Открытое логопедическое занятие для педагогов "Учимся задавать вопросы со слоненком"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Логопедическое занятие "Учимся задавать вопросы со слоненком" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_zadaem_voprosy_so_slonenkom.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия для педагогов

«Задаем вопросы вместе с любопытным Слоненком Р. Киплинга»

Коррекционно-образовательные:

–– совершенствовать речь детей;

–– познакомить с формами постановки вопросов, вопросительными словами «кто?», «что?», «где?», «когда?», «как?», «почему?»;

–– совершенствовать умение задавать вопросы по сюжету мультфильма, серии картинок и из личного опыта;

социально-коммуникативное развитие:

–– формировать умение понимать и обозначать словом эмоциональное состояние;

Коррекционно-развивающие:

–– развивать эмпатию;

познавательное развитие:

–– развивать познавательный интерес, познавательную активность;

–– мотивировать детей к формулированию (постановке) вопросов;

–– способствовать пониманию того, что вопрос является средством получения новых знаний;

–– совершенствовать двигательные умения и навыки;

–– развивать координацию движений.

Коррекционно-воспитательные:

- формирование навыков сотрудничества;

- формирование навыков самоконтроля.

Предварительная работа:

познакомить детей с вопросительными словами, таблицей мнемосимволов;

показать за день до занятия мультфильм «Слоненок» (Союзмультфильм, 1967 год).

Организационный момент:

 «Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно,

Здравствуй правая рука

Здравствуй левая рука.

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй, весь наш дружный круг.

Логопед : Дети, посмотрите, к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними.

(на полу оброненный листок из книги «Сказки») Книга на полке с книжками.

Беседа о сказке. (О ком? Кто написал?)

Сказка английского писателя Редьярда Киплинга. Сейчас мы посмотрим фрагмент из этого мультфильма и затем побеседуем о нем. Будьте внимательны.

Логопед включает мультфильм «Слоненок» и воспроизводит его до момента, когда Слоненок решает уйти на берег реки от родственников. После просмотра дети отвечают на вопросы.

Логопед: Ребята, что любил делать Слоненок?

Дети: Задавать вопросы.

Логопед: Почему он любил задавать вопросы?

Дети: Ему было интересно, хотел узнать что-то новое.

Логопед: А какой был слоненок?

Дети: любопытный

Логопед: Да, Слоненок был любопытным. Ему было интересно все вокруг.

Логопед: Как вы думаете, задавать много вопросов – это хорошо или плохо?

Дети: хорошо, плохо.

Логопед: Почему? А в каком случае плохо? (тихий час, обед)

А что мы, ребята, получаем, приобретаем, когда задаем вопросы и получаем на них ответы?

Дети: Знания!

Логопед: Правильно, если мы задаем вопросы и получаем на них ответы, мы приобретаем новые ….знания ….об окружающем мире. Скажите, почему тетушки и дядюшки Слоненка не отвечали ему?

Дети: Им было неинтересно. Они не хотели общаться, очень устали. 

    Логопед: Все верно.

 Физминутка про слоненка.

По саванне слон гулял топ-топ-топ

Где слониха слон не знал хлоп-хлоп-хлоп

А слониха у реки, (рукой показать волну)

Мыла хобот и клыки (показать хобот и клыки)

Буль – буль –буль

Мыла хобот и клыки

Буль – буль – буль.

Логопед: Давайте послушаем песню Слоненка. Слушаем внимательно.

(Демонстрация  2-го фрагмента мультфильма, где Слоненок поет песню «Есть у меня шестерка слуг…». После просмотра фрагмента дети отвечают на вопросы.)

Логопед: Какая шестерка слуг была у Слоненка?

Дети: слова, с которых начинаются вопросы.

Логопед: Давайте вспомним, с каких слов начинаются вопросы в песенке? ( дети на ковре)  Кто? Что? Когда? Где? Как? Почему?

Логопед: Правильно, ребята.

Картинки-символы на доске (выставляет + картинка со слоненком.

Дети садятся за парты.

Логопед : Посмотрите на картинку. Подумайте, какие вопросы можно задать по этой картинке с помощью   слов – символов: «кто», «что», «когда», «где», «почему», «как»? (показать указкой)

Как звучит вопрос? (указывать на определённую картинку).

Примеры вопросов по картинке из мультфильма «Слоненок»

Кто изображен на картинке?

Кто тянет Слоненка за нос?

Что хочет сделать Крокодил?

Что в зубах у Крокодила?

Когда Крокодил схватил Слоненка за нос?

Где жил Крокодил?

Почему хобот у Слоненка стал длинным?

Что сказал Удав о пользе длинного носа?

Логопед: Ребята, а с какими словами не получилось задать вопросы? (Выделяет мнемосимвол с этим словом, например, «как») Да, иногда сложно придумать вопрос по картине с каким-нибудь из этих слов. Попробуйте задать вопрос со словом «как» не по этой картинке, а из вашего опыта. Только задавайте такой вопрос, на который вы сами знаете ответ. Например, «Как нарисовать цветок?», «Как правильно одеться на прогулку?» (Дети задают друг другу вопросы и отвечают на них.)

Звучит песня «Есть у меня шестерка слуг…» из мультфильма «Слоненок». Дети танцуют, повторяют за логопедом движения и слова песни.

Есть у меня шестерка слуг,

Проворных, удалых.

И все, что вижу я вокруг, –

Все знаю я от них.

(Дети идут по кругу, держась за руки.)

Они по зову моему

Являются в нужде.

(Дети складывают руки у рта рупором.)

Зовут их: Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где.

(Дети на каждое вопросительное слово загибают пальцы.)

Я их гоняю так и сяк

В ненастье, дождь и тьму,

Пять тысяч где, семь тысяч как,

Сто тысяч почему.

(Дети ритмично выполняют приседания.)

Логопед: Ребята, сейчас поиграем в игру «Интервью». А кто знает, что такое интервью? (за партами или на ковре)

Дети: Один человек задает вопросы, а другой отвечает на них.

Логопед: А помогут нам наши карточки. Вы берете любую карточку с символом и задаете вопрос, который начинается со слова, которое обозначено на карточке, своему соседу или кому пожелаете.

Итог: Поднимите руку, кому было интересно занятие? Мы помним, что Слоненок был любопытным, а есть в русском языке еще слово «любознательный». Как вы думаете, ребята, что оно означает?

Дети: Когда человек любит получать знания.

Логопед: Верно! А вы были сегодня любознательными? Что вам было интересно? А что обозначает слово – любознательный. Кто был самый любознательный?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»...

Открытое логопедическое занятие "Логопедическая олимпиада"

Цели: развивать интерес у детей к спорту. Расширение и обогащение  представлений о зимних видах спорта, систематизировать знания о данных видах спорта, совершенствование связной речи, словарного ...

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе Тема: «Осень»

Образовательная область: речевое развитиеВид деятельности: непосредственно -образовательнаяВозрастная группа: старший дошкольный возрастЦель: обобщение представлений о характерных признаках осени.Прог...