочетаниями;

- развивать диалогическую и монологическую формы речи, воспитывать культуру речевого общения;

 - развивать  координацию речи с движением, общую и мелкую моторику;

 -формировать устойчивый интерес к театрализованным играм, умение разыгрывать знакомые стихи, сказки, передавать характерные особенности героев с помощью выразительных средств речи, используя артистические качества: пластическую выразительность, мимику, жесты;

- воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.

Каждая сказка начинается со слов: « Однажды на Луне родился необычный малыш и все звали его Лунтик.  И случилась так, что он попал на Землю. А что было дальше, мы сейчас узнаем…».

Тема: «Насекомые»

Сказка «Звери всякие нужны, звери всякие важны!»

Атрибуты: театр игрушек (бабочка, кузнечик, волк,  муравей, заяц, лиса, сорока), веревочки для игры «Пищевые цепочки»

Однажды, Лунтик бродил по лесу, и очутился  на лесной полянке. К нему на  ладошку села разноцветная бабочка.

Лунтик: Какая красивая!!

Волк: Ну и что в ней интересного, в бабочке?

Лунтик: А ты знаешь, как появилась бабочка?

Игра на развитие координации речи с движением «Гусеница»

Этот странный дом без окон

У людей зовётся «кокон».(дети лежат на спинках вытянувшись; руки вдоль туловища, ногами в центр круга)

Свив на ветке этот дом,

Дремлет гусеница в нём.(переворачиваются на левый бочок, подкладывают ладонь под щёчку)

Спит без просыпа всю зиму. (переворачиваются на другой бочок, руки под щёчку)

Но зима промчалась мимо –  (переворачиваются на спину, потягиваются лёжа)

Март, апрель, капель, весна…   (медленно садятся)

Просыпайся, соня-сонюшка!     (потягиваются сидя)

Под весенним ярким  солнышком

Гусенице не до сна.                 (встают, потягиваются стоя)

Стала бабочкой она!          (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

Лунтик: Однажды сидел кузнечик на лесной опушке и смотрел вокруг.

Логотренинг (развитие фонематического слуха):

Кузнечик стрекочет: «Чччччч». Дети, как стрекочет кузнечик? А сейчас мы проверим, как вы слышите звуки кузнечика. Если услышите звук «Ччччч», руки вверх, затем вниз. А если услышите в слове звук «Щщщщ» - руки вперед, затем вниз. (ключ, щука, щенок, мяч, плащ, туча, лещ, бабочка, кисточка, щетка, пчела, прищепка)

Лунтик: Все жители леса работали, только бабочка весело порхала с цветка на цветок и танцевала. Долго наблюдал за ней кузнечик, а потом как закричит:

Кузнечик: Как тебе не стыдно! Все тут работают, а ты что делаешь?

Лунтик:  От неожиданности бабочка не смогла вымолвить не слова и только слёзки навернулись у неё на глаза. Мимо полз старый муравей с бревном. Услышав слова кузнечика, он положил бревно и сердито сказал:

Муравей: Что ты говоришь! Бабочка делает большую работу - переносит пыльцу с одного растения на другое. От этого в них появляются семена и всё новые растения родятся. А ты сам что делаешь?

Кузнечик: А я, а я… Я буду всем на скрипочке играть, чтобы работа шла веселее. А ты бабочка меня прости, что я тебя обидел. Не знал я …

«Кузнечик играет на скрипочке»

Логотренинг (повторение слоговых рядов):

Ач-ач-ач                                 Ча-чо-чу

Оч-оч-оч                                 Чу-чи-ча

Уч-уч-уч                                  Че-че-ча

Ыч-ыч-ыч                                 Чи-чо-чо

Заяц: Так это что же бабочка помогает растениям родиться? И капусте тоже?

Лунтик: Да и капусте (бабочка так и называется капустница) и яблочкам и сладкой земляничке и другим растениям.

Волк: А мне эти растения не нужны, я и без них проживу.

Лунтик: Ну, без растений никто не проживёт, даже ты волк.

Волк: Ну и почему же?! Я же их не ем. Это зайцу они нужны!

Лунтик: Если не будет растений, то не будет зайцев, которые их едят. И еще растения выделяют кислород в воздух, которым мы дышим. А без кислорода нам жить не возможно!

Логотренинг (развитие диафрагмального дыхания):

Упражнение «Бегемотик»: дети ложатся на спину, а на живот кладут мягкую игрушку. Вдыхать и плавно выдыхать воздух, наблюдая за движением игрушки, по схеме»:

Вдох-нос, выдох-нос;

Вдох - рот, выдох-нос;

Вдох – рот, выдох – нос;

Вдох – рот, выдох – рот.

Лиса: Зачем растения нужны - это понятно. И зайцы понятно для чего - мы их едим,  а вот волки - то зачем нужны?

Лунтик: Волков называют санитарами леса. Волк может поймать только очень больное ослабленное животное. Со здоровым зайцем ему не справиться! А если животное больное-то общаясь со здоровыми животными, заражает их. Они тоже начинают болеть и умирать.

Сорока: Всё ясно! Всё ясно! Насекомые нужны, чтобы растения были, растения нужны для дыхания и питания, травоядные нужны, чтобы ими хищники питались, хищники нужны, чтобы травоядные не болели и не вымерли.

Волк: Да, оказывается, все мы друг с другом крепко связаны.

Лунтик: Связаны! Мы должны беречь друг  друга и наш дом - Природу. Необходимо, беречь всех её обитателей, всё живое, не ломать ветки, не рвать траву, цветы, не разорять птичьи гнёзда, не загрязнять водоёмы. И тогда мир будет лучше и всем найдётся там место.

Игра «Пищевые цепочки»

Игровое действие. Поиск органически связанных элементов экосистемы.

Игровое правило. Звеном цепочки с определённым названием становится ребёнок, который первым правильно назвал объект природы.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать любое растение или дерево, произрастающее в данной местности, например, ель. Тому, кто первым откликнулся на предложение воспитателя, присваивается «имя» этого растения или дерева и даётся в руки конец бечёвки. Задавая детям вопросы, воспитатель выясняет, как связано это дерево с другими объектами природы ( на ели питаются клёст, белка, гусеница, короед..). Детям, назвавшим их, присваиваются их «имена» и даётся в руки другой  конец бечёвки, соединяющий их с «елью». Далее воспитатель спрашивает: « Кто питается гусеницами (бабочками)? (Дятел, лягушка, жаба, ёж и т.д.), при этом «Гусенице» в другую руку даётся второй конец бечёвки, соединяющий её с «дятлом», «ёжом» и др. Таким образом, взрослый вместе с детьми «плетёт сеть» до тех пор, пока все объекты природы не будут объединены в свою «собственную» экосистему.

         Чтобы продемонстрировать, что каждый элемент важен для всей системы, можно извлечь одно из звеньев «пищевой цепочки», например «дятла» («дятел»,  выходя из экосистемы, дёргает за бичёвку). Каждый играющий, почувствовав рывок, дёргает за бечёвку, которую он держит в руке. Процесс продолжается до тех пор, пока каждый не убедится: без  «дятла» « пищевая цепочка» разрушается.

Тема: «Комнатные растения»

Сказка «Зеленый Ёжик»

Атрибуты:  настольный театр.

Лунтик: Посмотрите, ребята, это мой друг Зеленый Ёжик. И я могу вам рассказать сказку о нем. Хотите? Ну, тогда слушайте.

Жил-был Кактусёнок. Он был круглый, зелёный и колючий. Поэтому его прозвали Зелёным Ёжиком. Но колючим он был только снаружи, а на самом деле, Кактусёнок был очень добрым. Недавно хозяйка посадила его в новый  красивый горшочек.

Динамическая пауза «Кактус»

На окне цветок колючий         (Показать прямоугольник перед собой)

Смотрит за околицу                 (Сделать «бинокль»из ладошек)

Вы его не троньте лучше         (Погрозить пальчиком)

Очень больно колется               (отдернуть руку, как от колючки).

Кактусёнку нравился его новый домик, вокруг, в больших цветочных горшках, росли неизвестные ему растения. Первым, с кем Кактусёнок отважился заговорить, оказалось растение с толстым стволом, круглые листья которого были похожи на монетки.

Кактусенок:  Извините, пожалуйста, а как Вас зовут?

Толстянка:  Меня называют денежным деревом, люди считают, что я приношу в дом богатство а по-научному я зовусь толстянкой. Моя родина –Африка, поэтому я люблю солнце. У меня круглые листья, не такие, как у тебя, Кактусенок 

Логотренинг (артикуляционные упражнения):

«На губу язык клади, «Пя-пя-пя» - произноси» (упражнение «Наказать язычок»)

«Язык лопаткой положи,

И под счет его держи.

Раз, два, три, четыре, пять.

Язык можно убирать». (упражнение «Лопатка»)

«Язык в иголку превращаю, Напрягаю и сужаю.

«Острый кончик потяну,

До пяти считать начну.

Раз, два, три, четыре, пять.

Иголку я могу держать» (упражнение «Иголочка»)

«Язык лопаткой уложи

И спокойно подержи…

А потом – раз, два, три –

Как иголку заостри» (упражнение «Лопатка» - «Иголка»)

Кактусёнок: Скажите, а Вам не скучно всё время стоять на подоконнике?

Толстянка: Нет, конечно, зимой я наблюдаю за тем, что происходит за окном, а в тёплое время года меня выносят на свежий воздух – на балкон.

Маранта: А меня зовут маранта, я очень люблю воду и боюсь солнечных лучей, поэтому мне нравится, когда хозяйка опрыскивает мои листья тёплой водой.

Лунтик: Хозяйка занесла в комнату еще один горшок. Познакомьтесь, это ваш новый сосед  - красавец папоротник.

Папоротник: Я не только украшаю комнату, но и помогаю очистить воздух от пыли и вредных веществ. А еще папоротники - древние обитатели Земли, существовали вместе с динозаврами и дожили до наших дней.

Лунтик: Так Зелёный Ёжик не только познакомился со своими «соседями», но и узнал много интересного и полезного. 

Игра на развитие координации речи с движением «Расти цветочек »

На окне в горшочках        Дети сидят на корточках лицом в круг.

Поднялись цветочки.        Медленно встают.

К солнцу потянулись,

Солнцу улыбнулись.        Тянутся на носочках, подняв руки вверх.

К солнышку листочки     Разводят руки в стороны ладонями вверх

Повернут цветочки..

Развернут бутоны,

В солнышке утонут.        

Тема: « Земля и Космос»

Сказка «Сбережем планету вместе»

Атрибуты: шапочки дуба, ручейка, пчелок, колокольчика, мусор, музыкальный колокольчик.

Логопед: « Однажды на Луне родился необычный малыш и все звали его Лунтик.  Он очень любил смотреть в телескоп на звезды и планеты.

Игра на развитие координации речи с движением «Звездочёт»

На луне жил звездочет - («Смотрят» в телескоп)

Он планетам вёл учет:  (Показать в небо рукой)

Меркурий - раз, (Описать круг руками)

Венера - два-с, (Хлопок)

Три - Земля, четыре - Марс, (Присесть)

Пять - Юпитер, шесть - Сатурн, (Наклон вправо-влево)

Семь - Уран, восемь - Нептун, (Наклон вперёд, прогнуться назад)

Девять - дальше всех - Плутон, (Прыжок)

Кто не видит - выйди вон! (Развести руки в стороны)

Лунтик: В  телескоп видна Земля! Какая-то она не такая она, в прошлый раз была голубая. А сейчас стала серой. Интересно, что же с ней приключилось? Я только что получил сигнал бедствия с Земли. Давайте вместе его послушаем и повторим.

Логотренинг (ритмическое восприятие):

Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. По цепочке отстукивают ритм друг другу. Последний в цепочке «передает» ритм, хлопая в ладоши.

Лунтик: Я думаю, что ваша планета Земля в опасности. Она заболела. Её нужно спасти как можно скорее. Полечу – ка я  на Землю и посмотрю в чем дело!

Лунтик: Милый дедушка Дуб, расскажи, что с тобой случилось?

Дуб: Да вот обидели меня, ветку мою сломали. Сломанную ветку мою видели?

Лунтик: Не грусти ты, дуб зеленый. Помощь ведь уже пришла!

Лунтик лечит Дуб. Дети помогают.

Появляется ручеек и плачет.

Лунтик: Милый ручеек, расскажи, что с тобой случилось?

Ручеёк: Был я чистый и прозрачный. Звонко пел свою песенку. А теперь во мне              банки, склянки и пакеты. Кто же теперь спасет меня?

Лунтик: Мы спасем тебя, будешь снова чистым и прозрачным,

Дети с Лунтиком очищают ручеёк от мусора

Логотренинг (артикуляционное упражнение «Ручеёк»):

Голос ручейка стал чистым и стал он стекать холодной ровной струйкой. Длительно произнесите: С-С-С-С… А потом ручеек весело и чисто запел свою песенку:

СА-СА-СА; СЫ-СЫ-СЫ; СО-СО-СО; СУ-СУ-СУ

Ручеёк: Спасибо друзья! Вы настоящие спасатели! (Убегает)

Появляется пчелка.

Лунтик: Пчелка, пчелка что грустишь?

            На луг зеленый не летишь?

Пчелка:  Нектар собрать я не сумела. Луж – ж – ж - ок теперь мой - автодром.

                    Цветы помяты все кругом.

Лунтик: Не беда, исправим дело!

           Вот машинам наш привет!

           Теперь на луг проезда нет! (Ставит знак «Стоп! »)

Пчелка: Вот спасибо за заботу, теперь будет много меду.

Логотренинг (автоматизация звука [Ж] в предложении):

С утра жужжу,

Цветы бужу.

Кружу, гужу        

И мед вожу: Ж-Ж-Ж-Ж-Ж.

Лунтик:  Радо солнышко в реке!

Ручеёк:  Рада речка на песке!

Дуб: Рады рощи и леса!

Пчелка: Рада с нами вся Земля!

Лунтик: До свидания, ребята, мне пора домой , на Луну.

Игровое упражнение на координацию речи и движения «Полёт»

Пять, четыре, три, два, один! дети поднимают руки рывками через стороны. Вот и в космос мы летим!     соединяют поднятые руки в «замок».

Мы взлетаем высоко,             бегают по кругу друг за другом,

Мчит ракета быстро,              подняв сцепленные руки над головой.

Полетим мы далеко

К звездочкам лучистым.

Вокруг звезды мы облетели,     кружатся, обегая маленький кружок.

Выйти в космос захотели.

В невесомости плывем              врассыпную ходят по залу,

Рядом с нашим кораблем.          делая плавные движения руками.

Снова дальше мы летим,            бегают по кругу друг за другом.

В иллюминаторы глядим.

Тема: «Зимующие птицы»

Сказка: «Как сорока клеста судила».

Атрибуты: шапочки  Клеста, Сороки, Свиристели, Синицы, Дятла, Совы.

Входит Лунтик: «Здравствуйте, ребята. Я отправился на прогулку в зимний лес. Спит лес под толстым снежным одеялом. Склонили головы берёзы в белых шапках, согнули под тяжестью снега свои лапы ёлки. Вдруг – шум, хлопанье крыльев, трескотня. Это сорока-белобока с разлёту шлёпнулась на ветку ёлки, затрещала, застрекотала. Из-под елки выглянул клёст.

Клест:  Слушай, не шуми, не трещи! Не пугай моих птенцов!

Сорока: Что? Птенцов? В зимнем лесу? Ты, клёст, лесные порядки нарушаешь. Птенцов положено выводить весной. Эй, птицы, слетайтесь все сюда! Клеста судить будем за нарушение лесных порядков.

Лунтик: Первым на зов сороки прилетел красногрудый красавец-снегирь и уселся нам ветку рябины.

Снегирь: Что за шум? За что клеста судить?

Клест: Да вот, сорока говорит, что я лесные порядки нарушаю, зимой птенцов вывожу.

Снегирь: И холодов не боишься?

Клест: Нет. Мы гнездо делаем очень толстое, из мелких веточек, утепляем его шерстью, перьями, прячем среди еловых веток. Туда клестиха и откладывает яйца.

Лунтик: Тут рядом со снегирём приземлился свиристель.

Свиристель: А вдруг даже в таком тёплом гнезде яйца замёрзнут?

Клест: Нет. Клестиха на них полмесяца сидит, своим теплом согревает.

Синица:  А как же она питается?

Клест: Я ей семена из еловых шишек ношу, почки ёлки и берёзы.

Логотренинг («Орешковый массаж» и автоматизация звука [Ч] в предложении):

Птичка ветки собирала, крепко гнездышко свивала.

И снесла яичко умничка-птичка.

Гнездышки свивайте, ручки развивайте.

Дети катают грецкий орех между ладошками и проговаривают: «Птичка-невеличка, не роняй яичко!»

Из дупла на дубе вылезла тётушка-сова и сказала: Я хоть и плохо вижу днём, зато всё хорошо слышу. Молодцы клесты! К весне их клестята вырастут и полетят.

Снегирь: Не права ты, сорока.

Синица: Трещишь без толку.Не за что клеста судить.

Лунтик: Тут все птицы зашумели, загалдели. Сорока махнула на них крылом и улетела. А девочка, которая наблюдала за этой историей, улыбнулась, порадовалась за клеста и пошла домой.

Психогимнастика.

Представьте, что вы маленькие птички, вы только-только вылупились из яиц, вы мокренькие, согнитесь к комочек, покажите, какие вы маленькие. Вот выглянуло солнышко, его лучики стали ласково гладить вас. Вы вытянули правое крылышко, левое, вам очень приятно, вы тянете клювик к солнышку. Перышки ваши расправились, распушились, вы их меленьким клювиком почистили, покажите. Ах! Как хорошо! Вы от удовольствия открыли клювики. Ой, что-то в животе заурчало- это кушать хочется! А где же мама! Мы летать не умеем. Нам не достать самим жучков, червячков. Пи-пи, мама! Где же мама, почему она не летит? (выражение удивления, высоко поднять голову, брови). Но тут случилась беда, подул сильный ветер, ураган, деревья закачались, затрещали (размахивание руками, вправо и влево). От ветра гнездышко с дерева упало на землю и рассыпалось. Вы бедненькие остались одни на земле. Маме с папой не нейти вас в высокой траве. Что же делать? Ведь у птенчиков столько врагов. Как помочь птенчикам? Как защитить их от врагов? Как вы думаете, что будет, если вдруг на нашей земле исчезнут все птицы?

Тема: «Времена года»

Сказка «Спор».

Атрибуты: ладошковый театр

Лунтик: Здравствуйте ребята. Отгадайте мою загадку:.

Весной веселит,

Летом, холодит,

Осенью питает

Зимой согревает?

- А что такое зима, весна, лето, и осень? (ответы детей)

-У нас на Луне нет времен года. Но я знаю одну интересную сказку про времена года.

Жили - были четыре сестрицы –Зима, Весна, Лето и Осень. Были сестры умницы, красавицы, одна другой краше. И жили они очень дружно, никогда не спорили. Каждая в свое время на землю приходила, сестрицу не обгоняла, очередь свою соблюдала.

Но вот однажды заспорили что-то сестры.

Зима:  Я самая главная! Мною год начинается, да и люди меня ждут, не дождутся, ведь именно зимой самый любимый праздник у людей – Новый год. А детишки-то как любят Зимушку-зиму- и санки достают, и коньки, и лыжи. И даже морозов моих никто не боится.

Логопедический тренинг (чистоговорка):

Ма-ма-ма - наступила зима

Ок-ок-ок - выпал белый снежок

Ул-ул-ул – ветер сильный подул

Оз-оз-оз – пришел трескучий мороз.

 Весна :Что ты, что ты! Ты такая холодная, морозная, вьюжная. Дороги заметешь, зверей да птиц заморозишь. Люди, птицы, звери ждут- не дождутся когда ты закончишься и мое время настанет. Все любят красавицу Весну. Птички меня пением встречают, насекомые, и звери из своих нор выбираются. Все теплому солнышку радуются. Красота!!!

Логопедический тренинг (чистоговорка):

На-на-на – пришла весна

Ля-ля-ля – ожила кругом земля

Чи-чи-чи – журчат весенние ручьи

Ель-ель-ель – звенит звонкая капель.

Лето: Что вы сестрицы спорите. Люди больше всего лето жаркое любят. Все вокруг зеленое, на полянках ягод видимо невидимо. Детишки целый день на улице играют. А для зверей и птиц летом еды полным полно, живи и радуйся!!!

Логопедический тренинг (чистоговорка):

Ло-ло-ло – вот и лето к нам пришло

Ра-ра-ра – наступила жара

Ты-ты-ты – на поляне цветы

Ом-ом-ом – порхают бабочки кругом.

Осень:  Нет, больше всего меня все ждут. Куда ни глянь- красота неописуемая, все вокруг багряное да золотое. А в огородах-то, в огородах урожая видимо-невидимо. И ягод и овощей, и фруктов. А в лесу грибов великое множество. И люди, и звери запасы делают, да и меня Осень нахваливают…

Логопедический тренинг (чистоговорка):

Ла-ла-ла – в гости осень к нам пришла

Ва-ва-ва – на землю падает листва

Ди-ди-ди – кругом идут дожди

Ат-ат-ат – птицы в теплый край летят.

Лунтик: Долго спорили сестры, но так и не смогли друг друга переубедить, кого же из них любят больше всех. Ведь каждая из них по-своему хороша - и морозная Зимушка - зима с вьюгами и снегами, и нежная красавица Весна с ручейками и теплым солнышком, и красное Лето с жарой и прохладой, и золотая Осень с богатым урожаем. А какое время года любите вы?

Игра на развитие координации речи с движением «Двенадцать месяцев»        

А сейчас запоминай:                

Март, апрель и май                По очереди загибают пальцы на одной руке.

 Три сыночка-месяца              Поднимают вверх три пальца.

У весны-кудесницы.                                                                                                               Шаловливы и ловки               Хлопают в ладоши.

 Лета красного сынки:

Вот июнь, июль, за ним     Отводят в сторону сначала одну руку, потом другую.

Август рыбку ловит им.       Прижимают    ладони друг к другу и качают ими из стороны в сторону («рыбка»).

Вот прошли весна и лето           «Проходятся» пальчиками по бедрам к     коленкам.

Осень в золото одета                  Ставят руки на пояс и поворачиваются из стороны в сторону.

На дворе сентябрь, октябрь           Отводят в сторону сначала одну руку, потом другую.

С дождиком всегда ноябрь            Стучат указательным пальцем одной руки по ладони другой («дождик»)

У зимы же, посмотри,                     Вытягивают обе руки вперед

Дети есть – их тоже три                  Поднимают три пальца.

Декабрь, январь и февраль           Загибают по очереди пальцы.

 Одели все в снежную шаль.        Поднимают руки и постепенно опускают их, делая мягкие движения  кистями рук.

Тема: «Лес. Деревья»

«Сказка про листок и грибок».

Атрибуты: шапочки Листочка, Грибочка, ежа, осенний лист, муляж гриба.

Входит Лунтик , держа в руках осенний листок и грибок.

- Посмотрите ребята, что я нашел, это очень нужные для леса растения.

Вот послушайте историю, которая приключилась с грибочком и листочком

Лунтик вместе с детьми двигается по группе, имитируя движения листочка:

Карусели, карусели

Всюду листья полетели.

С крепких веток сорвались,

Закружились, понеслись.

Воспитатель: Долго, долго носил осенний ветер листочек. Листочек вылетел на полянку и упал вниз. А на полянке рос… Интересно ребята, кто же мог расти на полянке? Не спешите отвечать, а вначале послушайте загадку.

Лунтик загадывает загадку про гриб.

Логопедический тренинг (артикуляционное упражнение «Грибок»):

На полянке разложены муляжи грибов. Дети поднимают каждый гриб и выполняют упражнение для язычка «Грибок», затем кладут грибок в корзинку.

Грибок был небольшой и тянулся к солнышку, чтобы поскорее вырасти.

Грибок: Жаль, что осеннее солнышко не такое теплое, а то бы я мог расти и побыстрее.

Вдруг сверху  на него что-то упало и повисло на шляпке.

Грибок: Ой, кто там?

Листок: Это я, Листочек.

Грибок: Какой еще листочек?

Листок: Кленовый.

Грибок:Ты откуда взялся?

Листок: Я от дерева оторвался и прилетел.

Логопедический тренинг (развитие речевого выдоха):

Дует осенний легкий ветерок: «У-у-у» (тихо). Листочки едва шевелятся.

Подул сильный ветер: «У-У-У» (громко). Заблудились мы в лесу.

Закричали мы: «АУ!» (сначала тихо, потом громко)

Осенние листочки на веточках висят,

Осенние листочки с нами говорят: «А-О-У-И» (на выдохе произносить ряды гласных звуков)

Грибок: Слышал я от дедушки своего, что мы, грибы очень полезные. А ты полезный или бесполезный?

Листок: Мы очищаем воздух. А когда наступает  осень  мы  становимся разноцветными, а потом мы отрываемся, летаем и опускаемся на землю.

Грибок: А потом?

Лунтик: Что потом листочек еще не знал. Он только что упал.

(Вышел на полянку колючий ежик).

Ежик: Когда на землю падает много таких же листиков, потом получается перегной.

Игра на развитие мимических движений «Настроение»

Дети стоят в кругу.  Воспитатель бросает ребенку мяч и называет гриб. Ребенок показывает мимикой, какой гриб вкусный, съедобный, а какой – несъедобный.

Тема «Травы. Цветы».

«Сказка Лесовичка»

Атрибуты: шапочки календулы, подорожника, крапивы, шиповника, костюм Лесовичка.

Лунтик отправился гулять в лес и встретил Лесовичка.

Лунтик: Здравствуй, я Лунтик, а ты кто?

Лесовик:

Я живу в лесу дремучем.

Сплю под ёлкою колючей.

Лесовиком меня зовут

Берегу лесной уют.

Лесовик: Пойдем, посмотрим, как лес поживает. Природа наша богата лекарственными растениями. Вот послушайте  и отгадайте.

Выходят дети в шапочках растений и загадывают загадки, а Лесовичок  рассказывает о  пользе  лекарственных растений:  

Шиповник: Дикой розой меня называют и как лекарство применяют? (Шиповник – в виде отвара и сиропа, как витамин С).

Крапива: Ты растение не тронь,

    Жжется больно, как огонь (Крапива – останавливает кровотечение, а еще отваром моют волосы)

Подорожник: Я расту у самой тропки

    У обочины дорог,

    Но однажды людям добрым

    Раны вылечить помог. (Подорожник – заживляет раны, ушибы, останавливает кровотечение).

Календула: Оранжевый лепесток –

   У меня лекарственны цветки,

   Называют меня «Ноготки».

   Как еще нас называют, Для чего нас применяют? (Календула – для красоты и здоровья).

Логопедический тренинг (развитие речевого выдоха):

Давайте понюхаем цветочки. Дети берут в руки цветы и нюхают (носом – вдох, на выдохе тянуть: А-А-А; О-О-О; У-У-У; И-И-И; Ы-Ы-Ы; Э-Э-Э). Затем дуют на бабочек, сидящих на цветах.

Лесовик:        

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и мы, и вы,

Если все сорвут цветы,

Не останется цветов

И не будет красоты.

Дети - «цветы»:

Не хотим, чтоб нас срывали,

И венки из нас сплетали.

Мы хотим в лесу остаться,

Будут нами любоваться.

Игра на развитие координации речи с движением  «Цветы»

Наши нежные цветки                          Щепоть руки смотрит вверх, руки перед собой согнуты в локтях.

Распускают лепестки.                        Медленно раскрываем пальцы.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.                             Плавные движения кистями  вправо- влево.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.                         Медленно соединяем пальцы в щепоть.

Тихо засыпают,                                  Опускаем кисти вниз, руки согнуты  перед  собой в локтях.

Головой качают.                             Качаем кистями, руки перед собой  согнуты в локтях.

Тема «Дикие животные»

«Сказка про Гришку».

Атрибуты: ростовые куклы зайца, волка, медведя, рогатка для Гришки, мусор, экологические знаки по правилам поведения в лесу.

Лунтик: Доброе сегодня утро, солнечное. Лес уже проснулся. Здравствуй лес.

На поляну выбегает зайка.

Заяц: Лунтик, Лунтик! Помоги скорее у нас беда!

Лунтик: Что случилось, зайка? Кто тебя напугал?

Заяц: Пришёл в лес злой мальчишка, хулиган по имени Гришка. Он по лесу бродит страх на всех наводит. Кустики ломает, гнёзда разоряет. Всех птиц распугал, мусор раскидал.

Лунтик : Надо лес выручать, птиц, зверей спасать.

Я его  в лес поглубже заманю, попрошу детей кричать и как эхо отвечать.

Зайка: Нам, ребята, помогайте, и как эхо отвечайте.

Логопедический тренинг (повторение последнего слога в слове с отхлопыванием):

Лунтик: В лес пришёл я погулять, (дети прохлопывают и повторяют: лять, лять, лять)

               и зверюшек попугать. (дети: гать, гать, гать)

              Всё ломаю, птиц стреляю, (дети: ю-ю-ю)

              Вот я смелый какой, я такой. (дети: кой-кой-кой)

Выходит Гришка.

Гришка: Ой, кто здесь? Что – то мне не по себе, страшновато стало мне.

Лунтик : Что, страшно стало? Ты лес обидел, вот он тебя и напугал.

Гришка: Простите меня, я больше не буду.

Лунтик : Тогда убери мусор и  расскажи, как нужно вести себя в лесу?

Гришка: Я не знаю.

Лунтик :Звери лесные, выходите, как вести себя в лесу Грише расскажите.  

Медведь: Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать,

                 Бегать, прыгать и скакать, то не надо забывать,

                  Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Волк: Ветки дуба не ломать,

           Никогда не забывать:

           Мусор с травки убирать,

           Зря цветов не надо рвать!

Заяц: Из рогатки не стрелять, ты не пришёл не убивать!

          Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

          Здесь не нужно их ловить, топать, хлопать, палкой бить!

Лунтик: Ребята, какие еще правила поведения в лесу вы знаете?

Дети называют: не разоряйте муравейников; не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны; не разоряйте птичьих гнёзд; не лови диких животных и не уноси их домой; не убивайте змей, лягушек, они полезны; не руби деревья; не повреждай кору деревьев; не повреждай ягодные кустики и не вырывай их с корнем; не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу; не жги костры;

Гришка:  Я всё понял. Теперь я буду беречь лес!

Лунтик : Давайте улыбнемся, как хорошо вокруг.

                Природа наш хороший, наш добрый, верный друг!

             Игра на развитие мимики и жестов « Назови меня».

Игровое действие. Имитация повадок животных.

Игровое правило. Имитировать повадки животных молча.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям загадать любого представителя фауны (каждому по отдельности). Затем они по очереди изображают это животное, пытаясь как можно точнее передать характерные особенности его поведения с помощью мимики и жестов.

 Игру можно усложнить, предложив двум-трём детям изобразить одно животное.

Тема «Профессии» (Пожарный)

Сказка «Пожар в лесу»

Атрибуты: костюмы (шапочки) Огня, Лиса, Заяц, Медведь, пожарных, телефон, веточки, имитация костра, ведра или шланги.

На лесной поляне появляются два мальчика Саша и Паша, они любуются красотой леса.   Мальчики собирают веточки и разжигают костер.

Ребенок - Огонь: Я огонь, я друг ребят,

                             Но когда со мной шалят,        

                             Становлюсь тогда врагом

                             И сжигаю всё кругом!

Дети убегают. Огонь кружится около деревьев.

Огонь: Ха – ха – ха! Свободен я!

            Побегу гулять в поля!

На поляну выбегают напуганные звери.

Лиса: Пламя прыгнуло в траву,

          Подожгло оно листву!

Заяц: Берегись лесной народ, к нам в леса огонь идёт!

Огонь: Ах, как весело гулять

           Траву, деревья поджигать!

Лиса:  Ах, огонь, незваный гость,

           Опалил мне рыжий хвост.

Заяц подбегает к лисе.

Заяц:  Надо к Мишеньке бежать

            И пожарных вызывать,

Лиса и Заяц бегут к берлоге, зовут Медведя.

Лиса: Миша, Миша, друг, в лесу беда

           Выходи скорей сюда!

Появляется Медведь.

Заяц:    Нужно 01 набрать

             И пожарных вызывать!

Медведь вызывает пожарных по телефону.

Медведь: Лес горит! Пожар! Беда!   Приезжайте к нам сюда!

Пожарный (Лунтик): Принят ваш сигнал тревоги,

                                       Выезжаем на подмогу! (Кладёт трубку)

                                       Эй, пожарная команда,

                                       Потушить пожар нам надо!

Дети тушат пожар.

Логопедический тренинг (слова-рифмы):

Пожар мы быстро победим, коль позвоним по…(01).

Если стал гореть забор, доставай скорей…(топор).

Если все в дыму у нас, надевай…(противогаз).

У пожарных не напрасно цвет машины ярко…(красный).

На пожаре ждет беда, если кончилась…(вода).

Ох, опасные сестрички – эти маленькие…(спички).

Пожарный-Лунтик: Будьте ж с огнём осторожны, дети,

                                     Твёрдо запомните правила эти.

Медведь: Для забавы, для игры спичек в руки не бери.

Заяц:  Сам костра не разжигай и другим не позволяй:

Лиса: Если близко телефон и тебе доступен он,

          Нужно «01» набрать и пожарников позвать!

Координация речи с движением «Мы пожарные»

На машине ярко-красной   (Дети идут дробными, ритмичными шагами)

Мчимся мы вперед, (Делают ритмичную «вертушку»   руками, изображая руль)

Труд тяжелый и опасный (Ритмично потирают кулачок о кулачок и топают ногами)

 Нас, пожарных, ждет. (Ритмично «выбрасывают» пальцы из сжатого кулачка).

Заведующий № 30                                                                                                                  Ермолина Е.В..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализовано-экологические игры для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи «Сказки для Лунтика»

Технология ознакомления детей  с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с  экологическими представлениями через театрализованные игры ....

Интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию "Поможем Лунтику починить луноход"

Эта игра воспитывает интерес и любопытство к космосу, развивает зрительное восприятие, внимание, мышление. Играя в игру, дети научаться находить ответы с помощью знаний о космосе....

Театрализовано-экологические игры для детей старшего дошкольного возраста «Сказки для Лунтика» Практическое пособие для педагогов ДОУ

Данное практическое пособие поможет педагогам ДОУ  в овладении  технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через театрализованные игры экологического содер...

Театрализовано-экологические игры для детей старшего дошкольного возраста «Сказки для Лунтика» Практическое пособие для педагогов ДОУ

Экологическое воспитание и образование являются одной из актуальнейших проблем современности.Особая роль в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребёнка - дошкольника принадлежит театру. ...

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...