Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине
учебно-методический материал по развитию речи
Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (ТРИЗ )
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине | 290.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Составление детьми
творческих рассказов по сюжетной картине
СПДС "Золотой ключик" с. Подстепки. воспитатель Баранова О. И.
Этап 1. Определяем объекты на картине
Цель: - Учить детей определять состав картины, выявлять объекты и их схематизировать.
- Учить детей узнавать эмблему этапа и проговаривать: «Смотрю правило на картину и называю объекты». - Активизация словаря дошкольников по сюжету картины (название объектов и их частей).
Этап 2. Находим на картине взаимосвязи между объектами
Цель: - Учить детей находить взаимосвязи объектов на картине.
- Учить объяснять связи между объектами и обозначать их стрелками.
- Учить детей узнавать эмблему этапа и проговаривать правило: «Один объект связан с другим».
- Активизации словаря дошкольников по сюжету картины (называние действий и взаимодействий объектов).
Этап 3.Составляем сравнение, загадку или метафору по картине
Цель: - Учить детей составлять сравнения, загадки или метафоры по моделям.
- Учить детей узнавать эмблему этапа и проговаривать правило: «Я смотрю на объект и могу сравнить его признаки с признаками других объектов».
- Активизация словаря дошкольников по сюжету картины (проговаривание прилагательных).
Этап 4. Представляем возможные ощущения с помощью разных органов чувств
Цель: - Учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (слух, обоняние, осязание).
- Учить детей узнавать эмблемы этапа и проговаривать правило: «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь».
- Активизировать в речи слова, характеризующие звуки, запахи и тактильные ощущения.
Этап 5. Составляем рифмованные тексты по мотивам содержания картины
Цель: - Учить детей подбирать рифмы к объектам на картине и составлять из них рифмованные тексты.
- Активизировать речь за счет рифмующихся слов.
- Учить детей узнавать эмблему этапа и проговаривать правило: «Я называю объект и составляю про него рифмовку».
Этап 6. Определяем местонахождение объекта на картине
Цель: - Учить детей пространственной ориентировке на картине.
- Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки (наречия).
- Учить детей узнавать эмблему этапа и проговаривать правило: «У каждого объекта есть свое место на картине».
Этап 7. Составляем речевые зарисовки, используя разные точки зрения
Цель: - Упражнять детей в умении перевоплощаться в объект на картине, изменять свое настроение во времени.
- Учить составлять речевую зарисовку от имени какого-либо объекта на картине.
- Учить узнавать эмблему этапа и проговаривать правило: «Я превращаюсь в объект на картине и у меня какой-то характер».
- Активизировать в речи слова, обозначающие свойства характера объекта.
Этап 8. Описываем объект, изменяя его во времени
Цель: - Учить составлять речевые зарисовки об изменении объекта во времени.
- Учить детей узнавать эмблему этапа и проговаривать правило: «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом».
Активизация словаря с использованием речевых оборотов, характеризующих временные отрезки (было – будет, утро – вечер, весна – осень, раньше – позже, до того – после того…).
Активизация словаря с использованием речевых оборотов, характеризующих временные отрезки (было – будет, утро – вечер, весна – осень, раньше – позже, до того – после того…).
Этап 9. Находим смысловые характеристики картины
Цель: - Учить детей находить и объяснять смысловое содержание картины.
- Учить детей составлять речевые зарисовки по типу рассуждений.
- Активизировать в речи слова, обозначающие смысл сюжета картины.
- Учить детей узнавать эмблему этапа и проговаривать правило: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл».
Итоговое занятие по составлению творческого рассказа по картине организуется как праздничное действие – создание речевых подарков картине.
Приглашаются взрослые для фиксирования на бумаге рассказов детей. Количество взрослых должно соответствовать количеству детей. Каждый ребенок рассказывает свой рассказ взрослому.
Созданные детьми тексты используется педагогами в последующие дни для анализа, дальнейшего улучшения и корректировки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по речевому развитию на тему: "Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине "Помощь зимующим птицам".
Программное содержание:1. Учить составлять повествовательный рассказ по сюжетной картине, используя вречи простые распространенные предложения и сложные предложения;учить отражать в речи содержа...
Конспект занятия по составлению творческого рассказа по сюжетной картине с использованием ТРИЗ
Целью данного занятия является подготовка детей к составлению творческого рассказа по сюжетной картине с использованием теории решения изобретательских задач, на примере игр: «Подзорная тр...
Составление связного рассказа по сюжетной картине.
В статье рассматриваются вопросы обучения дошкольников с ОНР рассказыванию по картине .Статья дополнена перспективным планированием....
Тема выступления: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через составление творческих рассказов по сюжетной картине»
Для успешной подготовки ребенка к школе всеми без исключения программами воспитания и обучения дошкольников, рекомендованными Министерством образования России, определено умение самостоятельно составл...
Составление связного рассказа по сюжетной картине детьми с нарушением зрения
В статье кратко изложены основные задачи работы по составлению связного рассказа по картине, особенности и требования к сюжетным картинам, этапы работы....
Составление творческого рассказа по сюжетной картине с использованием ТРИЗ
В большинстве своем мы привыкли традиционно знакомить ребенка с содержанием картины, побеседовать о том, что лежит на поверхности изображения. Я в своей работе использую нетрадиционные эле...