Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну сказок»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Полыскалина Татьяна Николаевна

Конспект занятия по развитию речи

«Путешествие в страну сказок»

 

 

Полыскалина Татьяна Николаевна

 

Цель: обучение детей использованию диалогической речи.

Задачи: формировать у детей умений задавать вопросы и отвечать на вопросы;

– повторить названия сказочных героев;

- упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значениями;

- развивать общую, мелкую моторику, координацию речи с движением;

- формировать функцию словоизменения:

- продолжать обучать правильно употреблять существительные в дательном, творительном падеже;

совершенствовать грамматический строй речи (составлять распространённые дополнениями предложения, используя работу над предлогами; антонимами):

активация речевой деятельности, совершенствование диалогической речи, фонематических представлений;

- формировать у детей умение внимательно слушать взрослого, вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего, воспитывать у детей чувство товарищества, желание прийти друзьям на помощь;

– воспитывать умение слушать друг друга.

– развивать у детей внимание, память, воображение, творческие способности и словесно-логическое мышление.

Ход

Воспитатель: Здравствуйте дети! Сегодня в нашей группе светло и весело. А весело от ваших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и светло и уютно.

-Колокольчик озорной

Ты ребят в кружок построй,

Собрались ребята в круг

Слева друг и справа друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы проведем необычное занятие. Мы отправимся в путешествие в страну сказок. А отправимся мы туда с помощью фантазии. А, что такое фантазия? (Это мечты, когда мы о чем – то мечтаем, выдумываем, то чего нет на самом деле)

Воспитатель: - Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним правила(дети вместе с воспитателем, проговаривают правила).

1. Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Громко, четко говорим

Никуда мы не спешим.

2. Если хочешь ответить, не шуми

Только руку подними.

3. Чтобы разговаривать

Надо выговаривать

Все правильно и внятно

Чтоб было всем понятно.

Воспитатель: - Я предлагаю вам закрыть глаза (звучит сказочная музыка) и представить себе, что мы летим на воздушном шаре, сквозь облака. Сверху мы видим леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха. (Дети закрывают глаза,и кружатся, как – будто, они летят)

Воспитатель:- Дети открываем глаза. Вот мы и прибыли в сказочную страну, посмотрите кто нас встречает.

(На доске солнышко, оно грустное и не хватает лучиков)

Воспитатель: Что это?

Дети: Солнышко

Воспитатель: А какое оно по форме? На что похоже? (На круг, блин)

Воспитатель: Ребята, а какое настроение у солнышка?

Дети: Грустное, печальное, плаксивое.

Воспитатель: - Как вы, думаете почему оно такое?

Дети: У нее нет лучиков, злой волшебник заколдовал лучики.

Воспитатель: - А как мы можем ему помочь?

Дети: - Расколдовать лучики, и порадовать солнышко.

Воспитатель: Посмотрите, а вот и лучики от нашего солнышка. Чтобы их расколдовать нужно выполнить задания. На каждом лучики есть свое задание. Поможем лучикам и солнышку?

Дети: - Поможем

1 Задание «Отгадай загадки» расколдуешь один лучик.

Знаю я, что вы любите отгадывать загадки. Сможете ли вы отгадать мои сказочные загадки? Сможете ли вы дослушать загадку до конца, чтобы понять, о чем в ней говорится, чтоб дать правильный ответ?

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все же попался… (Колобок)

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кровати, три подушки.

Угадай-ка без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

Парень слез с любимой печки

За водой поплёлся к речке

Щуку в проруби поймал

И с тех пор забот не знал. (По щучьему велению)

Не велик собою дом

Но зато вместителен

Уместиться можно в нём

Самым разным жителям

Но весит на нём замок

Этот домик… (Теремок)

Заревели бабка с дедом:

- Как теперь нам быть с обедом?

Мышка по столу бежала

И яичко вдруг упало. (Курочка ряба)

Маша по лесу гуляла,

Заблудилась, потерялась,

К мишке в домик забрела,

Вместе с Мишенькой жила. (Маша и медведь)

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети? (Волк и семеро козлят)

(после отгаданных загадок расколдованный лучик, отправляется к солнышку)

Воспитатель. Вижу, вы очень любите сказки, поэтому правильно отгадали все загадки. Молодцы!

Воспитатель. Отправляемся дальше. Следующий лучик и задание

2. «Назови ласково»

Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная);

- есть волшебство, то. (волшебная);

- есть добро, то… (добрая);

- есть радость, то… (радостная);

- есть загадки, то. (загадочная);

- есть мудрость, то… (мудрая) и т. д.

Воспитатель: - Молодцы, еще один лучик расколдовали, и он отправляется к солнышку. Берем следующий лучик,

3. Физкультминутка с проговариванием чистоговорок

Ва, ва, ва – высокая трава. (Медленно повторяют, идут, высоко поднимая ноги)

Па, па, па – узкая тропа. (Повторяют со страхом, узко ставят ступни)

Ке, ке, ке – мы пришли к реке. (Шагают, руки на поясе)

Кой, кой, кой – любуемся рекой. (Повторяют радостно, развести руки в стороны).

Ась, ась, ась – вот плывёт карась. (Повторяют тихо, плавные движения руками)

Ушка – ушка – ушка – прыгает лягушка. (Повторяют громко, прыжки на двух ногах)

Шо, шо, шо – говорим мы хорошо? (Повторяют тихо, пальцы к губам)

Це, це, це – улыбка на лице. (Повторяют радостно)

- И мы с вами движемся дальше. Посмотрите, какая необычная книга!

Воспитатель: - Мы с вами потрудились на славу, но нам нужно продолжать свой путь, нужго скорее расколдовать все лучики. Следующий лучик и задание

4. Дидактическое упражнение «Слова - антонимы»

Добрый - злой

Смелый – трусливый

Мудрый – глупый

Жадный – щедрый

Трудолюбивый – ленивый

Веселый – грустный

Друг – враг

Правда – ложь (перепрыгивание на двух ногах через два шнура лежащих на полу).

Воспитатель: - Расколдовали еще один лучик, молодцы справились с заданием, следующий луик

5. Дидактическая игра «Скажите ласково»

— У медведицы — лапы, у медвежонка? (лапки).

— А у медведя огромные — (лапищи).

— У медведицы – глаза, у медвежонка? (глазки).

— А у медведя? (глазищи).

— У медведицы – нос, у медвежонка? (носик).

— А у медведя? (носище).

— У медведицы – рот, у медвежонка? (ротик).

— А у медведя? (ротище).

— Чем закончилась эта сказка? (Машенька убежала от медведей).

6. Игра «Волшебный сундучок»

Воспитатель: В сундуке лежат предметы, принадлежащие сказочным героям.

Вам нужно угадать, какому сказочному герою он принадлежит, из какой сказки этот герой.

Волшебный сундук, из которого появляются разные предметы (после нажатия, нажимать 8 раз). Дети определяют, какому герою нужно передать предмет.

Красная шапочка – Красной шапочке;

Сапоги – коту в сапогах;

Метла – Бабе-Яге;

Щука – Емеле;

Золотая рыбка – деду;

Стрела – царевне-лягушке;

Хрустальная туфелька – Золушке;

Яичко – курочке Рябе.

Пальчиковая гимнастика

Солнышко, солнышко Погуляй у речки

(Шевелят пальцами обеих рук).

Солнышко, солнышко, Разбросай колечки.

(Быстро сжимают и разжимают кулаки).

Мы колечки соберем, Золоченые возьмем.

(Делают хватательные движения щепотью).

Покатаем, поваляем

(Круговыми движениями трут ладонь о ладонь).

И назад тебе вернем.

(Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).

Воспитатель: - Ребята вот у нас остался последний лучик, и в этом задании солнышко просит нас с вами сделать ей солнечных подружек. Проходим за столы и с помощью пластилина делаем. (Дети рассаживаются за столы и делают солнышки при помощи пластилинографии)

Воспитатель: - Ребята, пока мы делали подарки для солнышка, посмотрите как оно обрадовалось. Какое оно теперь стало?

Дети: - Яркое, веселое, лучистое.

Воспитатель: А теперь мы отправляемся в обратный путь. Закрываем глаза (включается сказочная музыка) и летим на воздушном шаре, снова пролетаем над лесами и полями. Вот мы и вернулись с вами в детский сад.

Воспитатель: Ребята, понравилось ли вам наше путешествие?

А что понравилось больше всего?

Сказка – волшебная страна, с которой не хочется расставаться.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

«Путешествие в страну сказок»

Полыскалина Татьяна Николаевна

Цель: обучение детей использованию диалогической речи.

Задачи: формировать у детей умений задавать вопросы и отвечать на вопросы;

– повторить названия сказочных героев;

- упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значениями;

- развивать общую, мелкую моторику, координацию речи с движением;

- формировать функцию словоизменения:

- продолжать обучать правильно употреблять существительные в дательном, творительном падеже;

совершенствовать грамматический строй речи (составлять распространённые дополнениями предложения, используя работу над предлогами; антонимами):

активация речевой деятельности, совершенствование диалогической речи, фонематических представлений;

- формировать у детей умение внимательно слушать взрослого, вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего, воспитывать у детей чувство товарищества, желание прийти друзьям на помощь;

– воспитывать умение слушать друг друга.

– развивать у детей внимание, память, воображение, творческие способности и словесно-логическое мышление.

Ход

Воспитатель: Здравствуйте дети! Сегодня в нашей группе светло и весело. А весело от ваших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и светло и уютно.

-Колокольчик озорной

Ты ребят в кружок построй,

Собрались ребята в круг

Слева друг и справа друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы проведем необычное занятие. Мы отправимся в путешествие в страну сказок. А отправимся мы туда с помощью фантазии. А, что такое фантазия? (Это мечты, когда мы о чем – то мечтаем, выдумываем, то чего нет на самом деле)

Воспитатель: - Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним правила(дети вместе с воспитателем, проговаривают правила).

1. Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Громко, четко говорим

Никуда мы не спешим.

2. Если хочешь ответить, не шуми

Только руку подними.

3. Чтобы разговаривать

Надо выговаривать

Все правильно и внятно

Чтоб было всем понятно.

Воспитатель: - Я предлагаю вам закрыть глаза (звучит сказочная музыка) и представить себе, что мы летим на воздушном шаре, сквозь облака. Сверху мы видим леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха. (Дети закрывают глаза,и кружатся, как – будто, они летят)

Воспитатель:- Дети открываем глаза. Вот мы и прибыли в сказочную страну, посмотрите кто нас встречает.

(На доске солнышко, оно грустное и не хватает лучиков)

Воспитатель: Что это?

Дети: Солнышко

Воспитатель: А какое оно по форме? На что похоже? (На круг, блин)

Воспитатель: Ребята, а какое настроение у солнышка?

Дети: Грустное, печальное, плаксивое.

Воспитатель: - Как вы, думаете почему оно такое?

Дети: У нее нет лучиков, злой волшебник заколдовал лучики.

Воспитатель: - А как мы можем ему помочь?

Дети: - Расколдовать лучики, и порадовать солнышко.

Воспитатель: Посмотрите, а вот и лучики от нашего солнышка. Чтобы их расколдовать нужно выполнить задания. На каждом лучики есть свое задание. Поможем лучикам и солнышку?

Дети: - Поможем

1 Задание «Отгадай загадки» расколдуешь один лучик.

Знаю я, что вы любите отгадывать загадки. Сможете ли вы отгадать мои сказочные загадки? Сможете ли вы дослушать загадку до конца, чтобы понять, о чем в ней говорится, чтоб дать правильный ответ?

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все же попался… (Колобок)

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кровати, три подушки.

Угадай-ка без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

Парень слез с любимой печки

За водой поплёлся к речке

Щуку в проруби поймал

И с тех пор забот не знал. (По щучьему велению)

Не велик собою дом

Но зато вместителен

Уместиться можно в нём

Самым разным жителям

Но весит на нём замок

Этот домик… (Теремок)

Заревели бабка с дедом:

- Как теперь нам быть с обедом?

Мышка по столу бежала

И яичко вдруг упало. (Курочка ряба)

Маша по лесу гуляла,

Заблудилась, потерялась,

К мишке в домик забрела,

Вместе с Мишенькой жила. (Маша и медведь)

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети? (Волк и семеро козлят)

(после отгаданных загадок расколдованный лучик, отправляется к солнышку)

Воспитатель. Вижу, вы очень любите сказки, поэтому правильно отгадали все загадки. Молодцы!

Воспитатель. Отправляемся дальше. Следующий лучик и задание

2. «Назови ласково»

Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная);

- есть волшебство, то. (волшебная);

- есть добро, то… (добрая);

- есть радость, то… (радостная);

- есть загадки, то. (загадочная);

- есть мудрость, то… (мудрая) и т. д.

Воспитатель: - Молодцы, еще один лучик расколдовали, и он отправляется к солнышку. Берем следующий лучик,

3. Физкультминутка с проговариванием чистоговорок

Ва, ва, ва – высокая трава. (Медленно повторяют, идут, высоко поднимая ноги)

Па, па, па – узкая тропа. (Повторяют со страхом, узко ставят ступни)

Ке, ке, ке – мы пришли к реке. (Шагают, руки на поясе)

Кой, кой, кой – любуемся рекой. (Повторяют радостно, развести руки в стороны).

Ась, ась, ась – вот плывёт карась. (Повторяют тихо, плавные движения руками)

Ушка – ушка – ушка – прыгает лягушка. (Повторяют громко, прыжки на двух ногах)

Шо, шо, шо – говорим мы хорошо? (Повторяют тихо, пальцы к губам)

Це, це, це – улыбка на лице. (Повторяют радостно)

- И мы с вами движемся дальше. Посмотрите, какая необычная книга!

Воспитатель: - Мы с вами потрудились на славу, но нам нужно продолжать свой путь, нужго скорее расколдовать все лучики. Следующий лучик и задание

4. Дидактическое упражнение «Слова - антонимы»

Добрый - злой

Смелый – трусливый

Мудрый – глупый

Жадный – щедрый

Трудолюбивый – ленивый

Веселый – грустный

Друг – враг

Правда – ложь (перепрыгивание на двух ногах через два шнура лежащих на полу).

Воспитатель: - Расколдовали еще один лучик, молодцы справились с заданием, следующий луик

5. Дидактическая игра «Скажите ласково»

— У медведицы — лапы, у медвежонка? (лапки).

— А у медведя огромные — (лапищи).

— У медведицы – глаза, у медвежонка? (глазки).

— А у медведя? (глазищи).

— У медведицы – нос, у медвежонка? (носик).

— А у медведя? (носище).

— У медведицы – рот, у медвежонка? (ротик).

— А у медведя? (ротище).

— Чем закончилась эта сказка? (Машенька убежала от медведей).

6. Игра «Волшебный сундучок»

Воспитатель: В сундуке лежат предметы, принадлежащие сказочным героям.

Вам нужно угадать, какому сказочному герою он принадлежит, из какой сказки этот герой.

Волшебный сундук, из которого появляются разные предметы (после нажатия, нажимать 8 раз). Дети определяют, какому герою нужно передать предмет.

Красная шапочка – Красной шапочке;

Сапоги – коту в сапогах;

Метла – Бабе-Яге;

Щука – Емеле;

Золотая рыбка – деду;

Стрела – царевне-лягушке;

Хрустальная туфелька – Золушке;

Яичко – курочке Рябе.

Пальчиковая гимнастика

Солнышко, солнышко Погуляй у речки

(Шевелят пальцами обеих рук).

Солнышко, солнышко, Разбросай колечки.

(Быстро сжимают и разжимают кулаки).

Мы колечки соберем, Золоченые возьмем.

(Делают хватательные движения щепотью).

Покатаем, поваляем

(Круговыми движениями трут ладонь о ладонь).

И назад тебе вернем.

(Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).

Воспитатель: - Ребята вот у нас остался последний лучик, и в этом задании солнышко просит нас с вами сделать ей солнечных подружек. Проходим за столы и с помощью пластилина делаем. (Дети рассаживаются за столы и делают солнышки при помощи пластилинографии)

Воспитатель: - Ребята, пока мы делали подарки для солнышка, посмотрите как оно обрадовалось. Какое оно теперь стало?

Дети: - Яркое, веселое, лучистое.

Воспитатель: А теперь мы отправляемся в обратный путь. Закрываем глаза (включается сказочная музыка) и летим на воздушном шаре, снова пролетаем над лесами и полями. Вот мы и вернулись с вами в детский сад.

Воспитатель: Ребята, понравилось ли вам наше путешествие?

А что понравилось больше всего?

Сказка – волшебная страна, с которой не хочется расставаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи " Путешествие в Волшебную страну"

Цели и задачи: 1) Учить детей называть имена друг друга, описывать себя и других. Самостоятельно выбирать действия,проявлять себя.2)Развивать самосознание , становиться самим собой.Развивать спос...

Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в страну сказок"

Занятие в первой младшей группе по развитию речи "Путешествие в страну сказок". Данное занятие может быть использовано воспитателями. На занятии дети закрепляют знания о русских нардных сказках,...

конспект занятия по развитию речи "Путешествие в страну сказок"

Слайд 1:  Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Путешествие в страну сказок»Цель: формирование эмоционального отношения к сказкам.Задачи:·...

Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в страну Сказок" для старшей группы

занятие в интересной форме воспитывает у детей интерес к народному фольклору, обобщает знания детей, развивает эмоционально-образное восприятие детей....

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в сказочную страну» (старшая группа )

Программное содержание:1. Формировать умения обобщать, классифицировать....

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в волшебную страну»

Конспект подгруппового занятия по формированию правильного звукопроизношения «Путешествие в волшебную страну»...

Конспект занятия по развитию речи « Путешествие в страну сказок».

Цель: формировать интерес к русским народным сказкам; закрепить знания детей о русских народных сказках . Задачи: -учить узнавать сказки по эпизодам, загадкам, иллюстрациям; - расширять...