Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине
учебно-методический материал по развитию речи

Баранова Ольга Ивановна

Составление детьми  творческих рассказов по сюжетной картине (ТРИЗ )

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составление детьми

творческих рассказов по сюжетной картине

        СПДС "Золотой ключик" с. Подстепки.        воспитатель Баранова О. И.

Этап 1. Определяем объекты на картине

Цель:        - Учить детей определять состав картины, выявлять объекты и их схематизировать.

  • Учить детей узнавать эмблему этапа и проговаривать: «Смотрю правило на картину и называю объекты». - Активизация словаря дошкольников по сюжету картины (название объектов и их частей).

         C:\Users\Андрей\Desktop\1.jpg                        C:\Users\Андрей\Desktop\1234.jpg   

Этап 2. Находим на картине взаимосвязи между объектами

Цель: - Учить детей находить взаимосвязи объектов на картине.

  • Учить объяснять связи между объектами и обозначать их стрелками.
  • Учить детей узнавать эмблему этапа и проговаривать правило: «Один объект связан с другим».
  • Активизации словаря дошкольников по сюжету картины (называние действий и взаимодействий объектов).

          C:\Users\Андрей\Desktop\2.png                          C:\Users\Андрей\Desktop\000.jpg 

Этап 3.Составляем сравнение, загадку или метафору  по картине

Цель: - Учить детей составлять сравнения, загадки или метафоры по моделям.

  • Учить детей узнавать эмблему этапа и проговаривать правило: «Я смотрю на объект и могу сравнить его признаки с признаками других объектов».

  • Активизация словаря дошкольников по сюжету картины (проговаривание прилагательных).

                C:\Users\Андрей\Desktop\3.jpg                      C:\Users\Андрей\Desktop\01.jpg

Этап 4. Представляем возможные ощущения с помощью разных органов чувств

Цель: - Учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (слух, обоняние, осязание).

  • Учить детей узнавать эмблемы  этапа и проговаривать правило: «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь».
  • Активизировать в речи слова, характеризующие звуки, запахи и тактильные ощущения.

                  C:\Users\Андрей\Desktop\4.jpg               C:\Users\Андрей\Desktop\5.jpg C:\Users\Андрей\Desktop\6.jpg

Этап 5. Составляем рифмованные тексты по мотивам содержания картины        

Цель: - Учить детей подбирать рифмы к объектам на картине и составлять из них рифмованные тексты.

  • Активизировать речь за счет рифмующихся слов.
  • Учить детей узнавать эмблему  этапа и проговаривать правило: «Я называю объект и составляю про него рифмовку».

                    C:\Users\Андрей\Desktop\7.jpg                        C:\Users\Андрей\Desktop\03.jpg     

Этап 6. Определяем  местонахождение объекта на картине

Цель: - Учить детей пространственной ориентировке  на картине.

  • Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки (наречия).
  • Учить детей узнавать эмблему  этапа и проговаривать правило: «У каждого объекта есть свое место на картине».

C:\Users\Андрей\Desktop\12.jpg                                          C:\Users\Андрей\Desktop\05.jpg

Этап 7. Составляем речевые зарисовки, используя  разные точки зрения

Цель: - Упражнять детей в умении перевоплощаться в объект на картине, изменять свое настроение во времени.

  • Учить составлять речевую зарисовку от  имени какого-либо объекта на картине.  
  • Учить узнавать эмблему этапа и проговаривать правило: «Я превращаюсь в объект на картине и у меня какой-то характер».
  • Активизировать в речи слова, обозначающие свойства характера объекта.

                            C:\Users\Андрей\Desktop\13.jpg                  C:\Users\Андрей\Desktop\04.jpg

Этап 8. Описываем объект, изменяя его во времени

Цель: - Учить составлять речевые зарисовки об изменении объекта во времени.

  • Учить детей узнавать эмблему этапа и проговаривать правило: «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом».

Активизация словаря с использованием речевых оборотов, характеризующих временные отрезки (было – будет, утро – вечер, весна – осень, раньше – позже, до того –  после того…).

Активизация словаря с использованием речевых оборотов, характеризующих временные отрезки (было – будет, утро – вечер, весна – осень, раньше – позже, до того –  после того…).

C:\Users\Андрей\Desktop\9.jpg                                     C:\Users\Андрей\Desktop\06.jpg

Этап 9.  Находим смысловые характеристики картины

Цель:         - Учить детей находить и объяснять смысловое содержание картины.

  • Учить детей составлять речевые зарисовки по типу рассуждений.
  • Активизировать в речи слова, обозначающие смысл сюжета картины.
  • Учить детей узнавать эмблему  этапа и проговаривать правило: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл».

                                                                  C:\Users\Андрей\Desktop\11.jpg

Итоговое занятие по составлению творческого рассказа по картине организуется как праздничное действие – создание речевых подарков картине.

Приглашаются взрослые для фиксирования на бумаге рассказов детей. Количество взрослых должно соответствовать количеству детей. Каждый ребенок рассказывает свой рассказ взрослому.

Созданные детьми тексты используется педагогами в последующие дни для анализа, дальнейшего улучшения и корректировки.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по речевому развитию на тему: "Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине "Помощь зимующим птицам".

Программное содержание:1.  Учить составлять повествовательный рассказ по сюжетной картине, используя вречи простые распространенные предложения и сложные предложения;учить отражать в речи содержа...

Конспект занятия по составлению творческого рассказа по сюжетной картине с использованием ТРИЗ

Целью данного занятия является  подготовка детей к составлению творческого рассказа по сюжетной картине с использованием теории решения изобретательских задач, на примере игр:  «Подзорная тр...

Составление связного рассказа по сюжетной картине.

В статье рассматриваются вопросы обучения дошкольников с ОНР   рассказыванию по картине .Статья дополнена перспективным планированием....

Тема выступления: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через составление творческих рассказов по сюжетной картине»

Для успешной подготовки ребенка к школе всеми без исключения программами воспитания и обучения дошкольников, рекомендованными Министерством образования России, определено умение самостоятельно составл...

Составление связного рассказа по сюжетной картине детьми с нарушением зрения

В статье кратко изложены основные задачи работы по составлению связного рассказа по картине, особенности и требования к сюжетным картинам, этапы работы....

Составление творческого рассказа по сюжетной картине с использованием ТРИЗ

В  большинстве  своем мы привыкли традиционно знакомить ребенка с содержанием картины, побеседовать о том, что лежит на поверхности изображения. Я в своей работе использую нетрадиционные эле...