Комплекс игр и упражнений на формирование грамматического строя речи, преодоление аграмматизмов.
картотека по развитию речи (средняя группа)

Бричук Ольга Викторовна

Комплекс игр и упражнений на формировнаие грамматического строя речи, преодоление аграмматизмов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Комплекс игр и упражнений на формирование грамматического строя, преодоление аграмматизмов.

Игры на формирование грамматического  строя  речи  для детей 4-5 лет

1.

Прятки

Цель: Правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, под, перед).

Материал:  Грузовик, мишка, мышка.

Ход игры: В гостях у детей снова мишка и мышка. Гости стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Предлагаем детям закрыть глаза.

-  Мышонок спрятался. Откройте глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверное, под машиной?» Нет. Где же он, ребята? (В кабине.)  Вон он куда забрался!

Закройте снова глаза, мышонок опять будет прятаться. (Сажаем мышонка на кабину.) Где же мышонок? Ребята, подскажите мишке!

Аналогичным образом дети отыскивают вместе с мишкой мышонка, который прячется под машиной, около машины, перед машиной.

2.

Кто больше скажет о профессии

Цель: Соотносить действия людей с их профессией, образовывать соответствующие глаголы (строитель — строит, учитель — учит и т. д.).

Материал: картинки с профессиями людей

Ход игры: Взрослый уточняет понимание детьми слов «профессия», «действие». Обращается к детям:

—  Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я рассказываю вам, как себя вести, играю с вами, рисую, читаю, пою, гуляю, укладываю вас спать... А как вы думаете, какая профессия у Ирины Владимировны, которая нам готовит обед? Правильно, она повар. А какие вы еще знаете профессии? Каждый взрослый человек имеет свою профессию. Он работает и выполняет какие-то действия. Что же, например, делает повар? (Повар варит, печет, жарит, чистит овощи и др.).

—  А что делает врач? (Врач осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции).

—  А что делает портной?

—  Портной   кроит,   наметывает,   порет,   гладит,   примеряет,

шьет.

Взрослый называет еще профессии строителя, учителя, сторожа, пастуха, сапожника, а дети называют действия, характерные для этих профессий.

3.

Говори наоборот

Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса, учить детей подбирать и называть антонимы - прилагательные.

Ход игры: воспитатель кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением: веселый — грустный, быстрый — медленный.

 

4.

Горячий – холодный

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход игры: Педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением. Например: горячий-холодный, хороший-плохой, умный-глупый, весёлый-грустный, острый-тупой, гладкий-шероховатый и т.д.

5.

 Раз, два, три

Цель: Развитие понимания существительных с обобщающим значением.

Оборудование: Наборы картинок по лексическим темам (петух, волк, лошадь, комар; гусь, коза, лиса, пчела; утка, заяц, овца, кузнечик; индюк, ёж, корова, стрекоза).

Ход игры: Детям раздают картинки, которые они рассматривают и называют изображённые на них предметы. Воспитатель произносит слова, имеющие обобщающее значение: «Домашние животные» («Насекомые», «Домашние птицы», «Дикие животные» или др.) Под счёт «раз, два, три» игроки быстро находят и показывают картинки, соответствующие названной категории (лошадь, коза, овца, корова).

6.

Найди и отложи

Цель: развитие понимания существительных с обобщающим значением (развитие понятийного компонента значения слова, пассивного словаря).

Оборудование: Набор предметов или предметных картинок по изучаемой лексической теме и 1-2 набора предметов или предметных картинок по другим лексическим темам.

Содержание: воспитатель предлагает детям найти и отложить предметы/картинки, относящиеся к одной лексической категории: «Найди и отложи только одежду (картинки, на которых изображена одежда)». Предлагается ряд предметов/картинок двух или более категорий (одежда, игрушки, мебель).

7.

Овощи, фрукты.

Цель: учить употреблять имена существительные единственного и множественного числа, согласовывая окончания. Учить отвечать полным предложением.

Оборудование: плоскостные изображения двух деревьев, картинки овощей и фруктов.

Ход:

Дети сидят полукругом. На мольберте изображения двух деревьев.

Педагог: Это волшебные деревья. На них растут разные фрукты, овощи. На этом дереве выросло яблоко (выкладывает 1 яблоко).

Что это? (это яблоко).

А на этом дереве выросло несколько яблок (выкладывает несколько яблок).

Что это? (это яблоки).

Сколько их сейчас? А сейчас? (количество яблок меняется несколько раз).

Яблоко, какое по цвету? (яблоко красное).

Яблоки, какие по цвету? (яблоки красные).

Педагог предлагает ребенку выложить яблоки (количество по желанию) и ответить
полным предложением, согласовывая окончания существительных с

прилагательными.

Сколько яблок выросло на дереве? (на дереве выросло 3 яблока, 5 яблок). За правильные ответы дети получают фишки. Педагог убирает яблоки и ставит овощи (аналогично проводится работа с другими овощами и фруктами).

8.

Игра с мячом  «Правильно назови детенышей животных».

Цель: образовывать форму множественного числа существительного

Оборудование: на доске картинки «Лиса и лисята», «Волк и волчата» и др.

Ход игры:

Сначала дети вспоминают название одного детеныши.

—        Посмотрите, дети, на картинку. У лисы один лисенок или много? (Много.) Лисенок — это один. А как сказать одним словом, если их много? (Лисята.)

—        А теперь поиграем с мячом.

Взрослый называет одного детеныша и бросает мяч, а дети называют множественное число и бросают мяч обратно.

9.

А что у вас?

Цель. Учить детей правильно образовывать множественное число существительных в именительном падеже.

Оборудование: Лото.

Ход игры. 

Вариант 1. Принцип игры тот же, что для всех лото. На больших картах лото даны изображения различных предметов: шар, кот, стол, стул, стакан, диван, сундук, книга, чашка, тарелка, кукла и т.д. На маленьких картах даны те же предметы, но во множественном числе. Ведущий сам называет предмет во множественном числе: «У меня шары. А у вас что?» — «А у меня шар».

Вариант2. Ведущий молча показывает маленькую карточку с изображением предмета. Имеющий этот предмет на большой карте должен назвать его в единственном и множественном числе: «У вас шары, а у меня шар».

10.

Парные картинки

Цель. Учить детей употреблять в речи существительные в единственном и множественном числе именительного падежа.

Оборудование. Парные картинки, изображающие предметы обихода.

Ход игры. 

Вариант 1. Игра заключается в том, что по показанной педагогом картинке ребенок отыскивает у себя такую же и правильно называет ее. Один набор раздается детям (по 5 штук). Другой остается у педагога. Показывая одну из имеющихся у него картинок, педагог обращается к детям: «У кого есть такая же картинка?» Ребенок, у которого оказалась парная картинка, отдает ее и называет. Игра продолжается до тех пор, пока все картинки не будут возвращены педагогу.

Вариант2. В наборе картинок, который раздается детям, изображены те же предметы, но во множественном числе.

11.

Лото

Цель. Учить детей правильному употреблению родительного падежа множественного числа имен существительных в единственном и множественном числе.

Одно колесо — много колес

Одно яблоко — много яблок

Одна кукла — много кукол

Одна книга — много книг

Одна кисточка — много кисточек

Одно полотенце, — много полотенец

Одно кресло — много кресел

Один карандаш — много карандашей

Один стул — много стульев

Один помидор — много помидоров

Один апельсин — много апельсинов

Один лимон — много лимонов

Материалы: картинки двух видов - с изображением предметов ед. ч.  и мн.ч.  

Ход  игры. Всем детям поровну раздаются картинки с изображением одного предмета. У педагога вперемешку лежат вторые экземпляры картинок с изображением на каждой карточке нескольких одинаковых предметов. Педагог задает вопрос: «Кому дать много колес?» Дети, имеющие соответствующую картинку, отвечают: «У меня одно колесо. Дайте много колес». За правильный ответ ребенок получает карточку. Выигрывает тот, кто раньше закроет свои картинки.

Примечание. Можно раздать картинки с одним предметом, можно вперемешку.

12.

Найди себе пару

Цель. Учить детей употреблять в речи глаголы повелительного наклонения.

Оборудование. Разноцветные флажки по количеству играющих детей; барабан или бубен.

Ход  игры. По сигналу педагога (например, удар в барабан) дети разбегаются по комнате, по второму сигналу находят себе пару детей, имеющих одинаковые флажки. В игре должно принимать участие нечетное число детей, чтобы один из играющих остался без пары. Все дети хором ему говорят:

Петя, Петя, не зевай (Оля, Таня и др.),

Быстро пару выбирай.

При этом помахивают флажками. Затем по сигналу дети опять разбегаются, и игра повторяется. Дети должны держать флажки поднятыми вверх.

13.

Иди стой

Цель. Учить детей понимать и употреблять глаголы повелительного наклонения.

Оборудование. Игрушки.

Описание игры. Педагог предлагает водящему выполнить различные, часто противоположные действия, следующие тотчас же друг за другом:

Иди — стой.        Иди — прыгай.

Сядь — встань.        Беги — иди.

Ложись — садись.        Беги — стой.

Сиди — лежи.        Прыгай — беги. И т. д.

Игру можно проводить с игрушками:

Возьми мяч.        Возьми обруч.

Подними мяч.        Подними вверх.

Опусти мяч.        Пролезь через него.

Брось Вове.        Дай Кате.

Игру можно проводить с предметами одежды:

Возьми пальто. — Положи пальто. Надень пальто. — Сними пальто. Расстегни пальто. — Застегни пальто. Надень шапку. — Сними шапку. Отнеси шапку. — Принеси шапку.

При повторении игры при высоком уровне развития речи детей ведущими должны быть дети.

14.

Кошка и бумажка

Цель. Учить детей правильно употреблять глаголы повелительного наклонения «брось», «лови».

Оборудование. Маска кошки, бумажка на веревке.

Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. Педагог показывает кошку, надеваемую на руку, и говорит, что она очень любит играть с бумажкой. Размахивает перед ней бумажкой, кошка ловит ее лапками. Педагог говорит ей: «Брось!». Кошка бросает бумажку. Говорит: «Лови!»   Кошка ловит и т.д.

Потом педагог предлагает детям самим сказать кошке: «Брось!» Кто-нибудь из детей говорит: «Брось!» Кошка выпускает бумажку из лапок. Педагог предлагает сказать детям: «Лови!» Кто-нибудь говорит: «Лови!» Кошка ловит бумажку.

13.

Утром, днем, вечером

Цель. Закреплять в речи детей - наречия времени.

Оборудование. Сюжетные картинки, отражающие различные моменты жизни детей дома или в детском учреждении.

Ход  игры. Дети по очереди берут со стола картинки. Педагог задает вопросы в соответствии с сюжетом: «Когда девочка проснулась? Когда дети рисовали? Когда дети смотрели телевизор?» И т.д.

В зависимости от цели ответы детей могут быть односложными или фразовыми.

14.

Закончи предложение

Цель: учить употреблять несклоняемые существительные

Ход игры: Закончи предложение заданным словом.

  • пальто

          Мама купила себе новое ….

          Она  обрадовалась новому …

          Мама довольна новым …

          Она  рассказала подруге о новом …

          Она  всегда мечтала о таком …

          Она  приколола брошку к своему …

          Мама будет носить осенью красивое  …

  • пианино

В музыкальном зале стоит  …

Музыкальный руководитель играет на  …

Картина висит над  …

На занятии дети подходят к …

  • какао

Я люблю пить …

На столе стоит чашка с  …

  • кино

 В кинотеатре я посмотрел интересное ...

 Я рассказал друзьям о …

 Они решили сходить в  ….

15.

Найди игрушку

Цель. Учить детей понимать и употреблять в речи наречия места.

Оборудование. Игрушки.

Описание игры. Педагог прячет игрушку. Ребенок ищет ее по словесному описанию направлений: «Повернись кругом, сделай три шага вперед, посмотри вниз». Или: «Кукла спрятана между шкафом и окном, ниже окна, но выше стула».

Эту игру можно проводить на улице: «Пойдешь влево, дойдешь до забора, обойдешь забор, подойдешь к дереву, которое стоит справа, сделаешь от дерева пять шагов вперед и там найдешь машину».

Давать задания при повторении игры должны учиться и дети. Дети, допустившие меньшее количество ошибок при выполнении задания, получают значки, флажки и т.д.

16.

Угадай, где это?

Цель. Закреплять в речи детей правильное употребление наречий места «справа — слева».

Оборудование. Предметы окружающей обстановки.

Описание игры. ё

Вариант1. Водящему завязывают глаза. Дети просят его по памяти сказать, где стоит стол, шкаф, телевизор... Водящий отвечает: «Стол справа, шкаф слева, телевизор сзади». Дети становятся водящими по очереди. За каждый правильный ответ водящий получает награду: значок, фишку.

Вариан». Водящий (с открытыми глазами) стоит посередине комнаты и отвечает на вопросы детей. После того как он правильно ответит на все вопросы, водящий переходит в какой-нибудь угол комнаты и снова отвечает на вопросы детей.

17.

Магазин

Цель. Учить детей использованию в речи простого распространенного предложения с прямым дополнением.

Оборудование. Игрушки.

Описание игры. Логопед говорит детям, что он будет продавцом, а они покупателями. Логопед поочередно спрашивает у детей: «Что ты купишь?» Дети отвечают: «Я куплю мяч», «Я куплю куклу», «Я куплю пирамидку» и т.д.

За правильные ответы логопед дает детям поиграть «купленными» игрушками.

18.

Какой предмет?

Цели. Расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете.

Оборудование. Предметы по изучаемой лексической теме.

Содержание. Ребенку предлагается рассмотреть предмет (к примеру, зимнюю шапку). Взрослый просит ребенка определить, какого цвета шапка, какой формы, какого размера. Далее даются следующие инструкции, задаются вопросы: «Погладь шапку. Какая она на ощупь (пушистая, шелковистая, нежная, колючая)?» (Обследование качеств поверхности.) Сомни шапку. Какая она (мягкая, жесткая)? (Изучение мягкости.) «Подними шапку на руке. Какая она по весу (легкая, тяжелая)!» (Определение веса.)

19.

Рассмотри и повтори

Цели. Расширение объема словаря наименованиями частей предметов, формирование представлений о функциях частей предметов, развитие логического мышления.

Оборудование. Предметы (или их изображения) с недостающими частями: грузовик без кузова, ведерко без ручки, чайник без носика, дерево без веток, дом без окон, рубашка без рукава и др.

Содержание. Взрослый обращает внимание детей на отсутствующую деталь предмета, просит детей правильно ее назвать, а также поразмышлять о последствиях такого явления. Например, при рассматривании грузовика (или его изображения) с недостающим кузовом взрослый задает вопросы: «Чего не хватает грузовику? Сможет ли грузовик перевозить разные грузы без кузова? Для чего нужен кузов?»

20.

Подскажи словечко

Цель: расширять предикативный словарь детей, развивать умение отвечать развернутыми предложениями.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры: воспитатель задает детям вопрос, дети смотрят на картинку и отвечают полным предложением.

Есть всего один ответ.

Кто – то знает, кто – то - нет.

Ворона каркает, а сорока …? (стрекочет)

Сова летает, а кролик …? (прыгает)

21.

Что умеет человек?

Цель: поможет ребёнку уточнить названия выполняемых действий, запомнить эти слова.

Описание игры:

Предложите ребёнку назвать действия, которые сегодня выполнял он сам, мама, папа, другие члены семьи:

Мама – готовит, моет, читает, гладит, покупает, зашивает…

Папа – подметает,  приносит, ремонтирует, играет, читает…

Бабушка – варит, печёт, вяжет, включает, показывает…

22.

Кто что делает?

Цель: учить согласовывать личные местоимения с глаголами в роде, числе)  и слова в предложении.

Оборудование: картинки по теме.

Описание: взрослый предлагает девочке (мальчику, группе детей) сделать действие, а других просит ответить на вопрос «Что он делает?», «Что они делают?», «Что она делает?» . Ребята отвечают: Я иду. Мы идем. Он идет. Она идет. Они идут…

23.

Что сначала, что потом?

Цель: научить детей составлять предложения, из которых первое предложение начинается словом СНАЧАЛА, а второе предложение начинается словами А ПОТОМ.

Оборудование: одежда, предметы посуды.

Описание: дети садятся в круг, воспитатель выбирает водящих. Водящие выбирают предметы, с которыми они будут выполнять действия, а дети должны угадать, что будут делать водящие.

Стоит мальчик в шубе и говорит: «Сначала я расстегну шубу, а потом …» «Ты ее снимешь», -  добавляют дети.

Девочка держит половник и тарелку и говорит: «Сначала я налью суп в тарелку, а потом…» «Ты его будешь есть»,- добавляют дети.

23.

Расскажи по картинке

Цель: учить правильно, употреблять форму несклоняемых существительных (пальто).

Оборудование: картинки с изображением пальто разного цвета, шкафа с пальто.

Описание: показывается картинка. Что это? (Пальто.) Какого цвета пальто? Какое пальто? (Пальто синего цвета. Синее пальто).

А у меня зеленое пальто. Вспомните, какие пальто у вас. Какое пальто у тебя, Катя? А у тебя?

Вторая картинка.

Что нарисовано? (Шкафчик) В нем висят пальто. Много пальто.

Сколько пальто в шкафу? (Много пальто) А здесь сколько пальто? (Три пальто) и т.д.

Прием отраженной речи с формулировкой вопроса, с которым можно обратиться к персонажу игры:

Спроси у Наташи: «Тебе жарко в пальто?»

Спроси у Оли: «Какое у тебя пальто?»

Попроси Машу: «Расскажи о своем пальто».

«Что вы хотите делать?» (ряд  специальных упражнений с разноспрягаемым глаголом  хотеть)

24.

Доскажи словечко

Цель: Учить образовывать однокоренные слова.

Содержание: Зимой в лесу холодно, а летом жарко. Летом все звери ищут, где бы напиться воды. К водопою спешат звери со своими детёнышами. Воспитатель читает стихотворение, дети договаривают.

Жарким днём лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой волчицей топал … волчонок

За мамой  лисицей крался … лисёнок

За мамой ежихой катился  … ежонок

За мамой медведицей шёл … медвежонок

За мамой бельчихой скакал … бельчонок

За мамой зайчихой прыгал … зайчонок

За мамой барсучихой бежал … барсучонок

За мамой лосихой топал … лосёнок

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи.

Игры и упражнения для детей дошкольного возраста...

Использование игровых упражнений при формировании грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

В статье рассмотрены особенности формирования грамматического строя речи у детей с ОНР. Даются конкретные методические рекомендации по использованию игровых упражнений при формировании грамматического...

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР.

Картотека дидактических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи выполнена по пособию Р.И. Лалаевой, Н.В.Серебряковой "Коррекция общего недоразвития речи у д...

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у дошкольников

Картотека игр по формированию грамматического строя речи у дошкольников...

Перспективное планирование игр и упражнений на формирование грамматического строя речи (средняя группа)

В планировании представлены игры и упражнения на формирование грамматического строя речи для детей среднего дошкольного возраста....

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи

: Научить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Научить детей составлять предложения по картинкам....