Составление творческого рассказа по сюжетной картине с использованием ТРИЗ
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
В большинстве своем мы привыкли традиционно знакомить ребенка с содержанием картины, побеседовать о том, что лежит на поверхности изображения. Я в своей работе использую нетрадиционные элементы и методику ТРИЗ. Нетрадиционно - это значить научить детей оригинально, непривычно не только воспринимать картину, но и творчески преобразовывать ее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_po_kartine.docx | 22.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: подготовка детей к составлению творческого рассказа по картине.
Задачи:
. формировать умение внимательно рассматривать картину, упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия;
• упражнять в составлении фантазийных рассказов от 1-го лица; развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами;
• расширять и активизировать словарь детей по теме «Весна»;
• активизировать восприятие, развивать внимание, память, воображение, аналитические умения;
• воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его.
Методические приёмы:
Игровая мотивация «Волшебная картина»;
Игра «Подзорная труба»;
Игра «Фотографирование»;
Игра «Вхождение в картину»;
Игра «Живые картинки»;
Игра «Превращение в объект на картине».
Игра «Подзорная труба»
Сегодня я хочу вам показать очень необычную, даже волшебную картину. Почему она необычная? А потому, что она умеет говорить. Не верите? Сейчас я вам покажу. Но рассказывать она будет только очень внимательным, не упускающим ни одной мелочи детям.
Волшебник « Я– вижу» вам в этом поможет, принес для вас волшебные подзорные трубы. Давайте мы теперь эту картину внимательно рассмотрим издалека. Каждый из вас, через трубу увидит, только один предмет или одно живое существо. ( дети перечисляют)
Игра «Фотографирование»
- Молодцы, сколько разных объектов увидели, а давайте, чтобы ничего не пропустить и не забыть, как будто сфотографируем их, я буду выставлять на доске, а вы называть.
-Да, молодцы, ничего не пропустили! Были внимательны.
Давайте дадим имена детям.
Игра «Дружба»
Ребята, все объекты на картине связаны между собой, давайте подумаем и скажем: Кто с кем дружит? Чем или как они связаны? Дети выходят и соединяют стрелками два предмета на доске, затем дают объяснение взаимосвязям объектов.
-Молодцы ребята. На картине можно увидеть ещё много связей, но мы их назовём в следующий раз.
Игра «Вхождение в картину»
-Вам нравится эта картина? А вы хотели бы войти в эту картину? (ответы детей). Тогда, закроем глаза и представим себе, что мы перенеслись в картину.
-Откройте глаза, ребята, вот мы и в картине, как ласково светит весеннее солнышко, давайте погреемся под его лучами.
ФИЗМИНУТКА
Солнечный мой лучик руки вверх
Прыгни на ладошку ладони вверх
Солнечный мой лучик кружатся
Маленький, как крошка
Прыг на носик, на плечо Руки на нос, на плечи,
Ой, как стало горячо! Прыжки
Прыг на лобик и опять Руки на лоб, на плечи,
На плече давай скакать прыжки
Вот закрыли мы глаза, закрыли глаза
А солнышко играет
Щечки теплым лучиком гладят щечки
Нежно согревает.
-Молодцы, как хорошо погрелись под лучами весеннего солнца, почувствовали его тепло.
Воспитатель: Настала время волшебства. Пришел Волшебник «Я – слышу»
И приглашает вас поиграть в игру «Путешествие в картину».
Воспитатель: -Ребята, мы с вами находимся в картине, прислушайтесь внимательно какие звуки вы услышали? Какие предметы могут издавать звук?
(я слышу звуки капели, как с крыши с хрустальным звоном падают сосульки, птички щебечут в лесу, говор первых ручьев, журчит вода, мальчики смеются им весело)
Вот новый волшебник «Я – чувствую»
Воспитатель: А теперь представьте, будто вы дотронулись рукой к предмету и ощутили его поверхность, какая она?
(снег, вода, ствол, деревья, одежда, птицы).
Игра «Живые картинки»
Ребята, давайте мы с вами «нарисуем живую картинку» На картине у каждого предмета своё место. Если мы снова отправимся в «Путешествие по картине», то сможем поиграть в увлекательную игру: мы превратившись в предмет назовём его место на карте.
Сейчас, я каждому из вас предложу карточку, на которой изображён тот или иной объект с картины. и вы найдете своё место на картине ( каждый ребёнок определяет кто он и где ему встать).
«Вокруг себя мы покружились и в картину превратились».
-Молодцы, проверю, все ли на своих местах? Замечательная картина.
Игра «Превращение в объект на картине». Волшебник «Времени» умеет не только переносить нас в другое время, но и превращать в предметы на картине. Каждый из нас превратился в героя изображённого на картине и расскажет о своём, настроении.
Кто ты или что ты? Что делаешь на картине? Какое у тебя настроение? С кем ты дружишь на картине? (Каждый ребёнок выбирает себе объект, изображённый на картине (одушевлённый или неодушевлённый) и рассказывает о себе в рамках выбранного образа).
-Молодцы вы так интересно о себе рассказывали. «Вокруг себя мы покружились и в ребят мы превратились».
-Молодцы! Вы все сегодня порадовали меня, придумывали, фантазировали, интересно рассказывали об объектах. А всему этому нас научила «волшебная» картина А в следующий раз для нашей картины, мы постараемся составить большой интересный рассказ.
Воспитатель: И у каждой картины есть мудрость. Правило жизни или главный смысл, который мы попробуем найти и в нашей картине. Снова я предлагаю поиграть. У меня есть вот такой большой, красивый, но не простой цветок. Это ромашка мудрости. На её лепестках написаны пословицы и поговорки. Обращается к детям: выбирай любой лепесток. Читает написанное.
Пришел марток – надевай семеро порток.
Март – не весна, а предвесенье.
Увидел грача – весну встречай.
Зима весну пугает, да сама тает.
Черемуха расцвела – холода позвала.
Цветущий май – настоящий май.
Ребята, давайте подумаем, как эта пословица связана с нашей картиной. Объясните, почему она подходит или не подходит к картине.
Воспитатель: Ребята, что мы делали играя в игру «Путешествие в картину».
(Называли объекты на картине, мы говорили о том, как объекты на картине, связаны между собой. Говорили, что мы слышим и что чувствуем, составляли рассказ о настроении объекта картины, подбирали поговорки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ»
«Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ»...
Конспект занятия по составлению творческого рассказа по сюжетной картине с использованием ТРИЗ
Целью данного занятия является подготовка детей к составлению творческого рассказа по сюжетной картине с использованием теории решения изобретательских задач, на примере игр: «Подзорная тр...
Составление творческого рассказа по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ
Рекомендации по работе с сюжетной картиной, применяя технологии ТРИЗ....
Мастер-класс для педагогов "Составление творческих рассказов по сюжетной картинке с использованием ТРИЗ-технологии"
ТРИЗ - это практика решения изобретательных задач, основанная Генрихом Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.ТРИЗ для дошкольников – увлекательные занятия, на которых ребенок может фантазиров...
Составление творческих рассказов по сюжетной картине с элементами ТРИЗ
Презентация может быть интересна для педагогов, которые ищут новые подходы для развития речи дошкольников. Использование Элементов ТРИЗ позволяют детям составлять действительно необычные, интересные р...
Мастер-класс «Составление творческих рассказов по сюжетной картинке с использованием ТРИЗ-технологии»
Цель: оказание практической помощи педагогам в использования приемов ТРИЗ технологии. Задачи: 1.Показать преимущество применения Триз-технологии при составлении творческих рассказов по сюжетной картин...